СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Спасибо вам за ту весну!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриотических чувств на примере участников Великой Отечественной войны

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Спасибо вам за ту весну!»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 34

г. Кропоткин

Муниципального Образования Кавказский район











Педагогический проект

«Спасибо вам за ту весну!»


















Автор: Пшеничная Ирина Владимировна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Место проведения исследования: МАДОУ ЦРР - д/с № 34

Сроки выполнения конкурсной работы: с 15.01.2018 по 31.05.2018 года





Кропоткин



Введение

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!


Все дальше уходит от нас эта дата – 9 Мая 1945 года.

Как рассказать нашим детям об этой Великой войне? Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страдании людей, что пережили то время?

Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания патриотизма?

Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время все дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, ее ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно, именно сейчас, не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Реализация проекта позволит понять, что недостаточно просто познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, работу с дошкольниками необходимо построить так, чтобы они сумели сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, толерантности. Это поможет им в дальнейшем научиться противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Спасибо вам за ту весну

Разработчик проекта

Пшеничная Ирина Владимировна,

Воспитатель

Адрес учреждения

352380 Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Гоголя, 193

Предмет проектирования:

Проведение работы с детьми, родителями, социумом, коллективом по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов, событий Великой Отечественной войны

Цель проекта

Воспитание патриотических чувств на примере участников Великой Отечественной войны. Формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне. Создание условий для совершенствования знаний об истории родной страны, об окончании Великой Отечественной войны, знаменательном событии «День Победы»

Задачи проекта

-Расширять кругозор детей об историческом периоде Великой Отечественной войны,

- Показать детям, какой ценой была достигнута  Победа, насколько трудными были шаги к ней.

- Знакомить детей с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны, познакомить с понятием «знамя Победы»;

- Знакомить детей с тем, как жители Кубани сражались на полях Великой Отечественной Войны и трудились в тылу, приближая Победу.

- Дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей.

-Познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны.

- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

- Воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир.

- Провести праздник, посвящённый Дню Победы с приглашением ветеранов, родственников детей.

- Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.

- Воспитывать у детей уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.

Вид проекта

По доминирующему методу: информационно-творческий;

по характеру контактов: внутри одной возрастной группы; детско-родительский

по количеству участников: коллективный;

по продолжительности: краткосрочный

Сроки реализации

С 15 января 2018 по 31 мая 2018 года

Участники проекта

дети, родители (законные представители) компенсирующей группы, воспитатели группы

Ожидаемые результаты

Дети

Формирование начальных знаний о Великой Отечественной Войне, солдатах, Дне Победы. Воспитание стойких патриотических чувств, гордости за свою страну. Вызывание желание быть похожими на героев войны. Развитие силовых качеств.

Родители (законные представители) воспитанников:

заинтересовать родителей проектом;

направить на совместную творческую деятельность с детьми;

совместный поиск информации;

сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

 Педагоги:

-Подготовка методических и дидактических материалов.

- Проведение интересных занятий, организация выставок.

- Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.

- Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.

- Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.

- Слушание песен военной, патриотической тематики.

- Тематическое содержание книжного уголка.

- Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».

- Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.

- Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".

-Проводить обмен опытом по этой проблеме, использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.

Предметно-пространственная среда группы:

Оснащение предметно-развивающей среды на время проекта необходимым дидактически- иллюстративным материалом.

Трансляция проекта

Информация на педагогическом совете ДОУ,

информация на сайте ДОУ;



Актуальность проблемы.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Нами изучены нормативные документы: «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», целью которой является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства, Федеральный закон от 13.03.1995г № 32-Ф3 «О днях воинской славы (победных днях)России», «Закон об образовании».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Идея создания проекта по теме «Спасибо вам за ту весну» возникла после проведения диагностики детей, которая показала, что у детей старшего возраста недостаточно знаний о событиях Великой Отечественной войны.

Анкетирование родителей выявило, что им необходима помощь в решении задач патриотического воспитания детей в семье и во многих молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Передать эстафету памяти, показать старшим дошкольникам величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач патриотического воспитания, которую необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, с социумом.

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Спасибо вам за ту весну»

Этапы и содержание проекта

Подготовительный этап

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

Цель: подготовка и создание условий для реализации проекта

  • Определение проблемы, цели и задач.

  • Анализ и обновление развивающей среды группы в соответствии с проектом январь – май 2018.

  • Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

  • Подбор музыкальных произведений на военную тему.

  • Подготовка цикла бесед о ВОВ.

  •  Диагностирование детей

  • Составление перспективного плана по реализации проекта.

  • Оформление визитки.

  • Составление презентаций для родителей, для детей.

  • Разработка буклетов, анкеты для родителей. Заполнение анкет родителями.


  • Сбор информации о событиях Второй мировой войны, изучение материала.


январь 2018 года


Основной этап

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

  • НОД, беседы,

  • Анкетирование,

  • Викторины, выставки рисунков и военной техники,

  • Чтение худ. литературы, разучивание стихотворений,

  • Просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику,

  • Праздники посвященные Защитникам Отечества и Дню Победы, совместно с ветеранами.

  • Посещение детской библиотеки «Гайдар», памятников защитникам Отечества, городского музея, Организация мини-музея в группе «Никто не забыт, ничто не забыто».

  • Участие в конкурсе рисунков «Война глазами детей»

  • Оформление альбома «Никто не забыт, ни что не забыто»


Создать необходимую атмосферу, направленную на ознакомление детей с историей страны. Обогатить знания детей об известной дате -9 МАЯ. Привлечь родителей к непосредственно-образовательной деятельности с детьми, к активной позиции воспитанию патриотических чувств.

с 1 февраля по 9 мая 2018 года

Заключительный этап

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

- проведение праздника посвященному Дню Победы,

- презентация проекта,

- оформление выставки.

-Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

- Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада.

Подведение итогов работы, анализ результатов по реализации проекта. Создание презентации, распространение опыта среди коллег. Презентация проекта в городе и районе.






с 1 апреля 2018 года по 31 мая 2018 года



Обеспечение проекта

Материально - техническое:

Магнитофон, аудио, медиасистема (проектор, компьютер, экран) фотоаппаратура.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Семейные фотографии военных лет, Фотоальбом

Детская художественная литература

Методическая литература

Дидактические игры.

Конспекты занятий и бесед о Великой Отечественной войне.

Мультимедийных презентации к занятиям и беседам о Великой Отечественной войне.

Содержание образовательной деятельности по реализации проекта


п/п

Направления
работы

Содержание
деятельности

Дата

«Летопись великой той войны»

1.

Цикл занятий по ознакомлению дошкольников с Великой Отечественной войной с использованием мультимедийного материала

Поклон вам, солдаты Великой войны, за то, что наш город от врагов сберегли».

