СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»»

Педагогический совет

«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»


Цель педсовета: показать возможности внеурочной деятельности для совершенствования образовательного процесса,   также всестороннего развития, воспитания и обучения школьников

Задачи педсовета:

 обсудить теоретические аспекты внеурочной деятельности в рамках ФГОС;

 продемонстрировать накопленный опыт внеурочной деятельности.



Если ученик в школе не научился

сам ничего творить, то и в жизни

он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких,

которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное

приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой

Ход педагогического совета

Объявление темы педагогического совета.



Выступление педагога-организатора , Лобачевой Ю.М.

- Добрый день, уважаемые коллеги! В своем выступлении я не ставлю для себя задачей дать исчерпывающий ответ по проблеме организации внеурочной деятельности в основной школе, но попытаюсь представить наше видение, алгоритм построения данной работы.

Итак, что же такое ВД? Уважаемые коллеги, может, кто-то ответит на этот вопрос? Пожалуйста. (Ответы педагогов)

Да, конечно, под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации, т.е ВД, наряду с урочной, направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, КТД, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.).

Внеурочная деятельность  – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков.

В  материалах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как:

  • экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

  • индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки,

  • индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий,

        Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. (О компетенции через деятельность)

Задачи внеурочной деятельности:

- расширение общекультурного кругозора;

- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

- участие в общественно значимых делах;

- помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

- создание пространства для межличностного и межвозрастного пространства.

Программа внеурочной деятельности должна:

  • быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;

  • способствовать воспитанию школьников;

  • разрабатываться в соответствии с уже названными направлениями развития личности;

  • предполагать разнообразные формы организации внеурочной деятельности.

Программы ВД:

  • комплексные программы;

  • программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня;

  • программы по конкретным видам внеурочной деятельности;

  • возрастные образовательные программы;

  • индивидуальные образовательные программы.

Структура программы ВД:

  • Титульный лист.

  • Пояснительная записка.

  • Тематическое планирование.

  • Краткое содержание занятий по темам с планируемыми результатами, включая УУД.

  • Методическое обеспечение программы.

  • Список литературы.

  • Приложения.

Наша задача - создать пространство детства в школе, дать возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика – на роль  ребенка; подростка – на спортсмена, художника, актера и т.п. (Портрет выпускника основной школы).

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности:

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем (1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь).

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде(2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами (3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни).

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.



В заключение мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А Сухомлинский: «Толькоташколастановитсяочагомдуховнойжизни, гдепомимоинтересныхуроковимеютсяиуспешноприменяютсясамые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…».

Итак, ВЫВОДЫ:

1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал достижение личностных и метапредметных результатов. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС, определяемых в ООП образовательного учреждения.

2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Существуют три основных типа организационных моделей внеурочной деятельности (это, то, что нам предлагают)

  • модель дополнительного образования

  • модель «школы полного дня»;

  • оптимизационная модель

  Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в МБОУ «ОШ №14 г. Снежное»    используется  оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения (администрация, учителя, социальный педагог, педагог-психолог, старший вожатый и др.).

В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. 


В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям: 


1.Социальное направление

2. Общеинтеллектуальное направление

3.Спортивно-оздоровительное

4.Духовно-нравственное направление


5.Общекультурное направление


Формы организации внеурочной деятельности разнообразные:

Спортивно-оздоровительное:

•     Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннис, лёгкой атлетике и спортивной подготовке.

•     Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

•     Проведение бесед по охране здоровья.

•     Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.

•     Участие в районных и краевых спортивных соревнованиях.

•     Ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».

Общекультурное направление

•     Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

•     Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

•     Работа ИЗОстудии, театральной студии, танцевального кружка;

•     Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края.

Общеинтеллектуальноенаправление:

•     Предметные недели;

•     Библиотечные уроки;

•     Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

•     Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

•     Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное направление:

•     Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

•     Выставки рисунков.

•     Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;

•     Встречи с участниками «горячих точек»;

•     Тематические классные часы;

•     Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

•     Конкурсы рисунков.

•     Фестивали патриотической песни.

•     Написание летописи родного края

Социальная деятельность:

•     Проведение субботников;

•     Работа на пришкольном участке.

•     Разведение комнатных цветов.

