МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 303
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ТЕМА ПРОЕКТА
Наша армия сильна, охраняет мир она!
CТАРШАЯ ГРУППА
Подготовила:
воспитатель
Полежаева К.В.
Донецк, 2025 г.
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта : «Наша армия сильна, охраняет мир она!»
Адресация проекта: Проект предназначен для воспитанников старшей группы 5-7 лет
Участники проекта: Педагоги, специалисты, родители и воспитанники старшей группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: среднесрочный ( с 10.02.2025-21.02.2025)
Вид проекта: познавательно – творческий , групповой
Особенности проекта: Проект направлен на работу по воспитанию у детей дошкольного возраста чувства гордости за Российскую армию, героическому прошлому страны и родного края, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг,
Итоги проекта: повышение осведомленности о патриотизме, укрепление гражданских ценностей, развитие навыков работы в команде, формирование позитивного имиджа армии, вовлечение родителей в мероприятия, рост интереса к истории и культуре своей страны, устойчивый долгосрочный результат на формирование новых стандартов гражданственности.
1.Введение
1.1.Актуальность
В условиях современного общества особенно важно воспитывать у детей любовь у Родине, уважение к ее истории и культуре. Армия играет ключевую роль в обеспечении безопасности и защиты мирных граждан. В рамках Года Защитника отечества и Года 80-летия Великой Победы данный проект помогает детям осознать такие нравственные ценности, как патриотизм, мужество, ответственность, готовность прийти на помощь, осознать величие героического подвига русского народа в Великой отечественной войне и в современных реалиях. Важно, чтобы дети понимали, что защитники Родины – это не просто образ, а реальные люди, которые служат своей стране, чтобы обеспечить мир и спокойствие.
1.2. Проблема
В условиях глобализации молодое поколение утрачивает чувство привязанности к своей стране и ее культуре, современные дети не интересуются и часто не обладают достаточной информацией о значении армии, ее роли в истории страны и важности патриотизма. Это может привести к недостаточному уважению к защитникам Отечества и недопониманию ключевых концепций, связанных с гражданскими обязанностями. Кроме того, наблюдается тенденция к снижению нравственных ценностей, таких как честность, мужество и готовность помочь другим. Это создает потребность в проектах, которые помогают восстановить патриотический дух среди молодежи, особенно в свете исторических событий и реалий. Таким образом, основные проблемы, стоящие во главе угла формирования проекта, заключается в необходимости восполнения пробелов в знании о патриотизме и армии, укрепления нравственных и гражданских ценностей у детей. Это позволит сформировать осознанное и уважительное отношение к военной службе и людям, которые в ее исполняют.
1.3.Гипотеза
«Если в образовательном процессе будут внедрены систематизированные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание и знакомство детей с ролью армии в истории и жизни страны, то это приведет к повышению уровня осознания детьми значимости военной службы, формированию гражданских ценностей среди молодого подрастающего поколения»
1.4.Условия реализации
Создание в группе условий для реализации проекта: подбор книг в уголок патриотического воспитания, иллюстраций военной техники, просмотр презентации об армии, выставка семейных армейских альбомов.
1.5.Цель и задачи проекта
Цель: формирование у детей нравственно – патриотических чувств , уважения к военнослужащим и понимания важности защиты Родины.
Задачи проекта
Образовательные:
Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;
Изучить различные виды современной боевой техники;
Знакомить детей с применением военной техникой в героических сражениях в годы ВОВ;
Расширять представления детей о Российской армии, о родной стране, о государственных праздниках (День защитника Отечества, День Победы);
Расширять любознательность и кругозор детей.
Развивающие:
Познакомить детей с военной техникой: танк, самолет, корабль и военными профессиями: танкист, летчик, моряк; помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом;
Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям;
Развитие памяти, внимания.
Воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, уважение к защитникам отечества;
воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.
1.6. Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня осознания значимости армии и патриотизма;
- Формирование гражданских ценностей;
-Создание позитивного образа армии;
- Улучшение навыков командной работы;
- Вовлечение родителей в работу проекта;
- Повышение интереса к истории и культуре России;
- Создание базы для долгосрочного патриотического воспитания.
