СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет по теме: «Педагогическое взаимодействие в основе "дома без агрессии"»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая аксиома гласит: можно отлично знать свой предмет, но если нет педагогического взаимодействия между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет. Взаимоотношения так же важны, как и правила организации урока или занятия. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо почаще анализировать наши поступки, проводить самоанализ педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что в педагогике называют сотрудничеством, активным типом взаимодействия.

Педагогическая аксиома гласит: можно отлично знать свой предмет, но если нет педагогического взаимодействия между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет. Взаимоотношения так же важны, как и правила организации урока или занятия. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо почаще анализировать наши поступки, проводить самоанализ педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что в педагогике называют сотрудничеством, активным типом взаимодействия.

Педагогическая аксиома гласит: можно отлично знать свой предмет, но если нет педагогического взаимодействия между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет. Взаимоотношения так же важны, как и правила организации урока или занятия. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо почаще анализировать наши поступки, проводить самоанализ педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что в педагогике называют сотрудничеством, активным типом взаимодействия.

Педагогическая аксиома гласит: можно отлично знать свой предмет, но если нет педагогического взаимодействия между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет. Взаимоотношения так же важны, как и правила организации урока или занятия. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо почаще анализировать наши поступки, проводить самоанализ педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что в педагогике называют сотрудничеством, активным типом взаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет по теме: «Педагогическое взаимодействие в основе "дома без агрессии"»»

Педагогический совет по теме: «Педагогическое взаимодействие в основе "дома без агрессии"»

Ход педсовета

1. Краткое вступительное слово

(Слайд1) Не секрет, что среди имеющихся трудностей и проблем нашей работы в детском доме имеет место проблема, возникновения спорных моментов в общении, порой проявление агрессии в разных ее формах, которые приводят как результат к конфликтным ситуациям. Воспитательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Существует несколько уровней и типов педагогического взаимодействия, но из всего объема хотелось бы остановиться на наиболее важном, на мой взгляд, типе взаимодействия «педагог – воспитанник».

(Слайд 2,3) Поэтому нами и было запланировано сегодняшнее заседание педагогического совета с целью выявления типов взаимодействия в детском доме, выявить причины проявления агрессии, сформулировать свое понимание детского дома без агрессии, наметить пути решения и устранения агрессии, конфликтов.

(Слайд 4) Педагогическая аксиома гласит: можно отлично знать свой предмет, но если нет педагогического взаимодействия между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет.
Взаимоотношения так же важны, как и правила организации урока или занятия. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо почаще анализировать наши поступки, проводить самоанализ педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что в педагогике называют сотрудничеством, активным типом взаимодействия.

2. Выступление по теме педсовета

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между педагогом и воспитанником в ходе воспитательной работы и направленный на, развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, присутствует во всех видах деятельности – познавательной, трудовой, творческой.

В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении эмпатии, милосердия и пр.

(Слайд 5) Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как

- процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником),

- социально-психологический (взаимодействие в коллективе)

- интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Опытные педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и умеют управлять педагогическим взаимодействием. Педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

(Слайд 6) Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия:

Первый уровень – это взаимодействие человека самим с собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развивать у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии.

(Слайд 7) Второй уровень – это взаимодействие человека с другим человеком. При этом другой человек очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнером, а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Но, если человек научится относиться к себе самому как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя.

(Слайд 8) Третий уровень – это взаимодействие личности с определенной системой. Человек, находящийся в школе или в детском доме, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общедомовой коллектив.

Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.

(Слайд 9) В психолого-педагогической литературе выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог. Вот наиболее важные из них:

педагог - “я”;

педагог – педагог;

педагог – воспитанник

педагог – группа воспитанников,

педагог – детское самоуправление;

педагог – администрация.

В настоящее время педагогика испытывает насущную потребность в работниках с развитой эмоциональной культурой. Однако вследствие того, что педагогическая теория и практика долгое время развивалась в нашей стране в другом направлении, внимание к эмоциям человека не было востребовано. Как показывает практика, понять мир эмоций ребенка может лишь педагог, который умеет устанавливать прочные эмоциональные контакты с детьми, активно, выразительно проявляет свои чувства, умеет быть непосредственным, то есть обладает эмоциональной культурой. (набором определенных культурных норм, адекватных растущему и развивающему социуму.) Отсутствие эмоциональной структуры у педагога нередко бывает причиной конфликтов между учителем и учеником, а также в среде коллег.