В течение учебного года

«Детям – о Великой Отечественной войне»

«Вечная память героям»

«Подвиги в тылу»


2

Цикл бесед с презентациями

«Они сражались за Родину»
«Кто такие ветераны»
«Цветы победителям»

«Вставай страна огромная»

Беседы: «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»

В течение учебного года

3



Альбомы, иллюстрации, фотографии о Великой Отечественной войне

Альбом «Поклон Вам солдаты Великой войны, за то, что наш город от врагов сберегли»

Альбом «Война глазами детей»

С Февраля 2018

Выставка картин «Тема войны в живописи»

С Марта 2018

Рассматривание репродукций художников, посвященным эпизодам Великой Отечественной войны «Парад на Красной площади»

С января 2018

Мини-музей «День Победы»

Апрель 2018

4

Экскурсии


По местам боевой славы (памятникам и обелискам), возложение цветов

Апрель- Май 2018

В музей боевой и трудовой славы на выставку, посвященную войне

Встречи с кадетами

апрель

К Вечному Огню в парк 30-летия Победы

Встречи с ветеранами Великой

Отечественной войны, вручение им памятных подарков.

Май 2018

5

Художественная литература

Выставка художественной литературы о ВОВ

«Поэтические строки о войне»

Е. Благина «Шинель»; 
чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; 
Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;
А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» 
Л. Кассиль из книги «Твои защитники».

«Сын артелериста»
(К. Симонов)

С.Алексеев «Первый ночной таран», И.Новиков «Страницы великой истории», В.Осеева «Кочерыжка», Л.Кассиль «Рассказ об отсутствующем», К.Симонов «Малышка», С.Михалков «Мы тоже воины», , Т.Шапиро «Была война».

В течение учебного года

6

Сюжетно-ролевые игры









Подвижные игры

«На границе»
«Мы военные», 
«Моряки», 
«Летчики».

 «Госпиталь»,

«Пограничники»

«Разведчики»

«Военный госпиталь».


Защита границ»,

«Медсёстры»,

«Сапёры»;

«Разведка. » 
«Встречные перебежки» 
«Попади в цель» 
«Меткий стрелок».

Игры-эстафеты

«Снайперы» (попади в цель).

«Кто быстрее доставит донесение» (полоса препятствия).

«Перетягушки»

«Саперы»

«Перенеси снаряды».

«Перейди минное поле».

«Чья ракета попадет в цель».

Военно-спортивная игра «Зарничка»

В течение учебного года

7

Дидактические игры

«Подбери картинку».
«Воину солдату своё оружие».
«Колесо истории».
«Чья форма».
«Что изменилось».
"Военный транспорт».

«Разведчики»

«Выложи из палочек танк (самолёт)», «Подбери картинку», «Назови пословицу»; «Ордена и медали»





В течение учебного года

8

Изобразительная деятельность и художественный труд

«Пограничник в дозоре»

«Звезда» (из соленого теста)

Рисование

«Военная техника»

«Война глазами детей»

«Храбрые защитники»

«Георгиевская ленточка»

Галерея детского творчества Выставка рисунка

«Салют Победы»

Конструирование

«Военная база» (наборы солдатиков, разные виды конструктора)

Аппликация «Поздравительная открытка к празднику 9 Мая»

Художественный труд «Гвоздики для ветеранов»

Проведение конкурса на лучший детский рисунок «Мы за мир»

Изготовление открыток и сувениров ветеранам ВОВ

Квилинг «Ландыши»

Творческая мастерская «Живи и помни»

Январь-май 2018

9

Слушание песен военных лет

«День Победы» сл. Д Тухманова

«Священная война» сл Лебедева-Кумача

«Катюша» сл. М. Блантера

«Соловьи»

«Вечный огонь»

«Бравые солдаты»

«Наследники Победы»

«Прощание славянки» сл.В. Алкина

В течение учебного года

«Кропоткинцы - железнодорожники, защищающие Родину»

1

Цикл занятий по ознакомлению дошкольников кропоткинцами- участниками ВОВ

Видео-экскурсия «Это нужно живым»,  приуроченная ко Дню освобождения города Кропоткин от немецко-фашистских захватчиков.

Беседа с ИКТ

«Герои-железнодорожники станции Кавказской»

Март 2018

Оформление стенгазеты «Наши ветераны»

«Почетные граждане города Кропоткина»

Март-Апрель

«Музеи и Памятники города Кропоткина»

Апрель 2018

2

Альбомы, иллюстрации, фотографии

Фотоальбом «Места боевой славы города Кропоткина»

В течение учебного года


Альбом «Победили в бою, подили в труде»

3

Художественная литература

Ассия Светлова «Кропоткин- город любимый, родной»

Гаврилов А.А. «Мой Кропоткин»

Моисеева О.Л. «Кубань –жемчужина России»

книги А.А.Пташника

«В памяти сердца навсегда», «Кропоткин в зеркале истории»,

«Да будут памятью хранимы»,

-Г.В.Горбунова « Памятники города Кропоткина», «Улицы города рассказывают»

Стихи поэтов – кропткинцев

Максимов Ю.А. Ерохов В.А. Ташлыков И.П. Наранович Р.К.

В течение учебного года



Содержание работ с родителями

Содержание работы

Сроки

1

Анкета, посвященная изучению темы «Память о Великой Отечественной войне»

Январь 2018

2

Консультации:

«Патриотическое воспитание маленького гражданина России»

«Знакомьте детей с героическим прошлым России»

«Как рассказать детям о войне?»

март 2018

апрель 2018

3

Выставка рисунков «День Победы»

Апрель 2018

4

Организация выставки стенда «Никто не забыт, ничто не забыто», «Слава тебе, Победитель-Солдат»

Апрель - май 2018

5

Просмотр микрофильма с детьми «Минута памяти», «Дети фронта»

Презентации «Военная хроника», «Вечная память героям»

Март

Апрель 2018

6

Изготовление плаката «Великая Отечественная война глазами современных детей» совместный поиск информации

Февраль 2018

Апрель 2018

7

Оформление папки – передвижки «9 Мая»

Создание «Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны, семейные фотографии.

Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ

Апрель 2018

9

Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны

Март 2019

10

Выпуск буклетов «Великая Отечественная война»

Изготовление календаря отчета времени до празднования Дня Победы

Январь-апрель 2019

11

Тематический праздник, посвящённый празднованию Дня Победы нашей Родины в Великой Отечественной войне

1941-1945 годов.

Спортивный праздник с использованием ИКТ, посвященный Дню Победы «Мы всегда будем помнить о Вас»

Апрель 2019




МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований.

1

Интервьюирование детей

«Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?»

2

Беседы индивидуальные с детьми

«Защитники Отечества»

3

Создание «Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны

4

Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей

5

творческий конкурс 

«Подарок воину-освободителю».

«Пускай я не был на войне»,

«Солдат»,

«У обелиска»,

«Военные эшелоны»,

«Салют Победы»

6

Анкетирование родителей

«Формирование у детей знаний о войне» (январь)

«Память о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» (май)


Заключение:

В результате работы над проектом дети получили углубленные знания о нашей Родине, её защитниках, о том, как их родные и близкие принимали участие в защите Родины во время Великой Отечественной войны, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к Защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

У воспитанников изменилось отношение к членам своих семей (бабушкам, дедушкам), ветеранам. Дети стали больше интересоваться жизнью своих близких в годы их детства и молодости. Они испытывают чувство гордости и уважения к старшему поколению. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными. У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь страны. Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. 

