СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Краеведение и не только

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Краеведение и не только     (Из опыта учителя начальных классов)

Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Краеведение и не только»

М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕВЕРСКИЙ ЛИЦЕЙ»

(МБОУ «Северский лицей»)

ЗАТО Северск Томской области


636000, Томская область, г. Северск, ул. Свердлова, д. 9,

тел. 8 (3823) 98-19-16, 54-99-28 факс: 8 (3823) 54-56-44, E-mail: [email protected]

ИНН 7024009301/ КПП 702401001 ОКОНХ 92120 ОКПО 20678514 Реквизиты банка: УФК по Томской области (МБОУ «Северский лицей», л/сч. № 20565Ц10780) р/с 40701810500001000007, БИК 046902001 ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



«Краеведение и не только»

(Из опыта учителя начальных классов)









Автор:

Сметанина Лариса Ивановна

Учитель начальных классов

МБОУ «Северский лицей»

Томск-Северск – 2020

Содержание

1.Введение

2.Основная часть

3.Практическая часть


4.Выводы

5.Список литературы



























Введение

Знания — как и небеса — принадлежат всем.

Ни один учитель не имеет права утаивать их

от любого, кто о них просит.

Преподавание — искусство отдавать.

(Абрахам Джошуа Гешель)



Каждый учитель стремиться сделать свой урок интересным,

доступным, старается привлечь внимание детей к изучаемому материалу.

Такой современный урок требует от учителя большой подготовки: поиск интересной информации, создание цифровых образовательных и методических ресурсов.

За время работы у каждого педагога собирается целая коллекция

авторских разработок, конспектов, пособий, презентаций и т.д.

И я не исключение.

Одна коллега, имея ввиду наш педагогический опыт, сказала: «Не бойся, что украдут, бойся, что никому не потребуется».

Очень захотелось, чтобы потребовалось. Поэтому делюсь.









«Краеведение и не только»

Педагогический проект

Цель работы: Доказать, что посредством использования краеведческого материала на уроках в начальных классах возможно



  • мотивировать и активизировать познавательную деятельность младших школьников;

  • обеспечить взаимосвязь, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества родного края, придавая им целостный характер;

  • способствовать развитию мировоззрения учащихся



























Основная часть

О малой Родине



Любят родину не за то,

что она велика, а за то, что своя.

Сенека


Родной город, улица, дом. Кажется, что каждый камешек здесь знаком.

Мы здесь родились, живём, учимся, работаем. Поэтому знать свой край, любить его мы должны с раннего детства. В.А.Сухомлинский говорил: “Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия, переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины”.

Маленький человек только начинает узнавать город, в котором растет, учиться гордиться своими земляками, влюбляться в свою малую родину.

Использование краеведческого материала на уроке сделает его содержание более убедительным, близким для каждого ученика.

О краеведении


Где жить, там и слыть

(пословица)


Для чего же нужно изучать свой край в начальной школе?

В младшем школьном возрасте начинается формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство родного края.

О важности использования элементов краеведения в обучении и воспитании детей говорили в своих трудах видные зарубежные и отечественные ученые, педагоги, философы, писатели: Каменский Я.А, Руссо Ж.Ж , Песталоцци Г., Татищев В.Н., Ломоносов М.В и др.

Великий ученый, педагог К.Д.Ушинский отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», они помогают возгореться «искрами любви к Отечеству».

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.

Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно — коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.

Изучение краеведения в начальной школе, воспитывает гордость за свою страну и свой край, стремление быть лучшим. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему».

Развивающий потенциал краеведения очень велик. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного города как окружающего ребенка пространства, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата.

Определимся, что под термином краеведение мы будем понимать


 - науку об изучении природы, населения, хозяйства, истории и культуры своей местности.

Источники краеведения можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные, устные, звуковые.

Группу изобразительных источников составляют старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески, памятники выдающимся людям и др.

Использование именно изобразительных источников краеведения на уроках в начальной школе я посчитала наиболее удачным.



О подборе материала

На этой огромной планете, сынок,
Под куполом вечных небес,
Есть множество всяких путей и дорог
И разных диковинных мест,
Но где б ты вдали ни бродил, всё равно
Ты помни, встречая рассвет,
Что место одно есть такое, одно,
Где ты появился на свет.

Леонид Дербенев 

Краеведческий подход в образовании младших школьников должен быть связан с историей, культурой, экономикой, бытом своего города.

Использовать задания с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках.

В структуре любого урока можно найти место для демонстрации фотографий родного города: наша река, озеро, где летом был и купался любой ребенок (урок ООМ «Знакомство с пресным водоемом»), историческое фото улицы, на которой находится родная школа(урок математики «Величины. Закрепление изученного»). Узнать историю Кукольного театра, перед тем, как продемонстрировать одноклассникам сценку (урок Литературное чтение «Добрый сказочник Цыферов»).

