СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический такт, его сущность

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический такт, его сущность»

Педагогический такт, его сущность



Педагогический такт в буквальном смысле слова означает "прикосновение". Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Быть тактичным – нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с еще несформировавшейся, а только развивающейся личностью. Тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях, сохранилось уважение к каждому человеку. Педагогический такт, в отличие от общего понятия такта, означает не только свойства личности педагога (уважение, любовь к воспитанникам, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, то есть это воспитывающее, действенное средство влияния на школьников. Педагогический такт – это нравственное поведение педагога, которое включает предвидение всех объективных последствий поступка, предвидение его субъективного восприятия, выражение высокой гуманности, чуткости, заботы об учащихся, наилучшее средство установления с ним доброжелательных отношений в любых ситуациях.

Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися. Дозировка влияния проявляется в использовании воспитательных средств: поощрения и наказания. Как лекарства в медицине требуют четкой дозировки и режима приема, так и слово преподавателя, его методы должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привески к обратной реакции. Уважая учащихся, педагог должен уметь показать свое уважение к ним. Проявление уважения формирует у учащихся чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания. Уважение, душевная теплота не исключает необходимости воздействия, а предполагают его.

Педагогический такт регулирует педагогический процесс нравственной стороны. Его специфика как формы нравственного отношения заключается, прежде всего, в особой нравственной ответственности учителя, в его профессиональной обязанности – быть ведущим участником педагогического процесса.

Анализ конфликтов педагогов с воспитанниками показывает, что одна из причин их – бестактность педагога, которая проявляется в грубых замечаниях относительно внешнего вида, ума, способностей учеников.

Справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, производит обычно весьма положительное действие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к эмоциональному срыву у наказываемого ребенка. А какого учителя учащиеся любят и считают авторитетным, конечно того, кто умеет выслушать внимательно, уважительно, с участием. Кто может во время ответа поддержать улыбкой, взглядом, мимикой, кивком. А не тот, кто равнодушен, а так же стремится показать свое превосходство, что также может выражаться в виде комментариев с иронией и сарказмом.

Бестактность, элементарное неумение вести себя нравственно в конкретных ситуациях - явление нередкое и объясняется не только неэтичностью педагога и его невниманием к проблемам педагогической морали. Ведь практически воплощение морально-этических норм связано не с простым следованием традициям и образцам, а с нравственно-педагогическим творчеством, требующим всякий раз самостоятельного решения, даже риска, быстрого анализа поступка, ситуации, обстоятельств. Эти умения приобретаются с возрастом и опытом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!