СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт "Мягкая игрушка как средство развития творческих способностей учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный педагогический опыт будет полезен педагогам дополнительного образования и учителям технологии

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт "Мягкая игрушка как средство развития творческих способностей учащихся"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества г.Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район









Тема педагогического опыта:


«Мягкая игрушка как средство развития творческих способностей учащихся»













Автор:

Ведищева Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ г.Новокубанска









Новокубанск, 2019 год

  1. Литературный образ состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Творчество, наряду с учебой, является важнейшей частью процесса преобразования внутреннего мира ребенка. Творчество необходимо для удовлетворения потребности в самовыражении, нахождения пути к добру, покою и блаженству. Игрушка, приобретённая в магазине, не так сильно захватывает ребёнка, как поделка, над которой он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Игрушку любят не только дети, но и взрослые. Для детей она забава, игра, взрослые же с радостью смотрят на красивые, смешные игрушки, которые переносят их в мир детства. Едва ребенок начинает узнавать и познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только развлечение, это и способ творческого самовыражения ребенка, приобретения реальных жизненных навыков. Они обучают и развивают детей, учат таким вечным понятиям, как красота и доброта.

Ребенка с раннего детства окружают различные игрушки, которыми он играет. В процессе игры у него вырабатываются не только потребительское отношение к ним, но и эстетические чувства, и яркие эмоциональные проявления. У младших школьников наряду с новой для них учебной деятельностью продолжает оставаться и потребность в игровой деятельности. Поэтому необходимо при переходе в школу использовать естественную потребность детей к игре и игрушкам, применять ее в обучении, направлять эти потребности на созидательную деятельность, в которой мягкая игрушка может стать объектом творчества.

Обучение основам рукоделия через изготовление игрушки позволит ребенку удовлетворить свою любознательность, раскрыться, научиться общаться, стремиться к достижению определенных результатов, оставаясь при этом в мире игры и сказки. Кроме этого, благоприятный эмоциональный настрой во время изготовления игрушек радость общения в труде, наслаждение, испытываемые в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Любовь к игрушке желание сделать ее своими руками требует немало усилий, в результате чего у ребенка постоянно формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Изготовление мягкой игрушки «своими руками», на начальных стадиях обучения соответствует наиболее фундаментальным потребностям данного возраста во всех отношениях (моторика, эмоциональная окраска, игровая деятельность, развитие познавательных процессов). Этот вид деятельности уникален еще и тем, что имеет конечный результат, младшие школьники достаточно отчетливо представляют ДЛЯ ЧЕГО, они изготавливают игрушку - для себя (спать, играть, украшать и т.д.). Творчество начинается с познания (анализа, сравнения, синтеза). Учащиеся овладевают важными творческими операциями: изменения, преобразования, комбинаторики. Выполнение мягких игрушек характерно сочетанием познания овладения практическими навыками, и способность к целевой установке, и, безусловно, проявлению эмоционального интереса к конечному результату, что способствует формированию начальной фазы творчества.

Труд по изготовлению мягкой игрушки может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью, а использование разнообразных видов коллективной работы способствует формированию у них умения планировать свою деятельность с учетом общей цели. Это способствует формированию у детей доброжелательных дружеских отношений, взаимопомощи, товарищества.

На мой взгляд, творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда педагог покажет, что существует множество вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей технологии кройки и шитья современной игрушки, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

    1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Я, Ведищева Татьяна Юрьевна, работаю в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества г.Новокубанска муниципального образования Новокубанский район в качестве педагога дополнительного образования в объединении «Мягкая игрушка». Педагогический стаж работы – 17 лет.

Занимаясь с детьми, я заметила значительное повышение интереса  детей к декоративно-прикладному творчеству. Наибольшие возможности для развития творческой мысли ребёнок получает, посещая объединения учреждений дополнительного образования. В настоящее время дополнительное образование рассматривается как активный инновационный поиск ребёнка. Развитие у детей творческой инициативы и самостоятельности, умение реализовывать свои замыслы является одной из важнейших задач современного дополнительного образования.

Уникальные возможности каждого учащегося полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, и для всех взрослых, родителей и педагогов важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для этого все необходимые условия. 
     Я считаю, задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности обучающихся в доступной и интересной учащимся деятельности.
Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству, приобщить их  к  рукоделию, заложить основы нравственных ценностей,  научить ощущать мир своими руками, через

красоту художественного изделия. Воспитательно-образовательная работа направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о


жизни человека и общества.

