СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет на тему "Роль классного руководителя в современной школе"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формирование теоретических представлений о роли классного руководителя в современной школе.

Задачи:

1.     Научить определять уровень развития коллектива.

2.     Ввести в систему воспитательной работы класса основные формы и методы организации коллектива.

3.     Разработать принципы сотрудничества коллектива и личности.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет на тему "Роль классного руководителя в современной школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа №46 города Макеевки»











Роль классного руководителя в современной школе






Подготовила заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

Ульянченко Т.В.














Макеевка

2022 г


Цели: формирование теоретических представлений о роли классного руководителя в современной школе.


Задачи:

  1. Научить определять уровень развития коллектива.

  2. Ввести в систему воспитательной работы класса основные формы и методы организации коллектива.

  3. Разработать принципы сотрудничества коллектива и личности.


Форма проведения: семинар-практиум.


План проведения педсовета:

  • Мотивация.

  • Выступление докладчика.

  • Практическая работа по методике «Живой дом».

  • Выступление докладчика.

  • Выступление педагога-организатора.

  • Выступление докладчика.

  • Из опыта работы учителя начальных классов, классного руководителя 3 класса.

  • Упражнение-беседа «Модель идеального класса»

  • Игра-тест «Альпинист»

  • Выступление докладчика.

  • Из опыта работы учителя английского языка, классного руководителя 6 класса.

  • Слово докладчика.

  • Из опыта работы учителя истории, классного руководителя 8 класса.

  • Выступление докладчика.

  • Рефлексия


Принятие решения педсовета.


В начале мероприятия раздаются карточки «Л», «К», нарисованные домики.











«И воспитание и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания;

всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н. Толстой

«Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас.

Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка

и строить наши воспитательные планы

с учетом движений его души»

Ш.А. Амонашвили


Доброе утро, уважаемые коллеги! Мне бы очень хотелось, чтобы у всех вас было сейчас хорошее настроение и чтобы после педсовета оно не изменилось, и вы бы ушли отсюда не только с хорошим настроением, но еще и чуточку обогащенными теми знаниями, умениями, методами и приемами, которые сегодня здесь получите.

А сейчас я предлагаю Вам определить свою позицию: какое воспитание Вы предпочитаете – личностное (выбрать и сдать ведущему карточку “Л”) или коллективное (выбрать и сдать ведущему карточку “К”)

Результаты выбора позиции: из __ количества присутствующих __ выбрали коллективистское воспитание, а __ выбрали личностное воспитание. Но, несмотря на такой выбор, каждый из нас понимает, что Личность и Коллектив взаимосвязаны друг с другом и жить полноценной жизнью друг без друга не могут. Поэтому сегодня нам необходимо определить, как и в чем они взаимосвязаны, какую роль играет в этой связи классный руководитель, что может позволить построить отношения «личность + коллектив» и что должно стать фундаментом, основой этого. 

В условиях введения Государственных образовательных стандартов значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. Главными задачами современной школы являются: раскрытие способностей каждого ученика; воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, индивидуального подхода к воспитанникам.

Как говорил А.С.Макаренко, «дети – это живая жизнь, и жизнь прекрасна, и относиться к ним надо, как к товарищам и гражданам, уважать их право на радость и обязанность ответственности».

В нашей школе девять классов и соответственно работает девять классных руководителей; разных по специальности, возрасту, педагогическому стажу, сроками работы в данной должности, разных по характеру, темпераменту, предпочтениям. Есть среди них специалисты высшей категории, специалисты первой и второй категории и просто специалисты. Но все они определенно являются личностями.

Работа классного руководителя требует от каждого из них не жалеть ни времени, ни физических и душевных сил, потому что чужих детей не бывает. И от того какими людьми вырастут сегодняшние учащиеся, зависит, какой будет наша жизнь, в каком обществе мы будем жить через 10-20 лет.

