Педагогический профессиональный проект
На тему:
«ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»
Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей личности,ориентирует на самостоятельную деятельность учащихся.
К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом еще далеко от желаемого эталона. Исходя из этого, возникает проблема: - как изменить процесс обучения, чтобы он стал более качественным? - что изменить в процессе обучения, на уроке, чтобы сделать его современным? - как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?
Изучая литературу по опыту преподавания истории , возникает мысль о необходимости изменить материал в плане укрупнения дидактических единиц, что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный процесс к идеальному, разрешить те несоответствия, которые существуют в сфере образования. Естественно, надо было выбрать технологию обучения, с помощью которой можно было добиться желаемого результата. Одной из «новых старых» (или хорошо забытых) методик обучения истории , которые широко используются в практике, является работа над учебными проектами.
Объект и предмет
Объект данного проекта – организационно-педагогические условия компетентностного обучения и воспитания.
Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование и развитие ключевых компетентностей личности школьника, которые будут востребованы в его будущей практической деятельности.
Сроки реализации проекта
Проект долгосрочный. 2015 – 2016 годы
В реализации проекта участвуют группы обучающихся – 5-11 классы
Нормативная база
Реализация педагогического проекта невозможна без изучения нормативной базы.
Федеральный государственный образовательный стандарт
ФГОС –Фундаментальное ядро
ФГОС «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Закон РФ «Об образовании» ст.14, п. 1,2,4, ст. 51, п.1,2 (охрана здоровья)
Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;
Актуальность педагогического профессионального проекта
В ФГОС значительное внимание уделено участию школьников в учебно – проектной деятельности. Это отразилось прежде всего в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. Практическая значимость проекта состоит в том, что ее результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания истории и обществознания.
Я выдвигаю гипотезу: Использование проектной технологии благотворно влияет на дальнейшее развитие ключевых компетентностей личности школьника, которые будут востребованы в его будущей практической деятельности.
Мой педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.
Тема проектной технологии является актуальной и востребованной на современном этапе исторического образования. Актуальность проектной технологии состоит в том, что традиционная классно-урочная система наполняет содержание образования (точнее сказать «содержание образованности»), а проектная деятельность, при правильной её организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.
Новизна проекта заключается в создании системы компетентностного подхода к обучению и воспитанию в школе.
Цели и задачи проекта
Цель данного проекта – изучить и применять методику проектной технологии на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе и проанализировать результаты использования данной методики на уроках и во внеклассной работе.
Задачи:
образовательные - углубленное изучение обучающимися устройства и принципов функционирования общества, начиная с семьи, школы;
развивающие - развитие потребности общения с людьми; развитие логического мышления, умения держаться на аудитории, лаконично и точно излагая свои мысли, задавать и отвечать на вопросы; развитие творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с его возможностями и интересами;
воспитывающие - формирование коммуникативных качеств, культуры общения, трудолюбия, аккуратности, терпения, взаимопомощи;
- формирование исторического, гражданского мировоззрения;
- формирование бережного отношения людей в обществе
Таким образом, соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе.
Этапы реализации проекта
Первый этап – Диагностико-проектный
Задачи
Содержание
сроки
1.Выбрать тему экспериментальной работы.
2.Разработать содержание проекта, определить круг социальных партнеров, готовых к сотрудничеству.
3.Разработка инструментария для отслеживания планируемых результатов.
4.Совершенствовать нормативно-правовую базу.
5.Повышение квалификации педагогов.
Педсоветы, методические учебы «Проектная технология – одна из форм формирования ключевых компетенций школьника», семинары, курсы повышения квалификации
Разработка и реализация Проекта «Применение проектной технологии на уроках истории и во внеклассной работе» и учебного плана(внеурочная деятельность)
II. Второй этап - Практический (содержательно-деятельный) (2013-2016 годы)
Направления реализации проекта:
НОУ «Эврика»
Проектную деятельность организую на трех уровнях:
объяснение технологии подготовки ученического проекта на основе рекомендаций ИРО РБ (знание);
выполнение учащимися проекта под руководством учителя (умение);
самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).
