ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Громак Н. И., старший преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
Учебно-тематический план освоения модуля «Педагогический и управленческий мониторинг в системе общего образования»
Лекция
- Мониторинг в системе общего образования как инструмент оценки его качества.
2. Модели мониторинга качества общего образования.
Цель изучения модуля:
формирование организационно-управленческих, информационно-аналитических и социальных компетенций для проведения мониторинга
качества общего образования и его оценки
Задачи изучения содержательного модуля:
Изучить нормативно-методическую и законодательную базу в области мониторинга общего образования.
Определить роль систем мониторинга в образовательной политике и инновационных процессах.
Ознакомиться с построением системы мониторинга на республиканском, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.
Усовершенствовать навыки анализа ситуации, разработки, реализации и контроля выполнения управленческих решений на основе принципов мониторинга.
Мониторинг в системе общего образования как инструмент оценки его качества
- Нормативно-методическая и законодательная база в области мониторинга общего образования.
- Роль систем мониторинга в образовательной политике и инновационных процессах.
- Построение системы мониторинга на Республиканском, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.
Мониторинг - необходимое и своевременное нововведение, позволяющее методической службе представить ясную картину профессионального мастерства всего педагогического коллектива, запросов и затруднений каждого из них
Педагогический мониторинг
Этапы
Функции
Нормативно-установочный
Информационная
Аналитико-диагностический
Побудительная
Деятельностно-технологический
Формирующая
Промежуточно-диагностический
Коррекционная
Итогово-диагностический
Нормативно-установочный этап Нормативные и правовые акты
Конвенции, Декларации, Законы
Концепции
Приказы, письма
Локальные документы
Нормативные правовые акты
- Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989г.)
- Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006г.)
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982г.)
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.)
- Конституция Донецкой Народной Республики
8
Нормативно-правовое обеспечение
«Реестр нормативных и правовых актов документов Донецкой Народной Республики » содержит в себе полный перечень нормативных и правовых документов https ://doc.minsvyazdnr.ru/
8
http://mk-gorlovka.3dn.ru /
https:// mkgorlovka.wixsite.com/monitoring
Программа мониторинговых исследований Методического кабинета рассчитана на 2017 – 2020 годы и утверждена приказом по Управлению образования администрации города Горловка от 30.12.2016г. № 679.
В городе на базе Методического кабинета создана творческая группа, которая работает согласно разработанной программе.
https://monitoring-shahtersk.blogspot.com /
http:// dokuchaevskmetodkabinet.blogspot.com/p/blog-page_96.html
В январе 2016 года на методических объединениях предметной направленности было проведено мониторинговое исследование педагогов г. Докучаевск.
Приняли участие – 52 педагога.
Степень затруднений педагогов при организации учебного процесса – очень сильная – 0,3%,
сильная - 10%,
средняя – 43%,
слабая или отсутствует- 46,7%.
Уровень готовности педагога к участию в инновационной деятельности – средний – 15,4%,
высокий – 84,6%.
Уровень владения инновационными педагогическими технологиями низкий – 1%,
средний – 15,7%,
достаточный – 60,6%,
высокий – 22,7%.
Степень затруднений педагогов при организации учебного процесса
Уровень готовности педагога к участию в инновационной деятельности
Уровень владения инновационными педагогическими технологиями
Коррекционная работа
по преодолению трудностей
- Мероприятия в рамках методических объединений.
- Методический коучинг «Пути совершенствования современного урока» (городское открытое мероприятие). https:// drive.google.com/file/d/0B3BHCXSqHhL5QWxnbVM3Nk5rVzQ/view
- Методические рекомендации. Самообразование. Пополнение научно-методического кейса педагога. https :// www.blogger.com/blogger.g?blogID=611936023336792146#editor/target=page;pageID=3846909129647326057
http://26-shkola.ru/
- Отчет директора о работе образовательного учреждения за 2018-2019 учебный год
- Анализ работы школы за 2018-2019 учебный год
https:// schools.dnevnik.ru/school.aspx?school=1000010344307
Эффективная реализация поставленных в ГОС и программах целей и задач невозможна
без подробного анализа состояния качества образования
Требования к оценке:
- создание надежных и технологичных процедур оценки качества образовательных результатов;
- формирование культуры оценки качества образования у всех участников образовательных отношений;
- смещение акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, умения учиться, на развитие самостоятельности;
- направленность на изучение уровня и динамики сформированности у обучающихся личностных, метапредметных, предметных результатов и другие.