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.


Список литературы:

Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007 г.;

Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе!» - Москва, «Гном и Д», 2005 г.;

Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004 г.;

Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание» - Москва, «Айрис-пресс», 2007 г.;

Дошкольное воспитание № 4/11 г.;

1. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л.А.Кондрыкинской. Творческий центр. М. 2011.

2.Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работа с детьми 6-7 лет. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева. Мозаика – синтез. М. 2007.

3.Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. И.Л.Морозова, М.А.Пушкарева. Мозаика – синтез. М. 2007.

4.Великой Победе посвящается. Праздники в детском саду. Творческий центр. М. 2011.

5.Сборник стихов.

6.Пионеры – герои. Рассказы о пионерах – героях Советского Союза. Красноярское книжное издательство. 1986.

7.Похождения жука – носорога. К.Паустовский. Малыш. М. 1991.




















Приложение №1

К проекту «Спасибо вам за ту весну»

Пшеничной И.В.


Конспект НОД с использованием ИКТ.


Тема: «Поклон вам, солдаты Великой войны, за то, что наш город от врагов сберегли».


Цель: Расширить и уточнить представления детей о Великой Отечественной войне, о празднике 9 Мая – Дне Победы.


Задачи: Формировать у детей желание побольше узнать о великой цене победы над врагом в годы войны, о подвигах солдат в годы Великой Отечественной войны.

Обогащать знания детей о светлом празднике - Дне Победы.

Воспитывать уважение к воинам Великой Отечественной войны, гордость за их подвиги.


Оборудование: Мультимедийная доска, диск с презентацией по теме, иллюстрации о подвигах солдат, серия открыток: « Города – герои», набор фотографий « Памятные места города Кропоткина».


Предварительная работа: Беседа: «Защитники нашего города». Встреча с людьми с ветеранами Великой Отечественной войны. Рассматривание орденов и медалей. Слушание военных песен – диск « День Победы» (фонотека). Чтение рассказов: С. Алексеева «Победа», А. Барто « Шинель»,

Л. Кассиль « Твои защитники».


Проведение Н О Д :

Воспитатель читает стихотворение Т. Белозёрова «Майский праздник «День Победы».

Воспитатель: За что получены боевые ордена.

Когда происходили эти события.

Что за праздник – День Победы.


Слайда №1 «Вставай страна огромная».


Воспитатель: Когда враги напали на нашу Родину, вся страна встала на её защиту. Солдаты уходили на фронт с песней «Священная война».

Послушайте её.

(Запись песни А. Александрова и В. Лебедева – Кумача «Священная война»).

Воспитатель: О чём эта песня.


Слайд №2 «Защитники Родины».


Воспитатель: Эта песня огромной выразительной силы. Её суровая мелодия звала всех подняться на борьбу с немецкими захватчиками. Фашисты бомбили и разрушали наши города и сёла, убивали людей.И не было во всей стране ни одной семьи, ни одного дома, которых бы, не коснулась война, откуда бы не ушли на фронт.


Слайд №3 «Они сражались за Родину».


Воспитатель: Бойцы шли в бой не для того, чтобы добывать чужие земли. Они шли, чтобы очистить от врага свою страну, своё Отечество. И поэтому войну эту назвали Великой Отечественной.


Игра: « Кто больше назовёт предметов».

Цель: Закрепить знания детей о самых необходимых вещах для солдат.

Соревнования между двумя командами «Фронтовые дороги».

(Определение на ощупь и ходьба по тотальным дощечкам).


Слайд № 4 «Дети войны».


Воспитатель: Война была жестокая, принесшая нашей стране большие разрушения и много горя. Пострадали в этой войне и взрослые и дети. Сколько детей осталось без родителей, которых война забрала без возврата.

Дети, как и взрослые, трудились и работали для фронта. У всех в то время была одна цель, всего одно желание, чтобы как можно скорее закончилась эта страшная война.


Воспитатель: Как вы думаете, было ли у детей в годы войны счастливое детство.

Воспитатель: Есть ли в нашем городе памятные места, которые напоминают о Великой Отечественной войне. Сейчас мы их назовём.


Слайд № 5 «Защитники нашего города».


Воспитатель: Вечная память и низкий поклон тем солдатам, которые защитили наш родной город Кропоткин от врага. К сожалению, многие ценою своей жизни. Сколько много полегло солдат на полях боя, которые отвоёвывали родные города и сёла. Об этом нужно помнить всегда!


Звучит фонограмма: «Голос Левитана»

(«Враг будет разбит, Победа за нами…»).


Слайд № 6 «Этого праздника люди ждали…».



Воспитатель: Чем же закончилась война с фашистской Германией.

Дети: Победой.

Воспитатель: Когда настал час Победы.

Дети: 9 Мая 1945 года.

Воспитатель: Сколько лет длилась война.

Дети: Четыре года.

Воспитатель: Наш народ в тылу и на фронте приближал этот долгожданный

День Победы. Каждый солдат до последней капли крови защищал свою родную землю. Мы никогда не забудем героев, отдавших свою жизнь за нашу прекрасную Родину!















Приложение №2

К проекту «Спасибо вам за ту весну»

Пшеничной И.В.


Картотека стихов, посвященных Великой Отечественной войне

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ К 9 МАЯ – ДНЮ ПОБЕДЫ


День Победы.

Майский праздник –

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Т. Белозёров)

День Победы .

День Победы 9 Мая –

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну!

(Н. Томилина)

Обелиски.

Стоят в России обелиски,

На них фамилии солдат…

Мои ровесники мальчишки

Под обелисками лежат.

И к ним, притихшие в печали,

Цветы приносят полевые

Девчонки те, что их так ждали,

Теперь уже совсем седые. (А. Терновский)


У обелиска.

Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко

И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат России,

Что в тот далёкий грозный час

Своею жизнью заплатили

За счастье светлое для нас...


Старый снимок.

Фотоснимок на стене –

В доме память о войне.

Димкин дед

На этом фото:

С автоматом возле дота,

Перевязана рука,

Улыбается слегка…

Здесь всего на десять лет

Старше Димки

Димкин дед.

(С. Пивоваров)

На радио.

Письмо я старался

Писать без помарок:

«Пожалуйста, сделайте

Деду подарок…»

Был долго в пути

Музыкальный привет.

Но вот подошёл

И обнял меня дед –

Пришла к нему в праздник

9 Мая

Любимая песня его

Фронтовая.

(С. Пивоваров)

Имя .

К разбитому доту

Приходят ребята,

Приносят цветы

На могилу солдата.

Он выполнил долг

Перед нашим народом.

Но как его имя?

Откуда он родом?

В атаке убит он?

Погиб в обороне?

Могила ни слова

О том не проронит.

Ведь надписи нет.

Безответна могила.

Знать, в грозный тот час

Не до надписей было.

К окрестным старушкам

Заходят ребята –

Узнать, расспросить их,

Что было когда-то.

- Что было?!

Ой, милые!..

Грохот, сраженье!

Солдатик остался

Один в окруженье.

Один –

А не сдался

Фашистскому войску.

Геройски сражался

И умер геройски.

