СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся основного общего и среднего общего образования»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся основного общего и среднего общего образования»»



Выступление

на РМО учителей технологии на тему:





«Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся основного общего и среднего общего образования»







Подготовила: учитель технологии

МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Шаповалова Нина Ивановна






Перед каждым человеком постоянно возникают проблемы, требующие от него определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или её смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем объясняют понятием профессиональное самоопределение. В связи с его многогранностью, это сложное психологическое явление не получило «единственно правильного» объяснения в психологической науке.

Профессиональное самоопределение (professional self) – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией . В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически процесс самоопределения можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс он не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня.

По мнению Н. С. Пряжникова, профессиональным самоопределением является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации .

Анализ различных подходов к изучению профессионального и личностного самоопределения и его роли в формировании и проявлении профессиональной пригодности субъекта деятельности позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, самоопределение представляет собой процесс и результат смысловых и ценностных ориентации личности, ее жизненных позиций и установок и критериев личного отношения к событиям и явлениям жизни, стратегий поведения в типовых и кризисных ситуациях и т. п.

 Во-вторых, самоопределение выступает в качестве механизма детерминации поведения, и в этом отношении его следует рассматривать как регулятор трудовой активности человека, уровня трудовых достижений и, следовательно, степени профессиональной пригодности.

 В-третьих, с позиций реализации такой функции самоопределения личности, как поиск смысла, можно говорить о его роли в формировании чувства необходимости, удовлетворенности (неудовлетворенности) процессом и результатом профессиональной деятельности, чувства (и степени) критичности в своем отношении к конкретному трудовому процессу, что, в свою очередь, отражает уровень профессионализации личности. 

В-четвертых, самоопределение выступает в качестве механизма образной регуляции процесса становления профессионала на основе формирования и сопоставления представлений о себе как профессионале и профессионале-эталоне.

Профессиональное самоопределение является основой самоутверждения человека в обществе. Уже со школьной скамьи учащиеся становятся на путь самоопределения, который продолжается на протяжении всей жизни индивида. Для школьников понятие «самоопределение» представляет собой свободу выбора, их самостоятельность. Для учителей – это область повседневного грамотного управления процессами их психического развития.

Выбор профессии это сложный и ответственный момент в жизни каждого человека. Продолжительность данного процесса зависит от

индивидуально-психологических особенностей личности и внешних

факторов. Зачастую, люди на пути профессионального самоопределения сталкиваются с большим количеством проблем.

Во-первых, это обусловлено тем, что профессия представляет собой огромный мир, на ознакомление которого требуются годы изучения.

А во-вторых, при выборе конкретной профессии нужно знать из чего именно выбираешь.

Профессиональному самоопределению может способствовать

самостоятельная деятельность учащихся в поиске знаний и их осмысление. Поэтому большое значение в обучении имеют методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности школьников и профессиональному самоопределению.

На профессиональное самоопределение старшеклассников оказывает влияние большинство факторов, как психологического, так и социального характера, поскольку процесс профессионального самоопределения, являющийся частью общего процесса самоопределения, тесно связан с социализацией личности.

Ученые выделяют два основных вида условий профессионального самоопределения: объективные и субъективные.

Объективные условия (социальное положение, материальное

благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии).

Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться примерно в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, что одобряют и родители.

Уровень образования родителей важнее материального благосостояния. Спецификой самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, охваченность идеей быстрой карьеры, богатства.

К субъективным условиям относят: возраст, уровень

информированности, уровень притязаний.

Существует опасность затягивания учащимся профессионального самоопределения в связи с отсутствием нескольких выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебной деятельности, расширении кругозора и интересов учащегося, ознакомлении с различными видами деятельности, приобщении к труду.

Большое значение имеет уровень информированности о будущей профессии, а также уровень личных притязаний, который включает оценку собственных объективных возможностей и способностей.

Педагогу неоходимо обратить внимание на противоречие между

быстро развивающейся ситуацией на современном рынке труда и навыками профессионального самоопределения старшеклассников. Можно проследить, что ежегодно на рынке труда количество профессий и новых специальностей возрастает. Однако, если говорить о будущих специалистах, то большинство выпускников школ не могут определиться с выбором профессии, они нуждаются в помощи специалиста.

Теоретическую базу исследования проблем профессионального

самоопределения составляют теории профессионального самоопределения и самореализации личности (Н.Н. Захаров, Н.Э. Касаткина, А. Маслоу, П.А.Шавир); теории личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Э.Эриксон); разработки в области профориентационной работы и профконсультирования (А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников); исследования, касающиеся мотивов и факторов профессионального самоопределения (Е.П. Ильин, Р.В. Овчарова, Е.М. Павлютенков).