Научно-обоснованные принципы мониторинга
Принцип целенаправленности
Принцип непрерывности
Принцип адресности
Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения
Принцип гласности
Принцип согласованности действий
Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов, перспектив, развития
А.С. Белкин перечисляет следующие виды педагогического мониторинга:
- Мониторинг дидактический.
- Мониторинг воспитательный.
- Мониторинг социально-психологический.
- Мониторинг управленческий.
Предмет мониторинга – динамика изменения результата
Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать изменения в личности ребенка – изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других
Предметом мониторинга на уровне педагога могут стать изменения в профессиональной позиции педагога – изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др.
Предмет мониторинга на уровне учреждения - реализация целей деятельности ОО и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности
Задачи мониторинга:
разработка технологии отбора видов запросов к системе образования и методик сбора информации;
сбор информации, осуществление первичного анализа информации, классификация информационных массивов;
создание информационного банка;
разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;
обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;
выявление основных тенденций развития системы образования в образовательном учреждении;
Задачи мониторинга:
создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;
совершенствование технологии мониторинга системы образования в образовательном учреждении;
разработка основ и критериев стандартизации (нормализации) системы образования в образовательном учреждении;
выделение наиболее типичных признаков успеха организационно-управленческой и педагогической деятельности образовательных учреждений;
выявление сферы распространения передового педагогического опыта преподавания и его организационно-управленческого обеспечения.
https://omkoridp.blogspot.com/p/blog-page_47.html
Рубрики веб-мастерской «Оценка качества образования: инструменты и практика»:
- Управленческие механизмы оценки качества образования.
- Конструирование контрольно-измерительных материалов.
- Алгоритм учета личностных достижений обучающихся.
Для участия в работе веб-мастерской необходимо ознакомиться с требованиями к оформлению по ссылке и отправить материалы по электронному адресу [email protected]
(обязательно указать название рубрики)
Важность управленческого мониторинга определяется тем, какие он должен выполнять функции, к которым отнесем следующие:
1.
Наблюдение за состоянием организации на основе установленных системой показателей (индикаторов).
2.
Определение степени отклонения фактически полученных данных о деятельности организации от предусмотренных.
3.
Проведение диагностики с целью выявления состояния организации, причины появления проблем в управлении и на основе полученных данных об отклонениях или серьезных ухудшениях в состоянии и развитии сформировать основания для возможных путей ее решения.
4.
Предложение оперативных, своевременных управленческих решений по нормализации деятельности всей организации в соответствии с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями.
5.
Позволяет осуществлять регулярную текущую корректировку целей и показателей развития организации в случае ее необходимости, включая стратегические.
Методическая служба будет востребована только тогда,
когда сможет удовлетворить потребности основных своих заказчиков - педагогов!
Цель методической службы - содействие повышению качества образования:
- Обеспечение условий роста профессионального педагогического мастерства
- Создание и реализация системы персональной оценки труда каждого педагога
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Внедрение современных технологий обучения
- Увеличение объёма и расширение сферы экспериментальной и инновационной деятельности колледжа, как основы для привлечения инженерных и педагогических кадров высокой профессиональной квалификации
- Создание системы постоянного профессионального обучения в области менеджмента качества для всех педагогических сотрудников.
Открытость научно-методической работы
- Современный мир развивается быстрыми темпами, потоки информации сменяются непрерывно.
