Сопровождения, наставничества для обучающихся образовательной организации
«Успех каждого ребенка» (направлена на разработку методологии (целевой модели) сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и предполагает, что не менее чем 70% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должны быть вовлечены в различные формы наставничества).
Цель создание условий для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от ?? лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ «СОШ № 45 г. Челябинска»
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
-улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
-подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
-раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
-создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности.
Практика внедрения методологии наставничества в образовательную деятельность на наш взгляд может предполагать следующие действия:
1. Нормативное введение практики наставничества в образовательную организацию.
С нормативно-правовой точки зрения на данном этапе первоначально должно быть разработано и утверждено «Положение о наставничестве в образовательной организации» (приказа по образовательной организации), в котором четко должны быть прописаны механизмы реализации наставничества (кто и при каких условиях является наставников и наставляемым.
2. Разработка и утверждение
«дорожной карты» внедрения системы наставничества. + сроки+кто ответственный за исполнение
3 Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы.
4. Проведение мониторинга по выявлению предварительных запросов о потенциальных наставляемых и о заинтересованных в наставничестве внутри школы.
5. Проведение административного совещания по выбору форм наставничества и реализации целевой модели наставничества. 6.Формирование программы по трем формам наставничества
«Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик».
Август - сентябрь 2020
кураторы целевой модели наставничества
7. Информирование педагогов, обучающихся и родителей о целях целевой модели наставничества.
8. Проведение педагогического совета.
9. Проведение родительских собраний.
10. Проведение ученической конференции.
11. Проведение классных часов.
12 .Информирование внешней среды.
Август- сентябрь 2020-
2024гг.
директор школы, администрация
школы, классные руководители
13. Формирование базы наставляемых.
Сбор данных о наставляемых, формирование базы данных наставляемых.
14. Проведение анкетирования среди обучающихся и педагогов, желающих принять участие в программе наставничества.
Сбор согласий на обработку персональных данных.
Формирование баз данных наставляемых из числа педагогов и обучающихся.
Август- сентябрь 2020-
2024гг.
Малыгина Т.С.,
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества,
15. Формирование базы наставников.
Сбор данных о
наставниках, формирование базы данных наставников.
Проведение анкетирования
среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества.
Сбор согласий на обработку персональных данных.
Формирование баз данных наставников из числа педагогов и обучающихся
Август-
сентябрь 2020-
2024гг.
Малыгина Т.С.,
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества
16. Отбор и обучение наставников.
Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников.
Обучение наставников для работы с наставляемыми.
Провести анализ базы наставников и выбрать подходящих для конкретной программы.
Подготовить методические материалы для сопровождения наставнической деятельности.
Организовать обучение наставников.
Сентябрь
2020-
2024 гг.
Липинская Т.В., директор школы, Малыгина Т.С.,
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества
17. Формирование наставнических пар / групп.
Отбор наставников
и наставляемых. Закрепление наставнических пар/групп.
Анализ заполненных анкет
потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых.
Организация групповой встречи наставников и наставляемых.
Составление планов индивидуального развития наставляемых.
Организация психологического сопровождения наставляемым, не сформировавшим пару или группу, (при необходимости), продолжить поиск наставника.
Сентябрь
2020-
2024гг.
Малыгина Т.С.,
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничеств, наставники, педагог- психолог.
18. Организация и осуществление работы наставнических пар /
Организация
комплекса последовательных встреч и текущего контроля наставников и наставляемых
Регулярные встречи наставника
и наставляемого.
Анкетирование обратной связи для промежуточной оценки.
Сентябрь-
декабрь 2020 –
2024гг.
Наставники,
Малыгина Т.С.,
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества
19. Завершение наставничества
Отчеты по итогам
наставнической программы.
Анкетирование участников.
Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества.
Декабрь
2020 -
2024гг.
Малыгина Т.С.,
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества
Мотивация и
поощрения наставников
20. Поощрение участников
наставнической деятельности благодарственными письмами.
Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, информации на сайте школы
Декабрь
2020 -
2024гг.
Липинская Т.В.,
директор школы, Малыгина Т.С.,
Черных Е.В., кураторы целевой модели наставничества
Цель под вопросом
Целями наставничества являются повышение уровня подготовки обучающихся, передача опыта (знаний, умений и навыков), обеспечение оптимального использования времени и ресурсов, обучение наиболее рациональным приемами методам работы для достижения обучающимися высокого уровня подготовки по образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Задачами наставничества являются:
Комплексное освоение обучающимися различных видов деятельности в рамках освоения образовательных программ, формирование компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы за счёт ознакомления современными методами и приёмами труда, передачи наставниками своего профессионального опыта.
Повышение уровня образования и навыков выпускников МБОУ СОШ с/п Кенай.
Установление и расширение деловых контактов, способствующих повышению мотивации обучающихся к освоению образовательных программ и постоянному саморазвитию;
Содействие достижению обучающимися высокого качества труда (в том числе учебного).
Дети с «Билетом в будущее»
Начало из начал
Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
С малой удачи начинается большой успех.
Успех не приходит сам по себе, если даже очень его ждать.