    1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Взаимодействие педагога и воспитанников – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаимное развитие и саморазвитие. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.

Метод педагогический – метод воздействия взрослого на ребенка через совместную деятельность. Трактовка данного понятия как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.

Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Социализация-процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой. Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряет связи с практическим назначением предмета. Напротив, их художественная сущность является в органичной связи с ним. 

Композиция — это произведение искусства, имеющее определенное законченное построение. Цветочная композиция — группировка растений в вазе, в цветочнице или в интерьере. С чего начинать? В первую очередь определяют место, где будет стоять (лежать или висеть) композиция и для чего (для кого) она предназначена. Это поможет выбрать, определить сосуд, а точнее говоря основу, на которой будет строиться композиция. Обязательно учитывается тип интерьера.

Демонстрационный дидактический материал – средство демонстрации при групповом обучении, выполненное в крупном формате и на плотной основе, сопровождающийся инструкцией или краткими методическими указаниями по их использовании. В педагогическом процессе.

Эскиз — художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском для более крупной работы.

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке.

Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. Инициатива сотрудника – побуждение к началу какого-либо дела, способность и готовность к самостоятельным, активным действиям, к принятию решений, сознательное, творческое их выполнение.

Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяющий максимально развить все имеющиеся способности.

Инновация - создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в профессиональной деятельности.

Композиция - построение произведения, взаимное расположение его частей.

Мотивация - побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности.

Наследие - произведения искусства прошлых эпох, изучение и критическое освоение которых служат исходным пунктом для дальнейшего развития искусства.

Научно-методическое обеспечение - обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.

Нововведение - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства, метода и т.п. новшества для удовлетворения человеческих потребностей.

Игра – термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развертывания (потребность, мотив, цель структуру, «конституирующие моменты игры» (Д.Б. Эльконин) и т.д.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через их группировку или классификацию.

Игровая деятельность – ведущая деятельность воспитанника, реализующая его потребность в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка.

Мягкая игрушка – это игрушка, верх которой изготовлен из текстильных или ворсовых материалов, и которая наполняется внутри упругими материалами (гранулами пористого полистирола, полиэфирным волокном, ячеистым полиуретаном и другими допускаемыми для набивки игрушек материалами), легко сжимающимися рукой.

Хлопчатобумажная ткань — это широчайший круг материй на основе растительного волокна.

Игла – это тонкий, заостренный металлический стержень с отверстием для вдевания нити, употребляемый для шитья.

Швейная нить - это протяженная, тонкая, ровно скрученная, пряжа или нить с особыми свойствами, позволяющими использовать ее при шитье. Трикотаж -  изделия, получаемые из одной нити, или многих нитей одной

системы путем образования петель и их переплетения.

Ткань - изделия, полученные путем переплетения в них двух взаимно перпендикулярных систем параллельно расположенных нитей – продольных, называемых основой, и поперечных, называемых утком.

Шерсть - волосяной покров млекопитающих, обладающий прядильными качествами. Волокна шерсти состоят из молекул природного белка кератина.

Шелк - продукт выделения особых шелкоотделительных желез некоторых насекомых (тутовый шелкопряд, дубовый шелкопряд).

Наполнитель – материал, который используются для придания формы мягким игрушкам.

Сметать — соединить ручными стежками, примерно одинаковые по величине детали, для первоначального соединения деталей.

Вметать —  присоединить временными стежками одну деталь к другой по замкнутому контуру.

Стачать – соединить, примерно одинаковые по величине детали машинной прямой строчкой.

2. Психолого-педагогический портрет группы.

В настоящее время в мире создано множество методик и программ, обучающих различным видам декоративного искусства, а также разработаны дидактические рекомендации к проведению этих занятий. Но большое количество вопросов остается раскрытыми неглубоко, они требуют более подробного изучения. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).

Для того чтобы развивать у детей способности к творческому мышлению, на занятиях стараюсь постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований, ситуацию успеха. По моему мнению, когда педагог ожидает успехов у детей, то они действительно их добиваются, даже если считались не очень способными.

