СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет "Здоровьесбережение в школе"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для педагогов. Тема актуальная "Здоровьесбережение в школе"

Просмотр содержимого документа
«Педсовет "Здоровьесбережение в школе"»

ПРОЕКТ «ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ШКОЛЕ» МОУ «Павловская СОШ» Учитель ОБЖ Н.А.Протвень ,

ПРОЕКТ

«ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

В ШКОЛЕ»

МОУ «Павловская СОШ»

Учитель ОБЖ Н.А.Протвень ,

Объект исследования   Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения

Объект исследования

  • Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения
  • Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения
  • Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения
  • Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения
  • Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения
Предмет исследования Показатели, характеризующие здоровье сберегающую среду Факторы, влияющие на ее формирование

Предмет исследования

  • Показатели, характеризующие здоровье сберегающую среду
  • Факторы, влияющие на ее формирование
Главная цель  Определить факторы, влияющие на образовательную среду образовательного учреждения Определить и описать риски, связанные с негативным влиянием на физическое, психическое и эмоциональное здоровье участников образовательного процесса

Главная цель

  • Определить факторы, влияющие на образовательную среду образовательного учреждения
  • Определить и описать риски, связанные с негативным влиянием на физическое, психическое и эмоциональное здоровье участников образовательного процесса
История проблемы Активное изучение влияния учебных нагрузок и условий обучения на здоровье школьников началось с сер Х I Х в. В 70-х годах профессор Н.И.Быстров и доктор В.Г.Нестеров, установили, что % головных болей и расстройств нервной системы пропорционально возрасту и кол-ву часов, уходящих на систематическое обучение.

История проблемы

  • Активное изучение влияния учебных нагрузок и условий обучения на здоровье школьников началось с сер Х I Х в.
  • В 70-х годах профессор Н.И.Быстров и доктор В.Г.Нестеров, установили, что % головных болей и расстройств нервной системы пропорционально возрасту и кол-ву часов, уходящих на систематическое обучение.
Актуальность темы В первый класс поступают 27-28% условно здоровых детей Оканчивают начальную школу – 22% Завершают школьное обучение – 19% условно здоровых детей За годы обучения потеря здоровья – 9%

Актуальность темы

  • В первый класс поступают 27-28%

условно здоровых детей

  • Оканчивают начальную школу – 22%
  • Завершают школьное обучение – 19% условно здоровых детей
  • За годы обучения потеря здоровья – 9%
Приоритетная задача ОУ Создать условия минимизации неблагополучного состояния здоровья детей (здоровье сберегающую образовательную среду)

Приоритетная задача ОУ

Создать условия минимизации неблагополучного состояния здоровья детей

(здоровье сберегающую

образовательную среду)

Определение понятия «здоровье» Более 300 определений. Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)

Определение понятия «здоровье»

Более 300 определений.

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия,

а не только отсутствие болезней или дефектов.

(Всемирная организация здравоохранения)

Здоровье Физическое – гармония физиологических процессов Психическое - состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция Духовное – система ценностей и убеждений

Здоровье

  • Физическое – гармония физиологических процессов
  • Психическое - состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция
  • Духовное – система ценностей и убеждений
Здоровье Нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Социальное - здоровье общества и окружающей среды для каждого человека

Здоровье

  • Нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
  • Социальное - здоровье общества и окружающей среды для каждого человека
Здоровье ребенка его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями, в которых он живет. Для детей 6-17 лет – основная среда школа, где они проводят до 70%  времени бодрствования.

Здоровье ребенка

  • его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями, в которых он живет.
  • Для детей 6-17 лет – основная среда школа, где они проводят до 70% времени бодрствования.
Образовательная среда и формирующие ее образовательные технологии Здоровье сберегающие – минимизация отрицательного воздействия Здоровье формирующие - направлены на формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (академик М.Безруких, профессор В.Сонькин, кандидат медицинских наук Н.Смирнов, доктор медицинских наук В.Ф.Базарный)

Образовательная среда и формирующие ее образовательные технологии

  • Здоровье сберегающие – минимизация отрицательного воздействия
  • Здоровье формирующие - направлены на формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни
  • (академик М.Безруких, профессор В.Сонькин, кандидат медицинских наук Н.Смирнов, доктор медицинских наук В.Ф.Базарный)
Для здоровье сберегающей образовательной среды характерны: Гигиенически рациональная, эффективная организация учебного процесса Соответствие методик обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка Адекватность требований школы психофизиологическим возможностям учеников

Для здоровье сберегающей образовательной среды характерны:

  • Гигиенически рациональная, эффективная организация учебного процесса
  • Соответствие методик обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка
  • Адекватность требований школы психофизиологическим возможностям учеников
Рациональная организация учебных занятий создание таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения без чрезмерного напряжения, утомления, с высокой работоспособностью условий обучения в строгом соответствии СанПиНам.  (регламентируют комплекс внешних условий жизни школьника):  - определяют требования к помещению школы  (состояние, содержание, оснащение)  - регламентируют учебную нагрузку

Рациональная организация учебных занятий

  • создание таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения без чрезмерного напряжения, утомления, с высокой работоспособностью
  • условий обучения в строгом соответствии СанПиНам.

(регламентируют комплекс внешних условий жизни школьника):

- определяют требования к помещению школы

(состояние, содержание, оснащение)

- регламентируют учебную нагрузку

Показатели эффективной организации учебного процесса Общая школьная учебная нагрузка (уроки, дополнительные занятия) Общая внешкольная учебная нагрузка (время приготовления домашнего задания) Анализ функционального напряжения (по поведенческим реакциям) Анализ субъективной оценки настроения Анализ работоспособности (степень утомления, адекватность нагрузок)

Показатели эффективной организации учебного процесса

  • Общая школьная учебная нагрузка (уроки, дополнительные занятия)
  • Общая внешкольная учебная нагрузка (время приготовления домашнего задания)
  • Анализ функционального напряжения (по поведенческим реакциям)
  • Анализ субъективной оценки настроения
  • Анализ работоспособности (степень утомления, адекватность нагрузок)
 Приведенные в дипломной работе показатели эффективности учебного процесса,  методики оценки организации учебного процесса и школьных факторов риска  предложены академиком М.М.Безруких доступны для анализа  учителю  руководителю образовательного  учреждения

Приведенные в дипломной работе показатели эффективности учебного процесса,

методики оценки организации учебного процесса и школьных факторов риска

предложены академиком М.М.Безруких доступны для анализа

  • учителю
  • руководителю образовательного

учреждения

Общая школьная  учебная нагрузка Анализ расписания учебных занятий, общей школьной нагрузки в течении учебной недели, четверти, года позволяет оценить, рационально ли организован учебный процесс в школе, учитываются ли изменения функционального состояния детей в течение учебной недели и года.

Общая школьная учебная нагрузка

  • Анализ расписания учебных занятий, общей школьной нагрузки в течении учебной недели, четверти, года позволяет оценить, рационально ли организован учебный процесс в школе, учитываются ли изменения функционального состояния детей в течение учебной недели и года.
Общая внешкольная  учебная нагрузка Анализ внешкольной учебной нагрузки (объем домашнего задания и время приготовления уроков) позволяет понять, какие педагоги, учебники, программы перекладывают нагрузку на домашние задания, как перераспределяется нагрузка в течение учебной недели, четверти, учебного года

Общая внешкольная учебная нагрузка

  • Анализ внешкольной учебной нагрузки (объем домашнего задания и время приготовления уроков) позволяет понять, какие педагоги, учебники, программы перекладывают нагрузку на домашние задания, как перераспределяется нагрузка в течение учебной недели, четверти, учебного года
Анализ функционального напряжения  (по поведенческим реакциям) Позволяет понять, насколько сложен для организма весь комплекс учебных нагрузок

Анализ функционального напряжения (по поведенческим реакциям)

  • Позволяет понять, насколько сложен для организма весь комплекс учебных нагрузок
Анализ субъективной оценки настроения Позволяет понять, как чувствует себя ученик в процессе учебных занятий в течение дня.

Анализ субъективной оценки настроения

  • Позволяет понять, как чувствует себя ученик в процессе учебных занятий в течение дня.
Анализ работоспособности Дает возможность оценить выраженность и степень утомления, адекватность учебных нагрузок

Анализ работоспособности

  • Дает возможность оценить выраженность и степень утомления, адекватность учебных нагрузок
Дополнительные показатели  эффективности учебного процесса Анализ уровня школьной мотивации, тревожности (психолог) Анализ текущей заболеваемости, среднее число пропусков по болезни за определенный период или число не болевших учеников (медицинский работник)

Дополнительные показатели эффективности учебного процесса

  • Анализ уровня школьной мотивации, тревожности (психолог)
  • Анализ текущей заболеваемости, среднее число пропусков по болезни за определенный период или число не болевших учеников (медицинский работник)
Один из признаков нарушений в организации учебного процесса -  школьные трудности учеников.  По данным Института возрастной физиологии РАО трудности в обучении отмечают 15-40% школьников
  • Один из признаков нарушений в организации учебного процесса -

школьные трудности учеников.

  • По данным Института возрастной физиологии РАО трудности в обучении отмечают 15-40% школьников
Школьные трудности комплекс школьных проблем, которые возникают при обучении и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально -психологической адаптации и снижению успешности обучения.

Школьные трудности

  • комплекс школьных проблем, которые возникают при обучении и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально -психологической адаптации и снижению успешности обучения.
Причины возникновения школьных проблем -  две группы факторов: Внешние: экологические социокультурные педагогические  Внутренние:  - генетические  - неблагоприятные факторы раннего развития  - нарушения состояния  здоровья  - уровень зрелости мозга

Причины возникновения

школьных проблем - две группы факторов:

Внешние:

экологические

социокультурные

педагогические

Внутренние:

- генетические

- неблагоприятные

факторы раннего развития

- нарушения состояния

здоровья

- уровень зрелости мозга

Факторы риска Социальные, экономические, экологические условия жизни оказывают влияние на развитие школьных трудностей, но не подвластны учителю, родителям. Школьные факторы можно изменить, снять или снизить их неблагоприятное влияние.

Факторы риска

  • Социальные, экономические, экологические условия жизни оказывают влияние на развитие школьных трудностей, но не подвластны учителю, родителям.
  • Школьные факторы можно изменить, снять или снизить их неблагоприятное влияние.
Школьные факторы риска: Стрессовая тактика педагогических воздействий Интенсификация учебного процесса Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей Нерациональная организация учебного процесса Недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей

Школьные факторы риска:

  • Стрессовая тактика педагогических воздействий
  • Интенсификация учебного процесса
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей
  • Нерациональная организация учебного процесса
  • Недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей
Наиболее остро реагируют на нерациональную организацию учебного процесса дети часто болеющие леворукие медлительные гиперактивные

Наиболее остро реагируют на нерациональную организацию учебного процесса дети

  • часто болеющие
  • леворукие
  • медлительные
  • гиперактивные
Результат невнимания к школьным трудностям – нарушение здоровья, особенно нервно-психической сферы (эмоциональное и функциональное напряжение, повышение тревожности).
  • Результат невнимания к школьным трудностям – нарушение здоровья, особенно нервно-психической сферы (эмоциональное и функциональное напряжение, повышение тревожности).
Типичные ошибки педагогов: Неуспеваемость рассматривается не как результат действия школьных факторов риска, а как неспособность ребенка обучению при недостаточном старании. Учитель меняет местами причинно-следственные связи. Безуспешно пытается ликвидировать неудовлетворительный результат обучения.

Типичные ошибки педагогов:

  • Неуспеваемость рассматривается не как результат действия школьных факторов риска, а как неспособность ребенка обучению при недостаточном старании.
  • Учитель меняет местами причинно-следственные связи. Безуспешно пытается ликвидировать неудовлетворительный результат обучения.
Роль педагога  Чтобы образовательные технологии стали здоровье сберегающими необходимо, чтобы педагоги приходили в школу с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования. Педагогический принцип: «Делай не так, как я говорю, а так, как делаю!»

Роль педагога

  • Чтобы образовательные технологии стали здоровье сберегающими необходимо, чтобы педагоги приходили в школу с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования.
  • Педагогический принцип: «Делай не так, как я говорю, а так, как делаю!»
Предмет пристального внимания «синдром выгорания» педагогов:  усталость + утомление + тревожность + напряженность = угроза конфликта ЧТО ДЕЛАТЬ? консультации психолога, с целью снятия эмоционального напряжения, снижения уровня тревожности совершенствование коммуникативной  компетентности посредством тренингов

Предмет пристального внимания

«синдром выгорания» педагогов:

усталость + утомление + тревожность + напряженность = угроза конфликта

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  • консультации психолога, с целью снятия эмоционального напряжения, снижения уровня тревожности
  • совершенствование коммуникативной

компетентности посредством тренингов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!