Педагогический проект «Азбука безопасности».
Воспитатель: Махнёва О.В.
Актуальность данной темы педагогического проекта состоит в том, что на современном этапе обеспечение и сохранение жизни и здоровья детей является основной целью, главной задачей цивилизованного общества. Ситуация в обществе на сегодняшний день складывается таким образом, что возникает необходимость не только улучшения условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и поиска наиболее эффективных форм и методов работы с самими детьми, тесного сотрудничества с родителями, социального партнерства детского сада с различными общественными организациями. Проблема состоит в том, что в детском саду обычно обращается внимание на изучение детьми правил дорожного движения и правил противопожарной безопасности, но слабо освещаются вопросы безопасности детей в быту, на воде, в лесу.
Данный проект представляет систему работы по формированию культуры безопасного поведения у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Цель проекта: формирование навыков безопасного поведения у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата через практическую деятельность.
Задачи проекта:
1.Создать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:
-предвидение опасных последствий сложившейся ситуации
-психологическая готовность к действиям
-адекватное реагирование на ситуацию.
2.Систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения через разные виды деятельности.
3.Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода ситуаций.
Этапы реализации задач:
I этап (диагностика) – диагностика знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности, разработка диагностических карт, которые помогут педагогу определить знания детей и уровень их возможностей.
II этап (теоретическая подготовка) – анализ программ, изучение и подбор литературы, дидактического материала, разработка проекта и перспективного плана по данной теме.
III этап (практическая реализация) – расширение первоначальных представлений детей, накопление и закрепление полученных знаний о безопасности через НОД, беседы, дидактические игры, игры-драматизации, заучивание рифмованных правил, стихов, наблюдения, экскурсии, проблемные ситуации, развлечения, соревнования, а также работа с родителями по данной проблеме.
IVэтап (результаты практической деятельности) – выставки детских рисунков, создание коллективных работ, изготовление коллажей по правилам безопасности, создание детско-родительских проектов по теме «Что такое безопасность», пополнение в группе центра безопасности.
Тип проекта: информационно - практико - ориентировочный
Субъекты проекта: дети, педагоги ДОУ, родители
Целевая группа: дошкольники 5-6лет
Масштаб проекта: 2019-2020учебный год
Вид проекта: групповой
Предполагаемый результат: систематизация знаний по основам жизнедеятельности у детей, их родителей и педагогов ДОУ, формирование умений у детей быстро реагировать на различные экстремальные ситуации, создать условия для воспитания чувства осторожности и самосохранения.
Основные формы реализации проекта: НОД, театрализованные представления, эстафеты, викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры, детское творчество, составление коллажей, проектная деятельность детей по проблемным ситуациям, работа с родительской аудиторией.
Педагогический проект рассчитан на 2019-2020 учебный год, темы распределены по месяцам. Каждая тема рассчитана на 2 месяца, имеет цель и комплекс мероприятий. В конце учебного года подведение итогов реализации проекта и награждение дипломами детей, родителей, педагогов ДОУ за активное участие в педагогическом проекте.
План мероприятий по реализации педагогического проекта
«Азбука безопасности».