Можно начать урок с любования картинами родной природы, для эмоционального настроя учащихся, для мотивации. Можно включить краеведческую пятиминутку, для расширения кругозора ,а можно весь урок заочно путешествовать по городу ,решая математические задачи о спортсменах(у спортивной школы),об инструментах (у школы искусств),о скорости волка (у зоопарка)…

Интернет - технологии в использовании информационных ресурсов стремительно идут вперед, и это значительно облегчает поиск и сбор информации по необходимой теме. В отборе краеведческой информации мне особенно понравился официальный сайт ЦД библиотеки г.Северска (http://cdb-seversk.tom.muzkult.ru/about), личная страница нашего земляка- фотографа Михаила Васендина (https://ok.ru/profile/530031923504), Википедия —свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki

Не забывайте при отборе краеведческих сведений для урока придерживаться некоторых правил:

– события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся

– факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными

– предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекать их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например, улице, где находится их дом или школа

– формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом

– вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.



Особое внимание необходимо уделить требованиям к формулировке математических задач, составленных на краеведческом материале:

1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.

2. Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее содержание. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснять устно.

3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.







Практическая часть

Для России наш город - частица,

А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.



Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся.

Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:

-социализация личности ученика;

-повышение уровня духовно-нравственной культуры;

-воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".

Урок ООМ

(Полный конспект в приложении 1)

Фрагмент урока ознакомления с окружающим миром в 3 классе.

Жизнь пресного водоема

Цель урока: - познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;

Задачи урока:

образовательная: сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма и связями между растительным и животным миром пресных водоёмов;

развивающая: развивать познавательный интерес учащихся через использование краеведческого материала;

воспитательная: воспитывать любовь к природе;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.



II. Новая тема.(использование слайдовой презентации)





Где мы только что побывали? Конечно же на озере…

– Скажите, к какому природному сообществу относится озеро? ( это водоём)

- Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? (естественные, искусственные водоёмы).

– Какие водоёмы относятся к естественным? (Реки, озёра, моря, ручьи, океаны)
– Какие водоёмы относятся к искусственным? (Водохранилища, пруды, каналы)
- Почему они названы искусственными? (Они созданы человеком.)

-Сегодня наш урок будет посвящен изучению темы «Жизнь пресного водоема»

Мотивационный настрой через краеведческую пятиминутку:

демонстрация фотографий пресных водоемов родного края на фоне рассказа учителя

Самая большая река Томской области – Обь, одна из крупнейших рек в мире. Она протекает через всю область и несёт свои могучие воды в Северный ледовитый океан. Название реки по одной из версий, означает — «снежная вода»

Многие из нас бывали на Обском море.

Новосибирское водохранилише .Так называют искусственный водоём на реке Обь, Новосибирское водохранилише

Водохранилище возникло после завершения строительства плотины Новосибирской ГЭС в 1957—1959 годах.

А самая главная река нашей области, конечно, Томь, в честь которой назван город Томск. Томь — река в Западной Сибири, правый приток Оби, второй по водности после Иртыша. Длина реки — 827 км, ширина до 3 км

Относительно происхождения топонима «Томь» существуют различные гипотезы. Ряд топонимистов указывают на возможное значения слова «Тоом» (Томь) как имя нарицательное: «река»

Больша́я Кирги́зка — правый приток Томи. Впадает в Томь между Томском и Северском, ниже Северного (Нового) моста через Томь. Протяженность 85 км.

Самое древнее, из известных современной науке, поселение людей на Большой Киргизке датируется бронзовым веком (поселение Чекист ирменской культуры).

В 1933 году на этих землях расположилась трудовая колония-поселение для подростков Чекист, а позже — город Северск.



В историческом центре Томска на Воскресенской горе находится Белое озеро.

Почему Белое? Говорят, что раньше оно было окружено берёзовой рощей. Ещё говорят, что водилась там особая белая рыба.

А кто узнал это озеро? Правильно, это озеро в поселке Самусь, где любят купаться наши горожане. Географическое его название Круглое. Догадались почему?

Васюга́нские боло́та — одни из самых больших болот в мире, расположены в  пределах Томской области

С 2007 года Васюганские болота являются кандидатом на включение в список Всемирного наследия 

Площадь болот 53 тыс. км² (для сравнения: площадь Швейцарии — 41 тыс. км

Васюганские болота возникли около 10 тысяч лет назад и с тех пор постоянно увеличиваются 

Болота являются основным источником пресной воды в регионе (запасы воды — 400 км³), множество рек берут начало из болот, в частности Шегарка

Болота содержат огромные запасы торфа и противодействуют парниковому эффекту,

В летнее время болота практически непроходимы даже для специализированной техники.

