УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАХАНОВА
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8»
дошкольное отделение
«Активные формы методической работы как фактор повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении».
Педагогический опыт работы
воспитателя – методиста
ГОУ ЛНР УВК №8 г. Стаханова
ДВУРЕЧАНСКОЙ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
г. Стаханов
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ:
Анкета…………………………………………………………………………3
Аннотация…………………………………………………………………….4
Характеристика………………………………………………………………6
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
1.1.История темы педагогического опыта в педагогике и учебно-методической литературе……………………………………………………6
1.2. История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении ……………………………..……………….8
РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ОПЫТА
2.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте………………………………………………………..15
Выводы ……………………………………………………………………30
Используемая литература…………………………………………………..31
Приложение к опыту…………………………………………………………33
Анкета адресата опыта работы
1. Фамилия, имя, отчество Двуречанская Ольга Александровна
2.Дата рождения.___19.09.1961_________________________________________
3.Полный домашний адрес с почтовым индексом, телефон 94013 г. Стаханов _ ул. 60 лет Октября, дом. 30, кв. 19. Тел: 0721037773_________
4. Какое учебное заведение окончил (а), в каком году, специальность согласно диплому Елецкий педагогический институт, 1983г. Учитель физики и математики.
5.Адрес опыта (полное название, адрес, телефон) Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8» дошкольные группы
юридический адрес: 94013 город Стаханов, ул. Бурбело, дом. 28;
тел. 5 – 20 - 71
фактический адрес: 94013 город Стаханов, ул. Площадь Победы, дом. 1-а. тел.5 – 02 – 54
6. Стаж работы:
Общий _36 лет ____________________________________________________
в том числе педагогический 36лет, 2 месяца_______________________
7.Квалификационная категория « специалист_высшей категории»____
8.Звания _-______________________________________________________
9.Государственные награды, знаки отличия (год награждения) _________________________________________________________________
10.Тема опыта _ «Активные формы методической работы как фактор повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении»._
Дата: __________________ Подпись _________________________
АННОТАЦИЯ
Тема опыта: «Активные формы методической работы как фактор повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении»
Автор опыта: Двуречанская Ольга Александровна, 1961 года рождения.
Образование: высшее, Елецкий педагогический институт, 1983 год.
Квалификация: учитель физики и математики средней школы, стаж педагогической работы 36 лет, 2 месяца.
Адрес опыта: Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8» дошкольные группы
Юридический адрес: 94013 город Стаханов, ул. Бурбело, дом. 28;
Фактический адрес: 94013 город Стаханов, ул. Площадь Победы, дом. 1-а.
Объект опыта: процесс организации методических форм работы с педагогическими сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.
Годы изучения и год оформления опыта: 2017 -2020годы
Актуальность педагогического опыта:
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ГОС ДО ЛНР. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческого потенциала.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. А активные формы и методы работы – это действительно то, что сейчас необходимо педагогам, то что приносит удовлетворение и обучающемуся и обучающему как от процесса, так и от результата обучения. Важно, чтобы содержание и формы организации методического процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приёмы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.
Цель опыта работы
Ориентирование методической работы на управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Задачи опыта:
Раскрыть сущность понятия «активные формы методической работы».
Рассмотреть классификацию активных форм методической работы и их основные компоненты.
Выявить место и роль интерактивных форм методической работы с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в повышении качества образования.
Педагогические средства:
Использование активных форм методической работы с педагогами ДОУ способствует:
стимулированию интереса и мотивации к самообразованию;
повышению уровня активности и самостоятельности;
развитию навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
В чем преимущества такой работы?
Основной направленностью активных форм методической работы является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.
Реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.
Приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества.
Значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности, что в конечном результате влияет на повышение качества образования.
Результативность внедрения опыта:
Опыт работы показал, что использование активных форм методической работы в педагогическом процессе побуждает педагогов к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Все эти факторы профессионального роста педагогов в конечном итоге отражаются на качестве образовательного процесса, позволяя сделать его живым, интересным и познавательным для дошкольников.