Всесторонняя образованность, интеллект, внутренняя культура, интеллигентность должны стать главными в жизни каждого человека. Данный приоритет избран неслучайно: именно высоко эрудированные, физически здоровые, воспитанные люди могут работать в различных сферах жизнедеятельности, способны сформировать позитивные взгляды и убеждения, выработать определенные гражданские позиции, определиться в мнимых и подлинных ценностях. Перемены, происходящие в обществе, все глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение человека в нем. Поэтому появилась необходимость решать не отдельные вопросы, а всю совокупность проблем, относящихся к воспитанию, именно поэтому за последние годы функции классного руководителя были принципиально переосмыслены.

Итак, как же меняются задачи и функции классных руководителей в современной школе? Какие профессиональные качества выходят сегодня на первый план? 

Деятельность классного руководителя в современной школе представляет собой целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно - ориентированного подхода к ученикам.

Классный руководитель планирует и осуществляет с учетом общих задач школы воспитательный процесс в классе.

Воспитательная деятельность школы базируется на следующих принципах:

Принцип гуманизации – создание условий для формирования лучших качеств и способностей ребёнка, источников её жизненных сил; гуманизация отношений между воспитателями и воспитанники; уважение к личности, понимание её запросов, потребностей, интересов, достоинства, доверия.

Принцип вариативности и инвариантности – использование педагогом в процессе воспитания учащихся различных видов, средств, приёмов, технологий и инновационных подходов, разработанных и предложенных современной педагогикой и дидактикой.

Принцип поступательности – ориентация на подбор методов и средств воспитания, в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей.

Принцип дифференциации – учёт в воспитательной работе уровней физического, психического, социального, духовного, интеллектуального развития каждого учащегося, стимулирование активности, раскрытие творческой индивидуальности каждого.

Принцип культуросообразности - основан на культуре того общества, в котором растёт и развивается ребёнок; привитие любви не только к культуре своего народа, но и уважительное отношение к культуре и традициям других народов, формирование толерантного отношения.

Принцип демократизации – сотрудничество воспитателя и воспитанника; восприятие личности воспитанника как высшей социальной ценности, признание его права на свободу, на развитие способностей и выявление индивидуальности; создание условий для развития у учащихся таких качеств как активность, инициативность, познавательность.

Принцип природосообразности - воспитание многогранной и целостной природы человека, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принцип опоры на положительное - ориентация на положительные качества учащихся, стремление их развивать и совершенствовать.

Принцип интегративности – единство педагогических требований школы, семьи и общества, организация семейного воспитания та образования как важного звена воспитательного процесса и обеспечения педагогического всеобуча родителей.

Классный руководитель выполняет три большие функции: это функции координатора, коммуникатора и организатора.

С позиции организатора классный руководитель занимается сплочением классного коллектива, организацией внеклассной, внеурочной деятельности, профилактикой конфликтных ситуаций и т.п.

Функция координатора высвечивает новую грань компетенций классного руководителя: он координирует работу всего педагогического коллектива и имеет право задавать траекторию его движения. Также на уровне координатора классный руководитель по факту и по смыслу выступает еще и интегратором всех возможных образовательных ресурсов в интересах ребенка.

Как коммуникатор классный руководитель фокусируется на гармоничной коммуникации всех ключевых участниках образовательного процесса: это ведь не только педагогический коллектив или коллектив учеников, но и семья.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими

современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

Что же такое коллектив? Это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью.

Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:

  • изучение коллектива;

  • организация перспективы развития коллектива;

  • воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.

  • организация коллективной деятельности;

  • организация самоуправления;

  • организация традиций коллектива.

Рассмотрим виды коллективов.

«Песчаная россыпь»

Сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Дунет ветер и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Мягкая глина - материал, который легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В классе, находящимся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята редко приходят на помощь друг другу. Существуют группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся.

