МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №324
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Портфолио здоровья дошкольников»
РАЗРАБОТЧИК: Смирнова Т. П., инструктор по физической культуре, ВКК |
Екатеринбург, 2020 г.
Содержание
Введение Основная часть | 3 7 |
Вывод | 10 |
Список литературы | 11 |
Приложения | |
Введение
Потребность в здоровом образе жизни и ценностное отношение к здоровью необходимо формировать уже на этапе дошкольного детства. Разрабатываются и внедряются в практику дошкольного образования программы и технологии формирования основ здорового образа жизни, здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего поведения детей дошкольного возраста, базирующиеся на активности самого ребенка
Вместе с тем, ФГОС ДО ориентируют на новое взаимодействие ДОУ и семьи: «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».
Таким образом, актуальной проблемой является создание эффективного механизма сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования культуры здоровья дошкольников путем организации здоровьесозидающей жизнедеятельности детей в условиях ДОУ и семьи.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
Проект «Портфолио здоровья дошкольника» — одна из форм взаимодействия инструктора по физкультуре с детьми и родителями воспитанников по формированию ценностного отношения к своему здоровью.
Гипотеза: создавая, совместно с педагогом и родителями, индивидуальные портфолио здоровья ребенок не только систематизирует и расширяет свои знания о ЗОЖ, но и учится самостоятельно оценивать свое здоровье. А в результате работы получает и новые знания, и навыки, и портфолио-помощника, к которому может обратиться в любой момент, для самооценки или актуализации полученных знаний.
Цель проекта:
формирование у дошкольников навыков самоконтроля и самооценки, самостоятельной организации своей деятельности в системе ЗОЖ.
Задачи проекта:
для детей:
укрепить физическое и психическое здоровья дошкольника;
формировать у детей навыки гигиены, выполнения основных движений, представлений о режиме, активности и отдыхе, о здоровой пище, безопасности, правильной осанке;
воспитывать ответственное и заботливое отношение к своему телу и здоровью.
для педагогов:
для родителей:
Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс;
Включать в совместную деятельность с детьми.
Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: физкультурный праздник «Здоровые дети – счастливые родители».
Продукты проекта «Портфолио здоровья дошкольника»
для детей
для педагогов
для родителей
Ожидаемые результаты по проекту
для детей:
Систематизированы и расширены знания и представления о ЗОЖ;
Сформированы навыки гигиены, первичные навыки закаливания
Умеет оценивать правильность собственного поведения относительно ЗОЖ
Повышена ценность сохранения собственного здоровья
для педагогов
для родителей
Включены в совместную деятельность с детьми.
Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах здоровьесбережения.
Тип проекта: педагогический, физкультурно-оздоровительный, познавательно-исследовательский, среднесрочный, коллективный.
Участники проекта: дети, родители (законные представители), администрация, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Формы и методы организации проекта:
Создание закрытого интернет-сообщества на базе социальной сети «В контакте»;
Беседы;
Чтение и обсуждение прочитанного;
Презентация продуктов деятельности;
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная образовательная деятельность;
Викторины;
Самоанализ;
Создание фотоколлажей, видеофильмов;
Игры
Оформление информационных стендов;
Консультации для родителей
Тематические праздники, развлечения, досуги
На защиту выносится:
Работа над проектом способствует расширению и систематизации знаний дошкольников о здоровом образе жизни; формированию навыков самоконтроля и самооценки, самостоятельной организации своей деятельности в системе ЗОЖ
Организация взаимодействия педагогов и родителей через создание закрытой группы в социальной сети «В контакте», способствует скоординированной деятельности педагогов и родителей, делает удобным получение родителями дополнительной информации и материалов, служит способом обратной связи.
Инновационная направленность:
формирование культуры здоровья воспитанников в условиях ДОУ и семьи через интеграцию деятельности педагогов и родителей (законных представителей) в сфере физкультурно - оздоровительной деятельности является инновационным продуктом образовательной деятельности, который заинтересовал всех участников проекта, так как он доступен, предоставляет свободу выбора, усиливается потенциал каждого в командной работе.
Практическая значимость:
у детей улучшается здоровье (значительно снижается заболеваемость);
сформирован (или находится в стадии формирования) осознанный интерес и потребность к здоровому образу жизни;
у педагогов отмечена активизация идей, укрепились творческие связи;
у родителей повысилась заинтересованность в здоровом образе жизни.
Основная часть
Этапы реализации проекта:
Первый этап – постановочный.
Цель: изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач.
В рамках данного этапа будет проанализирована психолого-педагогическая литература с целью изучения культуры здоровья дошкольника как интегральной характеристики личности и жизнедеятельности, изучена проблема формирования культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ и семьи, проанализированы педагогические условия формирования культуры здоровья дошкольников в ДОУ и семьях воспитанников, поставлены цели и задачи проекта.
Второй этап.
Цель: разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап - интерпретационно-оформительский.
