СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое проектирование современного урока.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое проектирование урока -это предварительная разработка основных деталей предстоящего взаимодействия педагога и учащихся, направленного на предвидение педагогом путей достижения целей и достижение всеми учащимися запланированных образовательных результатов средствами предметного содержания и технологического инструментария.

Сущность педагогического проектирования–создание проектов, способных быть реализованными.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое проектирование современного урока.»

Педагогическое проектирование современного урока.


1. Педагогическое проектирование как компонент профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт педагога определяет обобщенную функцию педагога- «педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в школе» . Урок остается основной формой организации образовательного процесса. Педагогическое проектирование урока -это предварительная разработка основных деталей предстоящего взаимодействия педагога и учащихся, направленного на предвидение педагогом путей достижения целей и достижение всеми учащимися запланированных образовательных результатов средствами предметного содержания и технологического инструментария.

Сущность педагогического проектирования–создание проектов, способных быть реализованными.

Функции педагогического проектирования: педогогический процесс осуществляется на основе современных технологий; служит связывающим звеном между педагогической теорией и практикой; благодаря возможности использовать все средства образовательного процесса педагогическое проектирование дает возможность его интенсифицировать, что отражается на повышении качества образования .


2. Структура педагогического проектирования современного урока.

1 этап-моделирование.

Моделирование(создание модели)-это представление будущего урока в виде общего замысла, образа как совокупности элементов и связи, образующих систему, обеспечивающую достижение ЗОР. Учитель выделяет ведущие педагогические идеи, определяющие общий замысел урока, стратегию и тактику предстоящего взаимодействия с учащимися.Исходной идеей построения урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. Общая функция урока-целостное формирование и развитие личности учащего на основе развивающего и воспитывающего обучения. Образоватеьная цель урока вытекает из его исходной идеи и общей функции, поэтому состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: воспитательного, развивающего и познавательного и поэтому носит триединый характер. Реализация триединой цели урока в свою очередь обеспечивается достижением ПОР: личностных, метапредметных, предметных.

Технология педагогического проектирования урока для достижения ПОР требует от учителя детальной продуманности всех условий: отбор содержания образования по теме урока; образовательной технологии; форм и средств. Для повышения воспитательного потенциала учебного материала, нужно включить в урок такой учебный материал, который поможет учащимися в осознании личностного смысла изучаемой темы и приведет к культурному самоопределению.


2 этап-проектирование.

Это этап доведения созданной модели до уровня практического использования. На этом этапе определяется и создается структура урока, каждый компонент которой соотносится с технологическим инструментарием, выбранной образовательной технологии: алгоритмом, методами и средствами.

Примеры структур проектов уроков.



Технология проблемного обучения

Технология развивающего обучения

Основной вид деятельности

Поисково-исследовательская деятельность

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность

Этап урока

Создание пробемной ситуации

Постановка учебной задачи


Исходная информация и/или практическая работа

Вводная беседа

Главный вопрос (проблемного характера)

Выдвижение гипотез

Определение путей и способов их проверки

Исходная информация и/или практическая работа

Вводная беседа

Главный вопрос (продуктивного характера)

Целеполагание учебной деятельности

Планирование предстоящей деятельности


Этап урока

Открытие новых знаний

Изучение новой темы


Проведение исследований (методы: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский)

Логика: проблема, гипотеза, поиск фактов, анализ фактов, вывод.

Выведение базовых понятий

Подведение под понятие

Методы:

Логика: учебная задача, учебные действия и операции(ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

Этап урока

Применение новых знаний

Применение новых знаний


Разноуровневые задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера

Рефлексивная оценка и самооценка

Проектно-ориентированные и ситуационные задачи

Рефлексивная оценка и самооценка


Содержание образования оформляется как учебный материал и распределяется по этапам урока для будущего предъявления учащимся.

Новый стандарт требует отбор содержания образования как деятельности самого ученика, его внутреннему образовательному приращению и развитию. В новое содержании образования, в соответствии со Стандартом, должны быть включены не только теоретические, но и методологические знания, обеспечивающие формирование и развитие УУД учащихся. В центре внимания учителя должно находиться формирование мировоззрения ученика, которое является для него приоритетным направлением образовательной деятельности, так как оно выступает в качестве системообразующего элемента структуры личности, дающего человеку целостное представление об окружающем мире и определяющего становление личности в качестве социального субъекта.


3 этап- конструирование.

Это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к реализации в конкретных реальных условиях.

Методическая задача учителя- продумать и зафиксировать весь комплекс условий результативного взаимодействия учителя и учащихся. На этом этапе учителю важно грамотно сконструировать собственную деятельность, обеспечивающую организацию деятельности учащихся.