Технология работы над проектом:
Выбор проблемы
Сбор информации, материала
Социологический опрос (исследование проблемы)
Анализ материалов СМИ
Встречи, интервью
Разработка собственного варианта решения проблемы
Реализация плана действий:
Составление портфолио
Презентация
Рефлексия
- ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1. Пополнение школьного сайта.
2. Сотрудничество с библиотекой.
3. Создание банка методических разработок педагогов и учащихся.
4. Публикации опыта работы по данному направлению.
5. Участие педагогов и учащихся в НПК различных уровней.
III. Третий этап - подведение итогов (2016г.) На третьем этапе осуществляется анализ и систематизация полученных результатов реализации проекта.
В числе метапредметных результатов проектной технологии названы: способность учащихся использовать освоенные знания и умения в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками
Методы
Варьируются в зависимости от этапа работы. К наиболее употребляемым можно отнести: исследование, мониторинг, анкетирование, мероприятия различной формы.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Реализация проекта позволила осуществить инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса, то есть:
Задачи проекта
Результаты реализации проекта
1. Обеспечить материально – технические, учебно – методические, организационные, информационные условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации современного образовательного процесса по предмету «История», «Обществознание» в части формирования ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность школьников.
1. Созданы современные материально – технические, информационные, дидактические, научно – методические ресурсы для организации компетентностного подхода к преподаванию предмета «История» «Обществознание» в части формирования ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность школьников.
2.Осуществлять компетентностный, деятельностный, практикоориентированный подход к образовательному процессу.
2. Образовательный процесс основан на системном применении активного метода обучения – создания, представления и реализации ученических проектов – индивидуальных, групповых, коллективных
3.Научить обучающихся применять полученные знания на практике, публично представлять продукты своего труда.
3. Обучающиеся 8 – 11 классов овладевают умениями, навыками, алгоритмом действий разработки, публичного представления и реализации ученических проектов: альманахов, исследований, мини проектов, устных журналов.
4. Расширять возможности успешной подготовки выпускников основной школы к освоению программы 3 ступени образования и сознательному выбору жизненного профессионального пути.
4. Готовность обучающихся к созидательной деятельности, направленной на собственное благополучие и процветание Отечества, понимание неразрывной связи между ними, выраженное в активной жизненной позиции, которая измеряется участием обучающихся в социально значимых проектах
Основным критерием эффективности реализации Проекта является степень готовности и стремления учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умение и желание сочетать общественные и личные интересы.
Применение проектной технологии позволяет привести ребенка к успеху, дать ему возможность развить свои способности, получить общественное признание и стать успешным.
Условия реализации проекта
§1. Из истории проектной технологии
Проектная технология – не новое в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, которая знакома и важна ребенку. Учитель может подсказать ребенку новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло, чтобы ребенок мог самостоятельно заняться поиском, пробудить интерес учащихся к определенным проблемам, и через осуществление проекта решать проблемы, показать практическое применение полученных знаний.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, ему нужно поставить перед собой и решить очень важную для него проблему. Внешний результат можно увидеть, применить на практике. Внутренний результат дает приобретение опыта , соединение в себе знания и умения.
§2.
Концепция проектной технологии
Хотя освоение учащимися проектной технологии начинается уже в начальных классах, в основной школе она разворачивается постепенно, с учетом возрастных возможностей подростков, их продвижения в изучении истории.
В работе над проектом по истории и обществознанию учащиеся проходят пять основных этапов - «пять П»:
- Постановка проблемы;
- Планирование – определение задач и пути их решения;
- Поиск и обработка информации;
- Получение результатов;
- Публичное представление результатов проекта.
Из этого перечня мы видим, что выполнение проекта школьниками – это объемная самостоятельная работа. Но каково же место педагога в данной работе? Рассмотрим некоторые виды участия педагога .
Подведение итогов и оценка учебных проектов. Важно, чтобы школьники , как и в любой другой учебной деятельности, знали о требованиях к предполагаемым результатам.