«Мерцающий маяк»

Маяк горит не постоянно, а периодически. В таком коллективе иногда трудятся сообща, помогают друг другу. Но найти во всем общий язык бывает трудно. Активность и инициатива проявляется всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус - это символ движения вперед. В коллективе действует принцип: «Один за всех, и все за одного». Есть группа ребят, к которым обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. Коллектив участвует в школьных делах. Хотя класс и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям.

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются дружба, воля, взаимопонимание, сотрудничество и ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. В этом коллективе бескорыстно приходят на помощь, делают всё, чтобы принести пользу людям.

А теперь рассмотрим этапы развития ученического коллектива:

Этапы формирования классного коллектива.

1.Изучение класса. Постановка целей и задач воспитательной работы.

2.Организация классного самоуправления и внеклассных мероприятий, создание классных традиций.

3. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

1 этап. Изучение классного коллектива.

О необходимости изучения личности и построения на этой основе работы с учениками говорят давно. Принцип индивидуального подхода к воспитанию учащихся – один из приоритетных в современной педагогике. Классные руководители, учителя-предметники глубоко и всесторонне изучают ребёнка, определяя уровень развития интересов и способностей. Исследуют развитие внимания, памяти, мотивов, воли. Изучают темперамент, проявление позитивных и негативных черт.

Однако, изучение личности иногда становится самоцелью. При этом забывается, что использование тестов, анкет в то же время имеет и воспитательные функции Иногда бывает так, что полученное в результате изучения личности остаётся мёртвым багажом у педагога, потому что далеко не все могут квалифицированно провести анализ полученных результатов а главное – правильно их использовать.

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:

Изучение личностных качеств учащихся класса.

  • Изучение общих и специальных способностей. Изучение уровня взаимоотношений в коллективе.

  • Учёт индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации  классных дел.

  • Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

Отбирая диагностические методики, нужно учитывать:

  • особенности возраста учащихся класса;

  • степень сформированности детского коллектива;

  • особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;

  • степень доверия друг другу детей и взрослых.

Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:

  • наблюдение

  • опросники

  • анкеты

  • проективные

  • графические

  • рисуночные тесты.

А сейчас я предлагаю Вам поработать с методикой «Живой дом». Цель: диагностика субъективного восприятия ребёнком психологического пространства семейных и межличностных отношений.

Инвентарь: лист бумаги (А4), цветные карандаши, простой карандаш, ручка.

Задание 1: Напишите в верхней части листа формата А4 имена 8 человек из числа ваших родственников, друзей, знакомых, которые влияют на ваше развитие в данный момент.

Задание 2: На этом же листе изобразите простым карандашом деревенский домик, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог или ступеньки.

Задание 3: Присвойте каждой части дома имя конкретного человека из вашего списка. То есть, напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д.

Интерпретация:

Фундамент - значение «+»: человек, на кого Вы опираетесь, который отдаёт, ничего не требуя взамен, является опорой, основой;

значение «-»: человек, на которого все давят, требуя от него что-то;

стены - человек, который учит любви, заботе, радости, огорчениям. Это человек, который выстраивает эмоциональные отношения в семье или группе, самая сильная часть дома;

окна - люди, от которых семья или коллектив чего-то ждут и возлагают надежды;

крыша - человек в семье или группе, который жалеет и оберегает Вас, создаёт чувство безопасности;

чердак - «+» человек, с которым Вы хотели бы иметь более доверительные отношения.

«-» человек, с которым у Вас отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;

труба - «+» человек, от которого Вы получаете или хотели бы получать особую опеку, поддержку, тепло.

«-» человек, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;

двери - человек, который учил или учит Вас выстраивать отношения с миром, взаимодействовать с другими людьми;

Порог или ступеньки - человек, с которым Вы связываете возможность коммуникации в будущем, отношения с которым только начинаются или выходят на новый виток.

Выводы.

Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для человека каждого члена семьи или любой другой группы, выявить связь между ними, определить задачи, которые реализуют члены семьи или класса в представлении автора.