Стараюсь целенаправленно развивать у обучающихся: подвижность и гибкость мышления, учу их рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы к изготовлению продукта своей деятельности. Обучаю их посредством современных педагогических технологий, разработанных мной, учебных заданий и упражнений.

Важно отметить, что в учреждениях дополнительного образования группы чаще всего разновозрастные. Этот факт имеет свои плюсы и минусы. К минусам можно отнести то, что приходится больше внимания уделять дифференциации заданий - для младших (слабых) более лёгкие, которые помогут им восполнить имеющие пробелы и постепенно подведут их к выполнению более сложных работ, для старших (сильных) - задания повышенной сложности. К плюсам можно отнести то, что старшие дети помогают младшим, тем самым повышается их самооценка.

Для обеспечения эмоционального благополучия и творческого подъёма важно создать ситуацию успеха. Для этого необходимо больше внимания уделять индивидуальной работе с обучающимися, так как общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование наглядных пособий, часто не приносят желаемого результата.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

В данном педагогическом опыте представлена собственная система работы педагога дополнительного образования, отражающая использование традиционных форм, методов преподавания и активное внедрение новых методик, образовательных технологий:  игровые, личностно- ориентированные, здоровьесберегающие, технология проектной деятельности. Также успешно используются новые методики преподавания, новые способы организации занятий, методы оценивания образовательного результата.

Проблемное обучение – создаю в учебной деятельности проблемные ситуации и организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Дифференцированное обучение – использую возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуя желание сильных воспитанников быстрее и глубже продвигаться в процессе обучения. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать успех, повышается уровень мотивации обучения.

Исследовательские методы в обучении – это метод дает возможность воспитанникам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной

траектории развития каждого ребенка.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр – при использовании этого метода происходит расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Самыми распространенными формами подведения итогов в работе являются: опрос, открытый показ занятий, оформление выставок, организация и проведение конкурсов, самостоятельное выполнение работы, коллективный анализ работ, самоанализ и др.

Использование заданий творческого характера, игровых моментов снимает напряжение, вызывает эмоционально – положительный настрой.

Эффективность проводимой работы во многом зависит от эмоциональности, профессионализма и увлеченности педагога. От качества организации педагогом занятий в объединении будет зависеть формирование у детей умения воспринимать и оценивать мастерство народных умельцев. Как показывает опыт работы, занятия по знакомству с декоративно – прикладным творчеством обладают большим воспитательным и образовательным потенциалом, обогащая духовный мир, как младших, так

и старших школьников.

В своей практике придерживаюсь следующих «основных положений», наиболее отвечающих специфике дополнительного образования детей:

  • Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

  • Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.

  • Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться

окончательным.

  • Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

  • Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия проводятся с применением разнообразных методов и приёмов обучения: словесных, наглядных, практических. Почти каждое занятие включает практическую и теоретическую части. Последняя занимает большую часть занятия, где ребята выполняют различные мягкие игрушки (ткань, фетр, мех, трикотажные полотна), создают выкройки, выполняют саму работу. Итогом работы воспитанников объединения являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Работа в паре – это работа, которая позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и

систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на занятиях приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Работа в группе - этот метод обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка выполнения творческой работы. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.

Интегрированные уроки - они способствуют формированию художественного вкуса. Ребятам очень нравятся уроки, объединяющие учебный материал по декоративно-прикладному искусству и другим дисциплинам: окружающему миру, изобразительному искусству, истории. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к декоративно-прикладному творчеству, развивает эстетический вкус, внимание, пробуждает желание изготавливать красивые вещи своими руками, научиться создавать дизайнерские композиции, как художники.

Информационно-коммуникационные технологии: во время занятий использую слайдовые презентации. Использование этих педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов в обучении детей.

Здоровьесберегающие технологии - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дополнительного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дополнительного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре;

  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии провожу физкультминутки. Они формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Часто на своих занятиях стараюсь настроить детей эмоционально, для этого использую музыкальные произведения, музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.

Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования как системы общего образования. Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе.

Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.

