СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая ценность и технология проблемного обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:

Проблемное обучение целесообразно применять:

  • когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
  • когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
  •  когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая ценность и технология проблемного обучения»

Педагогическая ценность и технология проблемного обучения

Педагогическая ценность и технология проблемного обучения

Актуальность проблемного обучения Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.  

Актуальность проблемного обучения

  • Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.  
Проблемное обучение способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.

Проблемное обучение

  • способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.
Проблемное изложение знаний Виды проблемного обучения Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний Исследовательский метод обучения

Проблемное изложение знаний

Виды проблемного обучения

Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний

Исследовательский метод обучения

дидактические способы создания проблемных ситуаций Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике Поиск новых путей практического применения обучающимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка

дидактические способы создания проблемных ситуаций

Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними

Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике

Поиск новых путей практического применения обучающимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения

Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них

Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка

дидактические способы создания проблемных ситуаций Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций Варьирование, переформулировка задач и вопросов

дидактические способы создания проблемных ситуаций

Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации

Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов

Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем

Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций

Варьирование, переформулировка задач и вопросов

Приемы создания проблемных ситуаций Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения; Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос; Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций; Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения. Определить проблемные теоретические и практические задания;  Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Приемы создания проблемных ситуаций

Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

Определить проблемные теоретические и практические задания; 

Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Примеры создания проблемных ситуаций на уроках Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Примеры создания проблемных ситуаций на уроках

  • Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта».
  • Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Примеры создания проблемных ситуаций на уроках Пример.  Урок «Математика»   Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки? Самый длинный бал королевства  продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?

Примеры создания проблемных ситуаций на уроках

  • Пример.  Урок «Математика»
  •   Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью.
  • Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
  • Самый длинный бал королевства  продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
Примеры создания проблемных ситуаций на уроках Пример.  Урок «Русский язык» На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах)  

Примеры создания проблемных ситуаций на уроках

  • Пример.  Урок «Русский язык»
  • На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах)
  •  
Примеры создания проблемных ситуаций на уроках Обучение грамоте.  Тема: «Из чего сделаны слова?» На доске записаны слова: рябина мак трава стол. - Какое слово лишнее? Почему? ( Стол, т.к. все остальные слова – живая природа, а стол - неживая) - Кто сделал стол? ( Человек) - А из чего сделан стол? ( Из дерева) - Как вы думаете, а из чего сделаны слова? ( Не знаем) - Хотите узнать? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

Примеры создания проблемных ситуаций на уроках

Обучение грамоте. 

Тема: «Из чего сделаны слова?»

На доске записаны слова: рябина мак трава стол.

- Какое слово лишнее? Почему? ( Стол, т.к. все остальные слова – живая природа, а стол - неживая)

- Кто сделал стол? ( Человек)

- А из чего сделан стол? ( Из дерева)

- Как вы думаете, а из чего сделаны слова? ( Не знаем)

- Хотите узнать? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

заключение Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции.

заключение

  • Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции.
Список литературы Арапов, К.А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / К.А. Арапов, Г.Г. Рахматуллина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2012. – № 8 (43). – С. 290-294. Приходько, Е.Б. Применение технологии проблемного обучения на уроках математики / Е.Б. Приходько. – Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). – Казань: Молодой ученый, 2018. – С. 27-31. Рослякова, Л.М. Проблемное обучение как образовательная технология / Л.М. Рослякова. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 206-210. Руковичка, М.Г. Технологии проблемного обучения в школьной педагогической практике / М.Г. Руковичка, Л.И. Бугаева, Л.А. Савельева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 1009-1011.

Список литературы

  • Арапов, К.А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / К.А. Арапов, Г.Г. Рахматуллина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2012. – № 8 (43). – С. 290-294.
  • Приходько, Е.Б. Применение технологии проблемного обучения на уроках математики / Е.Б. Приходько. – Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). – Казань: Молодой ученый, 2018. – С. 27-31.
  • Рослякова, Л.М. Проблемное обучение как образовательная технология / Л.М. Рослякова. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 206-210.
  • Руковичка, М.Г. Технологии проблемного обучения в школьной педагогической практике / М.Г. Руковичка, Л.И. Бугаева, Л.А. Савельева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 1009-1011.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!