Продукт проектной деятельности:
Праздничные открытки «Защитники Отечества» к 23 февраля;
Стенгазета-поздравление « Мой папа - самый лучший!»
Презентация «Слава Армии России!»
Стенгазеты «Герои среди нас»
Фотоколлаж «Мы помним, мы гордимся!»
Выставка военной техники.
Выставка творческих работ детей и их родителей «Слава армии любимой, слава армии родной»
2.Планирование работы
2.1Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям.
В реализации данного проекта будут задействованы воспитанники, родители (законные представители, педагоги дошкольного учреждения). Реализация проекта «Наша армия сильна, охраняет мир она!» способствует воспитанию у детей и взрослых чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны; обновлению и обогащению ДОУ методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященными 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
Образовательные области проекта | Осуществляемая детьми деятельность |
Социально – коммуникативное развитие | - Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Мы- десантники», «На военном корабле», «Граница на замке», «Военный госпиталь». - Театрализованная игра: Кукольный спектакль «Каша из топора», инсценировка стихотворения С. Михалкова «Мы тоже воины» - Дидактическая игры: «Разрезные картинки», «Чья военная форма», «Морской бой», «Что лишнее», «Род войск», «Шифровка». - Игры с военной техникой и солдатиками - Беседы: «Наша Родина – Россия», «Армия России. Надёжный щит Родины» - Организация книжной выставки - Организация выставки - Рассматривание и составление рассказа по картине «На границе» М.Самсонова. |
Речевое развитие | -Чтение художественной литературы: - Л. Кассиль «Твои защитники», - Е. Воробьёва «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор».", - А. Беляев "Хочу быть военным моряком", - Н. Никольский "Что умеют танкисты", - А. Митяев «Почему армия родная?» - В. Козлов "Пашкин самолет" - С. Баруздин «Шел по улице солдат» - чтение стихотворений про 23февраля - Творческое рассказывание «Если бы я был военным» - Выставка книг в книжном уголке - Чтение былин о русских богатырях - Знакомство с пословицами и поговорками об армии |
Познавательное развитие | - «Военные профессии» просмотр презентации - «Рода войск Российской армии» - «Наша армия на страже мира» - Знакомство с принесёнными атрибутами для мини- музея - Просмотр видео фильма «Наша армия сильна» - Беседа «Служебные собаки» - Знакомство с пословицами и поговорками об армии - Просмотр м/ф «Что тебе снится крейсер «Аврора», «Сказка о солдате», «Аты- баты, шли солдаты», «Горе –не беда», «Каша из топора» - Беседа «Кто защищал нашу Родину раньше?» |
Художественно-эстетическое развитие | - Оригами «Самолёт», «Кораблик» - «Подарок папе», «Кораблик» (аппликация) - «Военный самолёт» (лепка) - «Бравые солдаты», «Боевые машины» (рисование) - Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Три богатыря» - Разучивание и исполнение песен: - «Лучше друга не найти», - «Папа может всё, что угодно!», - «Бравые солдаты» - «Самолет» - Слушание музыки: - П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», - Г. Свиридов «Военный марш», |
Физическое развитие | - Подвижные игры: «Снайперы», «Перейти на другой берег», «Попади в цель» «Меткий стрелок», «Найди секретный пакет». - Игровое упражнение «Передай автомат» - Спортивный досуг «Защитники Отечества» |
3. Этапы работы над проектом
3.1 1 этап – подготовительный(10.02-13.02)
Определение темы проекта, постановка цели и задач.
- Обсуждение темы проекта с детьми.
- Выявление заинтересованности детей темой методом трёх вопросов:
-что ты знаешь?
-что ты хочешь узнать?
-как узнать?
- Сбор необходимой информации, подбор дидактического и наглядного
материала, видеоматериалов и литературы.
- Пополнение предметно-развивающей среды
- Информирование родителей о предстоящем проекте.
- Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы)
3.2 2 этап – планирование(14.02-15.02)
Составления плана-графика согласно темы проекта, учета возрастных особенностей детей и уровня подготовки к проекту(материальная база)
3.3 3 этап – деятельностный (17.02-19.02)
Реализация проекта «Наша армия сильна, охраняет мир она!» в игровой, практической, интеллектуальной деятельности, совместно с родителями и специалистами
Беседа «Моя армия родная». Ознакомление с понятием армия, роли защитников Отечества». Познакомить детей с первыми днями Великой Отечественной войны.
НОД беседа «Что нужно военному», чтение Л. Кассиль «Твои защитники».
Рассматривание иллюстраций с различными родами войск.
Физкультминутка «Мы - солдаты» (под музыкальное сопровождение)
Пальчиковая гимнастика «Пограничником я буду» - развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Загадки о военной технике.
Дидактическая игра «Выложи вечный огонь из палочек» - развитие мыслительных операций. Подвижная игра «Пограничники» - развивать ловкость, быстроту реакции, уверенность.
Задания для родителей:
Рассказать детям о предках героях ВОВ.
Консультация – «История возникновения праздника 23 февраля».
Создание стенгазеты «Ваш подвиг в памяти храним», презентаций «Помни корни свои»
Речевое развитие: Беседа «Люди Ленинграда, вы - герои! Подвиг ваш бесценен на века!» - дать представления о бессмертном подвиге советского народа во время блокады Ленинграда фашистскими захватчиками.
Физкультминутка: «Мы военные»
Дидактическая игра «Сложи целое» - развитие умения анализировать, синтезировать и комбинировать. Подвижная игра «Салют» - Воспитывать самостоятельность.
Игровая деятельность. « Кто быстрее?» Эстафета с элементами военной подготовки.
Задания для родителей: Уточнить у детей понимание о значение хлеба в жизни человека. Напомнить (выяснить, что знает ребенок о «Дороге жизни»? Почему ее так назвали? Предложить раскраски для детей по теме «Блокадный Ленинград» для создания выставки «900 Дней и Ночей»
Художественно - эстетическое развитие: Создание фотоколлажа «Мы помним, мы гордимся!
НОД. Лепка «Вечный огонь» - Воспитывать любовь и уважение к Родине, Педагоги, воспитанники. Развивать композиционные навыки, пространственные представления, творческие способности, глазомер, мелкую моторику.
Пальчиковая гимнастика «Как солдаты на параде» - развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Организация выставки рисунков с привлечением родителей «Наша армия»
3.4 4 этап – заключительный(20.02-21.02)
- Организация тематической выставки совместно с родителями «Наша
армия»
- Обобщение и систематизация накопленного за время проекта материала,
анализ результатов проекта.(Презентация)
- Создание фотоколлажа «Мы помним, мы гордимся!
- Организация Выставки творческих работ детей и их родителей «Слава армии любимой, слава армии родной»
- Проведение досуга « Защитники Отечества».
4. Выводы
В процессе реализации проекта «Наша армия сильна, охраняет мир она!» у детей сформировалось понимание роли армии, уважительное отношение к военным и понимание значимости патриотизма. Кроме того, заметно улучшились навыки сотрудничества, коммуникации и взаимопомощи. Важно отметить, что проект пробудил интерес к военным профессиям, тем самым расширил представление детей о родах войск. Вовлечение родителей в проект через совместные задания и мероприятия способствовало укреплению семейных связей и созданию общей образовательной среды. На основании проекта был составлен календарно – тематический план, в котором работа по воспитанию у дошкольников чувства любви и уважения к Защитникам Родины интегрирована в различные виды детской деятельности: в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельную деятельность детей, в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
5. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности
Предполагается продолжить работу по гражданско - патриотическому воспитанию детей согласно календарно-тематического плана, разрабатывать новые проекты в преддверии праздника «День Победы». Интегрировать в новые проекты другие темы: экологии, здоровья, межкультурного общения, комбинируя их с военной техникой. Проводить разработку учебных материалов, методических пособий. Организовывать площадки для обмена опыта, а также систематически проводить мониторинг и оценку эффективности результатов на данную тематику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н.. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 64 с.
2.Гвинейская С.Л. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Консультации для педагогов. – Белово, 2010. – 24 с.
3.Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практически работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2012. – 96 с.
4.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.