Чем же привлекают занятия по изготовлению мягкой игрушки? Игрушка –  постоянный спутник человека, с его раннего детства. Еще не умея сидеть, ребенок уже следит за игрушкой глазами. Рядом с ней он учится ходить, читать, считать и развивать свои способности. Подрастая, дети всегда мечтают получить самую лучшую в мире игрушку.  Мечта может осуществиться только тогда, когда ребёнок сделает её своими руками. Сшив игрушку, можно дополнить интерьер, подарить ее, а можно стать ее другом и пошептаться с ней, когда одиноко. А чтобы создать такую игрушку, необходимы определенные навыки, которые можно получить в моём объединении.

Занятия по изготовлению мягких игрушек всегда отличаются доступностью: небольшие лоскутки материала, меха, кожи и иголка с ниткой всегда есть под рукой. Они вызывают светлые чувства: волнуют радость созидания, такой труд доставляет наслаждение, приобщает к миру прекрасного в природе и искусстве. Они познавательны: помогают лучше разглядеть окружающий мир. Они продуктивны: шьешь – и обязательно, что-нибудь получиться. Но главное в том, что через творчество можно преодолеть свои личные проблемы и утвердить позитивное отношение к жизни.                        

Считаю, что тема, над которой я работаю «Мягкая игрушка как средство развития творческих способностей учащихся» имеет широкий спектр действия и работает на завтрашний день. Выполнение механической и бездумной работы на занятиях не дает положительных результатов, поэтому на занятиях не требую от учащегося безоговорочного исполнения представленного образца, а наоборот, стараюсь помочь ему поверить в себя, в свои силы, дать возможность фантазировать, тем самым сформировать начальную ступеньку к творчеству.

3.3. Научность в представляемом опыте.

Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. В своей работе я опиралась на основные принципы и методы в педагогике.

Основные принципы, которые легли в основу опыта, стали:

- принцип учёта возрастных особенностей детей;

- принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;

- принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;

- принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;

- принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;

- принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность;

- принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дополнительным образованием и общеобразовательной школой.

Проведение занятий в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающей их к самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Сравнивая результаты декоративно-прикладной деятельности детей в начале года и в конце, можно заметить разницу в уровне овладения детьми определенных способностей и навыков по изготовлению мягкой игрушки. Проверка текущих результатов определялась путём проведения мониторинга учащихся. Его цель - выявление ошибок и успехов в работе. Мониторинг составляется за полугодие и за год: в середине учебного года (январь – февраль) и в конце учебного года (май). Применяется 10-бальная шкала оценки (высокий уровень - 8-10 баллов, средний 5-7 баллов, низкий 1-4 балла). В результате составляется таблица, где фиксируется результативность усвоения материала. Мониторинг проводится 2 раза в год:

1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.

2. Повторная проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса, образовательной программы.

Итоговая проверка и учет полученных учащимися знаний, умений, навыков, проводится на завершающем этапе изучения программы. Динамика изменения спроса детей на обучение в объединении «Мягкая игрушка» за несколько последних лет позволяет увидеть степень заинтересованности детей и родителей в освоении данной дисциплины. Повышение интереса может быть только в случае наглядного проявления высокого качества обучения, хороших творческих результатов детей.

По имеющимся спискам детей составляется график или диаграмма сохранности контингента обучающихся по видам образовательной деятельности (срокам реализации образовательной программы педагога), что показывает сохранность контингента детей за 2017 г. – 2018 г. 98%.

Результаты участия обучающихся в различных конкурсах, выставках, фестивалях любого уровня, выраженные в количестве завоеванных призовых местах, также отражаются в критериях. Эти данные показывают изменения профессионализма обучающихся по данной образовательной программе, т.е. качество полученного дополнительного образования в плане приобретения знаний, умений, навыков. Воспитанники объединений регулярно участвуют в районных, краевых, международных конкурсах и выставках:

  • Гнатышина Софья - 2 место в зональной выставке детского прикладного творчества «Новогодний сюрприз» (2016 год).

  • Шеховцова Ирина - победитель муниципального патриотического конкурса «Поздравительная открытка ко Дню защитника Отечества» (Приказ УО №127 от 21.02.2017г.)

  • Ковтун Анна - 3 место в зональной выставке детского декоративно-прикладного творчества (Приказ №01-02/17 от 03.04.2017г.)

  • Павлухина Людмила - призёр муниципального этапа краевого конкурса «Зеркало природы - 2017. Великой победе посвящается» (Приказ УО №246 от 11.04.2017г.)