Именно эмоциональная культура дает возможность педагогу самосовершенствоваться, устанавливать контакты с субъектами образовательного процесса и получать определенное удовлетворение от этих контактов. Высокий уровень развития эмоциональной культуры педагога – одно из условий эффективного взаимодействия с воспитуемым, которое проявляется в сотрудничестве, направленном на достижение общего результата деятельности и общения.

Эмоциональная культура и культура педагогического коллектива в целом формируют пласт психологического климата в учреждении (его также образовывают стиль руководства, интерьер помещения, внешний вид педагогов и детей и т. д.). В свою очередь атмосфера в педагогическом коллективе во многом сказывается на эффективности воспитательно - образовательного процесса. Одним из важных моментов является наличие или отсутствие сплоченного социального окружения, которое может оказать поддержку, способствовать усилению «Я» человека за счет присоединения к сильному «Мы» и таким образом избавить от ряда проблем.

К сожалению, эмоции и переживания, вызванные контактом «педагог-педагог», иногда носят отрицательный характер. При этом причины могут быть совершенно разными, начиная с настроения человека в данный временной промежуток, на которое, в свою очередь, могли повлиять и внешние факторы, и заканчивая его общей неудовлетворенностью от выполняемой работы. Далеко не все педагоги осведомлены о том, что их усталость, мысли о собственном несовершенстве, отсутствие желаний, страх ошибок, болезненная реакция на успех коллеги и убежденность в своей области – это симптомы профессионального заболевания. Речь идет об эмоциональном выгорании педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость.

Педагогическое влияние на детей оказывает не только отдельный педагог, но и весь педагогический коллектив. Морально-педагогический облик педагогического коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на воспитанников как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного педагога. Педагогический коллектив обладает своей спецификой, влияющей и на взаимоотношения между его членами, а в конечном итоге — на морально-педагогический климат заведения в целом. Нравственные отношения в педколлективе по многим признакам сходны с другими трудовыми коллективами, и основополагающим принципом их является коллективистская мораль.

Однако педагогическому коллективу свойственны такие особенности, которые вытекают из специфики педагогического труда — из его условий и особых задач, из укоренившихся профессиональных привычек людей и того отпечатка, который накладывает на личность педагога его труд. Так, каждый член педагогического коллектива сознает профессиональную необходимость иметь авторитет, быть

уважаемым воспитанниками, родителями, своими коллегами. Без такого авторитета и уважения он не сможет выполнять свои функции должным образом.

Существует определенная специфика, трудности и сложности в правильной объективной оценке работы педагога, в измерении его личного вклада в общее дело коллектива — в дело обучения и воспитания. Качество педагогического труда зависит не только от усилий педагога и количества вложенного труда, но и от его способностей и таланта.

В зависимости от характера отношений, сложившихся в коллективе, каждый из педагогов может усиливать или ослаблять возможности другого. Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого педагога, за повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса. Отношения же недоброжелательности, создающие постоянную напряженность, конфликты и столкновения, вынуждают педагога отвлекаться от учебно-воспитательной работы на регулирование своих отношений с коллегами.

Педагогический коллектив — сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальностям и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Сотрудничество в выполнении всеми единой задачи обучения и воспитания регулируется разными средствами.

Нравственные нормы, регулирующие отношения между педагогами в коллективе, не всегда универсальны. Иногда они носят характер традиционных отношений, сложившихся в том или ином конкретном коллективе.

Педагогические коллективы сегодня раздирают противоречия. В педагогическом коллективе конфликты довольно частое явление. В них бывают порой задействованы все члены образовательного социума: педагоги, дети, родители, учебно-вспомогательный персонал.

Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в основе одну из следующих психологических причин:

  • недостаточно хорошее знание человека. (встречаем по одежке)

  • неправильное понимание его намерений. (поверхностное суждение)

  • неверное представление о том, что он на самом деле думает,

  • ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков,

- неточная оценка отношения данного человека к другому.

(Слайд 10) К основным трудностям и проблемам взаимодействия, которые чаще всего встречаются в педагогической деятельности при осуществлении воспитательно- образовательного процесса, относятся:
    • неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;

    • недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей детей и неумение их учитывать в ходе образовательного процесса;

    • неумение построить продуктивный процесс общения с воспитанниками и коллегами;

    • неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.

