Аннотация – умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое на уроках по всем предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.
Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:
должен сделать самостоятельный вывод на основе изучаемых сведений;
должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;
имеет дело с двумя или более способами организации информации;
должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий для приема, передачи или обработки информации.
Актуальность - в современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».
Целевая установка: Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица.
Возраст – обучающиеся 1- 4 классов.
Педагогические приёмы работы
с информацией в начальной школе.
Приём 1.
Название: Приём “Да-нетка”.
Описание: универсальный приём: способен увлечь и ребят; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадываю определенную планету, и ребята начинают задавать вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;
Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Приём 2
Название: Приём "Инсерт".
Описание: приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это:
I - interactive - самоактивизирующая
N - noting
S - system - системная разметка
E - effective - для эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления
Приём используется в три этапа:
1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
2.Обсуждают записи, сделанные на полях.
3. Делается вывод и становится зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Приём 3
Название: Приём “Шаг за шагом”.
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Пример. На уроке русского языка. На доске записано предложение, задание разобрать как часть речи все имена существительные (морфологический разбор). Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь признака имени существительного (вопросы кто?-что?, одушевлённое – неодушевлённое, собственное – нарицательное…). На уроках других предметов ученики вполне могут вышагивать, называя другие признаки. На уроке литературного чтения – называем характеристику главных героев на каждый шаг, на уроке окружающего мира перечисляем название растений, животных…
Приём 4.
Название: Приём "Чего больше?"
Описание: ведущий (педагог, ученик) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой). В конце урока ребята, набравшие больше фишек, получают отметку.
Пример. Чего больше: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод?
Приём 5.
Название: Приём “Добавь следующее”
Описание: Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.
Пример. 1.Слон. 2.Слон, тигр. 3.Слон, тигр, лев и т. д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.
Приём 6.
Название: Приём "Цветные поля".
Описание: приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.
Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:
-красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
–зелёный – «Подчеркните, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,
-синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
-чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке».
Пример. Применим на уроках обучения грамоте и русского языка в 1 классе.
Приложение 1.
Задания на поиск, получение, фиксацию информации.
Какие птицы спрятались на дереве?
крякря
карудодкар
тетеревжужужу
туктукдятелтуктук
капсиницакап
кукуласточкакуку
жстриж
и
в
орёл
л
г
а
На дереве спрятались названия птиц. Найди их.
Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.
Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши.__________________
Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.
Попроси соседа по парте найти названия загаданных тобой животных.
Чайнворд* «Математика»
Разгадай чайнворд.
| 9 | | | | | | 10 | | | | | 11 | |
| | |
| | | | | | | | | | | 5 | | |
| 4 | | | | | |
| | | 1 | | 2 | | | | 12 |
| | | | | | |
| | | | 3 | | | | | 6 | |
| | | | |
8 | | | | | | 7 | | | | | | |
Самое маленькое трёхзначное число.
Часть прямой линии, ограниченная двумя точками.
Геометрическая фигура с равными сторонами и прямыми углами.
Геометрическая фигура с тремя углами и сторонами.
Помещение для занятия математикой.
Математическое действие.
Наименьшая отметка в школе.
Часть математики, наука о числах.
Древнегреческий учёный - математик.
Две сотни.
Цифры на почтовом конверте.
Результат сложения.
---------------------------------------------------------------------------------------
* Чайнворд – разновидность кроссворда. Слова в чайнворде никогда
не пересекаются, а идут последовательно одно за другим. Причём
важно, что последняя буква предыдущего слова является первой
буквой следующего слова.
Приложение 2.
Задания на преобразование, интерпретацию и применение информации.
Шифровка
Рассмотри таблицу.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
☼ | К | У | Г | Ш | З | Я | Ф |
☺ | А | О | Ж | С | Л | Р | Д |
Расшифруй слово, используя ключ к разгадке.
6 ☺, 1☺, 7 ☺, 2 ☼,
3 ☼, 1☺.
Запиши слово, которое у тебя получилось.________________________
Запиши. Из скольких цветов состоит радуга?______________________
Какие слова по порядку нужно вспомнить, чтобы не ошибиться в
написании цветов радуги?
Нарисуй радугу.
Найди в таблице 7 букв, на которые начинаются названия цветов радуги.
Зашифруй эти буквы в виде цифрового кода.
_______________________________________________________________
Какие буквы чаще встречаются в тексте?
Подумай. Какие буквы чаще встречаются в тексте: гласные или согласные?
Прочитай высказывания. Отметь знаком
высказывание, с которым ты согласен.
Чаще встречаются гласные.
Чаще встречаются согласные.
Проведи проверку.
Прочитай стихотворение А.Барто «Слон»:
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Посчитай в стихотворении все гласные буквы и все согласные и запиши
результат в таблицу.
Буквы | Количество букв |
Гласные | |
Согласные | |
Подтвердилось ли твоё предположение? Напиши._________________________
Сделай вывод.
В стихотворном тексте чаще встречаются ________________________________