СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический профессиональный проект На тему: «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

объект данного проекта - организационно - педагогическое условия компетентносного обучения и воспитания

Просмотр содержимого документа
«Педагогический профессиональный проект На тему: «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»»








Педагогический профессиональный проект

На тему:
«ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»












Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей личности,ориентирует на самостоятельную деятельность учащихся.

К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом еще далеко от желаемого эталона. Исходя из этого, возникает проблема: - как изменить процесс обучения, чтобы он стал более качественным? - что изменить в процессе обучения, на уроке, чтобы сделать его современным? - как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?

Изучая литературу по опыту преподавания истории , возникает мысль о необходимости изменить материал в плане укрупнения дидактических единиц, что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный процесс к идеальному, разрешить те несоответствия, которые существуют в сфере образования. Естественно, надо было выбрать технологию обучения, с помощью которой можно было добиться желаемого результата. Одной из «новых старых» (или хорошо забытых) методик обучения истории , которые широко используются в практике, является работа над учебными проектами.



Объект и предмет

  • Объект данного проекта – организационно-педагогические условия компетентностного обучения и воспитания.

  • Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование и развитие ключевых компетентностей личности школьника, которые будут востребованы в его будущей практической деятельности.


Сроки реализации проекта

Проект долгосрочный. 2015 – 2016 годы

В реализации проекта участвуют группы обучающихся – 5-11 классы

Нормативная база

Реализация педагогического проекта невозможна без изучения нормативной базы.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт

  • ФГОС –Фундаментальное ядро

  • ФГОС «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

  • Закон РФ «Об образовании» ст.14, п. 1,2,4, ст. 51, п.1,2 (охрана здоровья)

  • Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;

Актуальность педагогического профессионального проекта

В ФГОС значительное внимание уделено участию школьников в учебно – проектной деятельности. Это отразилось прежде всего в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. Практическая значимость проекта состоит в том, что ее результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания истории и обществознания.

Я выдвигаю гипотезу: Использование проектной технологии благотворно влияет на дальнейшее развитие ключевых компетентностей личности школьника, которые будут востребованы в его будущей практической деятельности.

Мой педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.

Тема проектной технологии является актуальной и востребованной на современном этапе исторического образования. Актуальность проектной технологии состоит в том, что традиционная классно-урочная система наполняет содержание образования (точнее сказать  «содержание образованности»), а проектная деятельность, при правильной её организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.

Новизна проекта заключается в создании системы компетентностного подхода к обучению и воспитанию в школе.

Цели и задачи проекта

Цель данного проекта – изучить и применять методику проектной технологии на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе и проанализировать результаты использования данной методики на уроках и во внеклассной работе.

Задачи:

образовательные - углубленное изучение обучающимися устройства и принципов функционирования общества, начиная с семьи, школы;

развивающие - развитие потребности общения с людьми; развитие логического мышления, умения держаться на аудитории, лаконично и точно излагая свои мысли, задавать и отвечать на вопросы; развитие творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с его возможностями и интересами;

воспитывающие - формирование коммуникативных качеств, культуры общения, трудолюбия, аккуратности, терпения, взаимопомощи;

- формирование исторического, гражданского мировоззрения;

- формирование бережного отношения людей в обществе

Таким образом, соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе.


Этапы реализации проекта


  1. Первый этап – Диагностико-проектный

Задачи

Содержание

сроки

1.Выбрать тему экспериментальной работы.



2.Разработать содержание проекта, определить круг социальных партнеров, готовых к сотрудничеству.

3.Разработка инструментария для отслеживания планируемых результатов.

4.Совершенствовать нормативно-правовую базу.

5.Повышение квалификации педагогов.


Педсоветы, методические учебы «Проектная технология – одна из форм формирования ключевых компетенций школьника», семинары, курсы повышения квалификации

Разработка и реализация Проекта «Применение проектной технологии на уроках истории и во внеклассной работе» и учебного плана(внеурочная деятельность)



II. Второй этап - Практический (содержательно-деятельный) (2013-2016 годы)

Направления реализации проекта:

  • уроки – история

НОУ «Эврика»

  • Внеурочные мероприятия гражданско – патриотического направления

  • Работа школьного музея истории


Проектную деятельность организую на трех уровнях:

  • объяснение технологии подготовки ученического проекта на основе рекомендаций ИРО РБ (знание);

  • выполнение учащимися проекта под руководством учителя (умение);

  • самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

Технология работы над проектом:

  1. Выбор проблемы

  2. Сбор информации, материала

    1. Социологический опрос (исследование проблемы)

    2. Анализ материалов СМИ

    3. Встречи, интервью

  3. Разработка собственного варианта решения проблемы

  4. Реализация плана действий:

  • Обращение к заинтересованным лицам и организациям

  • Собственное участие

  1. Составление портфолио

  2. Презентация

  3. Рефлексия


- ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1. Пополнение школьного сайта.

