СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлены образовательные технологии, которые я использую в своей работе, позволяющие эффективно решать задачи, стоящие перед школой.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии в начальных классах»

Педагогические технологии в начальных классах

Современные образовательные технологии.

Современная школа выдвигает перед учащимися совершенно новые требования:

умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике,

самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Поэтому, новая парадигма образования, нацеливает на новые педагогические технологии.

Далее представлены образовательные технологии, которые я использую в своей работе, позволяющие эффективно решать задачи, стоящие перед школой.

Проблемно-диалогическая технология

Сегодня построение урока невозможно без использования этой технологии

Цель: научить самостоятельно решать проблемы

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы.

Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Урок русского языка. 2 класс. «Слова- действия».

Создание проблемной ситуации.

После чтения материала в учебнике на доске (слайде) появляется запись:


Какой?

?

жёлтый желтеет


– Можно ли задать вопрос какой? к этим двум словам?

– Почему испытываем затруднение при выборе вопроса?

– Что же делать?

Работа в группах по заданиям в учебнике «Учимся открывать новые знания». Ученики составляют предложения со словами жёлтый и желтеет, пробуют поставить вопрос.

Если версия повторяется, можно спросить, есть ли другие версии.

– Сделайте вывод: на какой вопрос отвечает слово желтеет

– Составим задачи урока.

Чему будем учиться?

Наблюдать над словами, отвечающими на вопрос что делает?

Задавать вопрос что делает? к словам-названиям действий.

Подбирать слова-названия действий

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного диалога. Где сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у учеников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала.

Технология продуктивного чтения

Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты , рефлексировать на содержание текстов: размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном, использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.

Цель: учим самостоятельно понимать текст

Этапов работы с текстом – три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов», т.е. технология.

В процессе работы с текстом учащиеся обучаются приемам понимания прочитанного: думают над смыслом заглавия, с моей помощью и самостоятельно соотносят заглавие с иллюстрацией, с содержанием текста; объясняют и уточняют значение слов; учатся видеть оттенки лексического значения слова; озаглавливают части текста и составляют план – словесный или из картинок; учатся отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Так же в ходе работы над текстом дети знакомятся с отдельными понятиями. Технология формирования типа правильной читательской деятельности: до чтения, во время чтения, после чтения.

Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название рассказа на с. 67. («Что у нас во дворе?»)

– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём будет рассказ?

– Почему авторы – составители этой книги выбрали рассказ именно с таким названием? (Они хотели рассказать Пете Зайцеву, что такое двор и что в нём находится.)

– Кто автор этого рассказа? (Геннадий Цыферов.)

Работа с текстом во время чтения.

а) Первое чтение всего рассказа по законченным частям (главкам или главам) про себя, а затем хорошо читающими учениками.

9 человек – 9 глав.


Вопросы после чтения про себя:

– Из скольких частей состоит рассказ?

– Какими словами начинается каждая глава? (1–? 2–? 3–? 4–? 5–? 6–? 7–? 8–? 9–?) (Или: Каким предложением начинается каждая глава?)

– Это предложение является и названием рассказа. Почему?

б) Повторное чтение первой главы.

Вопросы после чтения:

– Чей двор описан в этом рассказе?

– Что первым во дворе описал Г. Цыферов? Почему?

– С какого места видел свой дом рассказчик? Почему вы так думаете?

– На что похож дом? (С чем он его сравнивает?)

– Что напомнило о сходстве дома и корабля? Прочитайте.

– Какое слово самое главное в описании двора в этой главе? (Дом.)

– В тетради на с. 18, где цифра 1, нарисуйте дом (из этой главы).

Повторное чтение второй главы.

Вопросы после чтения:

– Что ещё интересного во дворе? (Мухомор-великан.)

– Прочитайте описание этого мухомора: какой он, мухомор? (Мухомор-великан. У него красная шляпа, а на шляпе – пуговки белые.)

