СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое сопровождение ребенка как одна из тактик педагогической деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое сопровождение ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое сопровождение ребенка как одна из тактик педагогической деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.


Одной из тактик педагогической деятельности является педагогическое сопровождение.


Термин «педагогическое сопровождение» все чаще употребляется в последних исследованиях по педагогике. Анализ трактовки педагогического сопровождения разными исследователями позволяет установить существование разных, порой взаимоисключающих, представлений о данном феномене и его характеристиках.


Обращает прежде всего на себя внимание трактовка педагогического сопровождения либо как предельно широкого, либо как предельно локализованного образовательного явления.


Наиболее полное обсуждение сущности и содержания педагогического сопровождения предпринято Е.А. Александровой. Прежде всего отмечается необходимость организации педагогического сопровождения, основанного на парадигме гуманного личностно ориентированного образования. Педагогическое сопровождение, с точки зрения Е.А. Александровой, – это педагогическая деятельность, суть которой заключается... в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика и / или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии. Наряду с воспитывающей, обучающей и поддерживающей функциями работы педагога существует еще и сопровождающая функция, которая, следовательно, по сравнению с обучением и воспитанием имеет собственную область осуществления. Основные направления педагогического сопровождения следующие: аналитико-проектирующее, консультирующее, координирующее, организационное.


К способам педагогического сопровождения исследователь относит следующее:

1. Создание педагогических ситуаций самоопределения.

2. Определение со старшеклассниками критериев, вариантов и последствий свободного ответственного выбора стратегий учения.

3. Совместное с учащимися построение последовательности образовательной деятельности

4. Рефлексивное взаимодействие педагогов и старшеклассников по поводу продуктов образовательной деятельности.

5. Создание и культивирование атмосферы открытости, толерантности и уважения к иной позиции.



В исследованиях по психологии обосновывается необходимость сопровождения учеников в образовательном процессе. Оно необходимо потому, что ученики в силу недостаточной компетентности и опыта деятельности часто не в состоянии самостоятельно принять адекватное ситуации решение. Сопровождение необходимо и для снятия перегрузок учеников, предупреждения неоправданных, а значит, и неоптимальных затрат ими времени и сил в усвоении содержания образования. Наконец, педагогическое сопровождение позволяет многие неосознаваемые учениками в процессе образования явления актуализировать, помочь осознать их значение и обрести смысл собственной учебной деятельности. Такое назначение педагогического сопровождения в образовательном процессе реализуется для любого его явления. Важно учитывать и своевременность сопровождения, необходимость исправления деформаций восприятия учениками образовательных ситуаций «здесь и теперь». В определенной степени педагогическое сопровождение призвано осуществлять оперативное вмешательство в учебный процесс, предупреждая заблуждения учеников. Именно поэтому интенсивность педагогического сопровождения должна меняться в зависимости от уровня самостоятельности ученика, иногда приобретая «точечный», разовый характер.


Таким образом, возможности педагогического сопровождения учеников зависят от глубины и степени разработанности такого сопровождения. Его первичное существование в виде гуманистического взаимодействия педагога с учениками хотя и позволяет повысить комфортность в образовательном процессе, но не устраняет ситуации дезориентации их в содержании образования. Только специальная разработка второй составляющей педагогического сопровождения – создания моделей ориентировочной основы деятельности – позволяет сделать сопровождение не только психологически комфортным, но и дидактически управляемым.