СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое проектирование современного урока

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие в настоящее время в обществе, ориентируют педагогов на новый уровень преподавания и воспитания учащихся. В недавнем прошлом основной задачей учителя была передача ученикам определённой суммы знаний. В настоящее время на первый план выдвигается задача развития творческого мышления учащихся в процессе обучения, умение ими  самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке современной научной информации, развивать их способность адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути разрешения проблем.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое проектирование современного урока»

Педагогическое проектирование современного урока


Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет

Уильям Уорд


Изменения, происходящие в настоящее время в обществе, ориентируют педагогов на новый уровень преподавания и воспитания учащихся. В недавнем прошлом основной задачей учителя была передача ученикам определённой суммы знаний. В настоящее время на первый план выдвигается задача развития творческого мышления учащихся в процессе обучения, умение ими самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке современной научной информации, развивать их способность адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути разрешения проблем.

На своих уроках я применяю следующие современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, технологии уровневой дифференциации, интерактивные (проектный метод, проблемное обучение и исследовательская деятельность), игровые, личностно-ориентированные, тестовые, здоровьесберегающие.


Информационно-коммуникационные технологии

Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедиа возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным для учащихся. Учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, новый материал, закрепление, повторение, на этапе контроля. Уроки с применением ИКТ повышают мотивацию обучения. Необходимо заметить, что яркий слайд на экране - всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке - это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому важным атрибутом для меня в учебном классе является школьная доска.

Таким образом, использование ИКТ помогает повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий: психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися , возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; идет более полное усвоение теоретического материала; идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников; формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения; повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.


Технология уровневой дифференциации и индивидуализации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Задания разного уровня, которые я применяю на уроках геометрии, облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание.

При использовании технологии УД и индивидуализации необходим особый педагогический такт, чтобы ни в коем случае не унизить учащегося перед его ровесниками давая ему облегчённое задание, а дать ему возможность вместе со всеми переживать радость от правильно выполненного задания, тем самым «окрылить» его для работы над более сложным заданием.


Интерактивные технологии (метод проектов)

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода учащиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и учатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Метод проектов позволяет активно вовлечь учащихся в процесс поиска необходимой информации, актуализации знаний через их применение на практике. Используя метод проектов, ориентирую учащихся на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую.


Личностно-ориентированные технологии.

При таком подходе учащийся становится центральной фигурой. Подобное обучение способствует не только овладению определённой суммой знаний, умений, но и личностному развитию. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, а также использование интерактивных методов (метод проектов, игровые методы) является методической основой личностно – ориентированного подхода в процессе обучения. Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся.


Тестовые технологии

Я использую тесты на различных этапах урока. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность.


Здоровьесберегающие технологии

При подготовке и проведении урока учитываю дозировку учебной нагрузки, построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, профилактика стрессов, (работа в парах, группах), оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность. Соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ). Использование дифференциации на основе интересов учащихся и уровня их обученности, предоставление им свободы выбора выполнения учебных задач повышает самостоятельность учащихся, позитивно влияет на эмоционально – волевую сферу личности, поэтому и укрепляет здоровье.

Подводя общий итог работы применения инновационных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить учащихся активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

В связи с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности учащихся.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математике, повышает познавательный интерес к предмету. Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что учащиеся принимают участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, у слабых учащихся снижается порог тревожности.

Важным в этой связи становится ориентация на портрет выпускника, данный в стандарте: патриот, креативный, мотивированный, уважающий ценности иных культур, других людей, готовый сотрудничать; способный принимать самостоятельные решения.

Умение проектировать урок - одно из профессионально-методических умений синтетического типа, реально возможное при условии прочно сформированных познавательных и аналитических умений.


Цель как результат урока

Что является самым важным в структуре современного урока? На уроке все начинается с постановки цели. Цели не рождаются по звонку на урок. Процесс целеполагания – процесс трудоемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик: сам себе их поставил, они понятны ему, очевидны, «с интересом и охотой усвояемы». Основными характеристиками целей сегодня являются конкретность, привлекательность/побудительность, достижимость. Итак, цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл.

Цель как результат урока заключается в достижении результатов образования: личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм); метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации); предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету). Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя. Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (система заданий, ориентирующая школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте).

В рамках системно-деятельностного подхода меняется алгоритм действий в процессе урока. Важным становится научить формулировать цели, формировать потребность в знаниях (научить видеть проблемы), научить выбирать источники знаний, систематизировать, выявлять общее и особенное, научить выбирать способы решения задачи. Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке. Научить модифицировать, перегруппировать, применять, научить приемам самоконтроля, сформировать способность к самооценке. Т.е. выяснить, над какими конкретно УУД в настоящий момент необходимо работать ученикам.

Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. Можно внести элементы новизны в процесс изучения предмета. Учебный процесс выстроить так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Дети работают в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий. Урок строить как систему познавательных проблем и способов их разрешения на уроках. Сущность заключается в возможности реализации познавательных УУД у учащихся, что позволяет подготовить ученика - социального исследователя, организатора и участника коммуникаций, субъекта принятия решений. Этого можно добиться в процессе самостоятельной работы. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика

Основные подходы к проектированию современного урока.

1. Определение целей урока с учетом требований ФГОС к результатам обучения Технологический процесс подготовки современного урока по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке.

Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной. Главным, системообразующим элементом урока являются цели, а главным субъектом, для которого создается и функционирует урок – обучающиеся. При определении цели урока традиционно выделяются компоненты образовательная, развивающая и воспитательная.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес. Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:

1) Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2) На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3) На уроке реализуются идеи компетенностного образования.

4) На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5) Организация урока динамична и вариативна.

6) На уроке используются современные педагогические технологи

Три постулата заложены в основе современного урока:

• 1 Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя

• 2 Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

• 3 Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства

Содержательный – на уроке учитель должен свободно ориентироваться в учебной теме.

• Методический – учитель должен грамотно организовать деятельность учащихся.

• Эмоционально-психологический – учитель должен прийти на урок «в настроении», «в хорошей форме».

• Имиджевый – учитель должен позаботиться о качестве своего внешнего вида и т.д.


Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

И от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!