СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет: «Подходы к сохранению здоровья школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет: «Подходы к сохранению здоровья школьников»»

Разработка проекта педагогического совета в области начального общего образования по теме «Подходы к сохранению здоровья школьников»


Цель: проведение системного анализа педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся, и нахождение системного решения выявленной проблемы.

Задачи:

Задачи педсовета:

  1. Изучить и проанализировать опыт работы учреждения по использованию здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.

  2. Определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье обучающихся в учебном режиме.

  3. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.



- Добрый день, уважаемые коллеги! Перед началом проведения педагогического совета, убедитесь, что Вы отметились в листе «Посещения», председателя и секретаря прошу занять свои места.

Информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком.


Начать свое выступления хочу с напоминания слов великого педагога России В.А. Сухомлинского. Он сказал: «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9% до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4 %, с нарушениями осанки – с 1,9% до 16,8 %. Одна из частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

В связи с данной проблемой, обозначенной на нашем совете, предлагаю рассмотреть следующие вопросы:

  1. Основные задачи охраны и укрепления здоровья детей;

  2. Условия для реализации охраны и укрепления здоровья детей;

  3. Принципы педагогической технологии здоровьясбережения;

  4. Простейшие формы реализации решения проблемы;

  5. Рассмотрение проекта «Сохранение и укрепление здоровья младших школьников» от воспитательного отдела.


1. Основные задачи охраны и укрепления здоровья детей:

- укрепление детского здоровья;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- выявление интересов, склонностей и способностей детей к двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

- приобщение детей к традициям большого спорта.


2. Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся в начальной школе было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:

- выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;

- правильно организовать место и время учебной деятельности;

- применять здоровьесберегающие технологии;

- соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.


3. В создавшейся обстановке по ухудшению здоровья учащихся, естественным стало активное использование педагогических технологий, направленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Эти технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:

1) непрерывность и преемственность;

2) субъектно-объектные взаимоотношения;

3) соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

4) комплексный, междисциплинарный подход;

5) успех порождает успех;

6) активность.


4. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Это достигается с помощью использования игр и игровых ситуаций, соревнований, и конкурсов; разных форм уроков, подвижных игр на переменах, фантазирования, домашних заданий творческого характера.

У учеников начальных классов особенно чувствительным является нервная система, поэтому во время урока важным является чередование различных видов деятельности, а также использование различных методов активизации инициативы учащихся (метод свободного выбора; активные методы; методы, направленные на самосознание и саморазвитие).

Примеры использования простейших форм, но с творческим подходом, по сохранению и укреплению здоровья младших школьников покажет учитель … класса.

Хороший эффект даёт использование физкультурных минуток:

- расслабление кистей рук;

- массаж рук, ног, пальчиковая гимнастика («Моя семья», «Поиграем в пальчики», «Вышли пальчики гулять», «Мышка», «Черепаха»);

- дыхательная гимнастика («Ветер и ветерок», «Воздушные шары-цепочки»)

- предупреждение утомляемости глаз, мышц (комплексы игр: «Если устали глаза», «Если устала спина»);

- упражнения на релаксацию.

Большое значение имеет эмоциональный климат на уроке. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный фактор укрепления и сохранения здоровья.

Полезны беседы с учащимися на темы: «Улыбка – лучшая таблетка», «Хороший смех оздоравливает душу», «Кто жаден до еды, то дойдёт до беды», «По яблоку в день – и доктор не нужен», «Добрым быть приятнее, чем злым», «Как вести себя, когда у тебя что-то болит», «Польза от привычек или вред», классные часы: «Формула здоровья», «Секреты здорового питания», «Для чего нужна улыбка»; родительские собрания «Как научить ребёнка всегда и везде заботиться о своём здоровье?», «Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности».

Необходимо и воспитание общей культуры через уроки краеведения, изобразительного искусства, труда, русского языка и литературы.

