СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ларисова Ирина Анатольевна

ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Ларисова Ирина Анатольевна

ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»,

г. Муравленко

Larisovai@mail.ru

89220654589

Процесс профессионального самоопределения подростков в современных условиях модернизации образования сопряжен с рядом организационных и содержательных трудностей, что требует особого характера управления имеющимися ресурсами и их рационального использования. В этом контексте особую актуальность приобретает вопрос создания педагогических условий сопровождения как средства данного процесса.

Под педагогическим сопровождениемпонимается создание внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, то есть относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.

Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [3].

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2].

В.И.Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [1].

Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направляемых в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих.

Анализ научной и методической литературы по проблеме педагогического сопровождения позволяет сделать вывод о том, что именно модернизационные процессы в образовании актуализировали разработку психолого-педагогических и управленческих концепций, а также моделей сопровождения. Так, появление психологической службы вструктуре общеобразовательной школы (1993 год) связано с понятием психолого-педагогического сопровождения и разработкой концепции деятельности педагога-психолога как сопровождения личностного развития ребенка (М.Е.Битянова); введение профильного обучения детерминировало научные исследования и практические разработки по педагогическому сопровождению индивидуальной образовательной траектории учащегося (Е.А.Александрова); переход на новые образовательные стандарты потребовал разработки моделей нормативно-правового, организационного, кадрового, информационно-методического, психолого-педагогического сопровождения и введения их в действие.

Профессиональная ориентация– система средств по активизации профессионального самоопределения личности, рассматривающая человека как субъекта выбора и построения жизненной и профессиональной карьеры.  

Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.Профессиональное самоопределение личности — это более узкое понятие. Достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути.

Профессиональное самоопределениехарактеризуется:избирательностью отношения человека к миру профессий;осуществлением выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;постоянным самоопределением субъекта в течение всей жизни;детерминацией внешними событиями (окончание обучения, изменение места жительства и пр.);тесной связью с самореализацией, проявлением социальной зрелости личности.

При этом следует выделить этапы профессионального самоопределения:

1 этап – это детскаяигра, в ходе которой ребенок примеряет на себя разные роли;

2 этап – подростковаяфантазия, когда подросток представляет себя в той или иной профессии;

3 этап – предварительный выбор профессии, когда виды деятельности сортируются в следующем порядке: с точки зрения интересов; способностей; системы ценностей;

4 этап – практическое принятие решения– выбор профессии.

Этапы выбора профессии и принятия решения - более детальное ознакомление учащихся с современными профессиями, информирование их о кадровых потребностях рынка труда– задача профессиональной образовательной организации в рамках профориентационной работы перед началом приёмной кампании.

Изыскания преподавателей и специалистов колледжа в этой областипредставляют систему профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ города, которая диктуется возрастающей потребностью молодого поколения в раннем профессиональном самоопределении, в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям личности и направлена на преодоление противоречий между объективной потребностью личности в самоопределении, в том числе и профессиональном, и существующей системой образования, недостаточно направленной на выработку у старшеклассников компетентности в сфере самостоятельного и ответственного управления процессом самоопределения в современных условиях.

С этой целью колледж становится инициатором и проводит ряд информационно-пропагандистских мероприятий, олимпиад профессионального мастерства студентов «Водитель категории «В», «Лучший мастер по вождению категории «В», научно-практических конференций «На Ямале есть место рабочим профессиям», «Профессиональное образование и производство: новые реалии», «Развитие молодёжных инициатив: направления, технологии, формы», окружной фестиваль молодежных инициатив «Весна молодежнаЯ», молодёжная профильная смена «Фестиваль студенческого творчества», форум «Мой Муравленко» и др., что формирует устойчивый познавательный и профессиональный интерес школьников и студентов.

Таким образом, при организации педагогического сопровождения познавательный интерес и профессиональный интерес становятся устойчиво доминирующими мотивами, побуждающими к активному овладению необходимыми для успешной профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками, результатом взаимодействия которых является формирование профессиональной направленности личности.

При этом учитывается спецификапрофориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения учащихся (информационное, диагностическое, консультационное, тренинговое направления).


Используемые источники:

1.Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие // В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.

2.Борытко Н. М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-товпед. вузов // Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.—98 с.

3.Мухров И.С. Условия формирования профессиональной компетенции молодых квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6195 (дата обращения: 07.04.2017).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!