  • Шеховцова Ирина - 3 место в выставке декоративно-прикладного творчества «Тепло детских рук» в рамках зонального семинара «Калейдоскоп идей» (Приказ МБУДО ЦДТ г.Армавира №01-02/48 от 19.04.2017г.)

  • Янук Лия - победитель в муниципальном этапе краевого смотра-

конкурса «Моя Кубань – мой дом родной» (Приказ№270 от27.04.2017)

  • Конопкина Елизавета - победитель в муниципальном этапе краевого конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Моей любимой маме» (Приказ УО №710 от 07.11.2017г.)

  • Павлухина Людмила - победитель в конкурсе-фестивале детского творчества «Светлый праздник – Рождество Христово в 2017-2018 учебном году (Приказ УО№802 от 19.12.2017г.)

  • Гнатышина Софья - победитель муниципального этапа конкурса детского творчества «Поздравительная открытка ко Дню защитника Отечества в 2018 году» (Приказ УО №86 от 14.02.2018 г.)

  • Конопкина Елизавета - призёр зональной выставки в рамках зонального семинара-практикума «Сохранение и дальнейшее развитие кубанских ремёсел в дополнительном образовании» (Приказ МБУДО ДДТ ст.Советской №20 от 20.03.2018г.)

  • Игнатьева Татьяна - победитель в зональной выставке детского прикладного творчества «Капелька чуда» (Приказ №234 от 26.04.2018 г.)

  • Конопкина Елизавета - победитель в зональной выставке детского прикладного творчества «Капелька чуда» (Приказ №234 от 26.04.2018 г.)

  • Лукьянова Анна - победитель в зональной выставке детского прикладного творчества «Капелька чуда» (Приказ №234 от 26.04.2018 г.)

  • Гнатышина Софья - призёр в зональной выставке детского прикладного творчества «Капелька чуда» (Приказ №234 от 26.04.2018 г.)

  • Никитенко Мария - призёр в зональной выставке детского прикладного творчества «Капелька чуда» (Приказ №234 от 26.04.2018 г.)

  • Майер Амира - призёр в зональной выставке детского прикладного

творчества «Капелька чуда» (Приказ №234 от 26.04.2018 г.)

  • Забродина Ксения - призёр в зональной выставке детского прикладного творчества «Капелька чуда» (Приказ №234 от 26.04.2018 г.)

  • Джагарян Лусине - призёр в зональной выставке детского прикладного творчества «Капелька чуда» (Приказ №234 от 26.04.2018 г.)

  • Беспалова Арианна - призёр в зональной выставке детского прикладного творчества «Капелька чуда» (Приказ №234 от 26.04.2018 г.)

  • Лукьянова Юлия - призёр муниципального этапа краевого конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества обучающихся образовательных организаций Краснодарского края «Праздник в кубанской семье» в 2018 году» (Приказ УО №167 от 26.03.2018г.)

  • Беспалова Арианна - победитель зональной выставки в рамках семинара «Творческие лаборатории как средство модернизации содержания форм и методов обучения и воспитания учащихся» (Приказ №8 от 27.03.2018г.)

  • Грабарь Дарья - призёр зональной выставки в рамках семинара «Творческие лаборатории как средство модернизации содержания форм и методов обучения и воспитания учащихся» (Приказ №8 от 27.03.2018г.)

  • Мамонтова Анна - призёр зональной выставки в рамках семинара «Творческие лаборатории как средство модернизации содержания форм и методов обучения и воспитания учащихся» (Приказ №8 от 27.03.2018г.)

  • Никонова Виталина - призёр зональной выставки в рамках семинара «Творческие лаборатории как средство модернизации содержания форм и методов обучения и воспитания учащихся» (Приказ №8 от 27.03.2018г.)

  • Никитенко Мария - призёр зональной выставки в рамках семинара «Творческие лаборатории как средство модернизации содержания форм и методов обучения и воспитания учащихся» (Приказ №8 от 27.03.2018г.)

  • Джагарян Лусине - 2 место в зональной выставке детского декоративно-прикладного творчества, посвящённой 100-летию дополнительного образования в России (Приказ МБУДО ЦНТТ № 01-02/19 от 02.04.2018г.)

