СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет "Математическая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Математическая грамотность"»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на педагогическом совете мы собрались не просто так, нас ждет очень важная и интересная встреча, тема которой звучит следующим образом: «способы формирования математической грамотности в начальной школе». Всё что будет сказано на сегодняшней встречи вы можете фиксировать и в конце, мы обсудим это.

На наш взгляд, актуальность этой темы состоит в том, что в наше время школьники не всегда владеют математической грамотностью. Математику по праву считают «царицей наук». Именно на уроках математики учащиеся учатся логически мыслить, делать выводы. Как говорил Алексей Иванович Маркушевич: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

Так как у нас идет век современных технологий, то обучающиеся большинство времени проводят в гаджетах, и им не особо интересны уроки математики. Соответственно, у нас возникает проблема: как же поднять уровень математической грамотности в начальной школе? Сегодня мы попробуем в этом разобраться. Как вы думаете, какую же мы можем поставить цель нашего педагогического совета? (понять, узнать, какие существуют способы формирования математической грамотности в начальной школе).

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: Рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.

в) находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу).

Формирование математической грамотности обеспечивается за счёт применения современных образовательных технологий (проблемное, проектное обучение, игровые технологии, ИКТ, работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами), отбора и использования эффективных методов, приёмов и форм работы на уроках математики.

Для эффективного развития математической грамотности учащихся был разработан комплекс заданий и упражнений, который можно активно применять на различных этапах урока.

В первую очередь, помогут различные формы работы над задачей. Это можно осуществить следующими образами:

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач разными способами.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

б) с помощью чертежа.

в) с помощью таблицы

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

6. Самостоятельное составление задач учениками.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

9. Закончить решение задачи.

10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

11. Составление и решение обратных задач.

12.Решение задач с величинами

Пример:

- в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии);

- решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (Покупка, измерение, взвешивание);

Пример: 18 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?

- упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия;

Пример. 3 класс. Задание. У Алины 16 рублей, а у Юли 10 рублей. Сколько наклеек они смогут купить вместе, если одна наклейка стоит 4 рубля?

В данных заданиях применяется метод математического моделирования. Математическое моделирование, объединяя в себе практически все приемы мыслительной деятельности, обеспечивает готовность учащихся использовать математические знания в различных учебных и повседневных ситуациях, поэтому моделирующая деятельность должна рассматриваться как одно из важнейших проявлений учебной деятельности в процессе обучения математике.

Во-вторых, можно использовать задание на трактование значений математических терминов:

Пример: объясните смысл слов: уменьшаемое, вычитаемое, слагаемые.

В-третьих, задания на понимание и применение математической символики и терминологии.

Пример: применение знаков и символов +, -, больше, меньше; умение понимать разницу между понятиями « увеличить (уменьшить) на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры объема.

В-четвёртых, читать словесные формулировки числовых выражений. Записать их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.

Пример: К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.

В-пятых, решение логических заданий на уроках математики.

Пример: - тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле?

( Дешевле карандаш)

- использование числовых рядов (24,21,19,18,15,13, , ,7) с последующим объяснением.

Таким образом, задачи по формированию математической грамотности обучающихся возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.

Информационная часть нашего педагогического совета подошла к концу, теперь хотелось бы послушать вас. Скажите пожалуйста, какую цель мы ставили вначале? (понять, узнать, какие существуют способы формирования математической грамотности в начальной школе). По вашему мнению, мы достигли данной цели?
Расскажите, какие способы вам запомнились больше всего и почему? Может вы знаете другие способы формирования математической грамотности? Считаете ли вы эти способы эффективными? Будете ли вы их использовать в своей педагогической практике?
Спасибо за ваши ответы, на этом наш педагогический совет можно считать законченным. Всем спасибо за внимание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!