В результате проделанной работы есть положительные результаты:
- 2017г. Участие педагогов в городском конкурсе «Авторская подвижная игра» - 4 педагога. Диплом за занятое 2-е место. Диплом в номинации «Творческий музыкальный руководитель»;
- 2017г. Участие педагогического коллектива в выставке в рамках III Международной конференции «Гражданско- патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством приобщения к трудовым традициям народа». Благодарность ГБОУ ЛНР ГМК г. Стаханова.;
2018 – 2019г. Участие педагогов во Всероссийском педагогическом конкурсе «Творческий воспитатель » - 2 педагога,;
2018г. Участие педагогов в выставке педагогических идей дидактических пособий в рамках городского интерактивного семинара «Сказочные лабиринты игры»;
2018 г. Участие педагогов в выставке педагогических идей нетрадиционного спортивного оборудования в рамках городского методического объединения «Физкультурная мозаика»;
2019 г. Участие педагогов в выставке педагогического мастерства дидактических пособий по художественно-эстетическому развитию «Музыкальная мозаика»;
2019г. Организация и проведение городского методического объединения для педагогов ДОУ «Подготовка к обучению грамоте»;
2019г. Участие педагогов в выставке педагогических идей «Музей одного предмета – народная игрушка» в рамках городского методического объединения по социально-коммуникативному развитию «Музейная педагогика в ДОУ»;
2019г. Участие педагога в городском творческом конкурсе педагогического мастерства «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ» по социально-коммуникативному развитию «Отчий дом» - 1 педагог, Благодарность за систематическую работу по реализации инновационной деятельности – «Метод проектов»;
2018-2020г. Участие педагогов во II этапе Республиканского конкурса «Педагогог года Луганщины» в номинации «Воспитатель года – 2018», «Воспитатель года – 2019», «Воспитатель года – 2020»
Выводы: Опыт воспитателя-методиста Двуречанской О.А. по использованию активных форм методической работы как фактора повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении может быть рекомендован к использованию в массовой практике. Опыт эффективен в организации методической работы в ДОУ, предполагает создание педагогических ситуаций и активную самостоятельную деятельность педагогов по их разрешению, в результате чего и происходит овладение профессиональными знаниями, развитие мыслительных способностей, умение реализовать свои знания в образовательный процесс, что в конечном итоге влияет на улучшение качества знаний дошкольников.
Рекомендации: Данный опыт может быть рекомендован для использования воспитателям-методистам и руководителям ДОУ которые:
готовы к осуществлению творческого подхода в организации методической работы в ДОУ;
способны к саморазвитию, изучая инновационные технологии;
не боятся скрупулёзной работы, требующей временных затрат.
Характеристика
Двуречанская Ольга Александровна, 1961 года рождения.
Образование: высшее Елецкий педагогический институт,
1983 год.
Квалификация: учитель физики и математики средней школы.
Двуречанская Ольга Александровна имеет высшее образование, стаж педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях - 36 лет. С 1998 года работает в должности воспитателя – методиста дошкольного отделения ГОУ ЛНР УВК № 8 г. Стаханова. С 2000 года является руководителем городского методического объединения для педагогичяеских работников ДОУ города Стаханова по теме «Речевое развитие».
За многолетний срок педагогической работы показала высокий уровень профессионализма, зарекомендовала себя ответственным, опытным методистом. Двуречанская О.А. работает в соответствии с современными требованиями, владеет эффективными формами организации методической работы, современными инновационными технологиями, методами активного обучения дошкольников. Она компетентный, инициативный, опытный методист, направляющий деятельность педагогов на реализацию творческих способностей, раскрытию индивидуальных качеств личности каждого из них. Её отличает чёткая организация своей деятельности и профессионализм при работе с педагогами, детьми.
Двуречанская О.А. уделяет значительное внимание повышению профессионального мастерства педагогов, которое влияет на качество работы с детьми. Методическая работа проводится таким образом, чтобы сформировать профессиональную компетентность, обогатить интересы, удовлетворить духовные и профессиональные потребности педагогов.
Под её руководством методической работы дошкольное отделение занимает пятое место (среди 17) в рейтинге дошкольных учреждений города Стаханова. Она сама и педагоги дошкольного отделения принимают участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Творческий воспитатель». Благодаря совершенному владению профессиональными методиками, умению анализировать проблемы, внесению в педагогический процесс корректив воспитатель-методист достигает запланированных результатов.
В дошкольном учреждении постоянно ведётся поиск новых прогрессивных форм, нетрадиционных методов работы. Ею в практику работы ДОУ была введена такая форма работы - тематические месячники. Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства педагогов. В дошкольном отделении проводятся городские методические объединения по различным направлениям работы современного дошкольного образовательного учреждения для всех категорий педагогических работников.