2. Сотрудничество с библиотекой.

3. Создание банка методических разработок педагогов и учащихся.

4. Публикации опыта работы по данному направлению.

5. Участие педагогов и учащихся в НПК различных уровней.

III. Третий этап - подведение итогов (2016г.) На третьем этапе осуществляется анализ и систематизация полученных результатов реализации проекта.

В числе метапредметных результатов проектной технологии названы: способность учащихся использовать освоенные знания и умения в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками


Методы

Варьируются в зависимости от этапа работы. К наиболее употребляемым можно отнести: исследование, мониторинг, анкетирование, мероприятия различной формы.


Ожидаемые результаты реализации проекта

Реализация проекта позволила осуществить инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса, то есть:

Задачи проекта

Результаты реализации проекта

1. Обеспечить материально – технические, учебно – методические, организационные, информационные условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации современного образовательного процесса по предмету «История», «Обществознание» в части формирования ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность школьников.

1. Созданы современные материально – технические, информационные, дидактические, научно – методические ресурсы для организации компетентностного подхода к преподаванию предмета «История» «Обществознание» в части формирования ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность школьников.

2.Осуществлять компетентностный, деятельностный, практикоориентированный подход к образовательному процессу.

2. Образовательный процесс основан на системном применении активного метода обучения – создания, представления и реализации ученических проектов – индивидуальных, групповых, коллективных

3.Научить обучающихся применять полученные знания на практике, публично представлять продукты своего труда.

3. Обучающиеся 8 – 11 классов овладевают умениями, навыками, алгоритмом действий разработки, публичного представления и реализации ученических проектов: альманахов, исследований, мини проектов, устных журналов.

4. Расширять возможности успешной подготовки выпускников основной школы к освоению программы 3 ступени образования и сознательному выбору жизненного профессионального пути.

4. Готовность обучающихся к созидательной деятельности, направленной на собственное благополучие и процветание Отечества, понимание неразрывной связи между ними, выраженное в активной жизненной позиции, которая измеряется участием обучающихся в социально значимых проектах



Основным критерием эффективности реализации Проекта является степень готовности и стремления учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умение и желание сочетать общественные и личные интересы.

Применение проектной технологии позволяет привести ребенка к успеху, дать ему возможность развить свои способности, получить общественное признание и стать успешным. 
Условия реализации проекта

§1. Из истории проектной технологии

Проектная технология – не новое в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столе­тия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образова­нии, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообраз­ную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом имен­но в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, которая знакома и важна ребенку. Учитель может подсказать ребенку новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло, чтобы ребенок мог самостоятельно заняться поиском, пробудить интерес учащихся к определенным проблемам, и через осуществление проекта решать проблемы, показать практическое применение полученных знаний.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, ему нужно поставить перед собой и решить очень важную для него проблему. Внешний результат можно увидеть, применить на практике. Внутренний результат дает приобретение опыта , соединение в себе знания и умения.

§2. Концепция проектной технологии


Хотя освоение учащимися проектной технологии начинается уже в начальных классах, в основной школе она разворачивается постепенно, с учетом возрастных возможностей подростков, их продвижения в изучении истории.

В работе над проектом по истории и обществознанию учащиеся проходят пять основных этапов - «пять П»:

- Постановка проблемы;

- Планирование – определение задач и пути их решения;

- Поиск и обработка информации;

- Получение результатов;

- Публичное представление результатов проекта.

Из этого перечня мы видим, что выполнение проекта школьниками – это объемная самостоятельная работа. Но каково же место педагога в данной работе? Рассмотрим некоторые виды участия педагога .

Подведение итогов и оценка учебных проектов. Важно, чтобы школьники , как и в любой другой учебной деятельности, знали о требованиях к предполагаемым результатам.

