Министерство образования и науки Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентки 4 курса,
специальность 44.02.02
группа ПНК – 4А
Бойковой Анастасии Александровны
Использование вступительной беседы о книжной иллюстрации для развития выразительности рисунков младших школьников на уроках изобразительного искусства
Разработка методов и средств, направленных на развитие выразительности рисунков младших школьников на уроках изобразительного искусства
Методическая разработка
Проверили:
Ким С.Н.
Костенко О.А.
Дзержинск - 2024
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………... | 4 |
2. Основная часть. ………………………………………………………....... 2.1. Диагностические методики, направленные на изучение творческих способностей младших школьников………………………………………. 2.2. Средства, методы для развития выразительности рисунков обучающихся начальных классов………………………………………….. | 5 5 9 |
3. Заключение………………………………………………………………... | 14 |
4. Список использованных источников……………………………………. | 16 |
5. Приложения……………………………………………………………….. | 18 |
Введение
В настоящее время проблема развития личности, индивидуальности младшего школьника является актуальной. Образовательная сфера в России находится на новом этапе своего развития, что обусловлено необходимостью трансформации менталитета не только современного общества в целом, но и в каждой личности, в частности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует на правильное развитие обучающихся, включая становление их творческой индивидуальности, как составляющей полноценной идентичности. [1]
Многие педагоги, такие как Т. С. Комарова выделяют и другое достоинство рисунка — его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только младший школьник понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живет ребенок. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле. Чем больше ученик знает о мире, тем шире тематика его рисунков. [7]
Выразительность детского рисунка — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. [2]
В своих научных исследованиях Н.Н. Светловская выделяет выразительность, как показатель творчества, характеризующий количество продукции детской художественной деятельности. [8]
Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Этот метод рассматривался в исследованиях Е.А.Флериной, В.А.Езикеевой, Р.А.Мирошкиной и других педагогов. [9] Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. [5]
Рассматривая иллюстрацию, дети младшего школьного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено, для дальнейшего использование этого в своей практике.
Средства художественно-образной выразительности (линия, форма, цвет, композиция), помогают детям узнавать содержание картинки и формировать собственное мнение о том, как правильно передать задуманную идею в собственном рисунке. Они эмоционально воспринимают образ, проявляют желание ещё раз рассмотреть изображение. [4]
Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации, их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений.
Учитель не использует нужное количество методов и средств для воспитания творческой личности, индивидуальности у младших школьников.
Важно использовать разные средства и методы на уроках изобразительного искусства, чтобы младшие школьники учились не копировать иллюстрации, а создавать новые, повышая уровень своей творческой личности.
Данная разработка будет полезна учителям начальных школ, практикующим студентам.
В работе представлены диагностические методики, направленные на изучение творческих способностей младшего школьника, также средства и методы развития выразительности рисунка младших школьников.
Рекомендуется применять диагностические методики в группе продленного дня, а средства и методы развития выразительности непосредственно на уроках изобразительного искусства.
2.1. Диагностические методики, направленные на изучение творческих способностей младших школьников.
Методика «Круги»
Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут. (Приложение 4)
Обработка результатов
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.
Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.
Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.
Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.
Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».
Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.
Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.
Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.
Интерпретация результатов
Критерии творческих способностей | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Оригинальность | 0—2 балла | 2—6 баллов | свыше 8 баллов |
Гибкость | 1—2 балла | 3—4 балла | свыше 5 баллов |
Беглость | 0—9 баллов | 10—13 баллов | свыше 14 баллов |
Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.
Тест «Домик»
Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец. (Приложение 5)
Обработка результатов
За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.
3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.
4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.
5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.
Интерпретация результатов
• 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;
• 2—3 балла — средний уровень;
• свыше 4 баллов — низкий уровень.
2.2. Средства, методы развития выразительности
Средства развития выразительности
Карандаш. Карандаш — твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда — обратно). Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Овладение карандашной техникой рисования мы считаем необходимым и потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения. Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Линия оконтуривает; она призвана определять границы формы. Не умея нарисовать линию, ребенок не сможет овладеть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета. Сходство же изображения с реальным предметом достигается в основном при правильной передаче его формы.
