Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа им. В.А.Секина п. Шарова
Белинского района Пензенской области
Конспект занятия «Пейте дети молоко...»
интегрированного спецкурса
«Разговор о правильном питании»
по модулю «Две недели в лагере здоровья»
Разработала учитель начальных классов
Тамбовцева С.Е.,
(возраст учащихся: 9-10 лет)
442275, Пензенская обл.,
Белинский район, п. Шарово,
ул. Новая, д№ 7,
[email protected]
2017 год
Цель работы:
Раскрыть значение молока и молочных продуктов для правильного питания младшего школьника
Задачи:
1. Расширить знания о молоке и молочных продуктах.
2.Дать представление о значении молока и молочных продуктов для детского организма, выявить роль молока в жизни человека.
3.Формировать у школьников осознанное отношение к здоровому питанию.
развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
4.Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т.д.).
5.Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Регулятивные УУД:
- работать по предложенному учителем плану;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Формулировать и отстаивать обственное мнение, учитывая иные точки зрения.
Оформление: рисунки, плакаты, выставка продуктов из молока с
Тип проекта: учебный, информационно-исследовательский.
Темы исследований учащихся:
Молоко и его состав.
Молоко разных животных.
Из истории употребления молока.
Методы исследования: наблюдение.
Профессии людей, работающих на ферме.
Поисковая работа с литературными источниками.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступительное слово учителя.
Учитель загадывает загадки:
Белое да не снег,
Вкусное, да не мед.
От рогатого берут
И ребятам пить дают (молоко)
От него – здоровье, сила
И румянец щек всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (молоко)
Не снег, а белое всегда.
Хоть и течет, а не вода. (молоко)
«Оно течет, но не вода.
Оно, как снег бело всегда.
На вкус узнать его легко,
Ведь это в крынке…» (Молоко)
– Сегодня у нас очередное занятие курса «Две недели в лагере здоровья» Ответьте на мои вопросы:
- Что вы знаете о молоке?
- Откуда берется молоко?
-А что вы знаете о корове?
Учитель: Трудно назвать более привычное и знакомое человеку домашнее животное, чем корова.
2. Сообщения детей:
Константин: Корова – жвачное животное. Мама – корова, детеныши – телята.
Предком домашних коров был дикий бык, в частности его вымерший в дикой природе подвид — тур."Кроме короля, нет ничего важнее коровы" - такая поговорка существует у африканцев племени ватусси. И действительно, мясо, молоко, сметана, творог, масло - всем этим мы обязаны корове. В среднем она дает в год 3 - 5 тысяч килограммов молока, но существуют и рекордистки, от которых в год надаивают до 20 тысяч килограммов.
Диана: Крупный рогатый скот был одомашнен очень давно. Конечно, предки современных коров выглядели несколько иначе, чем сейчас. Две тысячи лет назад их доили стоя - высота животных вполне позволяла это делать. А вот коровы которых держали в XVIII веке русские крестьяне, по весу и размерам мало чем отличались от сегодняшних телят, и удоя их едва хватало, чтобы выкормить потомство.
Максим: Корова в крестьянской семье издавна олицетворяла богатство и достаток, русские крестьяне её часто называли кормилицей. Потерять корову, особенно в неурожайные годы, для крестьян было равносильно катастрофе. Поэтому корову в глубинке — в селах, деревнях — всегда очень уважали, всячески оберегали, заботились, относились к ней ласково.
Дойка коровы ручным и механическим способом.


Корова с теленком.

Выпас коров.

3. Копилка ( по очереди дети читают пословицы)
Чтение пословиц, поговорок, потешек, дразнилок.
Рева–корова,
Дай молока!
Сколько стоит?
- Три пяточка.
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
- Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
Звучит песня «Кто пасется на лугу? (слова Ю. Черных, муз. А. Пахмутовой)
Учитель: Почему человек так бережно относится к этому домашнему животному?
Альмир: Молоко превращает беспомощного львенка в мощного зверя. Огромный кит, как и крошечная морская свинка, вскормлен молоком.
Материнское грудное молоко – это единственная идеальная пища, защита от многих болезней. Пожалуй, самая удивительная пища в мире это та, которой животное кормит своих детенышей, - молоко.
Алина: В молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины.
Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!
Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить.
Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
Ребята побывали на ферме, и Ирина Сергеевна, доярка, угощала их молоком. Позднее на классном часе она рассказала, какие продукты и как получают из молока.