- Методическая служба должна обмениваться информацией с внешней средой, вовремя реагировать на преобразования и прогнозировать те или иные направления, перспективы развития.
- Для этого каждый педагог должен вести работу с учащимися через личные Интеренет – сайты или Интернет – диски.
Модель муниципальной системы оценки качества образования как основа для принятия обоснованных управленческих решений, включающая в себя логически связанные между собой блоки:
- целевой (реализация образовательных услуг общеобразовательными учреждениями, органами управления образованием и другими структурами в соответствии с нормативно-правовой базой действующего законодательства в области образования);
- организационно-содержательный (условия для реализации качественных образовательных услуг, в том числе кадровые);
- оценочно-результативный (совокупность процедур оценки качества образования).
Данная модель представляет собой основу организации и управления качеством образовательного процесса
в муниципальной системе общего образования
Направления деятельности МК (МЦ):
аналитическое
информационное
организационно-методическое
информатизация образования
консультационное
Аналитическая деятельность
мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования
выявление затруднений, потребностей и возможностей представления опыта организации воспитательной и профилактической работы
мониторинг деятельности экспериментальных площадок
мониторинг готовности образовательных учреждений к введению ГОС ООО
Информационно-аналитическое сопровождение
Функции: создание различных баз данных, проведение мониторинговых исследований; комплектование библиотечного и медиа – фондов; поддержка сайта МК (МЦ); создание личных Интернет-сайтов; публикации работ преподавателей в Республиканских и Международных печатных изданиях.
Результат: развитие информационной культуры (развитие системы работы с электронными базами данных), комплектование библиотечного и медиа – фондов; повышение роли самоанализа ППО, как следствие этого – повышение качества образовательных услуг .
Показатели и индикаторы
В социологии под показателями и индикаторами понимается доступная для наблюдения и измерения характеристика изучаемого объекта, т.е. эти два понятия используются как синонимы. При этом целесообразно их разделение.
Показатели это такие характеристики объекта, которые получают на основе статистических данных.
Индикаторы – это производные, полученные на основе изучения, обобщения, сравнения показателей
Разработка мониторинга невозможна без четкого определения показателей (индикаторов)
изучаемой системы, в данном случае –
муниципального образования
Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных.
Выделяют следующие виды показателей:
- качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства;
- количественные показатели , фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.
Процесс формирования мониторинга
для планирования социально-экономического
развития муниципального образования
С точки зрения управления, создание мониторинга и дальнейшее его функционирование в системе управления муниципальным образованием (МО) требует тщательного подхода.
Необходимыми условиями успешной работы мониторинга выступают:
- создание системы критериев (индикаторов);
- выявление путей их сбора;
- обозначение периодичности получения данных;
- назначение ответственных за сбор и систематизацию мониторинговой информации;
- контроль реализации мониторинга;
- обработка и оформление мониторинговой информации в удобной для применения форме.
Критерии эффективности деятельности муниципальной методической службы
1.Включенность педагогов в активную методическую деятельность
- Доля педагогов, участников проектных и творческих групп
- Доля педагогов, победителей конкурсов различного уровня
- Доля педагогов, распространяющих опыт работы на разных уровнях
- Доля педагогов, имеющих личный сайт в сети Интернет
2.Активность и заинтересованность в непрерывном самообразовании и повышении квалификации
- Доля педагогов, обучившихся на курсах повышения квалификации
- Доля педагогов, участников семинаров, конференций, стажировок
3 . Продуктивность сотворчества с коллегами
- Количество реализуемых муниципальных проектов
- Количество разработанных методических продуктов
4. Уровень удовлетворенности педагогов и руководителей образовательных организаций работой муниципальной методической службы.
Обобщенная характеристика процесса формирования мониторинга и применения его данных в разработке перспективного плана развития муниципальных образований
- Сформированная система мониторинговых показателей будет обеспечивать всестороннее и глубокое представление о состоянии МО, а также способствовать эффективному управлению.