  • Павлухина Людмила - победитель в выставке декоративно-прикладного творчества «За руку с детством» в рамках зонального семинара «Калейдоскоп идей – 2018», посвященного 100-летию дополнительного образования детей России (Приказ МБУДО ЦДТ г.Армавир № 01-02/35 от 05.04.18г.)

  • Конопкина Елизавета - победитель муниципального этапа смотра-конкурса детского творчества «Моя Кубань – мой дом родной», посвящённого 100-летию системы дополнительного образования Российской Федерации (Приказ УО №573 от 16.10.2018г.)

  • Гнатышина София - победитель муниципального этапа краевого конкурса-фестиваля детского творчества «Светлый праздник – Рождество Христово» в 2018-2019 учебном году (Приказ УО № 705 от 11.12. 2018г.)

  • Агабекян Эльмира - призёр муниципального этапа краевой благотворительной акции декоративно-прикладного творчества «Однажды в Новый год» (Приказ УО №19 от 15.01.2019г.)

  • Филатова Елизавета - призёр муниципального этапа краевого конкурса-фестиваля детского творчества «Светлый праздник Рождество Христово» в 2018-2019 учебном году (Приказ УО № 70

от 11.12. 2018г.)

  • Филатова Варвара - победитель муниципального конкурса «Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества» (Приказ УО №96 от 19.02.2019г.)

Творческие отчеты, конкурсы и другие виды отчетной деятельности по мере реализации образовательной программы четко показывают, какие знания, умения и навыки получены детьми за определенный период обучения, насколько они совпадают с поставленными в программе задачами. Уровень знаний и умений отражается в отчетах педагога, мнениях родителей, учащихся по объединению и пр.

Мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в учреждении МБУДО ДДТ г.Новокубанска, является одним из весомых показателей мониторинга. Родители поощряют и способствуют обучению детей в нашем учреждении только в том случае, если явно видят позитивные результаты творческого труда.

3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Под новизной опыта понимается организация скоординированной совместной деятельности обучающихся на занятиях объединения, в результате которой они приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую.

Новизна, теоретическая и практическая значимость данного педагогического опыта состоит в следующем:

  • разработана  программа детского объединения «Мягкая игрушка», перспективное планирование на весь период обучения; представлено необходимое методическое и дидактическое обеспечение данной программы;

  • апробированы на практике приемы, упражнения, дидактические игры, внедрены в собственную практику работы элементы новых методик, образовательных технологий с целью эффективного функционирования системы работы;

  • разработаны методические рекомендации к проведению занятий, мастер- классов;

  • педагогом активно использовались возможности дифференцированного, личностно-ориентированного подхода к эстетическому воспитанию детей;

  • определены пути художественно-эстетического воспитания на материале народного декоративно – прикладного творчества, педагогические условия успешности художественно-эстетического воспитания;

  • педагогом организована систематическая просветительская работа с педагогической и родительской общественностью (мастер-классы, оформление портфеля достижений детей);

  • проведена значительная работа по подготовке и распространению печатной продукции (памятки, визитки, буклеты).

Достоверность и обоснованность результатов данного опыта обеспечены методологической базой исследования, анализом и использованием достижений педагогики и психологии, применением методов, адекватных предмету, целям и задачам опыта, проведением исследования в единстве с практической деятельностью, количеством изучаемых детей, личным участием автора в методической работе.

Развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для саморазвития. Работая с детьми, педагог должен раскрывать их природные потенциалы и готовить учащихся к продуктивному труду.

Анализ эффективности проводимой работы подтверждает, что стабильные результаты осуществляются за счёт:

  • взаимодействия педагога с детьми;

  • использования личностно - ориентированной модели обучения;

  • осуществления комплексной совместной работы: педагога - ребенка - родителей.

Необходимыми условиями эффективного функционирования данного опыта является: создание условий, поощряющих положительную инициативу, творчество и самостоятельность детей; а также доступность используемого учебного материала, основанного на привлечении жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности, стремление к выражению своего мнения, своего отношения к действительности.

Мои занятия построены таким образом, чтобы воспитывать у подрастающего поколения постоянную устремлённость совершать что-то новое, делать лучше, чем раньше. В творческой деятельности на занятиях по изготовлению мягкой игрушки обучаемые приобретают социальный опыт, раскрывают свои природные дарования и способности, удовлетворяют интересы и потребности.