– В описании писатель использует сравнение. Где оно? (Точки мухомора, как пуговки).

– Какие чувства вызвала у вас эта глава?

– У меня чтение этой главы вызвало два чувства: гордости (в моём дворе гриб-великан) и грусти (этот гриб не растёт).

– В этой главе две части – весёлая и грустная. Прочитайте весёлую часть, а теперь грустную часть.

Чтение детей.

– Какое слово в этой главе будет главным?

– Это настоящий гриб?

– В тетради под цифрой 2 нарисуйте грибок с песочницей (из этой главы).

Повторное чтение третьей главы.

Вопросы по ходу чтения:

– О чём пишет в этой главе Геннадий Цыферов?

– Какие строчки говорят о том, что он любит и знает свой двор? (Если ветер, тополь смеётся: «У-у-у». Если дождь – плачет: «Кап-кап...»)

Упражнение в технике чтения:

Смех (весело):

Ха-ха-ха,

Хо-хо-хо,

Хе-хе-хе.

Плач (печально):

А-а-а,

О-о-о,

У-у-у...

И-и-и,

Ой-ой-ой,

Ай-ай-ай,

Кап-кап-кап...

– Давайте прочитаем ещё раз и попробуем передать голосом смех и плач тополя.

– Какие слова будут главными в этой главе? (Дерево, тополь.)

– В тетради на с. 18 под цифрой 3 нарисуйте дерево.

Начинаем читать четвёртую главу.

– Прочитайте первые два предложения. О чём эта глава?

– О каких качелях может написать автор? Такое маленькое слово

«качели», а глава большая. Интересно, почему? Читаем дальше.

Вопросы после чтения:

– Кто герои этой главы? (Дети и дедушка.)

– В этой главе писатель тоже использует сравнение. Где? Прочитайте.

– Что такое корабельные снасти?

Сноска или тетрадь, с. 18.

– Что напоминает дедушке скрип качелей?

– Одинаковые ли картины видят с закрытым глазами рассказчик и дедушка? Почему?

– А что вы представляете, слушая скрип качелей?

– В первых трёх главах можно ли определить, сколько лет рассказчику? А в четвёртой? (Дети катаются на качелях. У рассказчика: «Дедушка нам говорит». Видимо, он пишет о своих детских впечатлениях, о дворе, где прошло его детство.)

– Какое же слово будет главным в этой главе? (Качели.)

– В тетради нарисуйте качели, о которых прочитали.

Читаем пятую часть.

– Прочитаем первую строчку.

– Что она нам подсказывает? (О чём будем читать.)

– Проверим это предположение. Читаем дальше.

– Здесь, в этой части, у автора тоже есть сравнение. Найдите и прочитайте. (Маленькие цветы «просто лепестками машут, будто бабочки».)

– Почему рассказчику стало жаль цветы? Прочитайте.

– Какие чувства испытывает он в этой части? (Восхищение, радость, жалость, обиду.)

– Почему после слов «Ведь обидно...» стоит многоточие?

– Почему прошла обида рассказчика?

– Что нарисуем в тетради под цифрой 5? (Клумбу с цветами.)


Читаем шестую часть.

– Прочитайте два первых предложения. (Что у нас во дворе? Сад.)

– Можно ли определить содержание этой части по первым двум предложениям? Почему?

– Читаем дальше.

– Описание домика дано загадкой. Прочитайте эту загадку.

– В этой части есть грустные строчки. Кто может их найти? Какое слово говорит о грусти?

– О чём же плачет длинная ножка? Каждый ли услышит её плач?

– Что показалось вам интересным в этой части?

– Что же нарисуем в тетради под цифрой 6? (Деревья в саду, а на одном из деревьев скворечник на длинном шесте.)

Читаем седьмую часть.

– Прочитайте её самостоятельно.

– О чём эта часть?

– Кто её герои? (Мальчик, котёнок, щенок, оловянный солдатик.)

