Просмотр содержимого документа
«Педагогический прием развития критического мышления "Кубик Блума"»
Кубик Блума – прием активного обучения
Учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Гаврюшева Галина Сергеевна
Учить детей учиться:
вовлеченность в процесс обучения
умение логически мыслить
СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
сопоставлять
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
классифицировать
обобщать
Развитие критического мышления учащихся
пробудить исследовательскую и творческую активность
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
задействовать имеющихся знания
ПОДБОР МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ
предоставить условия для осмысления нового материала
"Кубик Блума" или «Таксономия Блума»
Образовательные цели делятся на три блока:
когнитивная - "Знаю"
психомоторная - "Творю"
аффективная - "Умею"
Бенджамин Блум
(21.02. 1913 — 13.09.1999) — американский психолог методов обучения, создатель таксономии Блума.
Методика использования «Кубика Блума»
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
Тема урока:
12 декабря
1993
1977
1936
1925
1918
Александр I - 17 ноября 1815 г.
Декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев
Александр II – проект «Диктатура сердца»
Николай II - 17 октября 1905 г. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»
Возможны два варианта :
- Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
- Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
Вопросы формулирует сам учитель
-
- Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
- Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Вопросы формулируют сами учащиеся
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа.
Наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях , когда у ребят уже есть представление о сути темы.
При использовании на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой , то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе.
Кубик Блума для начальных классов
Ученикам младших классов стоит несколько перефразировать грани кубика более простыми словами
- Опиши (предмет: форма, цвет, размер, явление, процесс)
- Сравни (предметы, явления, процессы между собой, чем похожи, чем отличаются)
- Подумай (на что похож предмет, явление, процесс)
- Расскажи (из чего сделан предмет и насколько он хорошо сделан, где, когда, при каких обстоятельствах, как часто возникает то или иное явление, какие действия сменяют друг друга в том или ином процессе и т.п.)
- Объясни (достоинства и недостатки предмета, явления, процесса)
- Предложи (как и где можно использовать предмет, явление, процесс)