Опыт работы заслуживает внимания практикующих и творческих педагогов.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Целью данного опыта является создание условий для развития творческой активности обучающихся в образовательном процессе на занятиях через использование групповых форм обучения, и как следствие – повышение качества знаний обучающихся в объединении.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- использование наряду с традиционными формами групповых занятий, что дает возможность систематической и последовательной творческой активности;

- создание условий для приобретения обучающихся умений, необходимых для дальнейшего образования;

- использование способов и приемов, направленных на становление активной позиции ребенка.

Методы и приемы проверены, о чем свидетельствуют  результаты данного опытаЭффективность опыта также подтверждается положительной динамикой работы  по  развитию художественно-эстетического восприятия обучающихся.

Представленный опыт работы приносит положительные результаты: 

  • Развивается познавательные процессы;

  • Совершенствуется эстетическое восприятие, наглядно-образное мышление;

  • Формируется эстетический вкус, мелкая моторика рук, обогащается словарный запас;

  • Развивается художественно-творческие способности, мышление, воображение;

  • Воспитывается доброжелательные отношения друг к другу, любовь к родине, родному краю, родной природе.

Бесспорно, базой для развития творческих способностей детей становится дополнительное образование. Именно в это время создаётся благоприятная атмосфера для максимального раскрытия творческих возможностей детей.

В настоящее время проблема творческих способностей становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, что дает определенные «результаты»: дети замыкаются в своем мире, в мире телевизора и компьютера. На занятиях происходит не только общение детей с детьми, но и с родителями, которые зачастую посещают занятия.

Регулярно проводились консультации, беседы, собрания и т.д. Предоставляя родителям теоретический и практический материал, удалось повысить их заинтересованность и активность в помощь участия их детей в различных конкурсах и выставках.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Массовая школа в большинстве своем использует информационные, обучающие технологии с опорой на интеллект.

В современной школе распространена одна ошибка, она заключается в том, что учеников перегружают знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития способностей ребенка. Способы деятельности детей зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.

Учреждение дополнительного образования детей в отличие от массовой школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень умственного развития и корректировать в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы.

Деятельность педагога дополнительного образования детей должна строиться на таких принципах, как:

  • дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;

  • развитие творческих способностей детей,

  • учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

  • ориентация на потребности общества и личности обучающегося.

Задача в моей работе – выявить и развить творческие способности детей в доступной и интересной им деятельности, связанной с декоративно­-
-прикладным творчеством. Решение этой задачи заключается в том, чтобы
приобщить учащихся к рукоделию, заложить основы нравственных
ценностей, научить ощущать мир своими руками через красоту мягкой
игрушки. Для меня это актуально, т.к. я приобщаю их к декоративно­-прикладному творчеству, воспитанию в них уважение к истории своего народа, желание научиться сшить мягкую игрушку и играть ею.
Обучение строится на увлекательном материале по изучению технологии
изготовления мягких игрушек. Первые шаги в обучении настолько просты,
что не требуют от детей больших усилий. Они с удовольствием открывают
для себя разнообразные возможности работы с тканью.
Суть моей работы заключается в предоставлении возможности
детям обучиться технологии изготовления игрушек, и другим видам работы с тканью. Методика работы с детьми по программе «Мягкая игрушка»
предполагает использование различных приёмов, способов, принципов
педагогической деятельности. При обучении огромная роль отводится принципу наглядности. В моём объединении – это, в первую очередь, оформление кабинета мягкими игрушками, сшитыми мною и моими воспитанниками. Мой опыт подтверждает, что многие сложные темы при умелом использовании наглядности становятся более доступными и понятными для детей. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения.

Методика организации работы основывается на принципе ­ от простого к сложному. Большое значение играет принцип последовательности
действий. Для правильной выработки навыков работы я использую показ и
объяснение. Каждая тема программы основана на знаниях предыдущей темы и даётся с усложнением: от несложных приемов сшивания двух деталей игрушки, до изготовления сложных изделий. Объем знаний, умений и навыков, универсальных образовательных соответствует принципу
действий, предусмотренных доступности. Я включаю в процесс обучения сначала то, что близко и понятно для детей, а потом – то, что требует обобщения и анализа. Для начала я предлагаю легкие задания, а потом – более сложные (но обязательно доступные для выполнения). С учетом разной подготовки и возможностей детей, я использую дифференцированный подход к образовательному процессу, цель которого ­ помочь каждому ребенку достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям. 
На занятиях детям с различной подготовкой даю разно-уровневые
задания, которые включают в себя базовые, упрощенные или усложненные
задачи: более сильным детям интересно и доступно выполнение более
сложной игрушки, менее подготовленным предлагаю выполнить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл работы для каждого воспитанника сохраняется.

