Доклад Купрякова Е.Н
«Педагогическое выгорание»
«Как не «сгореть» на работе». Тема, на мой взгляд, очень актуальная и многие педагоги возьмут из нее то, что действительно пригодится в работе и жизни.
В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.
Профессиональный труд УЧИТЕЛЯ отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки.
Симптомы профессионального “выгорания”
Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):
истощение, усталость;
бессонница;
негативные установки;
пренебрежение исполнением своих обязанностей;
увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
уменьшение аппетита или переедание;
усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);
усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
чувство вины;
переживание несправедливости.
Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.
Этому феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Били ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят с работы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит «опустошенность» человека.
Стадии профессионального выгорания:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• возникают недоразумения с клиентами (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Симптомы профессионального выгорания:
Первая группа - психофизические симптомы:
· Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
· ощущение эмоционального и физического истощения;
· снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
· общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
· частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
· резкая потеря или резкое увеличение веса;
· полная или частичная бессонница;
· постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
· одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
· заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа - социально-психологические симптомы:
· Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
· повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
· частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
· постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
· чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
· чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
· общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Третья группа - поведенческие симптомы:
· ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
· сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
· постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
· руководитель затрудняется в принятии решений;
· чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
· невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
· дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;
· злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Синдром эмоционального выгорания – нарастающее эмоциональное напряжение,
психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительные стрессовые ситуации или разочарование. Специфический вид профессиональной деформации лиц, работающих с людьми.. Постоянный эмоциональный контакт со значительным количеством людей ведет к возникновению хронической усталости. Психическое выгорание включает в себя три основных составляющих,
проявляющихся поэтапно: эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением
понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты
воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них. Редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Иными словами, на последнем этапе специалист переживает утрату профессионального мастерства. Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми.
Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала
свою книгу: «Эмоциональное сгорание- плата за сочувствие».
Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем
месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями.
К организационным факторам, способствующим выгоранию , относится
следующие:
Высокая рабочая нагрузка
Отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства
Недостаточное вознаграждение за работу как моральное, так и материальное
Невозможность влиять на принятие важных решений
Двусмысленные, неоднозначные требования к работе
Отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы
Необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным,
например, необходимость быть эмпатичным.
Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди
сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и
пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под
воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Что же может помочь в разрешении данной проблемы?
Есть очень важное условие, которое состоит в наличии разделения между работой
и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо
ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распростронять ее на
домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены «снижением рутинности», когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях , полностью не связанных с работой , которые позволяют им расслабиться , перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой . Иногда это могут быть физические упражнения или просто горячая ванна , или уединение на некоторое время в парке , чтобы поразмышлять. Как утверждают психологи, занимающиеся этой проблемой: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе , другим людям и своей
работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, испытывающие четыре
распространенных мифа.
Проверьте: не ваша ли это позиция?
Миф первый: «Жить надо для людей».
Основная идея этого мифа - «человек должен жертвовать собой ради других». У
таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым , просить о помощи . Они запрещают себе обычные чувства : у них не может быть просто любви и просто работы - лишь великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть.
Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не
доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы , любви, но признаться в этом - выше их сил.
Советы для «светочей»:
Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о
себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше
никогда не путайте их.
Миф второй: «Если не Я, то кто же?»
Такой человек чувствует себя в своей тарелке лишь, когда кого-то спасает. Одни
делают это профессионально, выбирая специальность психолога, педагога, медсестры,
социального работника. Другие спасают «на общественных началах»: у них обязательно есть куча знакомых - неудачников - друг с проблемами, несчастная подруга, мужалкоголик… Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если посмотреть с другой стороны, то окажется что, «спасение утопающих» для них единственно доступный способ почувствовать себя нужным и для «спасателей»: обрести некоторую власть над другими.
Советы для «спасателей»:
Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда
не прожить собственную. Если вы «профессиональный спасатель», возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.
Лучший способ позаботиться о человеке - помочь ему понять, что он может решать
проблемы самостоятельно. Попробуйте действовать именно так, а не взваливайте на себя груз чужих забот. Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасать, задайте себе два вопроса: « Так ли уж ему это нужно?» и « Может он сам справиться?».
Миф третий: « Я должен быть для всех хорошим».
Они мягки, податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе, сказать «нет»: ведь люди могут обидеться. Окружающие этим упоением пользуются, и постепенно под улыбкой «червонца» разгораются обида и гнев, выжигающие человека изнутри.
Советы для «червонцев»
Есть замечательный афоризм: « Успокойся: ты не можешь быть лицом ко всем,
кому-то достаются и другие стороны!» Крупными буквами напишите его на листе и
повесьте на той стене, куда чаще всего обращается ваш взгляд.
Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право
быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав. Научитесь говорить «нет», не испытывая при этом ни раздражения, ни вины. Если сделать это самостоятельно не получается , обратитесь к психологу. Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот кому это выгодно, таким образом человек манипулирует вами.
Миф четвертый: « Работа превыше всего!»
Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне: « Все выше, и выше, и
выше…». Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться.
Порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше ее никто не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются в офисе и бояться уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.
Советы для трудоголиков :
Помните «Бессердечье к себе - это тоже увечье». Вы имеете право на свободное
время. Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте все деловые бумаги и мысли. Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически
разграничите две разные сферы жизни : работу и отдых.
Найдите себе увлечение и жестко определите время на него. Строго контролируйте
выполнение. Если вы женщина, перед выходом с работы пользуйтесь другими, более
легкомысленными, чем обычно духами: они придадут соответствующий внутренний
настрой.
Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
Старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки
Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой
Проще относитесь к конфликтам на работе
Как ни странно звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Помните! Работа - всего лишь часть жизни.
Что делать?
ПАМЯТКА: ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!