•     Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам»

•     Акция «Тёплый дом».

К сожалению, есть риск того, что в средней школе у подростков интерес к внеурочной деятельности постепенно может снижаться, т.к. неформальное общение со сверстниками занимает всё свободное время. Как же привлечь внимание учащихся среднего звена к совместной деятельности после школы?

По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия».

«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»

(слоган компании НАЙК).


Поэтому, уважаемые коллеги, и мы перейдём к действиям:

  1. Выступление Л.А. Зимы «Разговоры о важном. Влияние разговоров о важном».

  2. Выступление А. Т. Бульбы «Музейная педагогика во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС».


Проект решения:

  1. Принять к сведению информацию выступающих о существующих подходах организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС и использовать в собственной работе.

  2. Продолжить работу по результативному эффективному вовлечению учащихся во внеурочную деятельность.

  3. Провести мониторинг эффективности внеурочной деятельности в каждом классном коллективе.

  4. Эффективно использовать имеющуюся в образовательном учреждении учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал для развития модели внеурочной деятельности.

  5. Продолжить разработку проектов внеурочной деятельности в творческих группах.































Выступление на педагогическом совете по теме:«Музейная педагогика во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС»


Бульба А.Т.


В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ОО) указывается на необходимость «приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности». Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в осуществлении общекультурного развития школьников. Согласно ФГОС, «внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения (экскурсии, секции, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, научные исследования, соревнования , посещение музеев и т. д.); позволяющая в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего и начального образования.

ФГОС ОО большое внимание уделяет общекультурному развитию личности школьника, которое должно осуществляться на основе историко-культурного, этнического и регионального наследия. В связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, мероприятий, основанных на материале культурно-исторического наследия, занятий с использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное наследие подрастающему поколению. Музеи располагают специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в них, а также окружающего предметного мира, являются идеальной формой воплощения традиций «как способа сохранения человеческого измерения реальности».

Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы и документы. Участие детей в поисково-собирательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, внеклассных мероприятий способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. Музеи «Служу Отечеству» и «Мое советское детство», являясь частью открытого образовательного пространства, призваны быть координаторами военно-патриотической деятельности школы, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Задачами педагога, осуществляющего подготовку и проведение музейных занятий, являются:

  • научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей;

  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

  • формировать устойчивую потребность взаимодействия с памятниками культуры и музеем;

  • развивать способность к эстетическому созерцанию;

  • формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Музейные занятия предполагают использование различных педагогических технологий. Особенно эффективны при проведении музейных занятий игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения (акции «Добрый май», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Забота»).

К нетрадиционным технологиям проведения музейных занятий относятся:

  • интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

  • занятия в форме соревнований, игр, конкурсов, турниров и викторин;

  • занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (урок-суд, дебаты и др.);

  • занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала (урок мудрости, урок доброты, урок мужества);

  • занятия с использованием фантазии (урок-сказка).

В школе проводится образовательный эксперимент. Цель – организовать внеурочную деятельность таким образом, чтобы дети как можно больше узнали о музее, о культурном наследии своего народа, о традициях своей семьи, о знаменитых людях, их подвигах или достижениях, об известных художниках и деятелях культуры Дона и России. Для этого был разработан цикл музейных занятий по темам, в которых учащиеся показали недостаточную осведомленность. Музейные занятия и занятия о музее были организованы и проведены совместно с сотрудниками музея Изобразительных искусств.

Мероприятия общекультурной направленности внеурочной деятельности, проводимые в музее, позволяют устанавливать межличностные контакты, активно обмениваться информацией, выявлять творческие способности посетителей, которые выступают не пассивными зрителями, а равноправными участниками занятия. Музейные занятия, используемые учителем во внеурочной деятельности, способствуют эффективной реализации общекультурного направления развития личности школьников. Преподаватели истории, географии, литературы, экологии и рисования используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.

Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою малую родину. И задача школьного музея и краеведения – найти там, где ты живешь то, чем можно гордиться. Школьный музей совместно с классными руководителями и учителями- предметниками будет продолжать свою работу по истории, краеведению, этнографии, географии родного края, освещать страницы жизни ДНР, остающиеся за рамками школьного курса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!