Один –

А сдержал,

Поди, целую роту!..

Был молод, черняв,

Невысокого росту.

Попить перед боем

В село забегал он,

Так сказывал, вроде,

Что родом с Урала.

Мы сами сердечного

Тут схоронили –

У старой сосны,

В безымянной могиле.

На сельскую почту

Приходят ребята.

Письмо заказное

Найдёт адресата.

В столицу доставят

Его почтальоны.

Письмо прочитает

Министр обороны.

Вновь списки просмотрят,

За записью запись…

И вот они –

Имя, фамилия, адрес!

И станет в колонну

Героев несметных,

Ещё один станет –

Посмертно,

Бессмертно.

Старушку с Урала

Обнимут ребята.

Сведут её к сыну,

К могиле солдата,

Чьё светлое имя

Цветами увито…

Никто не забыт,

И ничто не забыто!

(С. Погореловский)

Дедушкины друзья.

Май… Вовсю щебечут птицы,

И парад идёт в столице.

В орденах шагают деды.

Поздравляем с Днём Победы!

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в День Победы.

Люблю подолгу слушать я

Их песни и беседы.

Горят на солнце золотом

Награды боевые,

И входят в дом,

В наш мирный дом,

Дороги фронтовые.

Я молча рядышком сижу,

Но кажется порою,

Что это я в прицел гляжу,

Что я готовлюсь к бою.

Приходят к дедушке друзья

Отпраздновать Победу.

Всё меньше их,

Но верю я:

Они опять приедут.


Что за праздник?

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день?

Н. Иванова)

Что такое День Победы .

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны. (А. Усачёв)

Пусть дети не знают войны.

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны!


Погибшим и живым.

Погибшим –

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым –

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!


Вместе с дедушкой.

Растаял утренний туман,

Красуется весна...

Сегодня дедушка Иван

Начистил ордена.

Мы вместе в парк идём

Встречать

Солдат, седых, как он.

Они там будут вспоминать

Свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят

О всех делах страны,

О ранах, что ещё болят

С далёких дней войны.

Походы вспомнят и бои,

Окопный неуют

И песни бравые свои,

Наверное, споют.

Споют о мужестве друзей,

Что в землю полегли,

Споют о Родине своей,

Что от врагов спасли.

Спасли народы разных стран

От рабства и огня...

Я рад, что дедушка Иван

Берёт с собой меня.


9 мая.

Май.

Россия.

Цветёт весна.

Отгремела давно война.

И сегодня у братских могил

Вспомним тех, кто нам жизнь сохранил.


Медали.

Ветеран – боец бывалый,

Повидал за жизнь немало.

Он с отвагою в бою

Защищал страну свою!

В День Победы засверкали

На груди его медали.

На груди его - медали!

Мы с сестрой их сосчитали.


Праздничное утро.

9 Мая!

Восторги и боль!

Поздравить тебя

С Днём Победы позволь!

Сирень, вишни, яблони

Брызнули цветом.

Всем, кто воевал,

Благодарны за это.

Счастливое утро –

Чудесный подарок!

Они отразили

На фронте удары.

С земли, с моря, с неба

Прогнали врага.

Всем память о предках

Светла, дорога.

Пускай на минуту

Умолкнут все речи...

И в память о них

Зажигаются свечи.


Праздник Победы.

В славный праздник – День Победы,

Я спешу поздравить деда.

Он вояка храбрый, бравый,

Защищал свою державу!

В 20 лет – солдат бывалый,

Горя видел он немало.

Он с боями шёл от Волги.

Путь был трудным, страшным, долгим.

Сталинград, Москва, Варшава…

За отвагу – Орден Славы.

Столько званий и медалей

Вы, поверьте, не встречали!

Дед рассказывал немножко

Про войну и про бомбёжку.

Как в окопах кашу ели,

И до срока поседели.

Был он ранен и простужен,

Шёл в атаку, был контужен.

И в походном медсанбате

Повстречался с бабой Катей.

Повезло и ей, и деду:

Вместе встретили Победу.

И теперь цветущим маем

Праздник дружно отмечаем.

Мир пусть будет на планете!

Счастья – взрослым,

Счастья – детям (Т. Лаврова)

Дедушкин рассказ.

Вчера мне рассказывал дедушка Женя:

Отряд партизанский попал в окруженье.

Осталось у них восемнадцать гранат,

Один пистолет и один автомат.

Всё больше в отряде погибших бойцов,

Всё крепче фашисты сжимают кольцо, –

Они за кустами, они за камнями.

И крикнул мой дедушка: "Родина с нами!"

И все побежали навстречу врагу,

И стали гранаты бросать на бегу.

Все храбро сражались, о смерти забыв, –

И вот, удалось совершить им прорыв.

Сквозь лес по болоту они уходили:

А деда медалью потом наградили. (А. Парошин)



Стихи о Победе.

День Победы.

Май… Вовсю щебечут птицы,

И парад идет в столице.

В орденах шагают деды.

Поздравляем с Днем Победы!

( О. Александрова.)


Приходят к дедушке друзья.

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в День Победы.

Люблю подолгу слушать я

Их песни и беседы.

Горят на солнце золотом

Награды боевые,

И входят в дом,

В наш мирный дом,

Дороги фронтовые.

Я молча рядышком сижу,

Но кажется порою,

Что это я в прицел гляжу,

Что я готовлюсь к бою.

Приходят к дедушке друзья

Отпраздновать Победу.

Все меньше их, с годами на земле,

Но верю я,

Они опять приедут!

( В. Степанов.)

Пусть будет мир.

Пусть пулеметы не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

( Н. Найденова.)

Вместе с дедушкой.

Растаял утренний туман,

Красуется весна…

Сегодня дедушка Иван

Начистил ордена.

Мы вместе в парк идем

Встречать

Солдат, седых, как он.

Они там будут вспоминать

Свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят

О всех делах страны,

О ранах, что еще болят

С далеких дней войны.

Походы вспомнят и бои,

Окопный неуют,

И песни бравые свои,

Наверное, споют.

Споют о мужестве друзей,

Что в землю полегли.

Споют о Родине своей,

Что от врагов спасли.

( Г. Ладонщиков.)


Хотим под мирным небом жить!

Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить,

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети!

( Н. Найденова.)


День Победы.

9 мая – праздник Победы.

Празднуют внуки,

Празднуют деды.

Люди планеты,

Люди земли.

Наша Россия –

Не хочет войны.

Желаем всем мира

И счастья всегда.

Пусть больше не будет

Войны никогда!




























Приложение №3

К проекту «Спасибо вам за ту весну»

Пшеничной И.В.

Пословицы и поговорки


- С родной Земли – умри, не сходи.

- Правда в огне не горит и в воде не тонет.

- За правое дело стой смело.

- За совесть , за честь хоть голову снесть.

- Смелость города берёт.

- Храброму смерть не страшна.

- Или грудь в кустах, или голова в кустах.

- Мир стоит до рати, а рать до мира.

- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

- Крепка рать воеводою.

- Мужественно биться — победы добиться.

- Выстоишь — победишь.