В настоящее время, когда именно коллективные условия определяют успех развития различных наук, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Однако в педагогическом коллективе каждый его член может и должен влиять на благоприятность социально- психологического климата. И коллектив становится могучим средством формирования личности в ходе образовательного процесса только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.

Я сейчас вкратце проанализирую тип взаимодействия «педагог-педагог» в нашем педколлективе, а далее вы в микрогруппах постараетесь проанализировать другие типы взаимодействия ответив на наводящие вопросы.

Выступление по типу взаимодействия “Педагог – педагог”.

Взаимодействуя в детском доме по разным поводам мы педагоги (в данной конкретной ситуации – коллеги) выбираем нормы поведения, которые соответствуют различным ситуациям. Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к коллегам:

СОТРУДНИЧЕСТВО – педагоги помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.

ПРОТИВОБОРСТВО – педагоги противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда педагоги сознательно стараются избегать его. Например, поссорившись с кем-либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним.

Возможно и ОДНОНАПРАВЛЕННОЕ СОДЕЙСТВИЕ, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия. Например, один педагог видит, что у другого что-то не получается и старается ему помочь исправить ошибки, а тот, в свою очередь, уклоняется от взаимодействия.

Еще один тип “КОНТРАСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ”. Например, один педагог готовит выступление на методическом объединении и хочет показать чего он достиг в своей работе, а мы не приходим на заседание, игнорируя его. Таким образом получается противоречие – один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует.

Взаимодействие между педагогами должно придерживаться элементарных правил взаимоотношения. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий.

Например: - Мы должны говорить “Здравствуйте, …”;

- Обращаться друг к другу по имени и отчеству; пример

- Говорить “До свидания”, “Можно войти” и т.д.

Это элементарные социальные нормы, то есть стандарт поведения в обществе, регулятор отношений, которыми мы - педагоги должны обладать профессионально поскольку взаимодействие “педагог – педагог” способствует развитию воспитанности у детей, правильному формированию норм поведения в обществе, уважение к старшим. То есть педагоги, взаимодействуя между собой, должны показывать пример детям.

В нашем коллективе имеют место (в разных степенях) все типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию: и сотрудничество, и противоборство, и соперничество, также встречается уклонение от взаимодействия. Возможно, возникновению и развитию этих явлений способствует психологическая несовместимость, изначальная антипатия к партнеру по взаимодействию, иногда – высокие амбиции, завышенное самомнение.

При построении взаимодействия “педагог-педагог” возникают проблемы, связанные с эмоциональными переживаниями участников, представлением о собственном превосходстве, завышенными требованиями к окружающим и отсутствием критических требований к самому себе.

В связи с этим хочется предложить педагогам заниматься самовоспитанием, находить компромисс в разрешении спорных ситуаций, не высказываться в присутствии воспитанников дурно о другом педагоге, сдерживать свои отрицательные эмоции.

Тест Кто вы в конфликте?


Хорошо было бы каждый день приходить на работу как на праздник! Но реалии таковы, что конфликты с коллегами практически неизбежны. Предлагаем вам выяснить, какую роль вы и ваши сотрудники обычно играете в конфликте, и решить — что с этим делать.

Реакция на конфликт у каждого человека своя собственная, однако есть и некоторые закономерности. Дэвид Джонсон, автор книги Human Relations and Your Career, разделяет всех людей на пять типов в зависимости от их умения реагировать на проблемные ситуации. Каждому из нас близок один (максимум — два) типа, и чаще всего мы неосознанно действуем по заложенному в нем шаблону. Однако правильно ли это? Ведь гораздо более эффективно было бы выбирать тот или иной стиль поведения в зависимости от ситуации. А выбирать есть из чего!


(Слайд 11,12 ) Оцените, насколько приведенные ниже выражения соответствуют вашему характеру, по шкале от 1 (совершенно не соответствует) до 5 (полностью соответствует).

1. Я часто обсуждаю свои дела с друзьями и коллегами, чтобы они увидели все достоинства моего мнения.

2. Я всегда стараюсь найти компромисс через обсуждение.

3. Я стараюсь поступать так, как от меня ожидают другие.

4. Я анализирую всю имеющуюся информацию совместно с коллегами, чтобы найти решение, которое устроит всех.

5. Когда дело доходит до отстаивания моего мнения, я веду себя твердо и решительно.

