СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические приёмы работы с информацией в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке указаны конкретные приёмы работы с информацией, которые можно применять с 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические приёмы работы с информацией в начальной школе»

Аннотация – умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое на уроках по всем предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.


Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:

  • должен сделать самостоятельный вывод на основе изучаемых сведений;

  • должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;

  • имеет дело с двумя или более способами организации информации;

  • должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий для приема, передачи или обработки информации.



Актуальность - в современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».


Целевая установка: Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица.


Возраст – обучающиеся 1- 4 классов.






























































Педагогические приёмы работы

с информацией в начальной школе.

Приём 1.

Название: Приём “Да-нетка”.

Описание: универсальный приём: способен увлечь и ребят; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

умение связывать разрозненные факты в единую картину;

умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадываю определенную планету, и ребята начинают задавать вопросы:

Это планета земной группы? - нет;

Это планета – гигант? – да;

Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Приём 2

Название: Приём "Инсерт".

Описание: приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

I - interactive - самоактивизирующая

N - noting

S - system - системная разметка

E - effective - для эффективного

R - reading - чтения

T - thinking - и размышления



























































Приём используется в три этапа:

1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

2.Обсуждают записи, сделанные на полях.

3. Делается вывод и становится зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Приём 3

Название: Приём “Шаг за шагом”.

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример. На уроке русского языка. На доске записано предложение, задание разобрать как часть речи все имена существительные (морфологический разбор). Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь признака имени существительного (вопросы кто?-что?, одушевлённое – неодушевлённое, собственное – нарицательное…). На уроках других предметов ученики вполне могут вышагивать, называя другие признаки. На уроке литературного чтения – называем характеристику главных героев на каждый шаг, на уроке окружающего мира перечисляем название растений, животных…

Приём 4.

Название: Приём "Чего больше?"

Описание: ведущий (педагог, ученик) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой). В конце урока ребята, набравшие больше фишек, получают отметку.

Пример. Чего больше: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод?
















































Приём 5.

Название: Приём “Добавь следующее”

Описание: Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

Пример. 1.Слон. 2.Слон, тигр. 3.Слон, тигр, лев и т. д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.

Приём 6.

Название: Приём "Цветные поля".

Описание: приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:

-красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

–зелёный – «Подчеркните, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

-синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

-чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке».

Пример. Применим на уроках обучения грамоте и русского языка в 1 классе.





















































Приложение 1.

Задания на поиск, получение, фиксацию информации.

Какие птицы спрятались на дереве?


крякря

карудодкар

тетеревжужужу

туктукдятелтуктук

капсиницакап

кукуласточкакуку

жстриж

и

в

орёл

л

г

а


На дереве спрятались названия птиц. Найди их.

Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.

Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши.__________________

Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.

Попроси соседа по парте найти названия загаданных тобой животных.
























































Чайнворд* «Математика»


Разгадай чайнворд.



9






10





11
















5




4









1


2




12












3





6







8






7









  1. Самое маленькое трёхзначное число.

  2. Часть прямой линии, ограниченная двумя точками.

  3. Геометрическая фигура с равными сторонами и прямыми углами.

  4. Геометрическая фигура с тремя углами и сторонами.

  5. Помещение для занятия математикой.

  6. Математическое действие.

  7. Наименьшая отметка в школе.

  8. Часть математики, наука о числах.

  9. Древнегреческий учёный - математик.

  10. Две сотни.

  11. Цифры на почтовом конверте.

  12. Результат сложения.


---------------------------------------------------------------------------------------

* Чайнворд разновидность кроссворда. Слова в чайнворде никогда

не пересекаются, а идут последовательно одно за другим. Причём

важно, что последняя буква предыдущего слова является первой

буквой следующего слова.


















































Приложение 2.

  1. Задания на преобразование, интерпретацию и применение информации.


Шифровка

Рассмотри таблицу.



1

2

3

4

5

6

7


К


У


Г


Ш


З


Я


Ф


А


О


Ж


С


Л


Р


Д


Расшифруй слово, используя ключ к разгадке.

6 ☺, 1☺, 7 ☺, 2 ☼,

3 ☼, 1☺.

Запиши слово, которое у тебя получилось.________________________

Запиши. Из скольких цветов состоит радуга?______________________

Какие слова по порядку нужно вспомнить, чтобы не ошибиться в

написании цветов радуги?


Нарисуй радугу.

Найди в таблице 7 букв, на которые начинаются названия цветов радуги.


Зашифруй эти буквы в виде цифрового кода.

_______________________________________________________________




















































Какие буквы чаще встречаются в тексте?


Подумай. Какие буквы чаще встречаются в тексте: гласные или согласные?

Прочитай высказывания. Отметь знаком высказывание, с которым ты согласен.

Чаще встречаются гласные.

Чаще встречаются согласные.


Проведи проверку.


Прочитай стихотворение А.Барто «Слон»:

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.


Посчитай в стихотворении все гласные буквы и все согласные и запиши

результат в таблицу.

Буквы

Количество букв

Гласные


Согласные



Подтвердилось ли твоё предположение? Напиши._________________________


Сделай вывод.

В стихотворном тексте чаще встречаются ________________________________