Реализуя принцип социализации воспитанников, активно включаю их в общественно­ полезную деятельность в доме детского творчества и за его пределами.

В зависимости от поставленных задач на занятиях использую различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. В процессе занятия сочетаю групповую и индивидуальную работу. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний. Развивая интерес к занятиям, я выбираю такую форму занятий, при которой ребёнку предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Для каждой практической работы выбираю такую форму, которая больше всего подходит с учетом конкретных условий, уровня знаний учащихся, развития их умений и навыков, самостоятельности и имеющихся средств обучения.
На занятиях «Мягкая игрушка» использую и такую форму, как
взаимопомощь. Дети на практике проявляют свои знания и умения.
Старшие помогают младшим, ­ присутствует дух взаимовыручки,
взаимопонимания, ответственности, что положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств, позволяет
рационально использовать время на занятии. Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Подведение итогов на занятиях строю на доброжелательном оценивании изделия: результат оценивают учащиеся. Проверка результатов происходит в виде самоанализа. Наиболее подходящая
форма оценки знаний – выставка, т.е. организованный просмотр выполненных работ.

Результатом для меня является то, что мои воспитанники – постоянные участники всевозможных выставок и конкурсов муниципального и регионального уровня и ежегодно являются их призёрами и дипломантами. 
Воспитанники объединения испытывают вдохновение, радость от
выполненной работы, а многое из того, что они выполнили своими руками,

доставляет их родителям и окружающим людям радость от встречи с
рукотворной красотой.

Но самое главное, что я хочу отметить, успешная работа, отлично выполненная поделка заставляет ребенка поверить в свои силы, повышает самооценку, позволяет ставить перед собой определенную цель и достигать ее, развивает творческие способности. Без качественного трудового воспитания нельзя вырастить полноценного гражданина нашей страны.

4. Выводы.

Б. М. Неменский, в своей книге «Мудрость красоты», пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, и понимать прекрасное в искусстве, задача гораздо сложнее - необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях.

Художественное образование призвано вовлечь каждого обучающегося в эстетическое освоение и созидание жизненных ценностей. Обучение декоративно-прикладному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности. Оно помогает учащимся в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает их широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного спектра образовательных технологий. В результате работы над опытом у меня сложилось свое видение обновленного процесса в системе дополнительного образовании. Я думаю, что использование современных образовательных технологий сопровождает, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Цель инновации - повысить качественный уровень образовательно-воспитательного процесса.

Наверное, многие со мной согласятся, что легче всего что-то повторить из прошлых лет, чем разработать и внедрить новое. Но как для многих творческих, «неспокойных» педагогов, основной задачей педагога стало – заинтересовать, увлечь, сплотить. 

Современные образовательные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инновации в образовании, в целом, и в дополнительном образовании, в частности, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Дети, которые, ко мне  приходят, имеют разный уровень школьных знаний, разную самооценку, разное мироощущение. Но это не важно, важно то, что дети и подростки приходят с горящими глазами, и, найдя дело по душе, верят в свои возможности.

Декоративно-прикладное творчество не только увлекает, но и отвлекает. Школьники перестают озорничать, сосредоточивают внимание на любимом занятии. Общее увлечение сплачивает детей разного возраста.

А результаты не заставят себя ждать. Благодаря новым введениям   в образовательно-воспитательный процесс ребята становятся ещё самостоятельнее, деятельнее, осознающими свою ценность. А в этом и есть главная ценность воспитания – реализовавший себя человек!

Кому-то эти инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для меня это очень прогрессивный шаг. Меня очень радует, что работа в нашем объединении «Мягкая игрушка» завоевывает симпатии всё большего числа детей.





Ведищева Татьяна Юрьевна,

Педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ г.Новокубанска





















14