Номинация конкурса, в которой Вы участвуете (нужное подчеркнуть) | - кейсы для обучающихся по предметам - кейсы для педагогов\преподавателей - кейсы для педагогов, работающих в инклюзивных классах - кейсы для классных руководителей - кейсы для воспитателей, нянь и других специалистов дошкольных образовательных учреждений - кейсы для педагогов и специалистов коррекционных образовательных учреждений - кейсы для директоров, завучей, руководителей образовательных организаций - кейсы для психологов, социальных педагогов, методистов - кейсы для иных специалистов |
Название кейса | Метод конкретных проблемных ситуаций (кейс – метод) |
Для кого предназначен кейс? | Участников образовательных отношений |
Тема кейса | Тема: «Защита прав и свобод человека и гражданина всеми способами, не запрещенными законом» или «Реализация статьи 45 Конституции РФ гражданами в целях самозащиты или защиты участников образовательных отношений» |
Предмет и класс (для номинации кейсы для обучающихся по предметам) | Право, обществознание и ОБЖ – 10 класс |
На формирование каких знаний, умений, навыков и качеств направлен кейс? | Формировать личность, которая способна и готова самостоятельно добывать систему новых научных знаний, самостоятельно переводить эту систему новых научных знаний в систему новых действий, а так же способна и готова к инновационной деятельности: способность и готовность к критическому мышлению; способность и готовность к творческому мышлению; способность и готовность к рефлексивному мышлению; способность и готовность к критическому мышлению; способность и готовность к непрерывному самообразованию, самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, к новому; способность и готовность к самостоятельной творческой разработке одной темы всю жизнь; способность и готовность к управлению командой и социальной группой; способность и готовность к непрерывному развитию своих конфликтологических компетенций; способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций |
Какие знания и умения по теме, УУД, мягкие навыки и личностные качества кейс формирует у обучающихся (для номинации кейсы для обучающихся по предметам) | Получены следующие результаты: 1. Сформированы навыки и умения выдвижения и отстаивания собственной точки зрения (гипотезы) на решение проблемы (с 17% до 57%). 2. Владение методами научного исследования (анализ, синтез, индукция и дедукция, анкетный опрос граждан РФ, экспертный опрос сотрудников правоохранительных органов, статистический метод, анализ документов, интервью, включенное наблюдение, сравнительно – правовой метод, формально – юридический метод, метод решения конкретных юридических конфликтов) (с 14% до 47%). 3. Сформированы навыки и умения применять знания в новой ситуации - решение учебной проблемы (с 27% до 74%). 4. Сформированы навыки и умения самостоятельно добывать научные знания учащимися (с 17% до 74%). 5. Сформированы навыки и умения самостоятельно задавать вопросы, выявлять проблему, отсекать второстепенное, выделять главное (с 7% до 54%) 6. Сформированы навыки и умения ответственно относиться к своей позиции и сопоставлять её с позиций другого человека, корректировать свою точку зрения. 7. Сформированы навыки и умения самостоятельно предлагать и формулировать проблемную ситуацию, создавать проблемную ситуацию, решать проблемную ситуацию. Психологический портрет личности: любящий свой край и свою Родину осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир владеющий основами научных методов познания окружающего мира осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни обладающий необходимым набором знаний и навыков для ведения профессиональной деятельности |
Ситуация, которая предшествовала той, которой посвящен кейс (если таковая была, связана с темой кейса и требуется для понимания ситуации) | Криминологи утверждают, что правонарушители ежегодно совершают более 11.000.000 преступлений. Жертвами преступлений являются женщины, пенсионеры, инвалиды и дети. При этом дети ежегодно совершают более 100.000 преступлений |
Описание конкретной ситуации, требующей решения | 19.01.2018 г. 15-летний подросток, ученик 9-го класса, напал на учеников своей школы №5 в военном посёлке Сосновый Бор в Улан-Удэ. Юноша был вооружён бутылкой с зажигательной смесью и топором. После того как он бросил «коктейль Молотова» в класс, ученики начали выбегать из кабинета. Подросток принялся наносить удары детям. В результате произошедшего пострадали семь человек, включая учительницу русского языка. В ходе задержания подросток пытался совершить самоубийство. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30, п. «а», «в» ч. 2 ст. 105 УК России (покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних). Также возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». |
Ключевая проблема, требующая решения | Проблема личной безопасности участников образовательных отношений |
Решение конкретной ситуации | Алгоритм решения проблемной конфликтной ситуации: -юридические основания для возникновения права на активную необходимую оборону; -порядок реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»; -цель реализации права на активную необходимую оборону; -юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» Юридические основания для возникновения права на активную необходимую оборону. Юридическим основанием возникновения субъективного права своевременно и правомерно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» /далее - применять оружие/ в целях нейтрализации или поражения юноши вооружённого бутылкой с зажигательной смесью и топором является реальная угроза объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». С наличием этих юридических фактов действующее законодательство России связывает право граждан применять оружие в целях упреждения активных противоправных насильственных действий юноши вооружённого бутылкой с зажигательной смесью и топором. Порядок реализации ст. 45 Конституции РФ, ст. 37 УК РФ и ст. 24 ФЗ РФ «Об оружии» - это предусмотренная действующим законодательством РФ последовательность юридически обязательных решений и действий граждан, которые они обязаны выполнить перед применением физической силы, в момент применения физической силы и производства прицельного выстрела на поражение посягающих и после применения