СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая наука и практика как единая система

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Величко Е.А. Педагогическая наука и практика как единая система // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации». – СПб, 2018. – 27 слайдов. – Загл. с экрана. - Дата публикации: 27.01.2018. - 601.44 kB

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая наука и практика как единая система»

Педагогическая наука и практика как единая система ©  кандидат экономических наук, доцент Е.А. Величко, 2018

Педагогическая наука и практика как единая система

© кандидат экономических наук, доцент Е.А. Величко, 2018

ВОПРОС 1. Основы педагогической системы ВОПРОС 2. Педагогические принципы ВОПРОС 3. Понятие и сущность методической системы педагогической деятельности

ВОПРОС 1. Основы педагогической системы

ВОПРОС 2. Педагогические принципы

ВОПРОС 3. Понятие и сущность методической системы педагогической деятельности

ВОПРОС 1 Основы педагогической системы

ВОПРОС 1

Основы педагогической системы

Учитель, чтобы действовать успешно, руководствуется знанием о том, как нужно обучать и воспитывать (принципами, правилами, рекомендациями и т.п.). Чем полнее изучены закономерности педагогического процесса, тем успешнее осуществляется практическая работа. Для того чтобы полнее раскрыть эту связь, необходимо представить научную и практическую деятельность в единой системе. Приступая к построению такой системы, нужно иметь в виду, что ее началом, исходным пунктом может быть только сама педагогическая действительность как часть социальной реальности.

Учитель, чтобы действовать успешно, руководствуется знанием о том, как нужно обучать и воспитывать (принципами, правилами, рекомендациями и т.п.). Чем полнее изучены закономерности педагогического процесса, тем успешнее осуществляется практическая работа. Для того чтобы полнее раскрыть эту связь, необходимо представить научную и практическую деятельность в единой системе.

Приступая к построению такой системы, нужно иметь в виду, что ее началом, исходным пунктом может быть только сама педагогическая действительность как часть социальной реальности.

Первый шаг - описание. Чтобы научно проанализировать действительность, нужно сначала ее описать. Невозможно в «живом» виде непосредственно принять в науку что-либо существующее в действительности, как нельзя сорвать ветку с дерева, которое показывают в телепередаче. Изображение дерева сначала «записывается» в студии, т.е. кодируется в системе электронных импульсов. Подобным образом нужно средствами языка науки закодировать отражение в ней объекта действительности, чтобы можно было с ним работать.

Первый шаг - описание. Чтобы научно проанализировать действительность, нужно сначала ее описать. Невозможно в «живом» виде непосредственно принять в науку что-либо существующее в действительности, как нельзя сорвать ветку с дерева, которое показывают в телепередаче. Изображение дерева сначала «записывается» в студии, т.е. кодируется в системе электронных импульсов. Подобным образом нужно средствами языка науки закодировать отражение в ней объекта действительности, чтобы можно было с ним работать.

На основании сказанного можно утверждать, что первым шагом построения нашей системы будет описание педагогической действительности, включающее в себя результаты наблюдения и отображения (в том числе первичного обобщения) образовательной практики. Такое описание называют эмпирическим, поскольку оно содержит знание фактов, доступных непосредственному наблюдению и измерению. Состав его многообразен. В него могут войти любые знания, отражающие какие-либо элементы педагогической действительности, например знания о психических процессах, протекающих в условиях педагогической деятельности, об усвоении или запоминании учениками материала и т. п.

На основании сказанного можно утверждать, что первым шагом построения нашей системы будет описание педагогической действительности, включающее в себя результаты наблюдения и отображения (в том числе первичного обобщения) образовательной практики.

Такое описание называют эмпирическим, поскольку оно содержит знание фактов, доступных непосредственному наблюдению и измерению. Состав его многообразен. В него могут войти любые знания, отражающие какие-либо элементы педагогической действительности, например знания о психических процессах, протекающих в условиях педагогической деятельности, об усвоении или запоминании учениками материала и т. п.

Второй шаг - теория и в связи с ней - познание закономерностей. Недостаточно просто описать то, что происходит в школах и других образовательных учреждениях. Необходимо найти глубинные основания педагогической деятельности, выявить сущность педагогической действительности, раскрыть действующие в ней закономерности. Здесь необходимо подчеркнуть объективный характер закономерностей, отражающих относительно постоянные свойства обучения и воспитания, учет которых прокладывает русло всей дальнейшей работы, служит для нее ориентиром, не дающим отклоняться в сторону от избранного курса.

