Семинар- практикум для педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
Деловая игра «Педагогический экспресс».
Цель: актуализировать знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;
вызвать интерес педагогов к данной теме.
Форма: деловая игра.
Ход игры:
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)
Ведущий:- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня у нас с вами проводится деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. И по традиции мы с вами должны разбиться на 2 команды. (выбрать 2 команды,выбрать жюри). Мешочек,листочки с изображением матрёшек и медведей)
Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть в знаниях теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей игры мне хотелось бы вам кратко рассказать об организации нравственно-патриотического воспитания в детском саду.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.
Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность(занятие).
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующее педагогическое условие - тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Это сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды.
Ведущий:И так начинаем нашу деловую игру «Педагогический экспресс» Прошу команды занять свои места.
Станция № 1: « Мозговой штурм»
1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)
2. Кто основал Москву? (Князь Юрий Долгорукий)
3.Официальная эмблема государства? (герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)
6. Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)
7. “Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (Патриотизм.)
8.Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлиянии? (Этнография.)
9. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? ( нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)
10. Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель)
Станция №2 «Бабушкин сундук»
Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».
«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».
«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»
«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»
«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».
Станция №3 «Правовая АКАДЕМИЯ»
1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка).
В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН?
(0-18 лет) .
2. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).
С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения?
(с 3 лет) .
3.Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца?
(Похищение детей)
4.В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
(Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке) .
Станция №4: «Моя малая Родина».
Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Станция № 5: «Дом в котором мы живём» Творческое задание.
У каждого человека должен быть дом, но дом - не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. А создать такой дом можно только из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты, понимания, взаимопомощи, любви, дружбы, юмора, уважения. Дом, который мы построим, получится крепким и красивым. Вы готовы к строительству? Вот и хорошо.
Ведущий: – Ну, вот, наша игра завершилась. И так слово предоставляем жюри. Я надеюсь, что все участники семинара уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-патриотического воспитания. Всего вам хорошего!!!
Список используемой литературы:
• Алешина. Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004
• Белая Н. Б. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проВедущийущийение. – М. : ТЦ Сфера, 2004 (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»
• Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006
• Журнал «Дошкольная педагогика» № 10, 2012 г.