Неповторимо прекрасна природа нашего края !В наших руках сохранить ее красоту

3.Групповая работа по исследованию растений водоема, животного мира, влияния человека на жизнь водоема

4.Защита работы в группах

5 Подведение итогов



Урок Литературного чтения

Где же уместно рассказать ребенку сказку о жизни детской библиотеки как не на уроке литературы? И как удержаться , не включить в урок разговор о тайнах кукольного театра, если ребенок только что сам был актером (пусть маленького ,но спектакля)?

Фрагмент урока литературного чтения

в 3 классе.

Тема : Добрые сказки Геннадия Цыферова

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цели: способствовать общему развитию учащихся через решения следующих задач:

1.Образовательные.

Приобщение детей к искусству, развитие художественного вкуса, развитие любви и интереса к чтению.

Формирование творческого воображения

2. Развивающие.

Развитие эмоциональной сферы детей через инсценирование авторского произведения

3. Воспитательные.

Воспитание норм нравственности

Воспитание эмоционально развитого читателя.

Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через использование краеведческого материала

Ход урока:

1. Организационный этап.

2.Повторение

-Что такое сказка?

Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. Словарь русской литературы

-Какие черты присущи сказке?

Вариативность текста

Особая манера повествования

Необычность обстановки

Сказочные существа

Сказочные герои

Сказочные события

-Чего из перечисленного не будет в бытовой сказке ?

(Из предложенных вариантов остается только

Особая манера повествования)

-Вот с такой необычной сказкой я и хочу вас познакомить

3.Знакомство со сказкой о детской библиотеке

(Использование слайдовой презентации с фотографиями городской библиотеки)

Северске, в далёком 1957 году Не в тридевятом царстве да не в тридесятом государстве, а в славном граде появился на свет  отдел детской литературы при Центральной городской библиотеке.
 

И были в нём книги доморощенные да заморские: сказки и рассказы разные, стихи, басни, легенды и былины, детские журналы и газеты, всего не перечислишь.
 Шло время, книжные богатства росли, а читателей становилось всё больше. И вот, в 1965 году, по Высочайшему велению да по доброму хотению превратился отдел в настоящую Детскую библиотеку с книжным фондом в 42 тысячи экз. и тремя тысячами читателей.
 Тогда детское книжное царство-государство располагалось в палатах Станции юных техников, что ныне называется  Центр «Поиск». 

А уж в памятном  1978 году Центральная Детская библиотека справила долгожданное новоселье в сказочном двухэтажном тереме, что по улице 40 лет Октября,15,  с цветными витражами да с резными вратами, с каменной мозаикой да с  уникальными часами, что и по сей день радуют своей удивительной красотой.

4.Г.Цыферов – писатель-сценарист.

-Именно здесь , в детской библиотеке живет одна из моих любимых книг.

чувствовал гармонию и стремился выразить ее, показывая глубину и неоднозначность простых вещей, которые могут становиться волшебными.

5.Книжная выставка.

6. «Реставрация». Работа с текстом ( распространение предложений).

Работа в парах.

7.Инсценировка (театр кукол) заранее подготовленных сказок Цыферова

«Петушок и солнышко», «Одинокий ослик», «Где веревочка?»

-Чем вам нравятся сказки Цыферова?( Сказки Цыферова короткие (сказки-миниатюры) ,в них много диалогов, это готовые сценарии для спектаклей.

В его произведениях героями являются хорошо знакомые детям животные (слоненок, ослик, медвежонок…) Таких «артистов»

легко найти среди мягких игрушек в каждом доме.

Поэтому сказки Цыферова очень подходят для детского инсценирования )

Дети показывают сценки, используя мягкие игрушки

-Давайте подарим друг другу аплодисменты , у нас получился настоящий мини-спектакль, прямо, как в кукольном театре.

8.Историческая справка о кукольном театре города

У нас в городе есть замечательный Театр для детей и юношества. Даже проходя мимо ,хочется остановиться, полюбоваться, заглянуть, чтобы попасть в сказку.

А оказывается, раньше кукольный театр занимал только однокомнатную квартирку на первом этаже жилого дома.

В октябре 1964 года при музыкально-драматическом театре была создана труппа актеров-кукловодов. Первый спектакль — «Снегуркина школа» Г. Ландау — был показан 1 января 1965 года.

По проекту архитектора П. А. Базылевича здание современного театра для детей и юношества было выстроено в рекордно короткие сроки — всего за три года. И с 1990 года театр живет в своем сказочном доме.



9. Подведение итогов урока

-Закончить наш урок я хочу следующими словами:

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытания пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.



Урок Математики

«Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.»

Фрагмент урока математики в 3 классе.