- Не думай, что сразу победа дается, враг бывает стоек.

- Хоть себя надсадить, а врага победить.

- Жизни не пощадим, а врага победим.

- Победа крылата; упустишь момент — и ее уже нет.

- Победа любит старание.

- Победа не приходит от лежания.

- Мало победы ждать — надо победу взять.

- Удивить — победить.

- Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.

- Побеждать без риска — побеждать без славы.

- Побежден тот, кто чувствует себя побежденным.

- Рукой победишь одного, а головой — тысячи.

- Друг друга поддерживать — победу одерживать.

- Неумелому побеждать — что безногому бежать.

- Бей до победы, как били деды.

- В поле две воли: победит тот, кто смел и умел.

- Дорога побед шлет стойким привет.

- Шаг вперед — шаг к победе.

- Для победы нужно стоять крепко, стоять дружно.

- С врагами бейся, на победу надейся.

- Победу не ждать, а в бою одержать.

- Война трудна, да победа красна.

- С победой не знаться, если бояться.

- Победу не ожидают, а догоняют.



Песни о Победе.

День Победы

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли.

Этот день мы приближали, как могли.


Этот День Победы порохом пропах.

Этот праздник с сединою на висках.

Эта радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы!!!


Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели.

Этот день мы приближали, как могли.


Этот День Победы порохом пропах.

Этот праздник с сединою на висках.

Эта радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы!!!


Здравствуй, мама, возвратились мы не все.

Босиком бы пробежаться по росе.

Пол-Европы прошагали, пол-Земли.

Этот день мы приближали, как могли.


Этот День Победы порохом пропах.

Этот праздник с сединою на висках.

Эта радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы!!!


День Победы порохом пропах.

Этот праздник с сединою на висках.

Эта радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы! День Победы!!!


Алеша

Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша,

Белеет ли в поле пороша, иль гулкие ливни шумят,

Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша,

Стоит над горою Алеша - Болгарии русский солдат.


И сердцу по-прежнему горько, по-прежнему горько,

И сердцу по-прежнему горько, что после свинцовой пурги,

Из камня его гимнастерка, его гимнастерка,

Из камня его гимнастерка, из камня его сапоги.


Немало под страшною ношей, под страшною ношей,

Немало под страшною ношей легло безымянных парней.

Но то, что вот этот - Алеша, вот этот - Алёша,

Но то, что вот этот - Алеша, известно Болгарии всей.


К долинам, покоем объятым, покоем объятым,

К долинам, покоем объятым, ему не сойти с высоты.

Цветов он не дарит девчатам, не дарит девчатам,

Цветов он не дарит девчатам - они ему дарят цветы.


Привычный, как солнце и ветер, как солнце и ветер,

Привычный, как солнце и ветер, как в небе вечернем звезда,

Стоит он над городом этим, над городом этим,

Стоит он над городом этим, как будто вот так и стоял он всегда.


Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша,

Белеет ли в поле пороша, иль гулкие ливни шумят,

Стоит над горою Алёша, Алеша, Алеша,

Стоит над горою Алёша - Болгарии русский солдат.


Священная война

Музыка: А. Александров. Слова: В.Лебедев-Кумач 1941 г.


Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!


Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,-

Идет война народная,

Священная война!


Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

Они - за царство тьмы.


Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!


Где же вы теперь, друзья-однополчане...

Майскими короткими ночами,

Отгремев, закончились бои.

Где же вы теперь, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?

Я хожу в хороший час заката,

У сосновых новеньких ворот;

Может, к нам сюда знакомого солдата

Ветерок попутный занесёт.

Может, к нам сюда знакомого солдата

Ветерок попутный занесёт.


Мы бы с ним припомнили, как жили,

Как теряли трудным вёрстам счёт.

За победу мы б по полной осушили,

За друзей добавили б ещё.

Если ты случайно неженатый,

Ты, дружок, нисколько не тужи,

Здесь у нас в районе, песнями богатом,

Девушки уж больно хороши.

Здесь у нас в районе, песнями богатом,

Девушки уж больно хороши.


Мы тебе колхозом дом построим,

Чтобы было видно по всему:

Здесь живёт семья советского героя,

Грудью защитившего страну.

Майскими, короткими ночами,

Отгремев, закончились бои.

Где же вы теперь, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?


Если завтра война

Музыка: братья Покрасс, Слова: В.Лебедев-Кумач, 1938 год.


Если завтра война, если враг нападет

Если темная сила нагрянет-

Как один человек, весь советский народ

За свободную Родину встанет


Припев:

На земле в небесах и на море

Наш напев и могуч и суров:

Если завтра война,

Если завтра в поход ,-

Будь сегодня к походу готов!


Если завтра война- всколыхнется страна

От Кронштадта до Владивостока

Всколыхнется страна, велика и сильна

И врага разобьем мы жестоко!


Припев.


Полетит самолет, застрочит пулемет,

Загрохочут могучие танки,

И линкоры пойдут, и пехота пойдет,

И помчатся лихие тачанки


Припев.

Мы войны не хотим, но себя защитим-

Оборону крепим мы недаром.

И на вражьей земле мы врага разгромим

Малой кровью,могучим ударом!


Припев.

Подымайся народ, собирайся в поход,

Барабаны сильней барабаньте!

Музыканты, вперед! Запевалы, вперед!

Нашу песню победную гряньте!

Припев.


Темная ночь

Музыка: Н. Богословский, Слова: В. Агатов, 1944 год.


Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.


Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!

Темная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная, черная степь пролегла между нами.


Верю в тебя, в дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня темной ночью хранила...

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,

Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.


Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.

Вот и сейчас надо мною она кружится.

Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,

И поэтому знаю: со мной ничего не случится!


Журавли

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.


Они до сей поры с времен тех дальних -

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?


Летит, летит по небу клин усталый -

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый -

Быть может, это место для меня!


Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.


Сегодня, предвечернею порою,

Я вижу, как в тумане журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.


Они летят, свершают путь свой длинный

И выкликают чьи-то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?


Давай закурим

Музыка: М. Табачников, Слова: И. Френкель.


Теплый ветер дует, развезло дороги,

И на Южном фронте оттепель опять.

Тает снег в Ростове, тает в Таганроге.

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Припев:

Об огнях-пожарищах,

О друзьях-товарищах

Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.

Вспомню я пехоту,

И родную роту,

И тебя - за то, что ты дал мне закурть.

Давай закурим, товарищ, по одной,

Давай закурим, товарищ мой!


Нас опять Одесса встретит как хозяев,

Звезды Черноморья будут нам сиять.

Славную Каховку, город Николаев,

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Припев.


А когда не станет немцев и в помине

И к своим любимым мы придем опять,

Вспомним, как на Запад шли по Украине,

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Припев.


Давно окончилась война

Давным-давно была война,

Давным-давно прошла она.

Для тех, кто жив, она была когда-то.

Но помним мы, как в пламя шли

И как страну для нас спасли

Солдаты, солдаты, солдаты.


Припев :

Годы, сколько б ни шли,

Вечно помнить родной стране

Всё, что сделали вы

В этой войне,

В трудной войне,

В страшной войне.