Кисть. Кисть — мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу — иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивыми. Необходимо овладеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола дерева). Широкие липни удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх. Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, чтобы не загрязнять краски. Поэтому необходимо заранее приготовить воду.
Штрих. Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений и зависимости от изобразительной задачи. Постепенно дети научаются регулировать размах движения руки при закрашивании в зависимости от величины изображений (Приложение 1). В ряде случаев закраска рисунка может быть не сплошной, а штриховой. Так, например, чтобы передать оперение птицы, совсем не обязательно покрывать цветом всю форму — гораздо выразительнее изобразить оперение отрывистыми штрихами. В тех случаях, когда рисунок выполняется в цвете, эти штрихи-перья будут цветными, а в тоновом рисунке они могут быть черными, серыми. Так же не сплошь, а штрихами можно покрыть тело рыбки, чтобы создать впечатление чешуйчатости (Приложение 2). Для достижения большей выразительности дети должны уметь использовать штрих разного характера. Например, травка может быть передана короткими, вертикально расположенными штрихами. Если она занимает широкое поле, то штрихи располагаются в несколько рядов, при этом штрихи верхнего ряда заходят за расположенные ниже. Создается впечатление поля, покрытого густой, короткой щетиной зеленой травы. Но трава может быть высокой, колышущейся на .ветру. Передать это в рисунке удается более длинными, слегка наклонными штрихами. Важно учить детей не действовать однообразно, раз и навсегда закрепленными способами (Приложение 3), а изменять приемы в зависимости от того, какую изобразительную задачу решает ребенок. [7]
Линия. Линия представляет собой протяженную динамику, обычно создается при помощи кисти, карандаша или кисти на любой поверхности. Линейное изображение обладает протяженностью, на плоскости формируется в определенном направлении. Особенности линейного изображения зависят от материалов и техники выполнения работы. Линия бывает короткой, бесконечной, длинной. Она способствует выделению границ вещи, однако не отражает внутренних чувств рисующего. Линии могут быть разными – прямыми, ломанными, кривыми, в форме зигзага, прерываться, в форме волны, тонкие, жесткие, толстые, мягкие.
Пятно. Пятно также формирует композицию. Оно заполняет собой большую часть плоскости композиции. Его можно использовать с едиными для всего изображения характеристиками светлоты, насыщенности, фону. Бывает такое, что в разных частях рисунка пятна совершенно разные.
Методы развития выразительности
«Особенное в обычном». Часто младшие школьники смотрят, но не умеют видеть. Нужно учить их видеть особенное в обычном, учить вглядываться. Например: рассматривать ковер осенних листьев на книжной иллюстрации. Рассматривая множество различных осенних листьев, обучающиеся обогащают свой запас творческих знаний. В будущем, на практике, ученики используют большее количество разнообразных цветов листьев.
«Форма». Чаще всего ученики используют какую-либо однообразную форму. Необходимо обогащать их творческий арсенал и посвящать рисунки именно не типичным формам чего-либо. Впоследствии рисунки детей наполнятся разнообразием форм. Например: предложить младшим школьникам изобразить листопад, используя самые различные формы листьев, которые они знают.
«Изучение книжной иллюстрации». Для развития выразительности рисунка учителю вместе с обучающимся нужно проанализировать книжную иллюстрацию. В работе над учебной картиной выделяют несколько этапов, которые помогут наиболее активно и плодотворно провести работу по изучаемому материалу: 1.Подготовка к восприятию картины, сопровождающаяся сообщением названия и автора, и замечанием о смысле ее демонстрации. 2.Первичное восприятие картины, которому отвечают вопросы: «Что? Где? Когда?» 3.Осмысление отдельных деталей картины, их анализ. 4.Обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей. Работа по картине должна проводиться последовательно, чтобы усвоение материала было более результативным. Последовательность работы по картине на уроке: 1) учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней; 2) дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что появившегося перед ними изображения; 3) начиная рассказ, указывает место и время действия; 4) дав общее описание обстановки, фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном; 5) выявляет детали и частности; 6) в заключение делает общий вывод, указывает существенные признаки явления.