Конструирование включает в себя: конструирование паспорта урока, конструирование технологической карты хода урока и конструирование приложений к уроку.

1. Урок выступает единицей педагогического процесса, обладающего своей структурой (компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, и результативный), отсюда и структура паспорта урока строится на основе тех же компонентов (приложение 1)

Приложение 1

Конструирование паспорта урока

Структура паспорта проекта урока

Компоненты

Предмет, класс

ФИО учителя, название ОУ


Целевой

Тема урока


Образовательная цель

Формирование …..культуры личности, развитие….N-классников на основе осмысления…

Планируемые образовательные результаты


Программные требования к разделу «…..»

ЛР:

РУД-6:

ПУД-2:

КУД-1:


Содержательный

Программное содержание


Мировоззренческая идея


Ценностно-смысловые ориентиры


План содержания темы

1.

2.

3.

Основные понятия


Организационно-деятельностный

Тип урока


Форма урока


Образовательная технология


Оснащение урока


Место проведения


Мизансцена урока


Предварительная подготовка учащихся


Домашнее задание




Конструирование технологической карты хода урока

Новые образовательные стандарты поставили учителя перед необходимостью отражать в проектах уроков деятельностную составляющую личностно-ориентированного и компетентностно-ориентированного взаимодействия. Средством повышения деятельностной составляющей образовательного процесса является технологическая карта хода урока.

Характеристика технологической карты хода урока:


1) технологическая карта имеет статус документа;

2)в карте хода урока описывается весь процесс, где описывается операции и их составные части;

3) в технологической карте представлен весь технологический инструментарий достижения запланированных образовательных результатов урока(методы, приемы, средства);

4) описание взаимодействия учителя и учащихся представляет целостный визуальный образ процесса;

5) технологическая карта хода урока отражает сущность обучения, характеристиками которого выступают: целенаправленность, двусторонний характер, активное взаимодействие( преподавание и учение)

6) техноогическая карта хода урока оформляется в табице следующего вида: 1 вариант. Чтобы получить планируемый образовательный результат, учитеь предлагает учащимся задание, учащиеся должны его выпонить

( указываются методы, средства,формы):


ПОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭТАП УРОКА




ЭТАП УРОКА



2 вариант. Учитель предлагает учащимся задание, которое они должны выполнить ( указываются методы,средства,формы), чтобы получить планируемый образовательный результат.




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ПОР

ЭТАП УРОКА




ЭТАП УРОКА



7) Конструирование хода урока предполагает:

а) обозначение этапов урока, количество и последовательность которых определяется логикой технологии, выбранной учителем для реализациицелей данного урока. Только первый (Организационный) и последний(Подведение итогов урока) остаются неизменными;

б) распределение отобранного содержания образования и учебного материала поэтапам урока;

в) перенос кодированных ПОР из паспорта урока, осмысление и выбор целесообразных УУД и технологического инструментария;

г) выстраивание упорядоченной последовательности целесообразных заданий, действий субъектов образовательного процесса;

д) координация и синхронизация ПОР , заданий и действий (методов, средств и форм);

е) определение системы методов и форм педагогического контроля, диагностических средств для оценки и самооценки образовательных результатов обучающихся;

ж) конструирование содержания личностной рефлексии и форм ее фиксации.

Конструирование предполагает четкое обозначение методов, форм и средств планируемых образовательных результатов. В технологической карте не допускается содержание, которое может отвлекать от сути целенаправленного педагогического взаимодействия. Чтобы придать личностный смысл изучаемой информации, изучение нового материала полезно начинать с эпиграфа, который обозначит проблемный контур урока, должен вызвать у учащихся сопережевание, побудить к диалогу, дискуссии. Поэтому здесь важно продумать вопросы проблемно-смыслового диалога. Если в качестве метода выбрана вводная беседа , учителю необходимо сконструировать систему вопросов репродуктивного, продуктивного и проблемного характера. Беседа должна вывести учащихся на главный вопрос урока, который запустит целеполагание и планирование предстоящей учебно-познавательной деятельности или к выводу, способствующему их жизненному, личностному или профессиональному самоопределению; действиям смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основеценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентациив социальныхролях и межличностных отношениях.


Конструирование приложений к уроку.

Приложения включают в себя все дидактическое сопровождение образовательного процесса, то есть дидактические материалы, которые не могут быть включены в формат технологической карты хода урока, но являются не только необходимыми средствами организации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и средствами создания визуального образа проектируемого урока:

а) слайды мультимедийногосопровождения учебного занятия;

б) раздаточный материал: дидактические карточки, инструкции, схемы, диаграммы, тексты;

в) изображения макетов, приборов, с которыми работают учащиеся.