ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Ларисова Ирина Анатольевна
ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»,
г. Муравленко
Larisovai@mail.ru
89220654589
Процесс профессионального самоопределения подростков в современных условиях модернизации образования сопряжен с рядом организационных и содержательных трудностей, что требует особого характера управления имеющимися ресурсами и их рационального использования. В этом контексте особую актуальность приобретает вопрос создания педагогических условий сопровождения как средства данного процесса.
Под педагогическим сопровождениемпонимается создание внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, то есть относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.
Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [3].
Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2].
В.И.Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [1].
Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направляемых в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих.
Анализ научной и методической литературы по проблеме педагогического сопровождения позволяет сделать вывод о том, что именно модернизационные процессы в образовании актуализировали разработку психолого-педагогических и управленческих концепций, а также моделей сопровождения. Так, появление психологической службы вструктуре общеобразовательной школы (1993 год) связано с понятием психолого-педагогического сопровождения и разработкой концепции деятельности педагога-психолога как сопровождения личностного развития ребенка (М.Е.Битянова); введение профильного обучения детерминировало научные исследования и практические разработки по педагогическому сопровождению индивидуальной образовательной траектории учащегося (Е.А.Александрова); переход на новые образовательные стандарты потребовал разработки моделей нормативно-правового, организационного, кадрового, информационно-методического, психолого-педагогического сопровождения и введения их в действие.
Профессиональная ориентация– система средств по активизации профессионального самоопределения личности, рассматривающая человека как субъекта выбора и построения жизненной и профессиональной карьеры.
Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.Профессиональное самоопределение личности — это более узкое понятие. Достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути.
Профессиональное самоопределениехарактеризуется:избирательностью отношения человека к миру профессий;осуществлением выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;постоянным самоопределением субъекта в течение всей жизни;детерминацией внешними событиями (окончание обучения, изменение места жительства и пр.);тесной связью с самореализацией, проявлением социальной зрелости личности.
При этом следует выделить этапы профессионального самоопределения:
1 этап – это детскаяигра, в ходе которой ребенок примеряет на себя разные роли;
2 этап – подростковаяфантазия, когда подросток представляет себя в той или иной профессии;
3 этап – предварительный выбор профессии, когда виды деятельности сортируются в следующем порядке: с точки зрения интересов; способностей; системы ценностей;
4 этап – практическое принятие решения– выбор профессии.
Этапы выбора профессии и принятия решения - более детальное ознакомление учащихся с современными профессиями, информирование их о кадровых потребностях рынка труда– задача профессиональной образовательной организации в рамках профориентационной работы перед началом приёмной кампании.
Изыскания преподавателей и специалистов колледжа в этой областипредставляют систему профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ города, которая диктуется возрастающей потребностью молодого поколения в раннем профессиональном самоопределении, в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям личности и направлена на преодоление противоречий между объективной потребностью личности в самоопределении, в том числе и профессиональном, и существующей системой образования, недостаточно направленной на выработку у старшеклассников компетентности в сфере самостоятельного и ответственного управления процессом самоопределения в современных условиях.
С этой целью колледж становится инициатором и проводит ряд информационно-пропагандистских мероприятий, олимпиад профессионального мастерства студентов «Водитель категории «В», «Лучший мастер по вождению категории «В», научно-практических конференций «На Ямале есть место рабочим профессиям», «Профессиональное образование и производство: новые реалии», «Развитие молодёжных инициатив: направления, технологии, формы», окружной фестиваль молодежных инициатив «Весна молодежнаЯ», молодёжная профильная смена «Фестиваль студенческого творчества», форум «Мой Муравленко» и др., что формирует устойчивый познавательный и профессиональный интерес школьников и студентов.
Таким образом, при организации педагогического сопровождения познавательный интерес и профессиональный интерес становятся устойчиво доминирующими мотивами, побуждающими к активному овладению необходимыми для успешной профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками, результатом взаимодействия которых является формирование профессиональной направленности личности.
При этом учитывается спецификапрофориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения учащихся (информационное, диагностическое, консультационное, тренинговое направления).
Используемые источники:
1.Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие // В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.
2.Борытко Н. М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-товпед. вузов // Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.—98 с.
3.Мухров И.С. Условия формирования профессиональной компетенции молодых квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6195 (дата обращения: 07.04.2017).