6. Я не люблю выделяться, поэтому стараюсь держать свои претензии к другим при себе.

7. Я всегда отстаиваю свой вариант решения проблемы.

8. Я могу пойти на компромисс только для того, чтобы найти решение проблемы.

9. Я обмениваюсь важной информацией с коллегами, чтобы мы совместно могли найти решение.

10. Я предпочитаю не обсуждать свои отличия от окружающих.

11. Я стараюсь изменяться в соответствии и пожеланиями моих коллег и близких.

12. Я всегда прикладываю усилия к тому, чтобы вынести дела коллег на обсуждение и совместно найти решение.

13. Если обсуждение заходит в тупик, я предлагаю всем «средний» вариант и начинаю его отстаивать.

14. Я всегда прислушиваюсь к советам коллег или друзей.

15. Я не хочу конфликтов, поэтому если я не согласна с мнением другого человека, я просто промолчу.

(Слайд 13) Подсчитайте результат для каждого типа:

· Черепаха: сумма ответов на вопросы 6, 10, 15

· Плюшевый Мишка: 3, 11, 14

· Акула: 1, 5, 7

· Лиса: 2, 8, 13

· Сова: 4, 9,12

Тип, который набрал большее количество баллов — ваш основной. Если вы набрали одинаковое количество баллов для двух типов — вам одинаково близки они оба.

(Слайд 14) Черепаха. Если Черепаха сталкивается с конфликтом, она просто игнорирует его. Внешне это проявляется так: если у нее есть возможность уйти из помещения, она уходит, если нет — отказывается разговаривать на конфликтную тему. Чаще всего это приводит к тому, что Черепаха не получает желаемого, а проблема остается нерешенной. Однако в некоторых случаях стиль Черепахи может оказаться полезным. Например, когда обсуждаемый вопрос не является важным. В такой ситуации лучше промолчать и сохранить хорошие отношения с коллегой, чем ввязываться в спор. Впрочем, даже если вопрос является серьезным, но ситуация такова, что дружба (или хотя бы нейтралитет) с сотрудником важнее, — стиль Черепахи будет кстати. Итак, даже если поведение Черепахи вам не по душе, прежде чем начинать спорить, подумайте: а стоит ли игра свеч? Возможно, в данной ситуации лучше молчать и слушать, собирая ценную информацию и предоставляя возможность высказаться другим?

(Слайд 15) Плюшевый Мишка. Ему важнее всего нравиться окружающим, поэтому если дело доходит до конфликта, Плюшевый Мишка просто уступает оппоненту. Из-за этого чаще всего Мишка проигрывает, а его коллега чувствует себя на коне. Этот стиль поведения лучше не использовать без крайней надобности, иначе сотрудники будут считать, что вы вообще не имеете собственного мнения. Но если вы очень дорожите отношениями с коллегой или времени для споров совершенно нет — вы можете прибегнуть к поведению Мишки.

(Слайд 16) Акула. Она разрешает конфликт, атакуя. При этом Акула преследует одну цель — любыми способами добиться желаемого результата. Поэтому поведение Акулы зачастую агрессивно, она может прибегать к словесным атакам или манипулированию оппонентом. Если вам близок стиль Акулы — будьте осторожны, чтобы ненароком не задеть чувств окружающих. Применяйте агрессивное поведение только в тех случаях, когда ситуация требует немедленного принятия решения, если коллега, с которым вы общаетесь, также предпочитает стиль Акулы, или когда у вас просто нет другого выбора, а убедить оппонента в своей правоте необходимо.

(Слайд 17) Лиса. Она всегда пытается найти компромисс, даже если при этом ее цели не будут достигнуты. Цель Лисы — сделать так, чтобы после разговора каждая из сторон почувствовала себя удовлетворенной. С одной стороны, это хорошо, потому что позволяет сохранить нормальные отношения с окружающими, но с другой стороны — каждому из участников конфликта приходится жертвовать частью своих интересов. Стратегия Лисы может пригодиться в том случае, если вам с коллегой нужно выработать какое-то общее решение проблемы, а переубедить друг друга вы не можете (по крайней мере, не поссорившись). Например — если вы оба хотите взять отгул в один и тот же день, решением может быть: для вас — отдохнуть первую половину дня, а для оппонента — вторую.

