СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет»

Способы формирования естественно-научной грамотности в начальной школе Выполнили: Романова Елизавета, Воложанина Екатерина, Андреева Анастасия, Суслова Карина

Способы формирования естественно-научной грамотности в начальной школе

Выполнили: Романова Елизавета, Воложанина Екатерина, Андреева Анастасия, Суслова Карина

Функциональная грамотность   - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. 

Функциональная грамотность

  - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. 

Актуальность  Выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний.

Актуальность 

Выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний.

Проблема  Изучение предмета «Окружающий мир» должно стать  действенным инструментом познания мира, позволяющим применять полученные знания в реальной ситуации.

Проблема 

Изучение предмета «Окружающий мир» должно стать  действенным инструментом познания мира, позволяющим применять полученные знания в реальной ситуации.

  1.   Готовность осваивать и использовать знания о природе: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.

  1.   Готовность осваивать и использовать знания о природе:

воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.

Пример:    использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки (следы   животных)», «Книга зимы» (по В.Бианки)

Пример:

   использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки (следы   животных)», «Книга зимы» (по В.Бианки)

Задание   Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь гладкие чистые как страницы какой-то огромной книги. Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых. Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?

Задание

  Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь гладкие чистые как страницы какой-то огромной книги. Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых.

Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?

2. Осознание ценности и  значения научных знаний о природе   включает осведомленность о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается  самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.

2. Осознание ценности и  значения научных знаний о природе

  включает осведомленность о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается  самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.

Пример:   Создание групповых проектов «Наша Красная книга»,   «Лекарственные растения».

Пример:

  Создание групповых проектов «Наша Красная книга»,

  «Лекарственные растения».

3.   Овладение   методами познания природных явлений   умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.

3.   Овладение  методами познания природных явлений

  умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.

Пример:   Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений», «Тела легче и тяжелее воды», «Выращивание кристаллов». Эксперимент «Как образуется радуга».

Пример:  

Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений», «Тела легче и тяжелее воды», «Выращивание кристаллов». Эксперимент «Как образуется радуга».

4.   Способность к рефлексивным действиям :  оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.

4.   Способность к рефлексивным действиям

оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.

Пример: Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи. 

Пример:

Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи. 

  Формированию естественно-научной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация,  отрицание, ограничение.

  Формированию естественно-научной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация,  отрицание, ограничение.

Уровень​ Приёмы​ 1​ 2​ Примеры заданий​ знание​ 3​ Понимание​ Назвать, перечислить, выделить, рассказать, показать​ Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.​ Использование​ 4​ Применить, проиллюстрировать.​ Анализ​ 5​ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить сходства и различия, заполнить таблицу. ​ Синтез​ 6​ Составить, придумать дизайн, разработать, составить план, составить рассказ по таблице.​ Оценка​ Привести аргумент, защитить точку зрения, определить истинность ложность утверждения.​

Уровень​

Приёмы​

1​

2​

Примеры заданий​

знание​

3​

Понимание​

Назвать, перечислить, выделить, рассказать, показать​

Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.​

Использование​

4​

Применить, проиллюстрировать.​

Анализ​

5​

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить сходства и различия, заполнить таблицу. ​

Синтез​

6​

Составить, придумать дизайн, разработать, составить план, составить рассказ по таблице.​

Оценка​

Привести аргумент, защитить точку зрения, определить истинность ложность утверждения.​

Формирование естественно-научной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение. 

Формирование естественно-научной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение. 

Источники https://rcokio.ru/timss/   https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA-2018_%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_6.pdf   http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/  

Источники

  • https://rcokio.ru/timss/  
  • https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA-2018_%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_6.pdf  
  • http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/