Как методист городского методического объединения, ДвуречанскаяО.А. оказывает методическую помощь методистам и воспитателям города. В помощь педагогам города ею оформлена система проведения педагогической диагностики (мониторинга) образовательной деятельности по всем образовательным областям ГОС ДО; разработаны рекомендации по проведению и оформлению результатов выполнения детьми основных физических движений.; в рамках семинара для руководителей и воспитателей-методистов ДОУ ею была сделана практическая презентация опыта работы на тему «Контроль за образовательным процессом в ДОУ».
В 2017 году за профессиональную компетентность, творческий подход к организации и проведению методической работы Двуречанская О.А. была награждена Почетной Грамотой Главы Луганской Народной Республики, в 2019 году грамотой ГОУ ЛНР «Городской методический кабинет города Стаханова».
Компетентность, добросовестность, трудолюбие, ответственность и преданность своему делу – это те качества, которые характеризуют Двуречанскую О.А. как личность. Благодаря этим качествам педагог пользуется авторитетом и уважением, доверием и поддержкой среди коллег.
Директор ГОУ ЛНР
УВК 8 г. Стаханова Л.А. Варгатая
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три»
Конфуций
Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Проблема подготовки высококвалифицированного активно действующего воспитателя актуальна на современном этапе. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания. В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
1.1.История темы педагогического опыта в педагогике и учебно-методической литературе
Современная система образования, ориентированная на компетентностный подход, требует непосредственного вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность с применением активных и интерактивных методов и приемов передачи информации, которая полностью осваивается, поддерживается и в дальнейшем используется в непосредственной практической деятельности.
Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.
Я считаю работу по совершенствованию профессиональной компетентности главным средством управления качеством образования в дошкольном учреждении.
Качество образования - социальная категория, определяющая результативность процесса образования в ДОУ, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии детей и профессиональной компетентности педагогов.
Проблема качества образования является предметом исследования таких ученых, как П.И.Третьяков, Э.В.Литвиненко, И.В.Гудков, Н.С.Митин. Одни авторы в своей трактовке ориентируются на потребности личности и общества, другие - на сформированный уровень знаний, умений и навыков воспитанников, третьи - на совокупность свойств и результатов, четвертые - на способность образовательных учреждений удовлетворить установленные и прогнозируемые потребности государства и общества.
Стратегия развития дошкольного учреждения, обеспечивающая качество образования, требует четкого определения таких понятий, как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога, профессиональная компетентность педагога.
По определению П.И. Третьякова профессиональное становление педагога - профессионализация человека (раскрытие его сущностных сил в профессии) в ходе формирующих субъектных воздействий, характеризующаяся системностью и динамичностью личностных и деятельностных преобразований субъекта труда.
Профессиональная подготовка педагога - специально организованный процесс профессионализации и результат овладения субъектом системой профессионально-педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно - ценностного отношения к педагогической культуре.
Профессиональная компетентность включает в себя знания о всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения. Профессиональная компетентность может рассматриваться как сумма частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога.
Исследование профессиональной компетентности педагога - одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых (В.Н.Введенский, В.Г.Воронцова, Е. Вторина, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, С.Г.Молчанов, Л.А.Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И.Шамова)
В структуре профессиональной компетентности педагога наряду с другими выделяют технологическую составляющую, которую, по мнению Л. К. Гребенкиной, можно назвать технологической компетентностью.
В ее содержание входят:
- знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения;
- владение компьютерными технологиями;
- умение творчески применять эти знания;
- умение проектировать воспитательно-образовательный процесс;
- умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности.
Основными факторами развития профессиональной компетентности, по мнению Е.Н. Никифоровой, являются:
- приобретение новых знаний и функциональное совершенствование умений и навыков;
- субъективный смысл желаемых результатов.
Задачи методической работы в общем виде можно сформулировать следующим образом:
- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;
- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании,
- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.
1.2. Условия возникновения и становления опыта
В дошкольном отделении Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Стахановский учебно-воспитательный комплекс №8» (далее – ясли-сад) функционирует 5 групп, списочный состав воспитанников - 90 человека.
Современная практика образования характеризуется активным включением педагогов в инновационный процесс, касающийся обновления не только содержания дошкольного образования, но и форм его реализации, методов и приемов взаимодействия с детьми в условиях принятия новых нормативных документов в сфере дошкольного образования Луганской Народной Республики. В таких условиях особое значение придается качеству профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов.
