Педагогический проект
«Здравствуй сказка»
для детей средней группы (4-5 лет)
“И нельзя без сказок нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще нам найти слова
для любимых деток или малыша”.
Основание проекта
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «Здравствуй сказка». В процессе данного проекта частично реализуются задачи образовательной области «Художественная литература».
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Информационная карта
1. Цели:
Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
2. Задачи:
● Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
● Расширить представление детей о сказках.
● Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
● Развивать традиции семейного чтения.
● Продолжать формировать книжный уголок: новинками литературы, портретами писателей и художников – иллюстраторов, аудио и видеозаписями, тематическими альбомами, речевым материалом.
3. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
4. Тип проекта: творческий, групповой.
5. Продолжительность: 1 месяц (апрель).
6. Ожидаемый результат:
● пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
● оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
● оформление книжек – малышек родителями;
● изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
● разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
● составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
7. Трансляция проекта: презентация проекта на групповом родительском собрании.
8. Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
3 этап - итоговый
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План – схема реализации проекта
1. Работа с детьми
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1.1 | Цикл тематических занятий: - «Аюнын туган коне»; - «Ак эбидэ кунакта»; - «Лесная сказка»; - «Сказку вспомнить нужно». | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Воспитатели |
1.2 | Чтение сказок | 2- 4 неделя | Воспитатели |
1.3 | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам | 2- 4 неделя | Воспитатели |
1.4 | Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме) | 3-4 неделя | Воспитатели |
1.5 | Показ кукольного театра по сказке «Ике ялкау» | 2 неделя | Воспитатели |
1.6 | Театрализация сказки «Теремкэй» | 3 неделя | Воспитатели, музыкальный руководитель |
1.7 | Включение дидактических игр в режимные моменты: «Сказочное лото», «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя» | 1-4 неделя | Воспитатели |
1.8 | Оформление афиши к заключительному празднику (коллаж) | 3 неделя | Воспитатели |
1.9 1.10 | Праздник «Сказочное путешествие в страну здоровья» Развлечение «День Рождения – лучший праздник» (по сказкам) | 3 неделя 4 неделя | Воспитатели, воспитатель по ФИЗО, родители Воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
2. Работа с родителями
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
2.1 | Круглый стол - «Роль сказки в речевом развитии детей от 4 до 5 лет» | 2 неделя | Воспитатели |
2.2 | Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка» | 3 неделя | Воспитатели |
2.3 | Оформление книжек – малышек по сказкам | 2-4 неделя | Воспитатели |
2.4 | Акция «Подари книгу детскому саду» | 2-4 неделя | Воспитатели |
2.5 | Изготовление театров из нестандартного оборудования. | 2-4 неделя | Воспитатели |
2.6 | Обобщение опыта семейного воспитания «Мама почитай – ка!» | 4 неделя | Воспитатели |
3. Программно - методическое обеспечение
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
3.1 | Оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!». | 3 неделя | Воспитатели |
3.2 | Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях) | 1 неделя | Воспитатели |
3.3 | Разработка конспектов тематических и интегрированных занятий по теме «Сказка». | 1-2 неделя | Воспитатели |
3.4 | Создание презентации по результатам проекта | 4 неделя | Воспитатели |
4. Создание организационно – педагогических условий
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
4.1 | Оформление «Уголка книги» | 2 неделя | Воспитатели |
4.2 | Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов. | | |