Цель: обработка и систематизация материала.
Наш проект направлен на повышение педагогической компетентности педагогов в работе с родителями по формированию здоровьесберегающего пространства семьи, внедрение инновационных педагогических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни родителей и ребенка.
В данном проекте предлагается программа психолого-педагогической поддержки педагогов, родителей, детей, которая ориентирована на запросы семьи в сохранении и укреплении здоровья ребенка дошкольного возраста через различные виды деятельности
Из чего складывается Портфолио здоровья дошкольника:
Форма составления портфолио — отдельные листы с заданиями, которые подшиваются в папку по мере их выполнения. Также в папку подшиваются рисунки, фотографии, грамоты отображающие достижения дошкольников в области «Физическое развитие».
Организация работы:
Инструктор по физкультуре на родительском собрании предлагает родителям (законным представителям) эту форму работы, определяя цели и роль взрослого в ее осуществлении.
Весь наглядный материал — отдельные страницы портфолио разрабатывается инструктором.
Для каждой отдельной возрастной группы на сайте «В контакте» создается закрытое интернет-сообщество.
После соответствующей беседы с детьми в ДОО на сайте выставляется памятка для родителей, что надо сделать дома и очередной лист портфолио передается для дальнейшей работы домой. Так же в интернет – группе размещаются презентации, фотоальбомы, видео, тематические картинки и другие методические материалы по теме. Дома дети самостоятельно или с помощью родителей (законных представителей) выполняют задание и возвращают страницу инструктору, который подшивает ее в папку «Портфолио здоровья» (каждому ребенку отдельно). В свободное время дети рассматривают папки, сравнивают и обсуждают выполненные задания.
Роль родителей (законных представителей) в создании портфолио
Начиная работу над созданием Портфолио здоровья, следует настроить ребенка так, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к его формированию: рассматривал тематические картинки, видео ролики, составлял по ним рассказ, отвечал на вопросы, адресованные ему, задавал вопросы, делал рисунки по обсуждаемой теме. Стремился участвовать в спортивных и культурных мероприятиях, пополняя портфолио рисунками, фотографиями и грамотами.
Рекомендуемый возраст для начала составления Портфолио здоровья дошкольника — 5 лет. Начиная работу над созданием портфолио в старшей группе и продолжая ее до выпуска в школу, а возможно и в школьные годы, ребенок наглядно видит, какие знания он получил за время ведения портфолио, чего достиг, к чему стоит стремиться.
План работы:
№ | Тема | Сроки |
1. | «Это я» | сентябрь |
2. | «Я расту» | сентябрь |
3. | «Режим дня» | октябрь |
4 | «Мое любимое занятие» | ноябрь |
5 | «Я делаю зарядку» | декабрь |
6 | «Мое питание» | январь |
7 | «Чтоб расти здоровым – нужно закалятся» | февраль |
8 | «Моя личная гигиена» | март |
9 | «Мои привычки» | апрель |
10 | «Мои рекорды» | Май. |
Вывод
Данная форма работы заинтересовала и детей, и родителей, так как дает возможность творческого выполнения каждого задания, возможность выразиться каждому участнику проекта, совместное выполнение заданий способствует гармонизации детско – родительских отношений.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Создавая, совместно с педагогом и родителями, индивидуальные портфолио здоровья ребенок не только систематизирует и расширяет свои знания о ЗОЖ, но и учится самостоятельно оценивать свое здоровье. А в результате работы получает и новые знания, и навыки, и портфолио-помощника, к которому может обратиться в любой момент, для самооценки или актуализации полученных знаний.
Организация взаимодействия педагогов и родителей через создание закрытой группы в социальной сети «В контакте», способствует скоординированной деятельности педагогов и родителей, делает удобным получение родителями дополнительной информации и материалов, служит способом обратной связи
Список используемой литературы
Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). Автор-составитель С. А. Бабич. Волгоград: Учитель, 2009. – 98с.
Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 480с.
Носова Е. А., Шведова Т. Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. СПб., ДЕТСТВО ПРЕСС, 2009, - 80 с.
Портфолио здоровья дошкольника /сост. Г. П. Попова, Т. В. Ковригина. - Волгоград: Учитель, 2013. – 43с.
Роль семьи в формировании здорового поколения города Екатеринбурга. – Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом учителя», 2007. – 116с.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва: Аркти, 2006. – 320с.
Сотрудничество педагогов и семьи (организация системы работы). Авторы-составители Н. А. Алымова, Н.А. Белибихина. Волгоград: Учитель, 2007. – 190с.
Чупаха И.В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Москва: Илекса, 2003. – 400с.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н. С., Обухова Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями. Москва: 2005, 236с.
Хоменко И. А. Система работы образовательного учреждения с семьей. Книга 1. Информирование – Москва: Сентябрь, 2009. – 160с.
Сорокина Н. Портфолио здоровья дошкольника https://fizinstruktor.ru/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE-%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/