СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические требования

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические требования к современному уроку физической культуры

Просмотр содержимого документа
«Педагогические требования»

Педагогические требования
к современному уроку
физической культуры

Центральным и основополагающим компонентом учебной работы по физическому воспитанию является урок физической культуры. Посещая урок, руководителю целесообразно проанализировать следующие его компоненты:

 организацию урока;

 физическую нагрузку учащегося;

 общую и моторную плотность урока;

 обучение двигательному действию;

 домашнее задание.

Оценка организации урока

Руководитель учебного заведения, давая разносторонний и объективный анализ урока, прежде всего оценивает то, как организован урок. Быстрое построение учащихся, наличие у них требуемой спортивной формы, четкая и доходчивая для школьников форма постановки задач урока, минимальная потеря времени на установку оборудования и высокая общая плотность занятий, организованный переход от одной части урока к последующей, хорошая дисциплина и сознательное выполнение учащимися учебных заданий – наиболее важные моменты организации урока, на которые в первую очередь следует обратить внимание.

Физическая нагрузка на уроке

Другой важный компонент урока – физическая нагрузка. Без соответствующей нагрузки, обязательного учета физических возможностей учащихся нельзя обеспечить эффективность физического воспитания. Учитель должен знать индивидуальные физические возможности каждого учащегося, владеть разнообразными способами и приемами регулирования физической нагрузки на уроке.

Общая и моторная плотность урока

В физическом воспитании существуют такие понятия, как общая и моторная плотность урока. При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений. В моторную же плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, то есть непосредственная физическая нагрузка.

Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение многокомплектного, то есть нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Моторная (двигательная) плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ  100 %,

где МПУ – моторная плотность урока;

ВДА – время двигательной активности ученика в минутах;

ВУ – время урока в минутах (35–45 мин.).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведется наблюдение в течение всего урока. Причем ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и так далее. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения упражнения, слушания объяснений учителя и т. п.

При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т. д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой, например 20–30 %. Однако эта цифра не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ в 20–30 % должна быть одним и основных критериев низкой методической грамотности учителя.

Примерные величины МПУ физкультуры

Тип урока Моторная плотность

1. Вводный 10–40 %

2. Ознакомление с новым материалом 20–40 %

3. Разучивание нового материала 30–50 %

4. Закрепление и совершенствование

нового материала 50–80 %

5. Контрольный 40–50 %

6. Комбинированный 40–60 %

7. Соревнование 50–90 %

8. Сюжетный (сказка, путешествие) 30–60 %

9. Круговая тренировка 50–90 %.

Обучение двигательному действию

Прежде всего следует отметить, что задача обучения должна решаться на каждом уроке физкультуры. Процесс обучения двигательному действию подразделяется на три фазы: создание предварительного представления об упражнении; разучивание упражнения (целостным или расчлененным методом); закрепление и совершенствование двигательного навыка.

Домашние задания по физической культуре

Ежедневные занятия физическими упражнениями в форме домашних заданий дополняют уроки, что особенно важно для учащихся, имеющих слабое физическое развитие. Выполняя их систематически, школьники приучаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые постепенно становятся повседневной потребностью учащихся.

Домашние задания по физкультуре могут задаваться только при условии, если учитель систематически уделяет внимание их проверке, наглядно показывает задаваемые упражнения, рекомендует нагрузку. Домашние задания по физкультуре полезны всем школьникам, в том числе и тем, кто занимается в спортивных секциях, потому что они повышают качество выполнения программы физического воспитания по всем видам физической подготовки.

Анализируя план-конспект, руководителю образовательного учрежде-ния полезно поинтересоваться:

 в какой последовательности учитель его составляет;

 на какой момент урока приходится наибольшая нагрузка учащихся;

 как взаимосвязаны между собой подготовительная, основная и заключительная части урока;

 в какой мере каждая часть урока отвечает своему назначению.

Опыт показывает, что в физическом воспитании не удается обеспечить необходимое качество урока без детально развернутого плана, то есть без конспекта.

Знакомясь с содержанием конспекта, надо в первую очередь обратить внимание на конкретность постановки задач и намеченных приемов их выполнения в условиях данного образовательного учреждения.

От постановки задачи зависит и подбор учебного материала на уроке, особенно использование необходимых, но, к сожалению, редко применяемых, подводящих и специальных упражнений.

В процессе физического воспитания не только укрепляется здоровье учащихся, вырабатывается сила, выносливость, но и закаляются воля и характер, формируются нравственные и эстетические качества.

Физкультура, спорт и туризм – это действенные средства воспитания учащихся. Поэтому нельзя ограничивать задачи урока лишь оздоровительной и образовательной функциями. Необходимо, чтобы конспекты учителя обязательно предусматривали как собственно физическое воспитание, так и конкретные задачи по нравственному развитию.

При этом надо иметь в виду, что составление конспекта начинается с основной части урока, после чего подбираются упражнения, наилучшим образом подготавливающие учащихся к выполнению основного учебного материала и, как правило, к повышенным нагрузкам. Заключительная часть урока (в конспекте должно быть показано, за счет каких упражнений) ставит задачу успокоить занимающихся, организованно закончить урок: дать домашнее задание, подвести итоги. В конспекте необходимо обязательно указать, какое оборудование и инвентарь потребуются на уроке и какое количество оборудования и инвентаря будет использовано.