Есть много возможностей узнать ребёнка – наблюдение, изучение личного дела и медицинской карточки, общение с родителями, одноклассниками, анкетирование и т.д.

Только досконально изучив личность, можно вмешиваться в её воспитание, помочь ей в становлении в этом тяжелом, интересном и неповторимом мире.

2 этап. Организация классного самоуправления.

Самоуправление - правильно организованная коллективная деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся.

Цель: ученического самоуправления: воспитание успешной, конкурентно способной личности, владеющей демократической культурой.

Задачи:

1. Активизировать творческий потенциал каждого учащегося

2. Сплотить детский коллектив.

3. Развить организаторские навыки подростков

4. Приносить пользу обществу

5. Содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?

Учащимся:

1. Развитие навыков работы в группе;

2. Улучшение качества знаний и дисциплины;

3. Учит разрешать конфликтные ситуации;

4. Помогает самоопределению школьников.

Родителям:

1. Организует свободное время детей;

2. Ведет к улучшению учебы;

3. Снижает конфликтность в семье.

Педагогам:

1. Помогает организовать, сплотить детей;

2. Повышает дисциплину в классе;

3. Раскрывает творческие, лидерские способности.

Возникает вопрос: работает ли самоуправление в нашей школе? И на каком уровне?

Слово предоставляется педагогу-организатору _________________

Закончить выступления педагога-организатора мне хотелось бы притчей:

В одной далекой стране была прекрасная долина. На краю долины стояла красивая Гора. Каждое утро, отправляясь на работу, большинство обитателей городка думало о том, что хорошо было бы им подняться на эту вершину... Но как-нибудь потом. Не сегодня. Были среди них и такие, которые доходили до подножия Горы, говорили: “Потратили целый день - а дошли только до подножия...” - и уходили.

Были те, что проходили одну треть пути и говорили: “Мы проделали такой огромный путь, а вершина как была далеко, так далеко и осталась”.

Были и такие, которые проходили 2/3 пути, останавливались и поворачивали назад потому, что очень устали и потеряли веру в себя.

А как же ко всему этому относилась Гора?

Заботят ли Гору те люди, которые только мечтали ее покорить? Нет. Горы остаются безучастны.

Может быть, Гору заботят те, кто прошел лишь часть пути? Нет. Горы остаются безучастны.

Заботит ли Гору то, что у вас нет времени, не хватает сил, вы устали… Увы. Горы остаются безучастными.

Если это нужно вам-то только вас это и должно заботить. Это ваша цель, и только вы сможете ее осуществить!

Наша педагогическая деятельность очень похожа на постоянные покорения различных высот. Классное самоуправление-это та гора, вершину которой, на наш взгляд, не покорил никто. Сегодня мы попробовали покорить вершину под названием «самоуправление» и понять, что нужно сделать, чтобы оно работало.

3 этап. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе.

Климатические зоны СПК:

1. Социальный климат - насколько в данном коллективе гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

2. Моральный климат - какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

3. Психологический климат - те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Благоприятный социально-психологический климат:

  1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении;

  2. Справедливое и уважительное отношение ко всем его членам;

  3. Высоко ценят ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие;

  4. Члены класса активны, добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности;

  5. Успехи или неудачи вызывают сопереживание;

  6. Взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Социально-педагогические приемы, для формирования социально-психологического климата в классе:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера;

  • коррекция формальной и неформальной структуры класса;

  • определение уровня сплоченности класса и его атмосферы;

  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;

  • определение причин конфликтов и применение способов их конструктивного разрешения;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений.

Наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе:

  1. Поощрять активность, инициативу;

  2. Находить общие интересы;

  3. Формировать традиции класса;

  4. Поощрять к открытости, доброжелательности, не навязывать друг другу свое мнение;

  5. Создавать условия для повышения комфортности самочувствия;

  6. Развивать коммуникативную культуру;

  7. Развивать эмпатийные способности членов группы.

