МБОУ ЦО №7 имени Сергея Николаевича Судейского |
«МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО» |
Педагогическое эссе |
|
2018 |
|
«Человек подобен виолончели: она не играет,
если до нее не дотрагивается смычок артиста»
М.Горький
Современное общество ставит перед образованием задачу воспитания всесторонне развитой личности.
А что значит всесторонне гармонично развитая личность?
Это человек, в котором развитие тела не идет вразрез с духовным совершенствованием, нравственность гармонирует с практичностью, физический труд – с интеллектуальным поиском. А главная цель обучения – максимальное развитие и реализация способностей личностей. И это – обязанность педагога.
Каким должен быть педагог в современном мире?
Еще век назад Максим Горький сравнивал учителя с артистом, в результате умелых действий которого ребенок превращается в Личность. На мой взгляд, эта мысль не потеряла своей актуальности и в XXI веке.
Педагог должен быть артистом.
Что значит для учителя быть артистом?
Толковый словарь дает нам следующее определение понятия «артист» (в переносном смысле) - человек, обладающий высоким мастерством в каком-либо деле, виртуозно выполняющий свою работу.
И настоящий педагог – мастер своего дела, результатом деятельности которого должна стать всесторонне развитая личность. А виртуозность будет проявляться в сочетании в одной профессии сразу нескольких специальностей. Ведь педагог – это строитель, но работа его тем ответственнее, что в его руках «живой» материал, он строит самое сложное и самое ценное на свете – внутренний мир человека.
Педагог – это инженер, который разрабатывает технологию, совершенствует процесс становления личности ребенка, и от его действий во многом зависит ее направленность.
Педагог должен быть отличным психологом, ведь он исследует самые сокровенные тайны на свете – тайны становления личности, а, изучая, делает человека лучше.
Педагог, как оратор, должен вдохновлять, вести за собой людей. И в гармоничном сочетании всех этих умений и проявляется артистизм учителя.
За 5 лет работы в школе понимаешь, какой это колоссальный труд, какого напряжения сил требует деятельность учителя. Ведь это не просто профессия – это
целая жизнь! Вокруг нас – удивительный мир, где каждый день не похож на предыдущий, потому, что мы имеем дело с детьми, каждый из которых – индивидуальность, и нет даже двух похожих учеников, к которым можно было бы в педагогической деятельности приложить какие-либо стандарты, поэтому каждый день нашей работы в школе – это поиск чего-то нового, интересного.
Но в этом мире поиска и постоянного самосовершенствования, есть определенные постулаты-принципы, которые и составляют основу моего профессионального кредо.
Современное общество поставило перед нами задачу воспитать всесторонне гармонично развитую личность. Но не нужно забывать, что учитель не Бог, не великий мудрец и не может вершить судьбы и предопределять будущее, в его руках не «кусок» глины, которому можно придавать любые формы. Мы имеем дело с детьми, каждому из которых присущи свои особенности характера, темперамент, способности и т.д. А для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, человеку необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Отсюда основной целью моей педагогической деятельности является создание условий эмоционального комфорта для самореализации, саморазвития, самообразования ребенка.
Каким же образом можно создать эти условия?
Справедливо говорят: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, это факел, который надо зажечь». Для того чтобы пробудить ученика, «зажечь» в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, необходимо развивать интерес к учебному материалу.
Поддержание интереса осуществляется через отбор учебного материала, через необычное формы урока (в виде уроков-путешествий, уроков-исследований, познавательных игр), через внеклассные мероприятия.
А ученику всегда интересно то, что затрагивает его эмоциональную сферу. Ведь урок истории и обществознания состоится лишь тогда, когда пройдет через чувства детей, вызовет волнение, переживания, будет личностно значимым.
Отсюда первый принцип моей педагогической деятельности – формирование интереса к истории, к современным событиям через эмоционально насыщенные формы проведения урока.
Второй принцип моей работы – научить ученика учиться, развитие творческой самостоятельности.
В современном мире для самореализации человек должен обладать не только определенным количеством знаний, но, главным образом, должен уметь найти нужную информацию, правильно распорядиться ею для решения поставленных задач, критически подходить к различным вопросам, мыслить в различных направлениях.
Поэтому так важно на уроках организовать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, в которой каждый бы мог реализовать свои способности и интересы. С этой целью я использую уроки «Я - историк», где детям не раскрывается сразу готовая информация, а на основе работы с источниками, изучения археологических памятников, сопоставления фактов и событий, дети познают труд историка и сами являются исследователями.
В-третьих, для того чтобы эффективно организовать такую деятельность, отличительной чертой каждого урока должно быть творческое сотрудничество. Учитель не навязывает ученику единственно правильное решение, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». В основе такой работы - взаимное доверие и уважение, доброжелательная атмосфера, создание и поддержание которой – один из немаловажных принципов моей работы.
Все это требует от учителя честности и открытости. В общении с детьми я не боюсь раскрывать свои интересы, свою систему ценностей и взглядов на мир. Ученики должны видеть увлеченность учителя своим предметом. Ведь только в этом случае дети понимают, что это все искренне, что им доверяют, и начинают «раскрываться» сами. Так, например, на уроках всеобщей истории в 5 классе детки с первых уроков знают о моем увлечении археологией и с нетерпением ждут новых рассказов, кроме того, мы часто вместе совершаем «заочные археологические экспедиции», и учащиеся сами пытаются «докопаться» до истины на основе данных вещественных источников.
И наконец, современный учитель должен быть мобильным, идущим в ногу со временем, восприимчивым ко всему новому. Поэтому в век информационных технологий образовательную деятельность невозможно представить без применения ИКТ. Это и обучающие видеофильмы, и презентации, и заочные экскурсии, и технологии дистанционного обучения. Ведь все это позволяет наиболее эффективно использовать разнообразную наглядность на уроках, кроме этого формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности. Ученики лучше усваивают материал, когда изучают то, что соответствует их интересам и потребностям, ведь это дети XXI века – они нуждаются в высоких технологиях.
Осуществление всех этих принципов требует колоссальной работы над собой. По сей день остаются актуальными слова великого писателя, педагога, нашего земляка Л.Н.Толстого: «Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети».
И я убеждена, что только вместе с детьми, постоянно реализовываясь в чем-то, непрерывно познавая окружающий мир, постоянно учась, качественно изменяясь, можно добиться успехов в образовании и воспитании детей.