Практически же учителю необходимо проводить с учащимися всевозможные тестовые задания с целью выявления склонности каждого ученика к тому или иному типу профессии.

Повышение уровня сформированности компонентов профессионального самоопределения старшеклассников возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:

1) если содержание проводимых с учащимися упражнений и

психотехнических игр будет направлено на выявление профессиональных склонностей, своих сильных и слабых сторон и развитие личностных ресурсов;

2) если расширение и углубление представлений старшеклассников о профессиях будет осуществляться в интерактивной форме;

3) если будет осуществляться индивидуальное консультирование, и будут даваться рекомендации по профессиональному выбору учащихся по итогам диагностического обследования и участия в тренинговых занятиях.

По итогам теоретического анализа проблемы профессионального самоопределения учащихся старших классов, были выявлены следующие компоненты, выступающие в качестве критериев:

1) познавательный (понимание себя, знание своих способностей,

склонностей);

2) мотивационный (потребность в самоопределении, значимость

будущей профессиональной деятельности

3) операциональный (информированность, умение принимать

самостоятельные решения)

Для изучения познавательного компонента профессионального

самоопределения можно использовать методику «Дифференциально

-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, целью которого является выявление профессиональных интересов и склонностей к определенным типам профессий.

Опросник предназначен для отбора на различные типы

профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Результаты методики показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.


Учет психологических особенностей личности в профессиональном самоопределении школьников.

Уже отмечалось, что в учебном процессе не все явления и возрастные изменения школьников доступны непроизвольному восприятию учителя: состояние заинтересованности, ход его мысли, динамика внимания, способностей. Этот же аспект затрагивает особенности профессиональной деятельности: различные занятия требуют разного, иногда противоположного психического склада человека: бухгалтер находит радость в точном и заранее ожидаемом совпадении документальных данных, а художник-оформитель, наоборот, в неожиданной композиции предметов своего труда. Для этого учащимся полезно иметь информацию о классификации профессий, об их психологическом отношении к человеку, которую было бы удобно "примерить" к складу своей индивидуальности.




Основные подходы, формы, методы и приемы профессионального самоопределения учащихся.

В педагогике и психологии работа по педагогическому руководству выбором профессии должна пониматься как длительная, систематическая часть воспитательно-учебной работы школы, подготавливающей своих выпускников для будущей жизни. Она представляет собой ряд направлений, среди которых важно выделить:

Ориентирование учащихся в мире профессий, во множестве профессионально важных личных качеств, жизненных трудовых путей, вариантов стилей деятельности;

Консультирование по соответствующим вопросам;

Адаптация (приспособление) человека к профессии (как профессиональной общности).

Для практической реализации этих направлений используются различные формы, методы и приемы процесса профессионального развития учащихся в системе школьного образования. Учение как деятельность связано и с необходимостью совершенно особой саморегуляции в социальной среде. Родители считаются обычно с тем, что ребенок имеет задания и создают ему определенные условия. Учитель предъявляет требования, а не просто "приглашает поиграть". Школьник сталкивается с большим количеством собственно учебной информации и необходимостью освоить обобщенные приемы ее использования, переработки, усвоения, что является ценной лептой в арсенал средств деятельности его как будущего субъекта труда. Для обдумывания будущего профессионального пути, которое выражено эмоционально и обострено в среднем и старшем школьном возрасте, должен быть в течение предшествующего развития накоплен большой запас "штрихов", впечатлений, представлений, знаний, характеризующих мир труда. Без этого собственно разумное самоопределение и невозможно, а неизбежен путь случайных проб и попыток. Педагогическое же руководство учащимися в деле проектирования ими своего профессионального будущего может при этом выродиться в простую замену профессионального самоопределения, а именно: учащийся будет не подготовлен к выбору профессии и пассивен в этом отношении. Педагогу же ничего не останется, как предлагать ему те или иные готовые варианты решений о возможном профессиональном будущем. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях в кадрах - одна из важных задач для современной школы. Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к той или иной профессии.

Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им "своей профессии", соответствующей его склонностям и способностям. Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений. Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием "профессиональная ориентация" (это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации).

В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессионального самоопределения должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального "старта" и ближайших вслед за ним шагов). Все это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что "я сам" ("я сама") выбрал профессию (а не того, что "меня заставили" и т.п.). Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!