(Слайд 18) Сова. Самый мудрый подход к конфликтам — у Совы. Она предпочитает рассматривать конфликт как путь к решению проблемы и считает, что спорщики должны совместно и открыто обсудить проблему и обязательно выработать общее мнение. При этом необходимое условие — уважительное отношение к позициям друг друга. Звучит идеалистично, ведь в реальной жизни не всегда удается сохранить благожелательное отношение к коллеге и уважение к его мнению, ссорясь с ним. Однако в ситуациях, когда вам не жалко потратить много времени и усилий для разрешения ситуации, стиль Совы подойдет как нельзя лучше. Например — если конфликтуете вы с давним другом.

Какой бы стиль поведения вы не выбрали — помните: в пылу конфликта не стоит переходить на личности и совершать необдуманные действия. Прежде чем сказать или сделать что-либо, взвесьте все положительные и отрицательные последствия. И только потом — действуйте.



(Слайд 19) Работа в группах, члены которых рассматривают следующие типы педагогического взаимодействия:

педагог - воспитанник;

педагог - группа воспитанников;

педагог - администрация

(Слайд 20) Каждой группе предлагается обсудить предложенные вопросы и проинформировать участников педсовета о результатах коллективного обсуждения.

  • Какое место занимает данный тип взаимодействия в системе работы детского дома? Как он развит в нашем учреждении?

  • Чему способствует развитие данного типа взаимодействия?

  • Какие проблемы существуют при построении этого взаимодействия?

  • Что можно предложить для их решения?

Выступления представителей малых групп (не более 2-х минут от каждой группы).

(Слайд 21) Следующее задание, каждой группе необходимо продолжить предложенное выражение

1. “Мой воспитанник - это…”,

2. “Мой коллега - это…”,

3. “Моя группа (служба) - это...”.

4. “Мой администратор - это...”




Педагогическое взаимодействие – это процесс, который постоянно происходит между преподавателем и учеником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. При этом он предполагает равенство отношений.

Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Проблема психологического влияния может быть успешно решена только в том случае, если рассматривать воздействие как процесс взаимодействия, при котором меняются обе стороны, а основным средством такого взаимодействия является общение с детьми при организации различных видов деятельности: в познании, игре, труде, общении; его влияние проникает в ядро личностных отношений участников; оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В.А. Сухомлинского, «воспитуемым».

Под воспитательным действием понимается влияние воспитателя на личность воспитанника с целью изменения его поведения, убеждений, стиля отношений к самому себе и окружающим людям, формирования ценностных ориентаций и качеств личности. Средствами педагогического воздействия являются слово, мимика, поступок, действие, а его результативность зависит от особенностей тех, кто воздействует, и на кого воздействуют, от ситуации, в условиях которой оно осуществляется, от выбора средств воздействия, ясно представляемой педагогом цели воздействия и, конечно, от характера отношений между взаимодействующими.

Слово воспитателя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если он узнал воспитанника, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т.е. установил с ним отношения через совместную деятельность.

Общение в педагогическом процессе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, обеспечивающих успешность их обучения , воспитания и развития.

В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Каковы особенности общения при решении каждой из них?

(Слайд 22) При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися; сформировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.

(Слайд 23) При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогами и детьми, что во многом способствует учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.

(Слайд 24) При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:

  • преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.)

  • создаются возможности для выявления и учета индивидуально- психологических особенностей учащихся;

  • осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т.п.)

Таков диапазон педагогического общения в системе процесса воспитания. Педагог должен уметь управлять инициативой в общении. Если он умеет это делать, то влияние будет более эффективным.

Важно помнить, что взаимодействие педагога с ребенка происходит в присутствии других детей. Воспитанники ожидают от воспитателя мудрых действий, способности разрешить спор и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, ситуацию  не обыденно, житейски, как могут и родители или другие взрослые, а спокойно и справедливо; не обидеть невинного и понять «виновного». И при правильном, справедливом разрешении воспитателем ситуации воспитанники считают это естественным: «Ведь она же воспитательница!»

Тогда как всякое несправедливое решение вызывает детское возмущение поведением педагога, они обсудят его в группах сверстников и вынесут приговор личности педагога, и эта оценка иногда надолго определит его авторитет, характер взаимоотношений с детьми и воспитательную силу педагогического воздействия. Хотя мы осознаем трудность такой работы для педагога. А.С. Макаренко отмечал, что разрешение конфликтов с воспитанниками «… требует иногда прямо-таки змеиной мудрости и такта».