Второй шаг - теория и в связи с ней - познание закономерностей. Недостаточно просто описать то, что происходит в школах и других образовательных учреждениях. Необходимо найти глубинные основания педагогической деятельности, выявить сущность педагогической действительности, раскрыть действующие в ней закономерности.

Здесь необходимо подчеркнуть объективный характер закономерностей, отражающих относительно постоянные свойства обучения и воспитания, учет которых прокладывает русло всей дальнейшей работы, служит для нее ориентиром, не дающим отклоняться в сторону от избранного курса.

ВОПРОС 2 Педагогические принципы

ВОПРОС 2

Педагогические принципы

Так мы подошли к рубежу перехода от отображения сущего к разработке норм должного, т. е. от научно-теоретической функции к конструктивно-технической. Этот переход осуществляется на высоком уровне теоретического обобщения и выступает как движение от закономерностей к нормативным обобщениям наиболее высокого ранга - к принципам педагогической деятельности.

Так мы подошли к рубежу перехода от отображения сущего к разработке норм должного, т. е. от научно-теоретической функции к конструктивно-технической. Этот переход осуществляется на высоком уровне теоретического обобщения и выступает как движение от закономерностей к нормативным обобщениям наиболее высокого ранга - к принципам педагогической деятельности.

Высказываются разные мнения о сущности и о самом наборе педагогических принципов. Поэтому придется этот вопрос рассмотреть специально. Понятие «принцип» имеет два основных значения. Во-первых, это обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, к которой оно относится. Во-вторых - норма или правило поведения, например этическая норма. Именно второе значение подходит для педагогики, и вот почему. Эта наука изучает деятельность и должна в конечном счете давать нормативное знание, предписывать, как следует эту деятельность строить, осуществлять и совершенствовать.

Высказываются разные мнения о сущности и о самом наборе педагогических принципов. Поэтому придется этот вопрос рассмотреть специально. Понятие «принцип» имеет два основных значения. Во-первых, это обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, к которой оно относится.

Во-вторых - норма или правило поведения, например этическая норма. Именно второе значение подходит для педагогики, и вот почему. Эта наука изучает деятельность и должна в конечном счете давать нормативное знание, предписывать, как следует эту деятельность строить, осуществлять и совершенствовать.

Педагогические принципы -  это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание, которое педагогика получает, когда реализует свою конструктивно-техническую функцию. В них содержатся указания относительно того, как нужно действовать, чтобы добиться желаемых результатов. Этим они отличаются от тех принципов, которые формулируются, например, физиками или психологами. Принцип наглядности как педагогический означает, что в обучении следует применять средства наглядности.

Педагогические принципы - это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание, которое педагогика получает, когда реализует свою конструктивно-техническую функцию. В них содержатся указания относительно того, как нужно действовать, чтобы добиться желаемых результатов. Этим они отличаются от тех принципов, которые формулируются, например, физиками или психологами. Принцип наглядности как педагогический означает, что в обучении следует применять средства наглядности.

Чтобы сформулировать принцип, нужно обладать многими знаниями. Теоретической основой для выработки норм деятельности служат закономерности, которые сами по себе никаких указаний не содержат. Связь между теми и другими устанавливается не путем логических операций, а в процессе научного обоснования практики. В закономерностях в неявном виде заложена ориентация (включающая и ограничения) на общее направление разработки принципов. Сами же принципы создаются с учетом условий и факторов, определяющих конкретные формы воспитания и обучения. Они объективно обусловлены состоянием образовательной сферы в данный период и возникающими в обществе требованиями к образованию. Например, возникшая в свое время потребность в воспитании самостоятельности нашла нормативное отражение в сформулированном М. Н. Скаткиным дидактическом принципе перехода от обучения к самообразованию.

Чтобы сформулировать принцип, нужно обладать многими знаниями. Теоретической основой для выработки норм деятельности служат закономерности, которые сами по себе никаких указаний не содержат. Связь между теми и другими устанавливается не путем логических операций, а в процессе научного обоснования практики. В закономерностях в неявном виде заложена ориентация (включающая и ограничения) на общее направление разработки принципов. Сами же принципы создаются с учетом условий и факторов, определяющих конкретные формы воспитания и обучения. Они объективно обусловлены состоянием образовательной сферы в данный период и возникающими в обществе требованиями к образованию. Например, возникшая в свое время потребность в воспитании самостоятельности нашла нормативное отражение в сформулированном М. Н. Скаткиным дидактическом принципе перехода от обучения к самообразованию.