«Изменения». Младших школьников необходимо учить изображать разнообразно погодные явления. Обычно, ученики рисуют ясный солнечный день. Следует учить их изображать разную погоду. Необходимо проанализировать ясную погоду, а затем противоположную ей – пасмурную. Затем попросить нарисовать акварельными или гуашевыми красками одну и ту же картину природы в разном состоянии: в ясный, солнечный день и в пасмурную, ветреную погоду.
«Сочетания». В ряде случаев можно добиться выразительности рисунка, сочетая гуашь и цветные карандаши. Так, красиво смотрятся нарисованные цветными карандашами (по памяти) старинные особняки, уголок участка со строениями, беседками, где гуляют дети. Деревья, снег при этом выполняются гуашью. Выразительное решение изобразительной задачи достигается при рисовании акварелью по сырому, когда мягко растекающаяся краска образует плавные тонкие переходы цветов и оттенков. Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности. Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Заключение
В работе исследован вопрос развития выразительности рисунка младшего школьника. Первоначально необходимо проведения диагностических методик, направленных на изучение уровня творчества обучающихся. Получив результаты данных методик, мы можем сделать вывод не только об уровне творчества, но и об уровне выразительности обучающихся. Впоследствии необходимо использовать разработанные методики для дальнейшего развития данных навыков. Также необходимо обучать учащихся работать со средствами выразительности, для более эффективного развития их творческих навыков.
Таким образом, изучив труды отечественных ученых, были подобраны средства и методики, развивающие выразительность рисунков младших школьников на уроке изобразительного искусства.
Педагоги стремятся развивать у детей способность передавать художественный образ в рисунках, используют книжные иллюстрации, для побуждения у детей сопереживания, эстетических эмоций, то есть собственно ради чего и создаются произведения, ради чего и существует искусство.
Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить учеников с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.
В книжных иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения людей, деревьев, пространства земли, животных в движении. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно во вступительной беседе.
Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.
С помощью сбора материалов, была определена важность книжной иллюстрации в творческой деятельности младших школьников. Книга – мощное оружие, направленное на всестороннее развитие детей.
Цель представленных средств и методик выразительности детского рисунка – это не только приобщение учителя к какому-либо виду искусства или информации о художниках и произведениях, не просто овладение умениями и навыками творческой работы с художественным материалом или знакомство с языком искусства и развитие художественного вкуса. Самое важное – превратить школьные часы, дни и годы учебы в радостные и счастливые мгновения. Не шаблонное, серое, ежедневное одинаковое существование по раз заведенному порядку, а живая, полная смысла, переживания, труда, увлечений поисков и находок жизнь каждого ребенка, переступающего порог школы, - вот главная цель, вот на что направлены каждые средства и методы выразительности детского рисунка.
Список использованных источников
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 г. №286. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 03.11.2022). – Текст: электронный.
2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации. – Текст : электронный // Моя учеба: сайт – 2015. URL: https://www.yaneuch.ru/cat_16/vozrastnye-osobennosti-vospriyatiya-knizhnoj-illjustracii/610405.3558837.page2.html.
3. Герчук, Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства / Ю. Я. Герчук. – Москва: РИО Мособлупролиграфиздата, 1994. – 468 с. – ISBN 5-85255-214-3. – Текст : непосредственный.
4. Грошенков, И.А. Уроки рисования / И.А. Грошенков. – Москва: Просвещение, 1969. – 355 с. - ISBN 5-633-00571-6. – Текст : непосредственный.
5. Иллюстрация в книге для детей. - Текст : электронный // Лучшие знания!: сайт - 2015. - URL : https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00548437_0.html.
6. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах / В. С. Кузин – Москва: Просвещение, 1979. – 406 с. – Текст : непосредственный.
7. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать / Т.С. Комарова, - Москва: Столетие, 1998. – 210 с. – Текст : непосредственный.
8. Светловская, Н. Н. Детский рисунок в современной начальной школе : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06716-3. — URL: https://www.urait.ru/bcode/515226 (дата обращения: 30.10.2023). – Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. – Текст : электронный.
9. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня, Е.А. Фрелина, - Москва: Просвещение, 1991. -128 с.- ISBN 5-09-003429-X. – Текст : непосредственный.
Приложения.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
11