Слово предоставляется учителю начальных классов, классному руководителю 3 класса ___________________________________________

С целью формирования и укрепления благоприятного социально-психологического климата в классе можно использовать разные игры. Сейчас я предлагаю вам немного поиграть….

Упражнение - беседа: «Модель идеального класса» (Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки.)

На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Каждый радиус с внешней стороны круга подписан. Там записаны качества, необходимые для успешного сотрудничеств и взаимодействия. Качества могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности поделён на 10 баллов .Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.

Далее называется качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в коллективе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «круг» Чем правильнее круг, тем сплочённее группа и тем комфортнее каждому.

Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу в коллективе, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить свой класс, не изменяя себя».

Игра-тест «Альпинист». Цель: определение степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске изображение (рисунок) горы. Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный коллектив, это коллектив, где все помогают друг другу... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это ваши коллеги... (от 1 до 10), подумайте и ответьте.

Каждый записывает свой ответ на листочке, баллы суммируются. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь» (раздаются учителям в виде памятки):

  • Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

  • Действия учителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

  • Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

  • Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

  • Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

  • Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

  • Забудьте о покровительственном тоне.

  • Создавайте условия, а не диктуйте их.

  • Верьте людям, с которыми работаете.

  • Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.

  • Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

  • Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает!

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями - предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Классному руководителю необходимо посещать как минимум один – два урока в неделю в своём классе.

Основные вопросы, на которые следует обратить внимание:

Деятельность учителя:

  • доступность объяснения;

  • формы общения;

  • соблюдение единства требований;

  • осуществление индивидуального подхода;

  • дозирование домашнего задания.

Деятельность учащихся:

  • подготовленность к уроку;

  • заинтересованность;

  • внимание;

  • уровень организации.

Во время посещения уроков своих коллег советуем придерживаться некоторых правил:

  • собираясь на урок к коллеге, предупредите его заранее, спросите разрешения, обязательно дайте понять, что Вы идёте на урок не с инспекторской проверкой, а с желанием увидеть работу учащихся на уроке, помочь ем, кому это необходимо;

  • во время посещения урока следите за работой учащихся, уровнем их интереса, вниманием, участием в работе уроке, уровнем организации класса;

  • обратите внимание на формы общения учителя с классом: осуществление им индивидуального подхода, соблюдением единства требований к учащимся, дозированием домашнего задания, доступность объяснения;

  • следите, ка ведут себя учащиеся (насколько они готовы к уроку, насколько заинтересованы, внимательны, какие личностные качества проявляют);

  • уходя с урока, не забудьте поблагодарить коллегу, постарайтесь отметить что-то положительное в уроке, критические замечания высказывайте аккуратно и в корректной форме.

Слово предоставляется учителю английского языка, классному руководителю 6 класса __________________________________________

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом, и психологическом смысле довольно сложная процедура.

О функциях, направлениях и формах работы классного руководителя по повышению уровня развития классного коллектива и воспитанности учащихся нам расскажет учитель истории, классный руководитель 8 класса _____________________________.

Деятельность настоящего классного руководителя полна педагогического творчества и не ограничивается определёнными рамками. Успех педагогической деятельности значительно зависит от личностных качеств воспитателя.

Известный педагог и новатор Ш.Амонашвили, обращаясь к учителям, призывал их: «Верьте в себя. Я учитель. Я воспитатель. Я профессионал. Если не я, то кто поможет ребёнку? Если верить в себя, обязательно найдёте выход из любого положения.

Верьте в ребёнка. Верить надо даже тогда, когда опускаются руки, когда сделал все, а ничего не получается. Помните, что судьба ребёнка зависит только от Вас. Если в ребёнка никто не верит, он становится совсем беспомощным, ему не на кого опереться, и мы обязательно потеряем его».

Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Только при взаимодействии всех участников образовательного процесса возможно успешное решение задач обучения, воспитания и развития личности в целом. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Итак, в условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью,

В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

Закончить свое выступление мне бы хотелось такими строками:

Вы главное будите в душах ребячьих,
Отважно дорогу открытий торя
От первого звука и первой удачи,
Начавшихся с азбучных слов букваря.
Вы добрая фея, ведущая в знанья,
Дарящая радость, несущая свет.
Надежд вам счастливых,
Большого признанья
И новых находок,
И новых побед!

Рефлексия (письменно)

Перед Вами копилка мудрости. Я предлагаю заполнить её, ответив на следующие вопросы:

  • Самая важная мысль педсовета для Вас?

  • Самая спорная мысль педсовета, по Вашему мнению?

  • Возникла ли у Вас какая-либо идея, которую Вы захотите опробовать после педсовета?





























Р Е Ш Е Н И Е П Е Д С О В Е Т А:

    1. Классным руководителям скорректировать план воспитательной работы, учитывая деятельность органов самоуправления класса.

Февраль

Классные руководители

    1. Разработать функциональные обязанности актива класса и школы, выделить четкие полномочия и объем ответственности.

Февраль

Педагог-организатор

    1. Создать банк методических материалов по изучению классного коллектива и работе с активом.

Февраль – май 2022г.

Божко О.Н.

    1. Использовать в своей работе разные формы проведения классных часов согласно положению в целях сплочения классного коллектива, воспитания всесторонне развитой творческой личности, способной реализовать себя в современном мире

Постоянно

Классные руководители

    1. Привлекать к проведению классных часов самих учащихся, их родителей, интересных людей, общественность.

Постоянно

Классные руководители

    1. Поддерживать тесную связь с учителями – предметниками, родителями.

Постоянно

Классные руководители

    1. Продолжить работу по развитию ученического самоуправления класса и школы.

В течение второго полугодия

Педагог-организатор

Классные руководители

    1. Организовать деятельность ученического клуба “Лидер”, в котором ребята постигают основы управленческой культуры.

В течение второго полугодия

Педагог-организатор

    1. Опираясь на полученные в ходе педагогического совета знания, усовершенствовать работу по моделированию классного самоуправления.

В течение учебного года

Классные руководители

    1. Провести анкетирование «Успешность ученического самоуправления»

В течение третьей четверти

Классные руководители


Список использованной литературы.


    1. Баева М.С. Принципы воспитания в школе // https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_i_metody_vospitaniya/principy_vospitaniya_v_shkole/

    2. Галлямова Г.Н. «Роль классного руководителя в современной школе» // https://pedsovet.su/load/573-1-0-56808

    3. Лазарева М.Д. «Роль классного руководителя в современной школе» // https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2016/01/19/pedsovet-rol-klassnogo-rukovoditelya-v

    4. Скоробогатова Е.И. «Педагогический тренинг «Секреты эмоционального благополучия в классном коллективе»» https://uchitelya.com/pedagogika/10379-pedagogicheskiy-trening-sekrety-emocionalnogo.html

    5. Сборник тренингов, направленных на сплочение классного коллектива для обучающихся 5 классов http://skola1ki.ucoz.ru/document/innovatsiya/adaptatsiya/treningi_na_splochenie_klassnogo_kollektiva.pdf




























Приложение 1


Принципы создания здоровой рабочей атмосферы,

предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь»


  1. Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

  2. Действия учителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

  3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

  4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

  5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

  6. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

  7. Забудьте о покровительственном тоне.

  8. Создавайте условия, а не диктуйте их.

  9. Верьте людям, с которыми работаете.

  10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.

  11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

  12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает!























Приложение 2


Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе

Игра-тест «Альпинист». В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса. 

На доске делается рисунок и поясняется: «Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте».

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.) 


Создание «Дневника класса»

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д. 


Упражнение "Создание правил и законов нашего класса". 

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса. 

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми. 

Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!