И поэтому, воздействие будет результативным, если у педагога присутствует интерес к личности ребенка, желание и умение познать его внутренний мир, воспитатель пользуется уважением и доверием со стороны воспитанников как человек, умеет понимать, по реакциям детей, как воспринимают и оценивают его личность воспитанники , на которых он собирается воздействовать, а оценка эффективности воздействия должна касаться не только изменения поведения воспитанника, но и изменений в личности педагога.

Тем самым снимается состояние противоборства, ослабевает сопротивляемость воздействию, что в какой-то мере делает ребенка соучастником педагогического процесса. Психолог Т.П. Гаврилова так пишет об этом: «Если отношения строятся на основе взаимного уважения, равенства и соучастия, каждый из партнеров получает возможность самореализации и личностного развития"»


Итак, общение и педагогическое взаимодействие в целом, не всегда бывает конструктивным и бесконфликтным. Нередки случаи проявления агрессии, в частности, скрытой. Как помочь себе и детям избежать проявления агрессии, как с его стороны, так и в свой адрес? Ответ на этот вопрос мы постараемся сформулировать в процессе педагогической игры.



Задание №1. По словесному описанию поз и жестов определите эмоциональное состояние воспитанника.

  1. Ребенок сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука.)

  2. Ребенок часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность.)

  3. Ребенок стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самоконтроль.)

  4. Ребенок переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность.)

  5. Ребенок стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита.)


Задание №2. А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и поработать сообща. Время на выполнение задания семь–десять минут. Затем каждая подгруппа зачитывает свои варианты, а остальные их дополняют.


  1. Обозначьте качества, которые присуще личности, с вашей точки зрения. (Варианты: честный, независимый, чистосердечный, дерзкий, внимательный, лидер, инициативный, хороший организатор и т. п.)

Ответ: Личностью не рождаются, ею становятся во время включенности ребенка в социальные отношения и деятельность. Личность характеризуют такие качества, как активность, заинтересованность, индивидуальность, гуманность, доверие к людям, справедливость, критичность по отношению к себе и другим и др. Таким образом, ваше субъективное представление о личности совпало с научно-теоретическим.

  1. Какими качествами, на ваш взгляд, обладает «идеальный ребенок». (Варианты: умный, обучаемый, лидер и т. п.)

Ответ: Количество качеств, обозначенных вами, позитивного характера, говорит о том, что у вас есть эталон, «идеальная норма», к которой в воспитании ребенка необходимо стремиться. «Идеальная норма» не существует в реальности, она обоснована теоретически. Однако если педагог руководствуется в своей профессиональной деятельности только «идеальной нормой», без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, он завышает уровень требований к нему. К чему это может привести, как вы думаете? (Варианты ответов.)


  1. Обозначьте, какими качествами обладает «ребенок, который раздражает взрослого». (Варианты: агрессивный, глупый, ябеда, жадный, конфликтный, хитрый, капризный, грубый, расторможенный, ленивый, неряшливый, жестокий, злой, неухоженный, невнимательный, невоспитанный и т. п.)

Ответ: Что сразу же бросается в глаза? Нас многое раздражает в детях, часто это раздражение обосновано поведением ребенка и конфликтными ситуациями. Таким образом, мы подчас стараемся устранить не причину нарушения поведения ребенка (соматическое нарушение, физический дискомфорт, кризисные периоды и т. п.), а следствие – само поведение (грубость, агрессивность, жадность, ябедничество и т. п.).



Задание №3. Следующее задание для групп: сформулировать и записать на символических окнах свое понимание детского дома без агрессии.

Задание №4. Группы получают символические “камни”, на которых им предлагается записать ответ на вопрос: “В чем, на ваш взгляд, кроется причина агрессии в нашем детском доме?” Затем “камни” прикрепляются на доске в виде горки, а зам. директора по воспитательной работе обращает внимание присутствующих на необходимость преодолеть эти препятствия и найти способы разрешения проблем.



Притча:

Однажды один профессор физико-математического факультета, с намерением преподать студентам запоминающийся на всю жизнь урок, написал на доске большую цифру 1 и, посмотрев на студентов, объяснил:

— Это ваша человечность. Самое необходимое в жизни качество.

Затем, рядом с цифрой 1 написал 0 и сказал:

— А это ваши достижения, которые с человечностью увеличили вас в 10 раз. Ещё один 0 — опыт, с которым человек стал 100.