физической силы, если граждане приняли решение реализовать своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного и борьбе с преступностью. Мы должны применять физическую силу и огнестрельное оружие в целях самозащиты или защиты участников образовательных отношений: - только без предупреждения; - не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, чтобы не стать жертвой криминального конфликта Цель реализации права на активную необходимую оборону. Цель применения физической силы и гражданского оружия гражданином в состоянии необходимой обороны заключается в том, чтобы своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», путём вынужденного причинения смерти или вреда здоровью только юноши вооружённого бутылкой с зажигательной смесью и топором, а не других участников образовательных отношений, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств. Юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»: 1. Реальная угроза объективно общественно опасного посягательства 2. Наличность реальной угрозы посягательства 3. Действительность реальной угрозы посягательства 4. Исчерпывающий перечень объектов уголовно – правовой охраны 5. Вынужденное причинение вреда здоровью 6. Своевременность реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» 7. Пределы реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии». 1. Реальная угроза объективно общественно опасного посягательства. Для возникновения права своевременно и правомерно применять оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий юноши вооружённого бутылкой с зажигательной смесью и топором не требуется, чтобы реальная угроза посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», подпадала под признаки состава преступления. Гражданину достаточно уметь самостоятельно установить, что посягательство против жизни, здоровья или собственности является объективно общественно опасным и по объективным признакам состава преступления воспринималось общественно опасным посягательством. 2. Наличность реальной угрозы посягательства. Наличность реальной угрозы посягательства /временные границы конкретного посягательства - начальный и конечный моменты/ реальной угрозы посягательства на исключительный круг объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». Наличность - это те временные границы /начальный и конечный моменты посягательства/, когда граждане имеют реальную возможность своевременно и правомерно применять оружие в целях нейтрализации или поражения юноши вооружённого бутылкой с зажигательной смесью и топором. Применять оружие до начала посягательства против жизни, здоровья или собственности и по окончанию посягательства запрещено. 3. Действительность реальной угрозы посягательства. Это юридическое условие правомерности является юридическим критерием отграничения между реальной необходимой обороной и мнимой необходимой обороной. Мнимая необходимая оборона - применение физической силы и гражданского оружия гражданином против воображаемого /существующего в психике/, кажущегося, но в реальной объективной действительности не существующего посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, указанные в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». Это реальная необходимая оборона. 4. Исчерпывающий перечень объектов уголовно – правовой охраны. Этот исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны (жизнь, здоровье, собственность), предусмотренных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», зашита которых разрешена гражданам путём применения гражданского оружия. Этот исключительный круг объектов уголовно-правовой охраны может быть расширен только законодателем. 5. Вынужденное причинение вреда здоровью. Вынужденное причинение смерти или вреда здоровью только юноши вооружённого бутылкой с зажигательной смесью и топором путём применения физической силы и гражданского оружия. Если гражданин находился в состоянии необходимой обороны и при этом причинил средней тяжести или лёгкий вред здоровью юноши вооружённого бутылкой с зажигательной смесью и топором путем применения физической силы или гражданского оружия, то его решения и активные упреждающие действия всегда правомерны. Уголовный кодекс России не предусматривает таких преступлений против личности, как причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, так как активная необходимая оборона в юридическом смысле - это причинение вреда юноши вооружённого бутылкой с зажигательной смесью и топором 6. Своевременность реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии». Мы должны применять физическую силу и огнестрельное оружие в целях самозащиты или защиты участников образовательных отношений: - только без предупреждения; - не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, чтобы не стать жертвой криминального конфликта 7. Пределы реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии». Любой вред, в том числе лишение жизни юноши вооружённого бутылкой с зажигательной смесью и топором. При совершении посягательства группой лиц гражданин вправе применять физическую силу и гражданское оружие в целях нейтрализации или поражения любого из посягающих и при этом пределы реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» определяются характером и степенью активных противоправных насильственных действий всей группы. Совокупность названных семи юридических условий правомерности позволяет необходимую оборону признать правомерной по действующему законодательству РФ, а, следовательно, правомерным реализацию ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» гражданами РФ. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45 Конституции РФ) Классификация НПА по их юридической силе: 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (Ст. 3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка) 2. Конституция РФ (Ст. 45 Конституции РФ) 3. Федеральные конституционные законы РФ (Ст. 30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении») 4. Федеральные законы РФ (Ст. 37 УК РФ, ст. 24 ФЗ РФ «Об оружии») |