– И котёнок, и щенок сломали песочный дворец.

– Может быть, мальчику сразу надо было строить большую крепость?

– Почему эту крепость уже никто не сломает?

– Какая строчка помогла ответить на этот вопрос? («Теперь в ней живёт... храбрый оловянный солдатик».)

– Что нарисуем в тетради под цифрой 7?

Читаем восьмую часть.

– Эта часть одна из самых красивых, волшебных. Почему?

– Чем она отличается от уже прочитанных?

– Использует ли автор сравнение в этой части? Найдите и прочитайте.

– Сколько фонарей во дворе?



– Почему же один похож на жирафа? Что общего между этим фонарём и жирафом? Какое слово помогло? (Высокий.)

– На что похож второй фонарь?

– Какое слово можно было бы добавить к слову «фонарь»? Почему? (Стеклянный. Стеклянный сундучок больше похож на аквариум, чем на просто сундучок.)

– Прочитайте самое «мечтательное» предложение. О чём оно?

(О том, на что похож свет фонаря зимним вечером, когда идёт снег.)

– Что же похоже на золотую рыбку? (Огонь.)

– Нарисуем два фонаря в тетради под цифрой 8.

Читаем девятую часть.

– Прочитайте первые два предложения.

– Может быть, автор уже сказал самое важное? Если да, то о чём эта часть?

– Может ли месяц принадлежать только этому двору? Почему?

– Читаем дальше. Может быть, автор объяснит, почему он так написал?

– Читаем дальше. Какие новые герои появились в этой части? (Папа, дедушка.)

– Мальчик задавал один и тот же вопрос папе и дедушке. Как ответил папа? Прочитайте.

– Как ответил дедушка? Прочитайте.

– Чей ответ вам понравился больше?

– А как на вопрос мальчика ответили бы вы?

– Кому поверил мальчик? Как вы догадались? Прочитайте.

– Что нарисуем в тетради под цифрой 9?

Работа с текстом после чтения. 2 2

– Понравился ли вам рассказ Г. Цыферова? Чем?

– Помог ли этот рассказ Пете Зайцеву понять, что такое двор?

– Посмотрите на с. 18 тетради. У нас получился план рассказа. И не просто план, а план из рисунков. Рисунки помогут вспомнить содержание каждой части. Конечно, вспомнить все слова бывает трудно. У вас при пересказе получится рассказ, изложенный своими словами. Чтобы более точно передать содержание рассказа, достаточно добавить к нашим рисункам другие слова-рисунки.

– Какие рисунки вы дорисовали бы к плану?

К 1-й части – кораблик на волнах.

Ко 2-й части – капельки дождя, падающие на веточки с листочками и без, высокие (с листиками) и низкие (без листиков).

К 3-й части – с одной стороны – улыбающееся лицо, с другой – плачущее (капли дождя, слёзы).

К 4-й части – справа от качелей лицо старика с закрытыми глазами и в облачке – кораблик на волнах с множеством мачт.

К 5-й части – на клумбе цветы-бабочки.

К 6-й части – дерево без листьев со скворечником (это дерево отдельно от других).

К 7-й части – слева от песочницы – кота, щенка, а справа – крепость и солдатика.

К 8-й части – к маленькому фонарю – в сундучке золотая рыбка.

К 9-й части – слева от домика солнышко, а справа – улыбающийся месяц с рожками (были рисунки и кустика, а под ним месяц с закрытыми глазами)


На уроках чтения стараюсь показать детям особенности употребления слов авторами произведений. Дети имеют возможность наблюдать, как поэты и писатели видят мир и рисуют его словами, как красиво, выразительно, ярко и точно слово в художественном тексте, то есть эстетически переживают прочитанное. Знакомясь с героями произведений, думая над их поступками и характерами, дети наблюдают за тем, что и как говорит о своем герое автор, как автор относится к герою, - и постепенно подходят к постижению азов литературоведческого анализа.