Важное значение имеет социализация личности ребёнка. Этому способствуют экскурсии, уроки ПДД и ОБЖ, беседы медицинских работников, совместная деятельность детей и родителей (создание рисунков, лепка, спортивные мероприятия).

Работа с аудиторией

Методом мозгового штурма давайте вспомним основные нормы, которые

обязательно должны соблюдаться в школе, которую можно назвать Школой –

территорией здоровья.

Мозговой штурм: к чему должны прийти:

Определена политика в области формирования культуры здоровья.

В школе реализуются субъект-субъектные отношения.

Могут проявляться в делегировании учащимся ряда учительских, в том числе и дидактических полномочий; признании и обеспечении выполнения прав ребенка и его родителей по отношению к школе и обучению; развитии детского самоуправления как в учебном, так и внеучебном процессе; повышении доверия к детям со стороны педагогов, уважения к их достоинству и чести.

Созданы условия для становления физической культуры учащихся.

Образовательная деятельность соматически больных детей и детей с ОВЗ организуется особым образом.

Обеспечение рационального и сбалансированного питания.

Проводятся мероприятия по формированию культуры питания.

Обеспечена физическая и психологическая безопасность жизнедеятельности детей в школе.

Сейчас я прошу каждого из вас индивидуально по 10-тибалльной шкале оценить степень сформированности норм Школы – территории здоровья в собственной деятельности, где 0 – абсолютно для меня не характерно, 10 – да это так, это всегда прослеживается в моей деятельности.

Время работы - 2 мин.

Самодиагностика сформированности норм Школы – территории здоровья в собственной деятельности

Спасибо, время закончилось.

Уважаемые коллеги, проанализируйте, пожалуйста, свои результаты: для этого посчитайте средний показатель: сложите все ответы и разделите на 10

Если Ваш средний балл колеблется от 8 до 10 – Вы большой молодец и забота о здоровье детей для Вас действительно важная и необходимая составляющая эффективной педагогической деятельности.

Если Ваш средний балл от 4 до 7, Вы понимаете, что заботиться о здоровье учащихся нужно, но по каким-либо причинам не уделяете этому вопросу должного внимания. Необходимо еще раз проанализировать предложенные позиции и внести корректировки в свою педагогическую практику.

Если же средний балл Ваших ответов от 0 до 3, то это означает, что Вы не считаете вопросы сохранения здоровья учащихся своей педагогической задачей и обязанностью, совершенно не озабочены этим и ничего не делаете для этого как учитель. В этом случае просто необходимо очень серьезно задуматься, вспомнить, что сохранение здоровья учащихся, а также формирование у них культуры здоровья является одной из основных функций и задач педагога на современном этапе и включить данные нормы в свою деятельность.

Результаты самодиагностики остаются у вас.


6. Рассмотрев теоретический аспект выявленной проблемы и частично практическое решение, воспитательный отдел предложил решение, которое соответствует всем поставленным требованиям на сегодняшний день.

Выступление специалиста по защите примерного проекта. (см. приложение)



- Спасибо за выступление, … . Как вы смогли увидеть данный проект объединяет все формы работы учителей начальных классов в единую систему.

- Решение педагогического совета предлагаю следующее: принять проект воспитательного отдела «название» в реализацию со следующей четверти. Назначить ответственного за полное проведение и анализ работы …

- Кто согласен – поднимите руку. Решение принято.

Оформление протокола и решения педсовета.

Подписание протокола председателем и секретарём педагогического совета.



- Подводя итог нашего совета, хочется отметить: улучшение здоровья подрастающего поколения является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества, потому что забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, родителя, самого ребёнка.

- Уважаемые коллеги! Спасибо за Ваше участие в педагогическом совете, надеемся на сплоченную работу по решения выявленной проблемы. До свидания!



Приложение

Пример проекта взят с сайта https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/zdorovesberegayushchee-vospitanie-mladsh.11573278219/ - является авторской разработкой.