Начальная школа XXI века
УМК «Начальная школа ХХI века» создан авторским коллективом под руководством доктора педагогических Натальи Федоровны Виноградовой.
Комплект учебников и
учебно-методических пособий включен в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий.
Наталья Федоровна Виноградова
Ведущие идеи УМК «Начальная школа XXI века»
В учебно- методическом комплекте «Начальная школа XXI века», реализованы следующие идеи:
- Обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
- Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения трудности, обеспечить поддержку его способностей .
Методические особенности УМК «Начальная школа XXI века»
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос;
умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания.
Приоритетные цели
«Начальной школы XXI века»
Целостное гармоничное развитие личности
школьника;
формирование общих способностей и эрудиции
в соответствии с индивидуальными
возможностями и
особенностями каждого.
Технология обучения построена
на целенаправленном использовании:
Моделирующей
деятельности
Поисковой
деятельности
Темпа
обучения
«Начальная школа
ХХI века»
Моделирующая деятельность
- Ребёнок учится не глазами и ушами,
а руками. Это главная закономерность технологии УМК.
- Уход от репродуктивного обучения (сначала правило, а потом натаскивание на применение этого правила). Ребёнок все возможные действия осуществляет путём моделирования. На этом построены все предметы – и математика, и русский язык, и окружающий мир.
Поисковая деятельность
- В программах резко снижено значение готового образца, определяющего всю деятельность школьника. Так как необходимо учитывать, что ребёнок – это личность, и навязывать ему ничего нельзя. Он должен всё принять. А принять он может только в поисковой деятельности. Под руководством учителя ученик выстраивает алгоритм решения учебной задачи. Это формирует способ действия, понимание учебных операций, учебных действий, а это даёт возможность расширить содержание образования.
Темп обучения
- Методики обучения по УМК состоят в том, что дети младшего школьного возраста отличаются не уровнем развития, а темпом обучаемости.
- Важно уйти от традиционного понимания дифференцированного обучения, где сильному ребёнку дают больше (не другое, а больше),
а слабому ребёнку дают меньше (а для того, чтобы он выполнял, начинают его натаскивать, но дают однотипные задания).
Обучение на высоком информационном и интеллектуальном фоне, развитие общей культуры и эрудиции школьника
1
- Введение рубрик : «Давай подумаем!», «Трудное задание», «Прояви смекалку».
- Введение тем, ранее не изучавшихся в начальной школе.
- Включение сведений из истории русского языка и литературы.
- Расширение содержания ряда курсов.
2
Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка
- Выделение заданий разных уровней сложности
- Наличие коррекционно - развивающих тетрадей
- Сборник программ поясняющих концептуальные особенности построения каждого курса,
- определяющих требования к уровню обученности на конец каждого года,
- поясняющих принципы системности, преемственности и перспективности;
Курс "Грамота"
- Задания разного уровня сложности, направленных на решение одних и тех же учебных задач, в том числе введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей.
- Значительное место занимает фонемный (звуковой) анализ, последовательность ,введение детей в языковую теорию и
решение различных лингвистических задач, обеспечивающих
пропедевтику их будущей орфографической грамотности.
Журова Л.Е. Букварь. 1 класс. Учебник. В 2-х частях.
Разрезной дидактический материал к учебнику «Букварь».
Безруких М.М.Прописи. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 3-х частях.
Кузнецова М.И. Я учусь писать
и читать. 1 класс . Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения.
Курс «Литературное слушание »
Ведущей идеей курса "Литературное слушание" является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения). Уроки литературного слушания развивают:
- оценочные суждения первоклассников
- умение анализировать эмоциональные состояния
- вызванные слушанием конкретного произведения.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: уроки слушания. 1 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания. Рабочая тетрадь к учебной хрестоматии.
Курс «Литературное чтение»
Конструирование курса "Литературное чтение" подчиняется приоритетной задаче - углублению интереса к чтению и литературе, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Направлено на расширение круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики .
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь.
Курс «Русский язык»
- В программе курса «Русский язык» выделяются три блока:
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);
«Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
«Развитие речи»
- При этом в рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, причем в одном блоке даются начальные сведения, касающиеся лексики, морфологии и синтаксиса.
- Язык изложения материала доступен, грамотен, выполняет воспитательные, образовательные и культурологические задачи . Подбор наилучших художественных произведений, иллюстрированный материал даёт возможность развивать кругозор учащихся; интерес к чтению, 93% учащихся не просто укладываются в технику чтения, а даже превышают норму до 130 – 140 слов в мин, стремятся к творческой работе: посвящают собственного сочинения стихи одноклассникам, составляют загадки, рассказы, сказки.
И самое главное детям дана
возможность развития навыков самообразования.
Иванов С.В. Русский язык. 1 класс . Учебник.
Иванов С.В. Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях.
Михайлова С.Ю. Дружим с русским языком: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений.
Курс «Математика»
- В целях обеспечения разносторонней математической подготовки учащихся начальной школы в курс включены элементарные сведения из разных математических дисциплин арифметики, алгебры, геометрии, математической логики и пограничных с математикой областей знаний . Эти сведения образуют пять важнейших содержательных линий:
- элементы арифметики;
- величины и их измерение;
- логико – математические понятия и отношения;
- элементы алгебры,
- элементы геометрии,
Рудницкая В. Н., Кочурова Е.Э. Математика. 1 класс. Учебник. В 2-х частях.
Кочурова Е.Э.Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 3-х частях.
Рудницкая В.Н. Математика. 1 класс. Разрезной дидактический материал к учебнику.
Рудницкая В.Н. Математика. 1 класс. Дидактические материалы. В 2-х частях.
Рудницкая В.Н. Математика. 1 класс. Дидактические материалы. В 2-х частях.
Курс «Окружающий мир»
Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать",
"Учимся познавать окружающий мир".
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. В 2-х частях.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь.
Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 1 класс. Учебник.
Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь.
Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (1) .
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.- 2009, с.10-12
Педагогическая диагностика
позволяет учителю:
- выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
- выявить способы работы, которыми овладели ученики;
- пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся
Журова Л.Е. Проверочные тестовые работы по русскому языку и математике. 1 класс.
Младший школьник ХХI века
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Спасибо за внимание!