В то же время, в отличие от закономерностей, принципы имеют субъективную сторону в том смысле, что осуществление принципа не обязательно для педагога. Он может, например, не реализовать принцип наглядности, сделать обучение чисто вербальным, как это было до Я. А. Коменского. От этого процесс обучения не исчезнет, хотя, скорее всего, он станет менее эффективным.

В то же время, в отличие от закономерностей, принципы имеют субъективную сторону в том смысле, что осуществление принципа не обязательно для педагога. Он может, например, не реализовать принцип наглядности, сделать обучение чисто вербальным, как это было до Я. А. Коменского. От этого процесс обучения не исчезнет, хотя, скорее всего, он станет менее эффективным.

В принципах содержится знание о том, что не может существовать без наших усилий. Например, единство обучения и воспитания не устанавливается само собой, автоматически. Положение о таком единстве формулируется как дидактический принцип (а не закономерность) именно потому, что нужна специальная целенаправленная работа педагогов-теоретиков, составителей учебных материалов, учителей, чтобы сделать обучение воспитывающим. Любое обучение приводит к формированию у школьников эмоционально-ценностных (нравственных, эстетических) отношений к людям, к природе, собственной личности и деятельности, определенных черт характера. Но не всякая обученность влечет за собой воспитанность, поскольку не всегда эти отношения и черты характера у школьника, которого обучают лишь для того, чтобы он получил хорошее знание предмета, оказываются такими, какими они с высокой степенью вероятности формируются в процессе целенаправленного, специально организуемого личностно ориентированного обучения.

В принципах содержится знание о том, что не может существовать без наших усилий. Например, единство обучения и воспитания не устанавливается само собой, автоматически. Положение о таком единстве формулируется как дидактический принцип (а не закономерность) именно потому, что нужна специальная целенаправленная работа педагогов-теоретиков, составителей учебных материалов, учителей, чтобы сделать обучение воспитывающим. Любое обучение приводит к формированию у школьников эмоционально-ценностных (нравственных, эстетических) отношений к людям, к природе, собственной личности и деятельности, определенных черт характера. Но не всякая обученность влечет за собой воспитанность, поскольку не всегда эти отношения и черты характера у школьника, которого обучают лишь для того, чтобы он получил хорошее знание предмета, оказываются такими, какими они с высокой степенью вероятности формируются в процессе целенаправленного, специально организуемого личностно ориентированного обучения.

Прямое приближение к практике в нормативной сфере педагогики начинается с принципов. Они лежат в одном ряду с закономерностями, но логически из них не выводятся. При этом знание педагогических закономерностей отнюдь не является лишним. Какие бы другие знания ни включались в исследование, закономерность остается основой в переходе от отображения к конструированию. Закономерности и принципы служат главными ориентирами в этом переходе и являются структурными элементами системы связи педагогической науки и практики. Конкретные принципы обучения и воспитания будут сформулированы в последующих разделах этой книги. Здесь мы приведем лишь некоторые основные принципы, относящиеся к образованию в целом.

Прямое приближение к практике в нормативной сфере педагогики начинается с принципов. Они лежат в одном ряду с закономерностями, но логически из них не выводятся. При этом знание педагогических закономерностей отнюдь не является лишним. Какие бы другие знания ни включались в исследование, закономерность остается основой в переходе от отображения к конструированию. Закономерности и принципы служат главными ориентирами в этом переходе и являются структурными элементами системы связи педагогической науки и практики.

Конкретные принципы обучения и воспитания будут сформулированы в последующих разделах этой книги. Здесь мы приведем лишь некоторые основные принципы, относящиеся к образованию в целом.

Главный принцип образования — принцип гуманизации, отражающий гуманистическую ориентацию воспитания и обучения. Он предполагает направленность образовательного процесса на возможно полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу: приобщение к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой. При этом важной характеристикой образовательного процесса должны быть доброжелательное отношение друг к другу его участников, уважение к личности.

Главный принцип образования — принцип гуманизации, отражающий гуманистическую ориентацию воспитания и обучения. Он предполагает направленность образовательного процесса на возможно полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу: приобщение к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой. При этом важной характеристикой образовательного процесса должны быть доброжелательное отношение друг к другу его участников, уважение к личности.

Существенной частью гуманизации образования является гуманитаризация. Это, во-первых, наращивание в содержании всех учебных предметов знаний о человеке, человечестве и человечности. Во-вторых, особое внимание к преподаванию гуманитарных учебных предметов (литературы, истории, языков, искусства), признание их приоритетной роли в образовании. В-третьих, в рамках реализации этого принципа возникает задача гуманизации преподавания негуманитарных предметов (физики, химии, математики, информатики и т.п.). Ее можно решить путем выделения в каждом предмете одних и тех же частей общечеловеческой культуры. Преподавание любого учебного предмета в соответствии с этим принципом будет направлено на формирование творческих способностей учащихся, их эмоциональной сферы и гуманистических отношений. Принцип гуманизации образования является главным и системообразующим. В сущности, все разделы педагогики раскрывают и конкретизируют способы его реализации в содержании образования и в образовательном процессе.

Существенной частью гуманизации образования является гуманитаризация. Это, во-первых, наращивание в содержании всех учебных предметов знаний о человеке, человечестве и человечности. Во-вторых, особое внимание к преподаванию гуманитарных учебных предметов (литературы, истории, языков, искусства), признание их приоритетной роли в образовании. В-третьих, в рамках реализации этого принципа возникает задача гуманизации преподавания негуманитарных предметов (физики, химии, математики, информатики и т.п.). Ее можно решить путем выделения в каждом предмете одних и тех же частей общечеловеческой культуры. Преподавание любого учебного предмета в соответствии с этим принципом будет направлено на формирование творческих способностей учащихся, их эмоциональной сферы и гуманистических отношений. Принцип гуманизации образования является главным и системообразующим. В сущности, все разделы педагогики раскрывают и конкретизируют способы его реализации в содержании образования и в образовательном процессе.

Другим общим для всего образовательного процесса является принцип информатизации образования. Информатизация образования представляет собой часть процесса информатизации современного общества. Наша эпоха характеризуется «информационным взрывом» - резким возрастанием количества информации: научной, технической, культурной. Истоки потребности в информатизации лежат в противоречии между умственным и физическим трудом, суть которого состоит в необходимости обогащения содержания трудовой деятельности работников и облегчении их физического труда.

Другим общим для всего образовательного процесса является принцип информатизации образования. Информатизация образования представляет собой часть процесса информатизации современного общества. Наша эпоха характеризуется «информационным взрывом» - резким возрастанием количества информации: научной, технической, культурной. Истоки потребности в информатизации лежат в противоречии между умственным и физическим трудом, суть которого состоит в необходимости обогащения содержания трудовой деятельности работников и облегчении их физического труда.

Информационные возможности людей, ограниченные физическими рамками, перестали соответствовать энергетическим возможностям производства, ставшим, по существу, безграничными в силу использования машинной техники. Это противоречие вело к информационному кризису. Именно оно и решается путем создания информационных, компьютеризированных технологий в области переработки и использования знаний. Переворот в информационной сфере можно считать третьим в истории великим информационным переворотом после изобретения письменности и книгопечатания.

Информационные возможности людей, ограниченные физическими рамками, перестали соответствовать энергетическим возможностям производства, ставшим, по существу, безграничными в силу использования машинной техники. Это противоречие вело к информационному кризису. Именно оно и решается путем создания информационных, компьютеризированных технологий в области переработки и использования знаний. Переворот в информационной сфере можно считать третьим в истории великим информационным переворотом после изобретения письменности и книгопечатания.

Без информатизации сферы образования, ее отставание остро ощущается уже на стадии обучения в средней и высшей школе. Для того, чтобы избежать такого отставания, необходимо помнить, что во всем мире развитие образовательных систем обусловлено развитием информационных технологий. Именно поэтому в образовательной сфере сегодня активно внедряются информационные технологии, основанные на использовании микропроцессоров, различные компьютерные программы, предназначенные для развития современных педагогических технологий. Все более широкое распространение получает многоцелевое использование компьютера в процессе обучения. Создание информационного пространства, выполняющего обучающие функции, преподавание основ информатики и вычислительной техники, подготовка юных программистов - вот некоторые формы осуществления принципа информатизации.