Применяя технологию, решаю ряд важных задач:

  • развитие мотивации к чтению;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

  • развитие внимания, мышления, воображения, речи, коммуникативных навыков;

  • развитие выразительности речи;

  • повышение результатов по технике чтения;


Технология «Обучение в сотрудничестве»

Цель групповой работы – развитие мышления учащихся, развивать мышление – значит, развивать умение думать.

Преимущества использования технологии сотрудничества: при работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости, не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, и применять их в конкретных заданиях. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся, отстаивать своё мнение.

Развитие орфографической грамотности.

Ребята работают в парах, осуществляя контроль и помощь в выполнении задания.


На выполнение этой работы даётся 5 минут, вам необходимо вставить пропущенные буквы в слова, фиксируем количество правильных ответов.

Напоминаю правила работы в группе.


Проверка: пара озвучивает свой результат, выбираем лучший.

(формируется мотивация к достижению лучшего результата)

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Проектная технология.

Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

– готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей;
– готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;

– владение коммуникативными навыками, толерантностью;
– умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Здоровьесберегающая технология.

Важная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока.

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

объём учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

нагрузка от дополнительных занятий в школе;

занятия активно-двигательного характера (уроки физической культуры, спортивные мероприятия, динамические паузы).

В оздоровительной работе в школе большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.

Поэтому применяю комплекс разных физминуток в течение дня на разных уроках. Это и двигательно-речевые, танцевально-ритмические, оздоровительно-гигиенические, пальчиковые.

Информационные и коммуникационные технологии (икт)

Это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше.

Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения интерактивной доски, планшетного компьютера не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.

Использование информационно-коммуникативных технологий на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств

.Электронные приложения, ЦОР позволяют организовать учебный процесс на качественно новом уровне, способствует расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым существенно повышая интерес к предмету. На разных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуализации необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала, тренинг умений и навыков, их контроль.

Применение учителем современных педагогических технологий в образовании позволят существенно изменить процесс обучения школьника, качественно повысить уровень усвоения, как предметных результатов, так и метапредметных, в том числе и личностных. Только тогда процесс обучения станет личностно-ориентированным.

Технология оценки учебных достижений.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Технология оценки учебных успехов (достижений) ТОУУ разработана в рамках эксперимента РАО в 2004-2007 годах под руководством академика РАО Д.И.Фельдштейна. Координатор проекта Д. Данилов. Цель технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100».

1-е правило: «Оценка результата и отметка»

Оцениваю результаты  предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

2-е правило: «Самооценка». Оценку определяют учитель и ученик сообща!

Алгоритм самооценки

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

К указанному выше алгоритму самооценки добавляю другие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик начиная со 2 го класса.

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

3-е правило: «Одна задача – одна отметка».

4-е правило: «Портфель достижений».

5-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач».

6-е правило: «Уровни успешности».

7-е правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка».

На уроках и во внеурочной деятельности использую разные приёмы самооценивания:

  • «линеечка», которая напоминает ребёнку измерительный прибор. С помощью линеечки измерить можно что угодно. Ценность этого приёма состоит в том, что он направлен на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом, а также способствует формированию адекватной самооценки;

  • «светофор», зелёный цвет – «я уверен в своём ответе, у меня всё правильно». Желтый «я сомневаюсь, не уверен», красный - «стоп! Непонятно, надо повторить»;

  • «лесенка достижений», вначале изучения темы проводится стартовая оценка подготовки учащихся. Результаты такой оценки можно отметить с помощью «лесенки достижений», поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения навыком, на ту или иную ступеньку;

  • лист индивидуальных достижений, в котором фиксируют продвижение в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков;

  • «портфолио», это своеобразная выставка личных достижений ученика, котором ребята хранят свои самые лучшие творческие работы (рисунки, сочинения, проекты), а также листы индивидуальных достижений;

Все перечисленные способы оценивания нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!