Давным-давно была война

И там, где всё сожгла она,

Хлеба желтеют и синеют реки.

Но тот, кто эту землю спас,

Остались жить в сердцах у нас

Навеки, навеки, навеки.

Припев.

Давным-давно была война,

Но память нам на то дана,

Чтоб помнить, как весь мир пылал когда-то.

И те, кому по двадцать лет,

Пусть знают, что глядят им вслед

Солдаты, солдаты, солдаты.

Припев.

За годом год стучит в окно...

Была война давным-давно,

Давным-давно в запас ушли солдаты.

Но быль о ней всегда нужна,

О том какой была война

Когда-то, когда-то, когда-то...

Припев.


На безымянной высоте

Музыка: В. Баснер, Слова: М. Матусовский.


Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат,

Нас оставалось только двое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда.

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Над нами "мессеры" кружили,

И было видно словно днем,

Но только крепче мы дружили

Под перекрестным артогнем.

И как бы трудно ни бывало,

Ты верен был своей мечте

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята,

Друзья моих военных дней.

Землянка наша в три наката,

Сосна сгоревшая над ней.

Как будто вновь я вместе с ними

Стою на огненной черте

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.


Огонек

На позицию девушка

Провожала бойца,

Тёмной ночью простился

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренёк,

На окошке на девичьем

Всё горел огонёк.

И пока за туманами

Видеть мог паренёк,

На окошке на девичьем

Всё горел огонёк.

Парня встретила славная

Фронтовая семья.

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья,

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонёк?

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонёк?

И подруга далёкая

Парню весточку шлёт,

Что любовь её девичья

Никогда не умрёт.

Всё, что было загадано,

В свой исполнится срок, -

Не погаснет без времени

Золотой огонёк.

Всё, что было загадано,

В свой исполнится срок, -

Не погаснет без времени

Золотой огонёк.


Марш защитников Москвы

Музыка: Б. Мокроусов, Слова: А. Сурков.


В атаку стальными рядами

Мы поступью твердой идем.

Родная столица за нами,

За нами - родимый наш дом.


Припев:


Мы не дрогнем в бою за столицу свою,

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной, обороной стальной

Разгромим, уничтожим врага!


На марше равняются взводы

Гудит под ногами земля,

За нами - родные заводы

И красные звезды Кремля.

Припев.


Для счастья своими руками

Мы строили город родной.

За каждый расколотый камень

Отплатим мы страшной ценой.

Припев.

Не счесть богатырскую силу,

Могуч наш отпор огневой.

Загоним фашистов в могилу

В туманных полях под Москвой.

Припев.


Песенка фронтового шофера

Музыка: Б. Мокроусов, Слова: Н.Лабковский, 1945


Через горы, реки и долины,

Сквозь пургу, огонь и черный дым

Мы вели машины,

Объезжая мины,

По путям-дорогам фронтовым.


Припев:

Эх, дорожка фронтовая!

Не страшна нам бомбежка любая,

Помирать нам рановато -

Есть у нас еще дома дела.


Путь для нас к Берлину, между прочим,

Был, друзья, не легок и не скор.

Шли мы дни и ночи,

Было трудно очень,

Но баранку не бросал шофер.


Припев.

Может быть, отдельным штатским людям

Эта песня малость невдомек,

Мы ж не позабудем,

Где мы жить ни будем,

Фронтовых изъезженных дорог.

Припев.

В землянке

Музыка: К.Листов, Слова: А.Сурков, 1942г.


Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.


Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.


Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти - четыре шага.


Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.


Смуглянка

Музыка: А. Новиков, Слова: Я. Шведов. 1940г.


Как-то летом на рассвете

Заглянул в соседний сад.

Там смуглянка-молдаванка

Собирает виноград.

Я краснею, я бледнею,

Захотелось вдруг сказать:

Станем над рекою

Зорьки летние встречать!

Припев:

Раскудрявый клен зеленый, лист резной,

Я влюбленный и смущенный пред тобой.

Клен зеленый, да клен кудрявый,

Да раскудрявый, резной!


А смуглянка-молдаванка

Отвечала парню в лад:

- Партизанский, молдаванский

Собираем мы отряд.

Нынче рано партизаны

Дом покинули родной.

Ждет тебя дорога

К партизанам в лес густой.

Припев.

А смуглянка-молдаванка

По тропинке в лес ушла.

В том обиду я увидел,

Что с собой не позвала.

О смуглянке-молдаванке

Часто думал по ночам...

Вскоре вновь смуглянку

Я в отряде повстречал.

Припев:

Раскудрявый клен зеленый, лист резной,

- Здравствуй, парень, забубенный, мой родной,-

Клен зеленый, да клен кудрявый,

Да раскудрявый, резной!


Синий платочек

Слова: М.Максимов, 1942 год.


Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых, радостных встреч.


Порой ночной

Мы распрощались с тобой...

Нет больше ночек! Где ты платочек,

Милый, желанный, родной?


Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала и обещала

Синий платочек сберечь.


И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю, с любовью ты к изголовью

Прячешь платок голубой.


Письма твои получая,

Слышу я голос живой.

И между строчек синий платочек

Снова встает предо мной.


И часто в бой

Провожает меня облик твой,

Чувствую, рядом с любящим взглядом

Ты постоянно со мной.


Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой!

Нежные речи, девичьи плечи

Помним в страде боевой.


За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик за синий платочек,

Что был на плечах дорогих.


Двадцать второго июня, ровно в 4 часа

1941 год.


Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили

Что началася война.


Война началась на рассвете

Чтоб больше народу убить.

Спали родители, спали их дети

Когда стали Киев бомбить.


Врагов шли большие лавины,

Их не было сил удержать,

Как в земли вступили родной Украины

То стали людей убивать.


За землю родной Батькивщины

Поднялся украинский народ.

На бой уходили все -все мужчины,

Сжигая свой дом и завод.


Рвалися снаряды и мины,

Танки гремели броней,

Ястребы красны в небе кружили,

Мчались на запад стрелой.


Началася зимняя стужа

Были враги у Москвы,

Пушки палили, мины рвалися

Немцев терзая в куски.


Кончился бой за столицу

Бросились немцы бежать

Бросили танки, бросили мины,

Несколько тысяч солдат.


Помните Гансы и Фрицы

Скоро настанет тот час

Мы вам начешем вшивый затылок,

Будете помнить вы нас.


Катюша

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.


Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.


Ой, ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.


Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.


Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.




































Приложение №4

К проекту «Спасибо вам за ту весну»

Пшеничной И.В.

Беседа


«Кропоткин в зеркале истории»

(подготовительная группа)

Цель: активизация духовно-нравственного потенциала, развитие гражданского самосознания, воспитание уважительного отношения к великому подвигу фронтового поколения, показать значимость Великой Победы, героические усилия многонационального народа, воспитание высоких моральных и нравственных устоев, показать героическое прошлое нашей страны, края, города, вспомнить тех соотечественников, которые отдали жизнь за отечество, научить проявлять уважение к тем ветеранам, которые окружают нас.