Иные возможные варианты решения конкретной ситуации | 1.Прием Синквейн Безопасность Бдительный, подготовленный, упреждающий Предвидеть, уклониться, действовать Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности Самозащита 2.Прием Синквейн Самозащита Бдительный, подготовленный, упреждающий Предвидеть, уклониться, действовать 4. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. 5. Самооборона 3.В целях формирования правовой культуры у молодежи, повышения эффективности борьбы с преступностью в РФ и совершенствования правовых норм, регламентирующих правовой режим деятельности заместителей директоров по организации безопасности образовательных организаций, целесообразно разработать ФЗ РФ «О заместителях директоров по организации безопасности образовательных организаций РФ». Все заместители директоров по организации безопасности образовательных организаций и педагогические работники обязаны проходить профессионально-психологическую подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера. Все заместители директоров по организации безопасности образовательных организаций обязаны обеспечивать общественный порядок и безопасность участников образовательных отношений при проведении культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятий в образовательных организациях (лица, уполномоченные организатором определенного публичного мероприятия обеспечивают общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении). Все заместители директоров по организации безопасности образовательных организаций обязаны применять гражданское оружие (огнестрельное оружие ограниченного поражения) в целях защиты жизни, здоровья и собственности участников образовательных отношений. Основания: часть 2 ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ, ст. 24 ФЗ РФ «Об оружии», п.8 ч.1 ст.41 ФЗ РФ «Об образовании в РФ». Организация вооруженной охранной деятельности и контрольно-пропускного режима в образовательных организациях – предпосылки для формирования правовой культуры у молодежи, повышения эффективности борьбы с преступностью в образовательных организациях, обеспечения безопасности участников образовательных отношений, формирования личности безопасного типа. 4.Уровни технологии проблемного обучения: Первый уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Педагогический работник. Наименование метода проблемного обучения. Проблемное изложение. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – лекции, уроки – семинары. Второй уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники с помощью педагогического работника. Наименование метода проблемного обучения. Частично – поисковый. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – семинары. Третий уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Наименование метода проблемного обучения. Частично – исследовательский. Наименование разновидностей форм обучения. Практические занятия. Четвертый уровень технологии проблемного обучения. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Кто создаёт проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Наименование метода проблемного обучения. Учебно – исследовательский. Наименование разновидностей форм обучения. Синтез форм обучения. Школьники самостоятельно пишут проект по конкретной теме. 5. Статья 37. Необходимая оборона 1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. (В целях самозащиты и защиты других участников образовательных отношений). 2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства. 2.1. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения. 3. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. (На всех лиц независимо от их: -профессиональной или; -иной специальной подготовки и служебного положения. Независимо от реальной возможности: -избежать общественно опасного посягательства или; -обратиться за помощью к другим лицам или органам власти; -обратиться за помощью к органам власти). 6.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45 Конституции РФ) |
План действий на будущее, с целью предотвращения\профилактики последующего возникновения подобной ситуации | 4 основные правила личности безопасного типа 1. Предвидеть реальную угрозу посягательства 2. При наличии реальной возможности уклоняться от реальной угрозы посягательства 3. При наличии реальной невозможности использовать Конституционное право на активную необходимую оборону (самозащиту) 4. Чтобы не стать жертвой криминального конфликта, мы должны проходить профессионально – психологическую подготовку к действиям в ЧС криминального конфликта |
Учебно-методические материалы/иные материалы, сопровождающие кейс документы презентации раздаточные материалы другое | 1.Документы: 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (Ст. 3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка) 2. Конституция РФ (Ст. 45 Конституции РФ) 3. Федеральные конституционные законы РФ (Ст. 30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении») 4. Федеральные законы РФ (Ст. 37 УК РФ, ст. 24 ФЗ РФ «Об оружии») 2.Презентации: -«Защита прав и свобод человека и гражданина всеми способами, не запрещенными законом»; - «Реализация статьи 45 Конституции РФ гражданами в целях самозащиты или защиты участников образовательных отношений» 3.Лекции, учебные пособия, учебно – методические пособия и научные статьи Новикова В.С. |
Комментарий к кейсу | Уровни решения проблемных ситуаций: Первый уровень решения проблемных ситуаций. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Педагогический работник. Наименование метода проблемного обучения. Проблемное изложение. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – лекции, уроки – семинары. Второй уровень решения проблемных ситуаций. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники с помощью педагогического работника. Наименование метода проблемного обучения. Частично – поисковый. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – семинары. Третий уровень решения проблемных ситуаций. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Наименование метода проблемного обучения. Частично – исследовательский. Наименование разновидностей форм обучения. Практические занятия. Четвертый уровень решения проблемных ситуаций. Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Кто создаёт проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Кто решает проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно. Наименование метода проблемного обучения. Учебно – исследовательский. Наименование разновидностей форм обучения. Синтез форм обучения. Школьники самостоятельно пишут проект по конкретной теме. |