Сливки получают сепарированием свежего молока или снятием жира с цельного молока.
Сметану получают заквашиванием сливок чистой сливочной культурой.
Масло получают сбиванием сливок в маслобойке.
Из молока производят различные виды творога . Кислый творог можно получить из сырого молока самопроизвольным его сквашиванием.
Из молока варят сыр по рецепту.
Анна: Молоко очень полезно. Из молока может быть приготовлено множество других вкусных и питательных напитков. Например, кефир. Он «родился» на Кавказе и рецепт этого напитка длительное время сохранялся в секрете. А родиной йогурта считают Балканы. Среди мусульманских народов его называют катык, в Турции – айран.
Учитель:
Молоко, каких животных употребляет человек в пищу?
Егор:Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.
В Индии она считается священным животным.
В Испании употребляют овечье молоко.
В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
Максим: В Египте молоко дает буйвол.
В Перу молочным животным является лама.
В Тибете люди получают молоко от яка.
На севере - от северного оленя.
Во многих странах молоко людям дает коза.
Учитель: Козье молоко относится к элитным продуктам питания. Оно содержит максимально возможное количество веществ, необходимых для человеческого организма в любом возрасте. Самое главное — все биологически ценные компоненты находятся в нем в легкоусвояемой форме
Дойка козы. Коза с козленком.


Выпас коз.

Полина: Целебные свойства козьего молока объясняются наличием в нем казеина в нужной для человеческого желудочно-кишечного тракта форме. Казеин — это сложный белок.
Стас: Оказывает мощное общеукрепляющее воздействие на организм при повышении его иммунитета; исцеляет при регулярном его употреблении заболевания желудочно-кишечного тракта, в том числе и болезни печени, которые трудно поддаются традиционному лечению; рекомендуется при нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы, благодаря прекрасной усвояемости молочных жиров без откладывания их на стенки кровеносной системы; гипоаллергенно; нормализует обменные процессы в организме, в том числе и с участием кальция, что способствует укреплению костей и зубов.
Николай: Незаменимо при лечении переломов; снижает потребность в сладком, благодаря насыщению организма нужным количеством кальция, а также из-за присутствия молочного сахара; незаменимо при диабете любого типа в связи с укрепляющим воздействием на поджелудочную железу; идеально подходит для питания истощенным и пожилым людям, которые нуждаются в полноценном белке.
Константин: Необходимо для включения в пищевой рацион людям, работающих в условиях повышенной радиации; обезвреживает яды и токсины, полностью выводит их из организма. Козьим молоком рекомендуется восстанавливаться после тяжелых отравлений.
4. Выводы.
- Полезно ли молоко?
Дети:
1. Здоровым, сильным никогда не будет тот,
Кто молока совсем не пьёт.
И это верное сужденье,
Ведь пьём его мы с самого рожденья.
2. Сила в нём земли родной
И целебных трав настой,
Солнечных лучей тепло –
Вот, что значит молоко!
3. В молоке полезных много витаминов и веществ.
Пейте молоко парное, чтобы кариес исчез.
Чтобы кости были крепки, не болела голова.
Настроение, чтобы было превесёлое всегда!
4. С детства пьём мы молоко,
В нем и сила и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
5. С ним расту я по часам
И совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
6. Молоко полезно очень
И для взрослых и ребят.
Кашу, йогурт и сметану
Большой ложкою едят.
Альмир: Молоко даёт корова.
Чтоб была она здорова –
Её надо покормить,
А потом уже доить.
Анна: Я Зорьку берегла.
Я ей травку принесла.
А она-то мне за это
160 стаканов молока дала.
Песня «Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…»
Вместе: Шлёт привет вам всем корова.
– Пейте, дети, молоко
Будете…
– Здоровы!!!
5. Викторина
Учитель. Назовите произведения, отрывки из которых вы сейчас услышите, а некоторые и увидите.
1.«Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.
– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди»)
2. «Я бы дяде Федору рубашку красивую купил. А тебе, Матроскин, – сепаратор для молока». («Дни рождения в простоквашино» Э. Успенский)
3. «Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка – по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и козлята»)
4. «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко»)
6. Слово приглашенных на занятие.
Приглашенные: Ирина Сергеевна (доярка),
Василий Васильевич (зоотехник),
Виктор Петрович ( ветеринар) рассказали детям о своих профессиях, о том, что они делают и какие знания им необходимы для работы.
Учитель: Ребята, подумайте «Кем вы хотите стать?»
7. Заключение
Учитель. Наш разговор о молоке и молочных продуктах подошел к концу. Мы вам желаем крепкого здоровья, учитесь выполнять правила здорового питания. Пейте на здоровье молоко коровье! Тогда все будете здоровы.
Все дети угощаются молоком и молочными продуктами.

Результаты работы:
выпущены буклеты «Пейте дети молоко…»
создана презентация «Молоко и молочные продукты»
собраны пословицы и поговорки о молоке и молочных продуктах
проведен конкурс рисунков
проведено родительское собрание «Питание ребенка»
ведется информационно-разъяснительная работа среди учащихся о пользе молока.
заполнен день 8 рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья» образовательной программы «Правильное питание»