Разработка проекта педагогического совета в области начального общего образования по теме «Подходы к сохранению здоровья школьников»
Цель: проведение системного анализа педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся, и нахождение системного решения выявленной проблемы.
Задачи:
Задачи педсовета:
Изучить и проанализировать опыт работы учреждения по использованию здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.
Определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье обучающихся в учебном режиме.
Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Перед началом проведения педагогического совета, убедитесь, что Вы отметились в листе «Посещения», председателя и секретаря прошу занять свои места.
Информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком.
Начать свое выступления хочу с напоминания слов великого педагога России В.А. Сухомлинского. Он сказал: «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9% до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4 %, с нарушениями осанки – с 1,9% до 16,8 %. Одна из частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В связи с данной проблемой, обозначенной на нашем совете, предлагаю рассмотреть следующие вопросы:
Основные задачи охраны и укрепления здоровья детей;
Условия для реализации охраны и укрепления здоровья детей;
Принципы педагогической технологии здоровьясбережения;
Простейшие формы реализации решения проблемы;
Рассмотрение проекта «Сохранение и укрепление здоровья младших школьников» от воспитательного отдела.
1. Основные задачи охраны и укрепления здоровья детей:
- укрепление детского здоровья;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей к двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
- приобщение детей к традициям большого спорта.
2. Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся в начальной школе было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
- выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
- правильно организовать место и время учебной деятельности;
- применять здоровьесберегающие технологии;
- соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
3. В создавшейся обстановке по ухудшению здоровья учащихся, естественным стало активное использование педагогических технологий, направленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Эти технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:
1) непрерывность и преемственность;
2) субъектно-объектные взаимоотношения;
3) соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
4) комплексный, междисциплинарный подход;
5) успех порождает успех;
6) активность.
4. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Это достигается с помощью использования игр и игровых ситуаций, соревнований, и конкурсов; разных форм уроков, подвижных игр на переменах, фантазирования, домашних заданий творческого характера.
У учеников начальных классов особенно чувствительным является нервная система, поэтому во время урока важным является чередование различных видов деятельности, а также использование различных методов активизации инициативы учащихся (метод свободного выбора; активные методы; методы, направленные на самосознание и саморазвитие).
Примеры использования простейших форм, но с творческим подходом, по сохранению и укреплению здоровья младших школьников покажет учитель … класса.
Хороший эффект даёт использование физкультурных минуток:
- расслабление кистей рук;
- массаж рук, ног, пальчиковая гимнастика («Моя семья», «Поиграем в пальчики», «Вышли пальчики гулять», «Мышка», «Черепаха»);
- дыхательная гимнастика («Ветер и ветерок», «Воздушные шары-цепочки»)
- предупреждение утомляемости глаз, мышц (комплексы игр: «Если устали глаза», «Если устала спина»);
- упражнения на релаксацию.
Большое значение имеет эмоциональный климат на уроке. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный фактор укрепления и сохранения здоровья.
Полезны беседы с учащимися на темы: «Улыбка – лучшая таблетка», «Хороший смех оздоравливает душу», «Кто жаден до еды, то дойдёт до беды», «По яблоку в день – и доктор не нужен», «Добрым быть приятнее, чем злым», «Как вести себя, когда у тебя что-то болит», «Польза от привычек или вред», классные часы: «Формула здоровья», «Секреты здорового питания», «Для чего нужна улыбка»; родительские собрания «Как научить ребёнка всегда и везде заботиться о своём здоровье?», «Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности».
Необходимо и воспитание общей культуры через уроки краеведения, изобразительного искусства, труда, русского языка и литературы.
Важное значение имеет социализация личности ребёнка. Этому способствуют экскурсии, уроки ПДД и ОБЖ, беседы медицинских работников, совместная деятельность детей и родителей (создание рисунков, лепка, спортивные мероприятия).
Работа с аудиторией
Методом мозгового штурма давайте вспомним основные нормы, которые
обязательно должны соблюдаться в школе, которую можно назвать Школой –
территорией здоровья.
Мозговой штурм: к чему должны прийти:
Определена политика в области формирования культуры здоровья.
В школе реализуются субъект-субъектные отношения.
Могут проявляться в делегировании учащимся ряда учительских, в том числе и дидактических полномочий; признании и обеспечении выполнения прав ребенка и его родителей по отношению к школе и обучению; развитии детского самоуправления как в учебном, так и внеучебном процессе; повышении доверия к детям со стороны педагогов, уважения к их достоинству и чести.
Созданы условия для становления физической культуры учащихся.
Образовательная деятельность соматически больных детей и детей с ОВЗ организуется особым образом.
Обеспечение рационального и сбалансированного питания.
Проводятся мероприятия по формированию культуры питания.
Обеспечена физическая и психологическая безопасность жизнедеятельности детей в школе.
Сейчас я прошу каждого из вас индивидуально по 10-тибалльной шкале оценить степень сформированности норм Школы – территории здоровья в собственной деятельности, где 0 – абсолютно для меня не характерно, 10 – да это так, это всегда прослеживается в моей деятельности.
Время работы - 2 мин.
Самодиагностика сформированности норм Школы – территории здоровья в собственной деятельности
Спасибо, время закончилось.
Уважаемые коллеги, проанализируйте, пожалуйста, свои результаты: для этого посчитайте средний показатель: сложите все ответы и разделите на 10
Если Ваш средний балл колеблется от 8 до 10 – Вы большой молодец и забота о здоровье детей для Вас действительно важная и необходимая составляющая эффективной педагогической деятельности.
Если Ваш средний балл от 4 до 7, Вы понимаете, что заботиться о здоровье учащихся нужно, но по каким-либо причинам не уделяете этому вопросу должного внимания. Необходимо еще раз проанализировать предложенные позиции и внести корректировки в свою педагогическую практику.
Если же средний балл Ваших ответов от 0 до 3, то это означает, что Вы не считаете вопросы сохранения здоровья учащихся своей педагогической задачей и обязанностью, совершенно не озабочены этим и ничего не делаете для этого как учитель. В этом случае просто необходимо очень серьезно задуматься, вспомнить, что сохранение здоровья учащихся, а также формирование у них культуры здоровья является одной из основных функций и задач педагога на современном этапе и включить данные нормы в свою деятельность.
Результаты самодиагностики остаются у вас.
6. Рассмотрев теоретический аспект выявленной проблемы и частично практическое решение, воспитательный отдел предложил решение, которое соответствует всем поставленным требованиям на сегодняшний день.
Выступление специалиста по защите примерного проекта. (см. приложение)
- Спасибо за выступление, … . Как вы смогли увидеть данный проект объединяет все формы работы учителей начальных классов в единую систему.
- Решение педагогического совета предлагаю следующее: принять проект воспитательного отдела «название» в реализацию со следующей четверти. Назначить ответственного за полное проведение и анализ работы …
- Кто согласен – поднимите руку. Решение принято.
Оформление протокола и решения педсовета.
Подписание протокола председателем и секретарём педагогического совета.
- Подводя итог нашего совета, хочется отметить: улучшение здоровья подрастающего поколения является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества, потому что забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, родителя, самого ребёнка.
- Уважаемые коллеги! Спасибо за Ваше участие в педагогическом совете, надеемся на сплоченную работу по решения выявленной проблемы. До свидания!
Приложение
Пример проекта взят с сайта https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/zdorovesberegayushchee-vospitanie-mladsh.11573278219/ - является авторской разработкой.