Без информатизации сферы образования, ее отставание остро ощущается уже на стадии обучения в средней и высшей школе. Для того, чтобы избежать такого отставания, необходимо помнить, что во всем мире развитие образовательных систем обусловлено развитием информационных технологий. Именно поэтому в образовательной сфере сегодня активно внедряются информационные технологии, основанные на использовании микропроцессоров, различные компьютерные программы, предназначенные для развития современных педагогических технологий. Все более широкое распространение получает многоцелевое использование компьютера в процессе обучения. Создание информационного пространства, выполняющего обучающие функции, преподавание основ информатики и вычислительной техники, подготовка юных программистов - вот некоторые формы осуществления принципа информатизации.

Однако при всей важности принципа информатизации, он не должен входить в противоречие с приоритетным направлением - гуманизацией образования. Информатизация не должна вести к сокращению возможностей простого человеческого общения за счет увеличения доли и роли обезличенной информации в процессе обучения студентов.

Однако при всей важности принципа информатизации, он не должен входить в противоречие с приоритетным направлением - гуманизацией образования. Информатизация не должна вести к сокращению возможностей простого человеческого общения за счет увеличения доли и роли обезличенной информации в процессе обучения студентов.

Основной целью образования является соблюдение принципа целостности обучения и воспитания, целостности всего образовательного процесса. Это, в свою очередь, определяет необходимость осуществления целенаправленных усилий для объединения воспитания и обучения. Реализация на практике принципа целостности ориентирует образовательный процесс на объединение знаний и умений, сознания и поведения обучающихся. Еще один важный принцип, одинаково относящийся и к обучению и к воспитанию на всех этапах и во всех формах образования: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Основной целью образования является соблюдение принципа целостности обучения и воспитания, целостности всего образовательного процесса. Это, в свою очередь, определяет необходимость осуществления целенаправленных усилий для объединения воспитания и обучения.

Реализация на практике принципа целостности ориентирует образовательный процесс на объединение знаний и умений, сознания и поведения обучающихся.

Еще один важный принцип, одинаково относящийся и к обучению и к воспитанию на всех этапах и во всех формах образования: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

ВОПРОС 3 Понятие и сущность методической системы педагогической деятельности

ВОПРОС 3

Понятие и сущность методической системы педагогической деятельности

По мере дальнейшего приближения к практике все описанные выше элементы выстраиваются в методической системе, представляющей собой нормативное отображение определенного участка педагогической действительности, например преподавания географии или эстетического воспитания. В этой системе расположены знания разной степени общности - от общих принципов воспитания и обучения до конкретных приемов обучения какому-либо предмету или воспитания.

По мере дальнейшего приближения к практике все описанные выше элементы выстраиваются в методической системе, представляющей собой нормативное отображение определенного участка педагогической действительности, например преподавания географии или эстетического воспитания. В этой системе расположены знания разной степени общности - от общих принципов воспитания и обучения до конкретных приемов обучения какому-либо предмету или воспитания.

Методическая система затем конкретизируется в проекте этой деятельности: в образовательных стандартах, программах, учебниках, наглядных пособиях и т.д. Они могут проверяться на практике в ходе опытной работы. Такие материалы – предпоследнее звено в системе, охватывающей науку и практику в их единстве. В них заключены вполне конкретные указания к деятельности учителя и ученика. В то же время они являются частью и средством этой деятельности. Это конечный результат научной работы и одновременно - начальный пункт деятельности практической.

Методическая система затем конкретизируется в проекте этой деятельности: в образовательных стандартах, программах, учебниках, наглядных пособиях и т.д. Они могут проверяться на практике в ходе опытной работы. Такие материалы – предпоследнее звено в системе, охватывающей науку и практику в их единстве. В них заключены вполне конкретные указания к деятельности учителя и ученика. В то же время они являются частью и средством этой деятельности. Это конечный результат научной работы и одновременно - начальный пункт деятельности практической.

Начало и конец системы совмещаются в работе педагога-практика, создающего новую педагогическую действительность. Эта действительность вновь становится объектом изучения: наблюдения, описания, теоретического анализа, в результате которого выявляются новые закономерности, конкретизируются и пополняются ранее полученные знания. Уточняются принципы обучения и воспитания, формулируются новые принципы, разрабатываются рекомендации, создаются новые проекты и т.д.

Начало и конец системы совмещаются в работе педагога-практика, создающего новую педагогическую действительность. Эта действительность вновь становится объектом изучения: наблюдения, описания, теоретического анализа, в результате которого выявляются новые закономерности, конкретизируются и пополняются ранее полученные знания. Уточняются принципы обучения и воспитания, формулируются новые принципы, разрабатываются рекомендации, создаются новые проекты и т.д.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!