Проанализировав образовательный статус, возрастной показатель, стаж работы и уровень квалификации педагогов дошкольных групп ГОУ ЛНР УВК№8 г. Стаханова, было выявлено, что коллектив состоит из 11 человек, из них: 1 заместитель директора по дошкольному образованию, 1 воспитатель-методист, 7 воспитателей групп, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре. Возрастной ценз педагогов: 1 человек до 25 лет, 1 - от 40 до 50, 9 - 50 и более.
2 человека имеет высшее образование, 9 - среднее специальное, (1 обучается в высшем учебном заведении).
Стаж до 3 лет - 1 человек, 20лет и более - 10 человек.
Имеет высшую квалификационную категорию - 1 человек ( воспитатель-методист), имеет педагогическое звание «воспитатель-методист» - 1 человек (инструктор по физической культуре, соответствуют занимаемой должности - 9 человек.
С 2015 года все пять групп нуждались в пересмотре оснащения образовательной среды в соответствии с требованиями ГОС ДО ЛНР.
На организационном этапе работы с целью выявления личностных, профессиональных качеств педагогов, профессиональной готовности педагогических кадров к творческой работе, инновационного потенциала педагогического коллектива и готовности педагогов к изучению и внедрению новых технологий, инноваций был проведен анализ профессиональной компетентности и результативности деятельности каждого педагога.
С помощью проведения анкетирования, тестирования, самооценки, наблюдения и анализа деятельности педагогов были изучены ресурсы профессиональной компетентности и потенциальные возможности педагогического коллектива (Приложение 1).
На начальном этапе уровень педагогической компетентности педагогов составил 50%, что является недопустимым.
В результате проведенного анализа пришла к выводу, что при высоком потенциале педагогических работников наблюдается низкая степень участия педагогов в городских, всероссийских мероприятиях, отсутствует освещение опыта работы педагогов в интернетресурсах.
В связи с этим было решено повысить уровень профессиональной компетентности педагогов не только своевременным направлением на курсы повышения квалификации, но и другими формами и средствами. Необходимо было перестроить систему методической работы в дошкольных группах, больше включая в работу активных форм методической работы. Разнообразные активные формы методической работы (конференции, мастер-классы, тренинги, семинары-практикумы и др.), которые разрабатывает и проводит не только старший воспитатель, но и сами педагоги, способствуют тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, не соревнуются между собой, а сотрудничают, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка. Это даёт возможность каждому педагогу реализоваться как личности. Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА
2.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации. Методическую работу внутри детского сада нельзя назвать новым направлением деятельности. Однако, сегодня приходится говорить о серьезной модификации её задач, содержания, методов, всей её системы, преодолевать ограниченные подходы к самому пониманию её сущности.
Цель опыта: повышение качества образовательного процесса в ДОУ посредством ориентирования методической работы на повышение профессионализма педагогического коллектива.
Задачи:
- подготовить методическое обеспечение, для осуществления образовательного процесса;
- информировать педагогов о новых требованиях, достижениях педагогической науки и практики;
- стимулировать педагогов на повышение своего профессионального уровня и достижения высоких результатов ДОУ;
- выявить, изучить и распространить наиболее ценный педагогический опыт;
- научить педагогов использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему педагогической деятельности.
Работа педагогического коллектива дошкольных групп строится в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования групп общеразвивающей направленности для детей раннего и дошкольного возраста ГОУ ЛНР УВК №8 г. Стаханова (далее - ООП), составленной на основе Типовой образовательной программы дошкольного образования утвержденной МОН ЛНР приказ № 12 от 18.01.2017г. годовым планом дошкольных групп ГОУ ЛНР УВК № 8 г. Стаханова.
Основной направленностью активных форм методической работы является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. (Схема №1)
Преодолевая стеснительность и нерешительность
Создать условия для творческой деятельности каждого
Схема №1
Учить педагогов формулировать свою мысль самостоятельно
Всякая мысль имеет право на существование
Критика должна быть конструктивной
Наряду с отрицанием необходимо предложить варианты решений
Существуют различные формы методической работы, каждая из которых имеет свои специфические особенности и используется мной в работе.