(Данный урок построен в виде заочной исторической экскурсии «От первого дома до новостройки». Проиллюстрирован фотографиями нашего города,но математические задания (про пассажиров, покупки, и т.д.)заимствованы из стандартных учебников математики. Хочу представить фрагмент, где и в заданиях использованы достоверные величины .относящиеся к длине улиц г.Северска

(Полную версию см. в приложении)

Тема: «Закрепление пройденного материала»

Цель: совершенствовать вычислительные навыки и умения

Задачи:

Обучающие

Проверить и закрепить усвоение понятий:

умения решать задачи;

математической терминологии; приемов устного умножения и деления;

умение вычислять площадь и периметр прямоугольника;

проверить усвоение единиц длины, площади.

Развивающие

Познакомить с краеведческим материалом

Воспитательные

Воспитывать патриотические чувства;

Уважение к истории родного города;

уважение к людям родного края;

Ход урока:

1.Организационный момент

Может, есть на свете край красивей,

Но мне этот нравится, пойми.

Малый уголок большой Сибири,

Город Северск, сын «седой» тайги.

2.Устный счет

3.Составление взаимообратных задач

4.Решение задачи посредством уравнения

5.Работа с именованными числами, на основе краеведческого материала об улицах родного города

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравните 2 фотографии, это одна и та же улица какая из фотографий старше, что изменилось за эти годы?

Коммунистический проспект — главная улица города Северска, Протяжѐнность улицы составляет 5 570 метров,
Улица Ленина — немаловажная улица Северска, расположенная рядом с границей города и ближайшая к реке. Протяжѐнность улицы составляет около 4 км 210 м
Тупиковая (216 м) и Московская (250 м).
Улица Ленинградская находится на окраине города Северска, самая ближайшая улица к Томску. Длина улицы 2580м

Используя текст статьи выясни какая из улиц самая длинная, самая короткая?

Запишите величины в порядке возрастания.

Решите предложенные задачи

ЗАДАЧИ

  1. Если считать, что улица Ленина (4 км 210 м) является продолжением Ленинградской (2580м), то чему будет равна суммарная длина этой транспортной артерии?

  2. Вычисли во сколько раз улица Куйбышева — небольшая улица в центральной части города(около 1км500м) длиннее улицы Московской (250 метров).

  3. Весьма причудливо разделено на отрезки кольцо при въезде в Северск (общая протяженность – 1 420 метров).Найди длину одного из 4 таких отрезков(предположим , что они равны)



Узнали? Это то самое транспортное кольцо упри въезде в наш город.

А так выглядело это место 50 лет назад. Прямо на «кругу»располагалась деревня Нахаловка, а в город вела только одна дорога.







  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многие улицы Северска названы в честь известных людей,чьи судьбы так или иначие были связаны с нашим городом.

Леонтичук А. С. – директор Сибирского химического комбината , Герой Социалистического Труда (ул. Леонтичука)

Царевский М.М. – генерал , участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн .Командовал во время войны инженерно-саперной армией. Руководил строительством объекта 601 в городе Томск-7 (Северск), где создавались крупнейший атомный комбинат и Сибирская АЭС (ул. Царевского )

Славский Е.П.- первый почетный гражданин города, бывший министр среднего машиностроения СССР, трижды Герой Социалистического Труда .По настоянию Славского рабочий поселок на 35 тысяч жителей (еще не город) должен был быть построен в каменном исполнении. (ул. Славского)

Ершов И. Н. -младший сержант милиции, погиб при задержании вооруженного преступника (ул. Ершова)

6.Самостоятельная работа

7.Игра «Дешифровщик»

8.Решение задач разной сложности по самостоятельному выбору

9.Устное решение задач

10. устное объяснение предложенных действий решения задачи.

11.Подведение итогов урока



 





Выводы

Познав историю малой Родины,

человек приобретает ориентиры

которые позволяют ему разумнее

выбрать путь

(если знаешь, отчего ты идёшь,

можно лучше подумать куда идти).



Практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках помогает ученикам эффективнее усваивать программный материал, делает уроки более увлекательными и интересными, способствует воспитанию любви к своему родному краю

В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.


 Использованные источники.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)

 2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/11/29/iz-lichnogo-opyta-raboty-uchitelya-nachalnyh-klassov-po-0

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/24/ispolzovanie-kraevedcheskogo-materiala-v-nachalnoy-shkole-na

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/02/21/ispolzovanie-kraevedcheskogo-materiala-na-urokakh-matematiki

https://multiurok.ru/blog/obrashchenie-k-kollegam-6.html

Свободные интернет ресурсы

Приложение

(ссылка на полные конспекты уроков и презентаций к ним)

https://cloud.mail.ru/public/2ZiD/42BCmdaUf




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!