- Проводимый мониторинг обеспечивает сравнительный анализ состояния и динамики развития муниципального образования, выявления трансформационных процессов, а также осуществлять сравнение с другими МО, территориями, средними показателями по Республике.
- Анализ имеющихся систем мониторинга отдельных муниципальных образований позволяет сделать вывод о том, что мониторинг его организаторами понимается как отслеживание, т.е. определение состояния на данный момент.
- Особенность предлагаемой системы, позволяющей использовать мониторинг в реализации функций управления, заключается в создании системы регулярных отслеживаний, позволяющей выявить динамику процессов.
- Поэтому планирование должно опираться на анализ результатов мониторинга процессов развития муниципальных образований.
Система отслеживания инновационных процессов
Экспертиза программ и проектов
Мониторинговые и маркетинговые исследования
Диагностика и рейтинг ОУ
Внутренняя система
оценки качества образования
Современная система анализа результатов работы образовательных учреждений ТАРРОС «LANDRAIL»
http://xn--80a2afagb.xn-- p1ai/login
Литература
- Абакумова Н.Н. Трансформация понятия мониторинга в образовании// Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 3. – 34-39 с.
- Вальдман И.А. Мониторинговые исследования качества образования: опыт Австралии // Журнал руководителя управления образованием. 2013. № 4.
- ГОСТ Р ИСО 9001–2001 «Системы менеджмента качества. Требования» (ИСО 9001:2000).
- Иценко В. В. Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт». Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научно-практической конференции (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С.25-28.
Литература
5. Кенин С.Л. Модели и алгоритмы интеграции информационной среды специализированных систем поддержки управленческих решений. ВГТУ – Воронеж, 2013. – С. 27.
6. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ планирование/ авт.-сост. Г.П Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова.-2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2012. – 346 с.
7. Рыбина О.В. Мониторинг эффективности образовательного процесса как ресурс управления образовательным учреждением // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – № 7. – С. 18-58.
8. Шмелев А.Г. Практическая тестология: тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. М., 2013. – С. 125.
9. Яшина Н. Диагностика обученности как способ управления качеством образования / Н. Яшина // Народное образование. – 2004. - № 7. – с. 131-139.
Ресурсы сети Интернет
- Баева И.А., Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 1. С. 1-12. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59067.shtml
- Понятие о процедуре оценивания. Виды процедур оценивания. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/5702375/page:10/#22
- Решетникова О.А., Принципы организации процедур оценки качества образования. - URL: http://iuorao.ru/images/jurnal/12_3/Reshetnikova.pdf
- Тарасенко А.В. Сравнительные исследования как информационная основа управления качеством образования [Электронный ресурс] // Компетентностный подход в образовании: тенденции и проблемы – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/112790/discussion_platform
Ресурсы сети Интернет
5. Берсенева О.В. Мониторинг методических компетенций будущих учителей математики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Берсенева О.В., Тумашева О.В., Холодкова Ю.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 254 c.— Режим доступа: http:// www.iprbookshop.ru/69300.html .— ЭБС «IPRbooks»
6. Мониторинг как инновационная модель управления качеством образования. Методическое практико-ориентированное пособие / Сост. Громак Н.И., Доренская Е. В., Зеленская О. Ю., Куконос С.Г.– Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
https:// drive.google.com/file/d/1zd5dh5It3sqZYVrWOTbit9n556y4QDZj/view
7. Системно-деятельностный подход при подготовке к государственной итоговой аттестации. Методический кейс / Сост. Зеленская О. Ю, Громак Н.И.– Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
https:// drive.google.com/file/d/17NryjIffPF4eccjeYHb0c8MJpmX0fofM/view
8. Педагогический мониторинг в системе управления качеством образовательного процесса на уровне учителя. — Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/521876 /
ПРИГЛАШАЕМ
на блог отдела анализа и методического сопровождения среднего общего образования
ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
http://omkoridp.blogspot.com
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Громак Н.И., старший преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии
ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»