СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические мероприятия по экологическому воспитанию дошкольников в повседневной жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - важнейшее мероприятие повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические мероприятия по экологическому воспитанию дошкольников в повседневной жизни.»





Педагогические мероприятия по экологическому воспитанию дошкольников в повседневной жизни.



На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Созда­ние и поддержание экологически необходимых условий для рас­тений и животных — это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию. Младшие дошкольники лишь по­могают воспитателю, впитывают его отношение к живым суще­ствам (слова, интонации, действия), обучаются простым опера­циям; старшие — по очереди дежурят, при помощи взрослого обретают навыки самостоятельности в непростом деле поддержания условий для комнатных растений, аквариумных рыб, декоративных птиц и других животных.

Проведение этого мероприятия требует от воспитателя систематичности, выдержки, терпения и такта. Оно оказывает больше, чем другие формы педагогического воздействия, влияния на уровень экологической воспитанности детей, так как оно формирует первые нравственные основы экологической культуры.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми, в этом мероприятие имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому су­ществу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овла­девают орудиями труда. Общение педагога сводится к доброжела­тельному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребенок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребенка, причем не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенка, в середине — это похвала-поддерж­ка, в конце — главная похвала как итог хорошего поступка, кото­рый совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совмест­ной деятельности по созданию условий для обитателей уголка при­роды очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада — еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в млад­ших группах 3 — 4 наблюдения, в старших — 8 —10 и более наблю­дений за таким же объектом природы. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 — 3 дня (в отдельных случаях разрыв может достигать недели).

На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песоч­нице (сентябрь); за аквариумными рыбами (октябрь —ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь — февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль— март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель —май); за наземным обитателем уголка природы (апрель —май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). Обозначенные циклы наблюдений типичны для подавляющего большинства дошкольных учреждений России, их осуществление создает у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой — одну неделю в месяц дети ежедневно рассмат­ривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода. Любое наблюдение — это познавательная деятельность, требуюшая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное — хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Заполнение календаря природы — еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погод­ные явления, изображать дерево и покров земли в полном соот­ветствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображе­нием птиц, которых видели на участке, а старшие дети обознача­ют их значками — галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря — это рисунки, отображающие по­следовательно рост какого-либо растения. Это могут быть лукови­ца в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность рост и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря — важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, 41 в календарях отражаются закономерные изменения природы: рос и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные: изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно пред­ставлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, вос­питатель осуществляет познавательное общение с дошкольника­ми — показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправ­ляет — в общем доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое об­щение развивают интеллект детей и личность в целом.

Специально следует остановиться на общении с природой — от­дельных взаимосвязанных мероприятиях, позволяющих научить детей духовному контакту с растениями и животными. В общей системе экологического воспитания дошкольников общению с, природой следует отвести важное место, так как оно развивает нравственные чувства — сопереживание, сочувствие, привязан­ность к «братьям меньшим», ответственность за них, умение счи­таться с ними. Общение с природой — не столько интеллектуаль­ная, сколько этическая форма взаимодействия с обитателями угол­ка природы, приносящая радость, развивающая гуманные чув­ства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Зарубежная медицина уже давно взяла на вооружение фактор общения человека с природой. Создано целое направление в ме­дицине — анималотерапия (animal — по-английски животное), когда людей с заболеваниями нервной системы, психическими травмами лечат методом общения с животными. Нередко контакт один на один (добровольный посильный труд, наблюдения, раз­говоры) с тем или другим симпатичным для человека животным оказывает на него оздоравливающее воздействие, успокаивает, приводит в равновесие.

Общению с природой следует учить с дошкольного детства. Это может предотвратить жестокость школьников по отношению к кошкам, собакам и другим животным. Методика формирования у детей 5 — 7 лет навыков общения с природой может включать в себя следующее:

  • животному, обитателю уголка природы дается кличка (имя), нос питатель приучает детей ласково обращаться к нему (например, вороваться по утрам), разговаривать приятным негромким голосом. Итогом такого начала становится безбоязненное отношение .miпотного к детям (зверек не убегает, птица не мечется по клетке);

  • кормление с руки — очень важное действие. Воспитатель учит детей предлагать голодному животному его любимый корм, осто­рожно протягивая к нему руку и приговаривая ласковые слова. Итогом становится доверие животного — оно берет корм, пере­плет прятаться, убегать;

  • поглаживание (почесывание) животного — это уже настоя­щий контакт, который возникает в том случае, если животное полностью доверяет людям (птицы, как правило, не позволяют себя трогать, но некоторые попугаи любят почесывание головы);

  • общение в свободном пространстве, когда свинку, черепаху, попугая выпускают из клетки. Животные, относящиеся с довери­ем к людям, не пугаются обретенной свободы и простора, начи­нают исследовать предметы и пространство. Особенно интересно это получается у млекопитающих и птиц — высокоразвитых жи­вотных. В этой ситуации дети не должны мешать им; самая лучшая форма общения — спокойное наблюдение на некоторой дистан­ции, тогда животные сами начнут вступать в контакт (попугай сядет кому-нибудь на голову или плечо, свинка начнет обнюхи­вать игрушки и играющих детей).

Воспитатель учит детей общаться и с растениями: во время ухо­да за ними демонстрирует, как можно разговаривать с зелеными друзьями (см. выше). Воспитатель поясняет детям, что растения — это живые существа, но совсем не такие, как человек. Они не могут разговаривать, отвечать, но им хорошо, когда на них смотрят, го­ворят им хорошие слова — от этого они лучше растут и цветут.

Взрослый поощряет стремление детей подходить к растениям, рассматривать их и разговаривать с ними.

Общение детей с объектами природы, находящимися с ними в одном жизненном пространстве, формирует у них неравноду­шие а природе, понимание специфики живого организма, само­ценности жизни, развивает добрые нравственные начала.

Можно выделить еще и другие дела повседневной жизни, эпизодические, но очень важные.

  • Зимняя подкормка птиц — замечательное природоохранное дело, которое проводится с ноября по март. Дети на практике учатся быть внимательными и добрыми к тем, кому трудно жить и зимнее время. Регулярное выкладывание кормов создает условии, при которых птицы держатся на участке и за ними можно с интересом наблюдать.

  • Работа с глобусом в подготовительной группе: воспитатель вместе с детьми отыскивают те места на модели земного шара, о которых беседовали на занятии, приклеивают изображения животных на разные континенты. Может показать детям, где случилась беда — затонул танкер, и нефть разлилась по морю. Может вместе с детьми найти места (города, страны), где отдыхали дети или куда ездили их родители.

  • Создание самодельных книг и альбомов по впечатлениям отпрочитанных книг, наблюдений, праздников, походов. Изготовление поделок из бросового или природного материала.

  • Домашние задания старшим дошкольникам и обсуждение ре­зультатов их выполнения (например, наблюдения за погодой и выходные дни и др.).


Во всех случаях дела повседневной жизни сопровождаются доб­рожелательным разговором, беседой, похвалой и поощрением взрослого. Деловое и познавательное общение воспитателя с деть­ми становится фактором их личностного развития.