Проектное обучение - это та педагогическая технология, которая больше всего отвечает требованиям профильного и предпрофильного обучения, так как оно заставляет учащихся проявлять способность:

  • к осмыслению своей деятельности, связанной с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;

  • к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;

  • к самообразованию и самоорганизации;

  • к обобщению информации из разных источников;

  • видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;

  • делать выбор и принимать решения.

1.Принцип единства гражданско-патриотического и правового обучения и воспитания. Принцип единства обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания.. Изменения, происходящие в России и мире , современная социокультурная ситуация активно воздействует на образование, требует от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.

Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

  1. Принцип научности и доступности обучения и воспитания.Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы.

  2. Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение находится в зоне ближайшего развития.


§3 Метод учебных проектов – образовательная технологияXXI века

   Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного  развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие школьника как личности определяется процессом современных технологий.

 б) Проектное обучение

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение  детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

4. Требования к использованию метода проектов.


Изучая литературу по данному вопросу, я выделила некоторые требования, необходимые для использования метода проектов :

  • Наличие важной в исследовательском, творческом плане про­блемы или задачи, требующей интегрированного знания, ис­следовательского поиска для ее решения .

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) дея­тельность учащихся.

  • Структурирование содержательной части проекта (с указани­ем поэтапных результатов).

  • Использование исследовательских методов: определение про­блемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, офор­мление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

5. Этапы проектной технологии


Этапы работы над проектом рассмотрим на конкретных примерах:

1. Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников. В 2012 году, в Год Российской истории, наша школа в процессе подготовки к Августовскому совещанию педагогов получила задание: Представить макеты на тему История России: Образование Государства Российского и История родного края в истории России. Участники были определены Выбор пал на учащихся 10 класса Алеву и Газизову. Были учтены их интерес к данной теме, результаты по истории , их желание еще больше узнать о своем родном городе , родном комбинате. Также были учтены их трудолюбие и умение выполнять кропотливую работу. Также к выполнению данного проекта были привлечены учащиеся 8 и 10 классов.

2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики. В данном случае обоснование проблемы было простым – Год Российской истории и необходимо было представить макет так, чтобы было просто, понятно, доступно. Определив участников проектной работы, ученики вместе с учителями стали составлять план работы, четко определяя цели и задачи для каждого участника.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Название проекта

  1. История России: Образование Государства Российского

  2. История родного края в истории России (на примере Нижнетроицкой суконной фабрики)

Краткое содержание проекта

Проект направлен на закрепление и систематизацию знаний по истории России по теме «Образование Государства Российского» и по истории родного края, исторических знаний учащихся, а также на развитие умений аргументировано отстаивать свою позицию в учебных дискуссиях.

ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТА

Образовательные стандарты

  • основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной истории;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

УМЕТЬ:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Цели учеников / Результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • Объяснять основные факторы, влиявшие на политическую деятельность русских правителей;

  • Понимать сущность проблемы цивилизационного выбора развития Руси;

  • Анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;

- Использовать Интернет и различное программное обеспечение для создания презентаций.

Вопросы, направляющие процесс обучения

Промежуточные итоги реализации педагогического проекта

В данный момент проект находится на втором этапе , но уже можно подвести промежуточные итоги , о чем могут сказать следующие позиции:

1. Создание организационно-педагогических условий для формирования:

1) гражданской компетентности:

- ликвидация правовой безграмотности;

- знакомство с государственной символикой, органами государственной власти в РФ;

- профилактика противоправного поведения;

2) установок на активную жизненную позицию:

- построение взаимоотношений У-У, У-П, У-Р, П-Р на основе уважения прав человека, толерантности;

- соблюдение устава школы всеми членами образовательного процесса;

- формирование осознанного участия в общешкольных мероприятиях.


2. Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ:

- знакомство с духовно-нравственными традициями различных социальных групп;

- формирование терпимости к этим традициям;

- формирование патриотизма, как чувства уважения, гордости и ответственности перед своей семьёй, своим Отечеством;

- профилактика национальной, религиозной неприязни;

- оценивать своё поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия;

- формировать здоровый образ жизни.


3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции у учащихся и педагогов, родителей.

- создание условий для самореализации ученика.

- формирование умений вести дискуссии, логично отстаивать свою точку зрения;

- учить уважать мнение другого;

- уметь слушать и слышать оппонента;

Список использованной литературы

- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования 

•  http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html   Современные психолого-педагогические технологии обучения

•  http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html  Где можно прочитать о педагогических технологиях

•  http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html   Современные педагогические технологии


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!