В начале учебного года с каждым педагогом провожу собеседование по подготовке группы к учебному году, выбору темы самообразования, составлению плана работы. Это даёт возможность каждому педагогу обговорить и спланировать свою методическую работу на учебный год. Считаю, что индивидуальные формы: совместная подготовка доклада, конспекта, беседа по прочитанной литературе, взаимоанализ документации, наиболее эффективны для повышения профессионального мастерства педагога.
Широко в практике методической работы как фактор повышения качества образования использую практические коллективные формы работы: творческие месячники; педагогические мастерские по формированию у педагогов творческих умений; коллективные просмотры; участие в смотрах-конкурсах.
Тематический месячник - комплекс методических мероприятий объединенных единой темой. В тематический месячник входят такие формы активной методической работы как: консультация, деловая игра, тренинг, тестирование воспитателей на заданную тему, тематическое изучение образовательного процесса, смотр-конкурс развивающей среды группы, открытые показательные занятия, взаимопосещение педагогами образовательного процесса и режимных моментов, педагогический совет. (Приложение № 2).
2017г. – «Знай и люби природу родного края»;
2018г. – «Театр – творчество – дети», «С детьми весело играем, математику изучаем»;
2019г. – «Народное декоративно-прикладное искусство в воспитании дошкольников», «Профессии родителей знаем, в них охотно играем».
Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОУ. Педсовет включает теоретический и аналитический материал, где педагогами и специалистами ДОУ представлены отчеты из опыта работы, итоги тематического и фронтального контроля, тренинги и анкеты для воспитателей. Такой раздел педагогического совета как «Банк педагогических идей» дает возможность каждому педагогу презентовать свои педагогические наработки, поделиться опытом изготовления дидактического материала для образовательного процесса. (Приложение №3)
2017г. – «Реализация регионального компонента через знакомство с природой родного края»;
2018г. – «Театрализованная деятельность в современном ДОУ»;
2018г. – «Формирование элементарных математических представлений. Способы и формы работы в соответствии с ГОС ДО»;
2019г. – «Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством и народными промыслами»;
2019г. – «Знакомство с профессией родителей верный путь к детской игре».
Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.
Ежегодно проводятся обучающие семинары-практикумы:
2017г. – семинар-практикум «Детство это игра – игра это детство» (4 занятия);
2018г. – семинар-практикум «Театрально- игровая деятельность в ДОУ» (4 занятия);
2019г. – семинар-практикум «Развитие дошкольников посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству» (4 занятия);
2020 г. – семинар-практикум «Учимся играя» (3 занятия).
В ходе семинаров обычно проводятся выставки игр, картотек и пособий, изготовленных педагогами по данным темам, проводятся открытые показательные занятия, мастер-классы. (Приложение № 4)
Тренинг - одна из эффективных форма, работы с педагогами (быстрое реагирование, быстрое обучение).
Цель – отработка профессиональных навыков и умений.
Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.
При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки. (Приложение № 5).
2018г. – «Улучшение общения и эмоциональной разгрузки в группе»;
2019г. – «Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности».
Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении играют открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
Деловые игры и педагогические ринги повышают профессиональное мастерство педагогов. Данная форма методической работы ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников: общая эрудиция; профессиональные знания, умения, навыки; умение выйти из затруднительного положения, экспромт. (Приложение № 6)
2018г. – деловая игра «Все о театрализованной деятельности дошкольников»;
2019г. – педагогический ринг «Обучение дошкольников элементарным математическим представлениям»;
2019г. – деловая игра «Креативный педагог – креативный ребенок».
С целью раскрытия творческого потенциала педагогов в дошкольном образовательном учреждении проводятся смотры – конкурсы. В конкурсах принимают участие педагоги и родители групп. Все педагоги подходят к конкурсам ответственно, представляя игровое оборудование, проявляя при этом творчество и оригинальность, необычное и качественное оформление. Участие педагогического коллектива в смотрах-конкурсах даёт возможность обновить и пополнить предметно-развивающую среду групп, учитывая при этом современные требования, улучшить дидактическо-методическое обеспечение образовательного процесса, все это в конечном результате отражается на качестве образования в ДОУ. (Приложение № 7 )
2017г. – смотр-конкурс «Уголок природы в группе»;
2018г. – смотр-конкурс «Волшебный мир театра» (Предметно – пространственная среда группы для организации театрально-игровой деятельности);
2018г. – смотр-конкурс «Дидактическо-методическое обеспечение группы по логико-математическому развитию»;
2019г. – смотр-конкурс «Творческая мастерская» на лучшее дидактическо-методическое обеспечение групп по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством и народными промыслам;
2019г. – смотр-конкурс «Всё о профессиях» обеспечение группы дидактическими играми, сюжетно-дидактическими материалами, методическими разработками по ознакомлению дошкольников с миром профессий.
Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействие педагогов в детском саду, позволяет минимизировать такие препятствующие факторы, как собственная инертность и неумение распределять свое время.
ВЫВОДЫ
Проанализировав методические источники, изучив информационные потребности педагогов, были реализованы методическое сопровождение при проектировании и организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками и включение всех членов педагогического коллектива в обновленное содержание методической работы с применением активных форм взаимодействия.
Педагоги опосредовано освоили содержательный компонент нормативно-правовой базы, определяющей требования к реализации ГОС ДО и Основной образовательной программы дошкольного образования ГОУ ЛНР УВК № 8 г. Стаханова и учитывают их при реализации педагогической деятельности.
В целом проведенная работа помогла педагогам освоить:
- знания психолого-педагогических основ, специфики содержания, форм, видов и приемов педагогического руководства процессом деятельности педагогов по реализации ГОС ДО ЛНР и ООП ДО;
- умения исследовательской деятельности, анализа современных психолого-педагогических аспектов планирования воспитательно-образовательного процесса;
- навыки профессионального ориентирования в научной, профессионально-методической и нормативно-правовой информации.
В результате проделанной работы были созданы условия для повышения профессиональной компетентности педагогов:
- подготовлено методическое обеспечение для осуществления образовательного процесса;
- педагоги своевременно информированы о новых требованиях, достижениях педагогической науки и практики;
- педагоги стали использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему педагогической деятельности;
- стимулом в работе педагогов стало участие в мероприятиях разного уровня.
Использование активных форм методической работы как фактора повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении позволило выйти на такие результаты:
- хороший уровень подготовки детей к школе (100%) ;
- участие в мероприятих разного уровня;
- рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работы;
- приняли участие в мероприятиях городского уровня, ориентированных на формирование компетенций для работы по ГОС дошкольного образования;
- участие педагогов даёт возможность накапливать интересный материал по организации образовательного процесса с дошкольниками. Так, 10 педагогов имеют странички на сайте infourok.ru, ими было опубликовано 49 разработок.
Однако педагогическому коллективу есть над чем работать, чтобы уровень их методической компетентности стал оптимальным. Педагог учит ребёнка понимать жизнь, передаёт ему знания, которые имеет сам. При этом он расширяет вместе с детьми и границы своих знаний. Моя задача воспитателя – методиста это повышение мастерства педагогов, что есть главным условием полноценного образования дошкольников.
Педагог 21 века - это:
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Способный организовать рефлексивную деятельность;
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система активных форм методической работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
Главное подобрать золотой ключик к каждому педагогу.
Список литературы.
Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006.
Быченко Ю.Г. , Красильников О.Ю. Деловые игры в школе бизнеса. – Саратов, 1992.
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: Сфера, 2007.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. – М. – Сфера, 2005. – 64с.
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – м.: Сфера, 2005.
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - С – Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
Данилко О. В. Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2003. - №3.
Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008. - №11. – С. 41-44.
Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: МАНИПТ, 2002.
Ельцова О.М. Методика подготовки и проведения педагогических советов в ДОУ // Дошкольное воспитание – 2002.
Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. - №1.
Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1999.
Дик. Н. Ф. «Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждений» - Изд. 3-е; Ростов н /д: Феникс, 2006 год.
С. С. Лебедева, Л. М. Маневцева « Управление инновационным образовательным учреждением в условиях социального партнёрства» - СПб.; Детство-Пресс, 2005 год.
К. Ю. Белая « Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы» - М. : ТЦ Сорера, 2007 год.
А.А.Майер «Управление инновационными процессами в ДОУ»-Творческий центр. Москва,2008г.
Волобуева Л.В. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами»,2009г.
21.И.Урнина.Т.Данилина «Инновационная деятельность в ДОУ» МосваЛинка-пресс 2009.
Сыромятникова Л. М. «Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении», М., «Планета» 2011г.
Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: АЙРИС ПРЕСС, 2008.- 188с.
Шаманская Н. Интерактивные методы // Дошкольное воспитание.– 2008.- №8.–с.24-27
20