Проектное обучение - это та педагогическая технология, которая больше всего отвечает требованиям профильного и предпрофильного обучения, так как оно заставляет учащихся проявлять способность:
к осмыслению своей деятельности, связанной с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;
к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;
к самообразованию и самоорганизации;
к обобщению информации из разных источников;
видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;
делать выбор и принимать решения.
1.Принцип единства гражданско-патриотического и правового обучения и воспитания. Принцип единства обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания.. Изменения, происходящие в России и мире , современная социокультурная ситуация активно воздействует на образование, требует от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.
Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Принцип научности и доступности обучения и воспитания.Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы.
Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение находится в зоне ближайшего развития.
§3 Метод учебных проектов – образовательная технологияXXI века
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие школьника как личности определяется процессом современных технологий.
б) Проектное обучение
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
4. Требования к использованию метода проектов.
Изучая литературу по данному вопросу, я выделила некоторые требования, необходимые для использования метода проектов :
Наличие важной в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения .
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
5. Этапы проектной технологии
Этапы работы над проектом рассмотрим на конкретных примерах:
1. Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников. В 2012 году, в Год Российской истории, наша школа в процессе подготовки к Августовскому совещанию педагогов получила задание: Представить макеты на тему История России: Образование Государства Российского и История родного края в истории России. Участники были определены Выбор пал на учащихся 10 класса Алеву и Газизову. Были учтены их интерес к данной теме, результаты по истории , их желание еще больше узнать о своем родном городе , родном комбинате. Также были учтены их трудолюбие и умение выполнять кропотливую работу. Также к выполнению данного проекта были привлечены учащиеся 8 и 10 классов.
2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики. В данном случае обоснование проблемы было простым – Год Российской истории и необходимо было представить макет так, чтобы было просто, понятно, доступно. Определив участников проектной работы, ученики вместе с учителями стали составлять план работы, четко определяя цели и задачи для каждого участника.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Название проекта
История России: Образование Государства Российского
История родного края в истории России (на примере Нижнетроицкой суконной фабрики)
Краткое содержание проекта
Проект направлен на закрепление и систематизацию знаний по истории России по теме «Образование Государства Российского» и по истории родного края, исторических знаний учащихся, а также на развитие умений аргументировано отстаивать свою позицию в учебных дискуссиях.
ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТА
Образовательные стандарты
основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
УМЕТЬ:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Цели учеников / Результаты обучения
После завершения проекта учащиеся смогут:
Объяснять основные факторы, влиявшие на политическую деятельность русских правителей;
Понимать сущность проблемы цивилизационного выбора развития Руси;
Анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;
- Использовать Интернет и различное программное обеспечение для создания презентаций.
Вопросы, направляющие процесс обучения
Промежуточные итоги реализации педагогического проекта
В данный момент проект находится на втором этапе , но уже можно подвести промежуточные итоги , о чем могут сказать следующие позиции:
1. Создание организационно-педагогических условий для формирования:
1) гражданской компетентности:
- ликвидация правовой безграмотности;
- знакомство с государственной символикой, органами государственной власти в РФ;
- профилактика противоправного поведения;
2) установок на активную жизненную позицию:
- построение взаимоотношений У-У, У-П, У-Р, П-Р на основе уважения прав человека, толерантности;
- соблюдение устава школы всеми членами образовательного процесса;
- формирование осознанного участия в общешкольных мероприятиях.
2. Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ:
- знакомство с духовно-нравственными традициями различных социальных групп;
- формирование терпимости к этим традициям;
- формирование патриотизма, как чувства уважения, гордости и ответственности перед своей семьёй, своим Отечеством;
- профилактика национальной, религиозной неприязни;
- оценивать своё поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия;
- формировать здоровый образ жизни.
3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции у учащихся и педагогов, родителей.
- создание условий для самореализации ученика.
- формирование умений вести дискуссии, логично отстаивать свою точку зрения;
- учить уважать мнение другого;
- уметь слушать и слышать оппонента;
Список использованной литературы
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования
• http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения
• http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях
• http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии