Просмотр содержимого документа
«Педсовет "Здоровьесбережение в школе"»
ПРОЕКТ
«ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
В ШКОЛЕ»
МОУ «Павловская СОШ»
Учитель ОБЖ Н.А.Протвень ,
Объект исследования
- Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения
- Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения
- Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения
- Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения
- Здоровье сберегающая среда образовательного учреждения
Предмет исследования
- Показатели, характеризующие здоровье сберегающую среду
- Факторы, влияющие на ее формирование
Главная цель
- Определить факторы, влияющие на образовательную среду образовательного учреждения
- Определить и описать риски, связанные с негативным влиянием на физическое, психическое и эмоциональное здоровье участников образовательного процесса
История проблемы
- Активное изучение влияния учебных нагрузок и условий обучения на здоровье школьников началось с сер Х I Х в.
- В 70-х годах профессор Н.И.Быстров и доктор В.Г.Нестеров, установили, что % головных болей и расстройств нервной системы пропорционально возрасту и кол-ву часов, уходящих на систематическое обучение.
Актуальность темы
- В первый класс поступают 27-28%
условно здоровых детей
- Оканчивают начальную школу – 22%
- Завершают школьное обучение – 19% условно здоровых детей
- За годы обучения потеря здоровья – 9%
Приоритетная задача ОУ
Создать условия минимизации неблагополучного состояния здоровья детей
(здоровье сберегающую
образовательную среду)
Определение понятия «здоровье»
Более 300 определений.
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней или дефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)
Здоровье
- Физическое – гармония физиологических процессов
- Психическое - состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция
- Духовное – система ценностей и убеждений
Здоровье
- Нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
- Социальное - здоровье общества и окружающей среды для каждого человека
Здоровье ребенка
- его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями, в которых он живет.
- Для детей 6-17 лет – основная среда школа, где они проводят до 70% времени бодрствования.
Образовательная среда и формирующие ее образовательные технологии
- Здоровье сберегающие – минимизация отрицательного воздействия
- Здоровье формирующие - направлены на формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни
- (академик М.Безруких, профессор В.Сонькин, кандидат медицинских наук Н.Смирнов, доктор медицинских наук В.Ф.Базарный)
Для здоровье сберегающей образовательной среды характерны:
- Гигиенически рациональная, эффективная организация учебного процесса
- Соответствие методик обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка
- Адекватность требований школы психофизиологическим возможностям учеников
Рациональная организация учебных занятий
- создание таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения без чрезмерного напряжения, утомления, с высокой работоспособностью
- условий обучения в строгом соответствии СанПиНам.
(регламентируют комплекс внешних условий жизни школьника):
- определяют требования к помещению школы
(состояние, содержание, оснащение)
- регламентируют учебную нагрузку
Показатели эффективной организации учебного процесса
- Общая школьная учебная нагрузка (уроки, дополнительные занятия)
- Общая внешкольная учебная нагрузка (время приготовления домашнего задания)
- Анализ функционального напряжения (по поведенческим реакциям)
- Анализ субъективной оценки настроения
- Анализ работоспособности (степень утомления, адекватность нагрузок)
Приведенные в дипломной работе показатели эффективности учебного процесса,
методики оценки организации учебного процесса и школьных факторов риска
предложены академиком М.М.Безруких доступны для анализа
- учителю
- руководителю образовательного
учреждения
Общая школьная учебная нагрузка
- Анализ расписания учебных занятий, общей школьной нагрузки в течении учебной недели, четверти, года позволяет оценить, рационально ли организован учебный процесс в школе, учитываются ли изменения функционального состояния детей в течение учебной недели и года.
Общая внешкольная учебная нагрузка
- Анализ внешкольной учебной нагрузки (объем домашнего задания и время приготовления уроков) позволяет понять, какие педагоги, учебники, программы перекладывают нагрузку на домашние задания, как перераспределяется нагрузка в течение учебной недели, четверти, учебного года
Анализ функционального напряжения (по поведенческим реакциям)
- Позволяет понять, насколько сложен для организма весь комплекс учебных нагрузок
Анализ субъективной оценки настроения
- Позволяет понять, как чувствует себя ученик в процессе учебных занятий в течение дня.
Анализ работоспособности
- Дает возможность оценить выраженность и степень утомления, адекватность учебных нагрузок
Дополнительные показатели эффективности учебного процесса
- Анализ уровня школьной мотивации, тревожности (психолог)
- Анализ текущей заболеваемости, среднее число пропусков по болезни за определенный период или число не болевших учеников (медицинский работник)
- Один из признаков нарушений в организации учебного процесса -
школьные трудности учеников.
- По данным Института возрастной физиологии РАО трудности в обучении отмечают 15-40% школьников
Школьные трудности
- комплекс школьных проблем, которые возникают при обучении и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально -психологической адаптации и снижению успешности обучения.
Причины возникновения
школьных проблем - две группы факторов:
Внешние:
экологические
социокультурные
педагогические
Внутренние:
- генетические
- неблагоприятные
факторы раннего развития
- нарушения состояния
здоровья
- уровень зрелости мозга
Факторы риска
- Социальные, экономические, экологические условия жизни оказывают влияние на развитие школьных трудностей, но не подвластны учителю, родителям.
- Школьные факторы можно изменить, снять или снизить их неблагоприятное влияние.
Школьные факторы риска:
- Стрессовая тактика педагогических воздействий
- Интенсификация учебного процесса
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей
- Нерациональная организация учебного процесса
- Недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей
Наиболее остро реагируют на нерациональную организацию учебного процесса дети
- часто болеющие
- леворукие
- медлительные
- гиперактивные
- Результат невнимания к школьным трудностям – нарушение здоровья, особенно нервно-психической сферы (эмоциональное и функциональное напряжение, повышение тревожности).
Типичные ошибки педагогов:
- Неуспеваемость рассматривается не как результат действия школьных факторов риска, а как неспособность ребенка обучению при недостаточном старании.
- Учитель меняет местами причинно-следственные связи. Безуспешно пытается ликвидировать неудовлетворительный результат обучения.
Роль педагога
- Чтобы образовательные технологии стали здоровье сберегающими необходимо, чтобы педагоги приходили в школу с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования.
- Педагогический принцип: «Делай не так, как я говорю, а так, как делаю!»
Предмет пристального внимания
«синдром выгорания» педагогов:
усталость + утомление + тревожность + напряженность = угроза конфликта
ЧТО ДЕЛАТЬ?
- консультации психолога, с целью снятия эмоционального напряжения, снижения уровня тревожности
- совершенствование коммуникативной
компетентности посредством тренингов