Месяц | Тема месяца и задачи | Мероприятия |
август –сентябрь 2019г. | Безопасность на улице: формировать навыки безопасного поведения у детей на улице, закрепить знания о дорожных знаках, расширить грамотность родителей по вопросам безопасного поведения на дорогах | Спортивное развлечение «Красный, желтый, зеленый» публикация проекта в персональном блоге Махнёвой О.В. 24mahneva.blogspot.com и на сайте «Мультиурок» загадки о транспорте дидактические игры «Светофор», «Говорящие знаки», «Внимание, дорога» интегрированное занятие «Дорожные знаки» сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы» чтение книги «Смешуроки на дороге» тематические недели «Ребенок на улицах города», «Знатоки дорожного движения» рассказывание стихотворений «Азбука города» Я. Пишумова, «Знаки дорожные», «Светофор» В. Кожевникова целевая прогулка «Улица родная, а на ней мой детский сад» викторина Смешариков по правилам дорожного движения кроссворд «Безопасное движение и правила безопасности на дороге» защита детского проекта по теме «Почему важно соблюдать правила дорожного движения» выставка детской литературы по правилам дорожного движения участие детей во Всероссийском конкурсе по ПДД «Веселый светофор» консультация для родителей «Правила дорожные знать каждому положено» (папка-раскладушка) |
октябрь – ноябрь 2019г. | Безопасность дома: | Тематическая неделя «Безопасность ребенка в быту» просмотр детского спектакля по мотивам р.н.с. « Волк и семеро козлят» (на новый лад) просмотр и обсуждение детского спектакля «Гуси-лебеди» психологический тренинг «Один дома» составление детьми коллажа «Правила безопасности дома» мнемотаблица «Правила безопасности дома» проблемная ситуация «Если в дверь звонит незнакомец…» чтение книги «Правила безопасности для воспитанных детей» драматизация сказки «Жихарка» сюжетно-ролевая игра «Если рядом никого» экскурсия в медицинский кабинет детского сада беседа на тему «Лекарства – это хорошо и плохо» участие детей во Всероссийском конкурсе по безопасности жизнедеятельности «Простые правила» |
декабрь 2019г. – январь 2020г. | Пожарная безопасность: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил противопожарной безопасности, овладение знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в чрезвычайной ситуации | Тематическая неделя «Огонь-друг! Огонь-враг!» просмотр мультфильма «Осторожно с электроприборами» подвижная игра «Пожарные на учении» психологический тренинг «Не бойся огня». дидактическая игра «Огонь-друг, огонь-враг» проблемная ситуация «Девочка осталась дома одна, случился пожар…» мнемотаблица «Правила пожарной безопасности». экскурсия в пожарную часть чтение детской литературы: К.Чуковский «Путаница», С.Маршак «Неизвестный герой», «Сказка про домовенка» просмотр спектакля по сказке «Кошкин дом» сообщение старшей медсестры ДОУ для родителей «Первая помощь пострадавшему при пожаре» тренировочная эвакуация детей из здания детского сада, сверка списочного состава, размещение по заранее намеченному адресу. |
февраль – март 2020г. | Безопасность в лесу: | Загадки о грибах и ягодах конструирование «На лесной полянке» сюжетно-ролевая игра «Лесная школа» драматизация сказки Ш.Перро «Красная Шапочка» мнемотаблица «Правила безопасности в лесу» дидактические игры «Четвертый лишний» (ядовитые грибы и ягоды), «Узнай по описанию» (насекомые) проект Тимофея Слептерева «Насекомые Омской области» интегрированное занятие «Путешествие на лесную полянку» целевая прогулка по экологической тропе детского сада клуб знатоков «Что? Где? Когда?» спектакль «Теремок» стенгазета для родителей «Лекарственные и ядовитые растения Омской области». |
апрель –май 2020г. | Безопасность на воде: формирование у детей знаний о безопасности на воде, воспитание чувства осторожности и самосохранения | Чтение Л. Пантелеев «На море» дидактическая игра «Будь осторожен на воде» сюжетно-ролевая игра «По морю на теплоходе». целевая прогулка к р. Иртыш развлечение «Я б в спасатели пошел» мнемотаблица «Безопасность на воде» составление коллективного коллажа детей и родителей «Правила безопасности на воде» участие детей в конкурсе «Безопасное лето» участие педагогов в конкурсе «Лучший педагогический проект» награждение активных участников проекта почетными грамотами оформление выставки детских рисунков «Безопасность глазами детей». |
Литература:
Дошкольное воспитание, №7, 2007.
Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры.- Волгоград: «Учитель», 2009.
Пекушева Е.В. Валеология для дошкольников: методические рекомендации. Ч.1.- Омск,1998.
СМЕШуроки на дороге. ООО «Издательство «Эксмо», 2008.