Оборудование: карта Краснодарского края, стихи о войне,

-презентация «Памятники города Кропоткина»,

-музыкальный материал – «Песни Великой Отечественной войны»,

-альбом «Памятники Краснодарского края»,

-книги А.А.Пташника «В памяти сердца навсегда», «Кропоткин в зеркале истории»,

«Да будут памятью хранимы»,

-Г.В.Горбунова « Памятники города Кропоткина», «Улицы города рассказывают».

Ход НОД.

Воспитатель:

Дорогие ребята! Тема Великой Отечественной войны и Победы над фашизмом по праву занимает важнейшее место. Мы с Вами посещали памятники нашего города, городской музей, смотрели презентации, кинофильмы участвовали в акции «Письмо ветерану», посвященные этой теме.

74-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти народа-победителя, но это и незримая связь поколений, выраженная в отношении к одному из главных символов Победы. «Сирень 1945 года» - это не случайно: пышные букеты сирени дарили девушки воинам-победителям: букетами сирени встречали на станциях поезда, с возвращающимися из Берлина войсками. Радостная и яркая, ароматная и нежная, романтическая майская сирень запомнилась воинам-освободителям на долгие годы. Это самый популярный цветок Победного мая. Сирень – растение, наделенное особой душой, хранящее память о событиях 1945 года. И в нашей стране существует красивая традиция – встречать каждый ДЕНЬ ПОБЕДЫ цветущими кистями сирени, признанной символом Победы в Великой Отечественной Войне.

Воспитатель: Ребята! Что означает слово «победа?»

- Успех в бою, в войне.

- Успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы, преодоление чего-либо.

На мольберте даты (22 июня 1941 года -9 мая 1945 года). Самый длинный день в северном полушарии – день летнего солнцестояния, на полях Кубани – уборка урожая зерновых и масличных культур, в школах – проходил последний звонок.

Воспитатель: Известие о начале войны всколыхнуло кубанцев. 23 июня в крае было введено военное положение. Никто не мог и предположить, что немцы скоро окажутся на территории края.

Справка. К январю 1942 года более 370 тысяч кубанцев были призваны в армию, а к началу августа 1942 года число мобилизованных достигло 600 тысяч.

Воспитатель: 24 июля 1942 года немцы вступили в пределы края. К началу сентября заняли почти всю территорию, кроме узкой полосы в районе Черноморского побережья (Сочи, Туапсе, Геленджик). 9 августа 1942 года Краснодар был взят немцами, освобожден 12 февраля 1943 года. 29 января 1943 года – день освобождения Кропоткина.

3.Работа с картой.

Воспитатель: Посмотрите на карту Краснодарского края. Здесь красными кружочками отмечены места наиболее значительных сражений.

Воспитатель: Героизм и самопожертвование фронтового поколения во имя Победы является основой патриотической гордости российских граждан. Эти качества должны служить вам примером. Нужно помнить, что преодолевая трудности, в самых экстремальных ситуациях нужно оставаться человеком.

Гражданский долг тех, кто живет в России в ХХI веке – помнить о миллионах соотечественников, погибших за свою отчизну, проявлять уважение и внимание к старшему поколению, не забывать трагические и исторические страницы своей истории.

Воспитатель: Какими качествами обладали люди, которые принесли победу своей Родине?

- Беззаветный, бесстрашный, блестящий, дерзновенный, доблестный, знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий отважный, подлинный, признанный, прославленный, славный, смелый, храбрый.

Воспитатель: Как можно назвать победителя в справедливой освободительной войне?

- патриот, гражданин, герой.

ГЕРОЙ - Человек, совершивший военные или трудовые подвиги.

Качества.

-Патриотизм – любовь к отчизне,

-отвага – храбрость, бесстрашие,

ужество – храбрость, присутствие духа в опасности, способность действовать решительно,

-героизм – героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий. Героизм – это непременно жертвенность. ( Д.Н.Ушаков).

-самопожертвование – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других

Воспитатель: Эти качества необходимы и в повседневной жизни.

Презентация «Памятники нашего города».

Викторина «Кубань и кубанцы в период Великой Отечественной войны».

Воспитатель. Закончены викторина и путешествие в мир истории. Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы его творцы. Мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое – значит не понимать настоящее.

Информационный материал по кропоткинцам (Кавказский район) – участникам Великой Отечественной войны (по материалам газеты «Краевые Новости7 февраля 2015, «Огни Кубани»3 февраля 2015г», 5 февраля 2015)



 

 

Сердюков Михаил Леонидович

С 1998 г. Михаил Леонидович руководит строительно-архитектурной компанией "СМиК". Он автор и руководитель проекта "Аллея Российской Славы", цель которого – возрождение патриотического духа народа и воспитание достойного подрастающего поколения. Михаил Сердюков активно занимается благотворительной деятельностью, принимает участие в возрождении храмов, оказывает помощь детским дошкольным учреждениям и интернатам.В сентябре 2009 г. благодаря Михаилу Леонидовичу в СОШ N° 4 им. Пушкина г. Кропоткина установлен бюст с постаментом А.С.Пушкина в рамках проекта "Аллея Российской Славы". В октябре 2010 г. состоялось открытие скульптуры А.С.Пушкина (со сказочными персонажами его произведений) и Екатерины Великой (бронза), а также "Сквера поэзии состоящего из шести бюстов великих граждан России в городском парке культуры и отдыха.Звание Почетного гражданина города Кропоткина присвоено М.Л. Сердюкову на основании решения Совета Кропоткинского городского поселения Кавказского района N° 314 от 22.09.2010 г.













 

 Степаненко Павел Никитович

Павел Никитович работал в органах прокуратуры и внутренних дел. С 1983 года – полковник милиции в отставке. В годы Великой Отечественной войны Павел Никитович форсировал Днепр. Первый бой принял под Сталинградом в 1942 году в должности командира батареи 309 стрелковой дивизии. Затем его орудия разили врага под Белгородом, штурмовали Белую Церковь, форсировали Вислу. За оборону переправы на реке Днепр Степаненко Павел Никитович удостоен звания Героя Советского Союза. В послевоенное время Павел Никитович по работал в органах прокуратуры, затем в органах внутренних дел. Служил в подразделениях, обслуживающих закрытые территории: воинские части ПВО, ракетные и космические объекты. Работал в Министерстве радиопромышленности СССР. Награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, многими медалями. Звание Почетного гражданина города Кропоткина присвоено П.Н.Степаненко на основании решения Думы муниципального образования города Кропоткина Краснодарского края N° 253 от 26.06.2003 г.





 

 

Савельев Кирилл Никифорович

Участник Великой Отечественной войны. Награжден тремя орденами СССР и 18 медалями. Работал в коммунальном отделе Кропоткинского горисполкома и в СМП-538. Кирилл Никифорович принимал непосредственное участие в строительстве Дворца культуры железнодорожников, плавательного бассейна, 31 жилого дома и ряда других объектов социального и производственного назначения. Внес личный вклад в благоустройство и озеленение города Кропоткина. С 1987 по 2000 годы Савельев возглавлял городской Совет ветеранов войны и труда, внес значительный личный вклад в развитие ветеранского движения. Звание Почетного гражданина города Кропоткина присвоено К.Н.Савельеву на основании решения Думы муниципального образования города Кропоткина Краснодарского края III созыва N° 157 от 26.09.2002 г.




