Педагогическое проектирование современного урока.
1. Педагогическое проектирование как компонент профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт педагога определяет обобщенную функцию педагога- «педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в школе» . Урок остается основной формой организации образовательного процесса. Педагогическое проектирование урока -это предварительная разработка основных деталей предстоящего взаимодействия педагога и учащихся, направленного на предвидение педагогом путей достижения целей и достижение всеми учащимися запланированных образовательных результатов средствами предметного содержания и технологического инструментария.
Сущность педагогического проектирования–создание проектов, способных быть реализованными.
Функции педагогического проектирования: педогогический процесс осуществляется на основе современных технологий; служит связывающим звеном между педагогической теорией и практикой; благодаря возможности использовать все средства образовательного процесса педагогическое проектирование дает возможность его интенсифицировать, что отражается на повышении качества образования .
2. Структура педагогического проектирования современного урока.
1 этап-моделирование.
Моделирование(создание модели)-это представление будущего урока в виде общего замысла, образа как совокупности элементов и связи, образующих систему, обеспечивающую достижение ЗОР. Учитель выделяет ведущие педагогические идеи, определяющие общий замысел урока, стратегию и тактику предстоящего взаимодействия с учащимися.Исходной идеей построения урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. Общая функция урока-целостное формирование и развитие личности учащего на основе развивающего и воспитывающего обучения. Образоватеьная цель урока вытекает из его исходной идеи и общей функции, поэтому состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: воспитательного, развивающего и познавательного и поэтому носит триединый характер. Реализация триединой цели урока в свою очередь обеспечивается достижением ПОР: личностных, метапредметных, предметных.
Технология педагогического проектирования урока для достижения ПОР требует от учителя детальной продуманности всех условий: отбор содержания образования по теме урока; образовательной технологии; форм и средств. Для повышения воспитательного потенциала учебного материала, нужно включить в урок такой учебный материал, который поможет учащимися в осознании личностного смысла изучаемой темы и приведет к культурному самоопределению.
2 этап-проектирование.
Это этап доведения созданной модели до уровня практического использования. На этом этапе определяется и создается структура урока, каждый компонент которой соотносится с технологическим инструментарием, выбранной образовательной технологии: алгоритмом, методами и средствами.
Примеры структур проектов уроков.
| Технология проблемного обучения | Технология развивающего обучения |
Основной вид деятельности | Поисково-исследовательская деятельность | Самостоятельная учебно-познавательная деятельность |
Этап урока | Создание пробемной ситуации | Постановка учебной задачи |
| Исходная информация и/или практическая работа Вводная беседа Главный вопрос (проблемного характера) Выдвижение гипотез Определение путей и способов их проверки | Исходная информация и/или практическая работа Вводная беседа Главный вопрос (продуктивного характера) Целеполагание учебной деятельности Планирование предстоящей деятельности |
Этап урока | Открытие новых знаний | Изучение новой темы |
| Проведение исследований (методы: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский) Логика: проблема, гипотеза, поиск фактов, анализ фактов, вывод. | Выведение базовых понятий Подведение под понятие Методы: Логика: учебная задача, учебные действия и операции(ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) |
Этап урока | Применение новых знаний | Применение новых знаний |
| Разноуровневые задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера Рефлексивная оценка и самооценка | Проектно-ориентированные и ситуационные задачи Рефлексивная оценка и самооценка |
Содержание образования оформляется как учебный материал и распределяется по этапам урока для будущего предъявления учащимся.
Новый стандарт требует отбор содержания образования как деятельности самого ученика, его внутреннему образовательному приращению и развитию. В новое содержании образования, в соответствии со Стандартом, должны быть включены не только теоретические, но и методологические знания, обеспечивающие формирование и развитие УУД учащихся. В центре внимания учителя должно находиться формирование мировоззрения ученика, которое является для него приоритетным направлением образовательной деятельности, так как оно выступает в качестве системообразующего элемента структуры личности, дающего человеку целостное представление об окружающем мире и определяющего становление личности в качестве социального субъекта.
3 этап- конструирование.
Это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к реализации в конкретных реальных условиях.
Методическая задача учителя- продумать и зафиксировать весь комплекс условий результативного взаимодействия учителя и учащихся. На этом этапе учителю важно грамотно сконструировать собственную деятельность, обеспечивающую организацию деятельности учащихся.
Конструирование включает в себя: конструирование паспорта урока, конструирование технологической карты хода урока и конструирование приложений к уроку.