И так, добавлял 0 за 0: осторожность, воспитанность, любовь…

— Каждый добавленный 0 в 10 раз облагораживает человека, — сказал профессор.

Вдруг он стёр цифру 1, стоящую в начале ряда цифр. На доске остались никчёмные, ничего не значащие нули. Профессор сказал:

— Если у вас не будет человечности, остальное — ничего не стоит.





(Слайд 25) Проект решения педсовета

  1. Продолжить работу педагогического коллектива по теме «Дом - без агрессии».

  2. Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию воспитательно-образовательного процесса , создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска.

С этой целью шире использовать исследовательские, проблем­ные методы преподавания, интерактивные формы обучения.

  1. Развивать совместную исследовательскую деятельность (клубы по интересам, проектная деятельность).

  2. Наладить психологические контакты между педагогами и детьми. С этой целью проводить совместные коллективные творче­ские дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).

  3. Формировать межличностные отношения в детском коллективе. С этой целью развивать детское самоуправление, создавать и развивать общедомовые традиции.

  4. Создавать в педагогическом коллективе психологические си­туации, стимулирующие самообразование и самовоспитание лич­ности.

С этой целью разработать и провести в коллективе тренинги эффективного общения и взаимодействия для педагогов детского дома .










Мудрость в повседневных контактах (памятка)

  1. Первое и основное правило сформулировано много столетий назад: «Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой»

  2. Человек может быть невоспитанным и невнимательным, глупым или агрессивным, но чем меньше Вас это будет задевать и раздражать, тем талантливее Вы как собеседник.

  3. Не нагнетайте напряженность. Смотрите на окраску каждого слова и все ядовитые, дерущиеся, пачкающиеся – выбрасывайте. Зачем загрязнять пространство между вами?

  4. Некорректные, злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все равно создают напряженность. Старайтесь ни о ком не отзываться дурно. Устройте себе маленький экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить – ни вслух, ни про себя.

  5. Вольтер сказал: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью.»

  6. Любая техника общения будет бесполезна для вас, пока в вашем сознании не изменятся фундаментальные установки. Пока вы боец, вы будете драться. Пока вы не мудрец, вам хочется победить. И именно поэтому вы в конечном счете всегда будете проигрывать.

  7. Но есть другой путь - путь мира и истины. Его философия такова:

Старайтесь не победить, а найти истину. Победа, ваша или его, означает не торжество истины, а только то, что один сумел победить другого. Ну и что? Победить может неправый. Да и правота – еще не истина…

  1. Вспомните свой сегодняшний день, вспомните лица людей, с которыми вам сегодня пришлось общаться. Постарайтесь увидеть себя, свое лицо, фигуру. Если вас что- то не устраивает в собственном образе, подумайте, что надо изменить, чтобы выглядеть более располагающе? Поверьте, что поняв себя, Вы начнете лучше понимать состояние других людей.
























Способы эффективного управления инициативой в общении с группой (памятка):

  • оперативность в организации начального контакта с группой;

  • интенсивность перехода от организационных процедур к деловому, личностному общению;

  • оперативность в достижении психологического единства с группой, с командой, формирование чувства “мы”;

  • ввод личностного начала во взаимоотношения с воспитуемыми; преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных детей;

  • организация контакта со всей группой;

  • постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

  • сокращение числа запрещающих и расширение позитивно-ориентировочных педагогических требований;

  • обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;

  • реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, микромимики;

  • умение транслировать в коллектив собственную расположенность к воспитуемым, дружественность;

  • постановка ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;

  • достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у воспитанников потребность во взаимодействии.





















Правила взаимодействия с агрессивными детьми (памятка)

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Показывать личный пример, эффективного поведения. Не допускать вспышек гнева или нелестные высказывания об окружающих при детях.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

7. Не следует критиковать человека, а нужно оценивать поступок или действие. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.

8. Обсуждать поведение только после успокоения.

9. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

10. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

11. Не стремиться угодить агрессору и не позволять манипулировать собой.

12. Дать возможность выплеснуть свою агрессию адекватными способами. Лучше всего с помощью спортивных занятий.




























№ вопроса

балл






















Черепаха

Акула

Медвежонок

Лиса

Сова

№ вопроса

балл

№ вопроса

балл

№ вопроса

балл

№ вопроса

балл

№ вопроса

балл

6


1


3


2


4


10


5


11


8


9


15


7


14


13


12