 

 

 

Пташник Алексей Анатольевич

Гвардии полковник в отставке. С 1940 по 1976 года служил в рядах Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны. Уволился из Вооруженных Сил по возрасту с должности начальника службы безопасности полетов ВВС Прибалтийского военного округа. Награжден семью орденами СССР, орденом КНР и 19 медалями. В 1999 году А.А.Пташник стал инициатором и исполнителем акции по восстановлению имен летчиков, погибших в 1941-1943 годах при защите Кропоткина от фашистских оккупантов. В целом он вернул из небытия имена 74 летчиков, погибших в небе Кубани, и 20 пехотинцев, покоящихся на бывшем "холерном кладбище". По эскизу Алексея Анатольевича на "холерном кладбище" установлен Памятный камень. Пташник - автор книг "Да будут памятью хранимы!", в которой отражены и исторические события, происходившие в Кропоткине в 1941 году, "Кропоткин в зеркале истории", где повествуется о кропоткинской земле с 1778 года с опорой на подлинные документы государственных и других архивов. Звание Почетного гражданина города Кропоткина присвоено А.А.Пташник на основании решения Думы муниципального образования города Кропоткина Краснодарского края III созыва N° 157 от 26.09.2002 г.


Зинченко Зинаида Пантелеевна


Зинченко Зинаида Пантелеевна родилась в Ростовской области, станция Развильное. Ее отец Артеменко Пантелей Андреевич работал на ж/д станции Развильное, в прошлом красный партизан гражданской войны, буденовец. В годы войны был в разведке под командованием Городовикова. Мать Зинаиды Пантелеевны Прасковья Андреевна, работала в общепите (столовая при станции Кавказская).Зинаида Пантелеевна окончила 8 классов школы № 45 им. Желябова  (затем школа носила имя П. Г. Дугинец, ныне это школа-лицей № 45). В годы Великой Отечественной войны окончила Армавирскую фельдшерско-акушерскую школу. С 1946 года в течение 46 лет работала акушерской в железнодорожной больнице города Кропоткина, имеет медаль «За доблестный труд». На своей работе Зинаида Пантелеевна была редактором медицинской газеты, любила писать стихи. Окончила 2-х годичные курсы  рабкоров при газете «Огни Кубани».

Пела в Академическом хоре при Дворце культуры железнодорожников (руководитель Козлова Зинаида Ивановна); участвовала артисткой в Драматическом театре (режиссер Медведев Федор Сергеевич).

Прочитав стихи в газете «Огни Кубани», познакомилась с поэтами города. Стихи Зинаиды Пантелеевны вошли в последние два поэтических сборника литературного клуба «Под сенью муз».

 

Максимов Юрий Александрович

 

Максимов Юрий Александрович родился 31 марта 1927 года в городе Кропоткине. Учился в городе, в школе Короленко — Желябова, ныне лицей № 45. После окончания семи классов, в 1941 году, поступил учиться в ЖУ № 1, но окончить его в родном городе не пришлось, шла война.

 

Немцы рвались на Кавказ и его семью эвакуировали в город Ташкент. Процесс эвакуации был долгим и сложным, однако, Максимова Ю. А. устроили в ташкентское ЖУ № 1 летом 1943 года. После его окончания, ему была присвоена должность слесаря 4 разряда по ремонту паровозов всех марок.

 В это время началось освобождение Кубани от фашистской оккупации. Администрация Ташкента организовала товарный поезд и разместила в нем патриотов Кубани для перевозки людей восстанавливать разрушенную промышленность Кубани. Этим же путем вернулся в родной город и Максимов Ю. А. Он поступает в локомотивное депо станции Кавказская, где проработал до октября 1944 года. В этом же году уходит добровольцем на фронт защищать Родину от фашистов. Окончилась война, а служить пришлось долго. Службу закончил в 1953 году и переехал жить в родной город.

  Литературной деятельностью стал заниматься с 1955 года, свое первое стихотворение назвал «Начало». Речь в нем шла о войне, которую он пережил. Максимову Ю. А. скоро исполняется 80 лет, но он продолжает писать стихи, издавался уже в 5 сборниках.

 Лауреат Всероссийского литературного конкурса г. Москва, Почетный ветеран Великой Отечественной войны и Вооруженных сил Российской Федерации


Ерохов Валентин Александрович


Ерохов Валентин Александрович родился 14 марта 1942 года в городе Свердловске. Рос и учился в г. Рославле Смоленской области. После окончания вагонного техникума год работал  и три года служил на Урале, а затем около двух лет учился очно в Смоленском пединституте на историческом факультете. Затем более трех лет работал на московском автозаводе им. Лихачева. В 1969 году переехал в Краснодар и с тех пор живет на Кубани. Примерно год работал крановщиком на стройке и краснодарском заводе железобетонных изделий, а затем после женитьбы стал набирать основной стаж в городе Кропоткине: сначала трудился шестнадцать лет в цехе эксплуатации локомотивного депо, а последние девять лет перед выходом на пенсию работал на заводе «радуга» электриком в сварочном цеху, инженером по надзору за мостовыми кранами и термистом на разных электрических печах.

Параллельно в семидесятых годах закончил вечерний техникум локомотивного хозяйства и заочное отделение Ростовского железнодорожного института.

После выхода на пенсию в 1995 году около двух лет преподавал шахматы во Внешкольном центре, а затем завершил официальную трудовую деятельность годом дежурства администратором в Центре социальной адаптации.

Несколько лет участвовал в академических хорах: автозаводском московском и кавказского железнодорожного дворца культуры. С восьмидесятых лет занимается стихотворчеством и уже семь лет входит в Кропоткинский литературный клуб «Под сенью муз».



















Отчет
о проделанной работе по патриотическому воспитанию
ко дню празднования 9 мая.


Воспитателя Пшеничной И.В

Программное содержание

1. Образовательные задачи:

выяснить, что знают дети об этом великом празднике;

познакомить с ветеранами ВОВ нашего города и тружениками тыла.

обогащение словаря; боевые ордена, парад, порог, ветеран;

активизация словаря – праздник, День Победы, страна.

2. Развивающие задачи:

развивать любознательность.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Майский праздник

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им

Бабушки глядят.

День победы один из самых почитаемых праздников в России. День Победы отмечают не только ветераны, но и их сыновья и дочери, внуки и правнуки. Мы все чтим и помним подвиг, который совершил наш народ, мы скорбим о той цене которую нам пришлось заплатить за победу. Недаром поется: «Это праздник с сединою на висках. Это радость со слезами на глазах».
С каждым годом остается все меньше и меньше героев войны и тружеников тыла, которые "приближали победу как могли". И пока они живы в наших силах отдать должное их заслугам — устроить для них праздник, вспомнить об их подвиге.

Н акануне Дня победы мы традиционно организовываем встречи детей с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.
































Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну —
В тылу иль на полях сражений, —
Принес победную весну, —
Поклон и память поколений

6