1. Урок выступает единицей педагогического процесса, обладающего своей структурой (компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, и результативный), отсюда и структура паспорта урока строится на основе тех же компонентов (приложение 1)
Приложение 1
Конструирование паспорта урока
Структура паспорта проекта урока
Компоненты | Предмет, класс ФИО учителя, название ОУ | |
Целевой | Тема урока | |
Образовательная цель | Формирование …..культуры личности, развитие….N-классников на основе осмысления… |
Планируемые образовательные результаты | |
Программные требования к разделу «…..» | ЛР: РУД-6: ПУД-2: КУД-1: |
Содержательный | Программное содержание | |
Мировоззренческая идея | |
Ценностно-смысловые ориентиры | |
План содержания темы | 1. 2. 3. |
Основные понятия | |
Организационно-деятельностный | Тип урока | |
Форма урока | |
Образовательная технология | |
Оснащение урока | |
Место проведения | |
Мизансцена урока | |
Предварительная подготовка учащихся | |
Домашнее задание | |
Конструирование технологической карты хода урока
Новые образовательные стандарты поставили учителя перед необходимостью отражать в проектах уроков деятельностную составляющую личностно-ориентированного и компетентностно-ориентированного взаимодействия. Средством повышения деятельностной составляющей образовательного процесса является технологическая карта хода урока.
Характеристика технологической карты хода урока:
1) технологическая карта имеет статус документа;
2)в карте хода урока описывается весь процесс, где описывается операции и их составные части;
3) в технологической карте представлен весь технологический инструментарий достижения запланированных образовательных результатов урока(методы, приемы, средства);
4) описание взаимодействия учителя и учащихся представляет целостный визуальный образ процесса;
5) технологическая карта хода урока отражает сущность обучения, характеристиками которого выступают: целенаправленность, двусторонний характер, активное взаимодействие( преподавание и учение)
6) техноогическая карта хода урока оформляется в табице следующего вида: 1 вариант. Чтобы получить планируемый образовательный результат, учитеь предлагает учащимся задание, учащиеся должны его выпонить
( указываются методы, средства,формы):
ПОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
ЭТАП УРОКА |
| | |
ЭТАП УРОКА |
|
2 вариант. Учитель предлагает учащимся задание, которое они должны выполнить ( указываются методы,средства,формы), чтобы получить планируемый образовательный результат.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ПОР |
ЭТАП УРОКА |
| | |
ЭТАП УРОКА |
|
7) Конструирование хода урока предполагает:
а) обозначение этапов урока, количество и последовательность которых определяется логикой технологии, выбранной учителем для реализациицелей данного урока. Только первый (Организационный) и последний(Подведение итогов урока) остаются неизменными;
б) распределение отобранного содержания образования и учебного материала поэтапам урока;
в) перенос кодированных ПОР из паспорта урока, осмысление и выбор целесообразных УУД и технологического инструментария;
г) выстраивание упорядоченной последовательности целесообразных заданий, действий субъектов образовательного процесса;
д) координация и синхронизация ПОР , заданий и действий (методов, средств и форм);
е) определение системы методов и форм педагогического контроля, диагностических средств для оценки и самооценки образовательных результатов обучающихся;
ж) конструирование содержания личностной рефлексии и форм ее фиксации.
Конструирование предполагает четкое обозначение методов, форм и средств планируемых образовательных результатов. В технологической карте не допускается содержание, которое может отвлекать от сути целенаправленного педагогического взаимодействия. Чтобы придать личностный смысл изучаемой информации, изучение нового материала полезно начинать с эпиграфа, который обозначит проблемный контур урока, должен вызвать у учащихся сопережевание, побудить к диалогу, дискуссии. Поэтому здесь важно продумать вопросы проблемно-смыслового диалога. Если в качестве метода выбрана вводная беседа , учителю необходимо сконструировать систему вопросов репродуктивного, продуктивного и проблемного характера. Беседа должна вывести учащихся на главный вопрос урока, который запустит целеполагание и планирование предстоящей учебно-познавательной деятельности или к выводу, способствующему их жизненному, личностному или профессиональному самоопределению; действиям смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основеценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентациив социальныхролях и межличностных отношениях.
Конструирование приложений к уроку.
Приложения включают в себя все дидактическое сопровождение образовательного процесса, то есть дидактические материалы, которые не могут быть включены в формат технологической карты хода урока, но являются не только необходимыми средствами организации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и средствами создания визуального образа проектируемого урока:
а) слайды мультимедийногосопровождения учебного занятия;
б) раздаточный материал: дидактические карточки, инструкции, схемы, диаграммы, тексты;
в) изображения макетов, приборов, с которыми работают учащиеся.