СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пейзажная живопись: история развития жанра

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цель проекта: Углубить и систематизировать знания о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Для выполнения поставленной цели проекта Екатерина поставила перед   собой ряд задач:

  1. Познакомиться с историей развития пейзажного жанра.
  2. Дать характеристику пейзажному жанру живописи, его разновидностям.
  3. Ознакомиться с  творчеством  известных художников-пейзажистов.
  4. Выполнить серию пейзажей в различных техниках рисования

Просмотр содержимого документа
«Пейзажная живопись: история развития жанра»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

















ПРОЕКТ

Пейзажная живопись: история развития жанра











Выполнила: Арчилова Екатерина Олеговна, ученица 9А класса

Руководитель: Сартасова Любовь Михайловна,

учитель ИЗО, черчения









р. п. Хор

2023

Содержание


Введение

3

1

Основная часть

4

1.1

Что такое пейзаж?

4

1.2

История развития пейзажной живописи

5

1.3

История развития жанра пейзажа в России

11

1.4

Русские художники – пейзажисты

12

1.5

Дальневосточные художники – пейзажисты

14

1.6

Виды и особенности пейзажной живописи

15

2

Практическая часть

17

3

Заключение

18


Информационные ресурсы

19



































Введение

Природа – это то, что нас окружает и вдохновляет. Нет такого человека, которого бы не восхищал восход солнца, буйная зелень, вид бескрайнего моря или высоких гор. Каждый уголок земли по-своему прекрасен.И когда человек испытывает восхищение при виде пейзажа, он невольно хочет передать свой восторг другим.


Актуальность проекта

Я решила выбрать тему проектной работы – «Пейзажная живопись: история развития жанра», потому что мне было интересно узнать более подробно творчестве известных художников-пейзажистов, углубить свои знания об этом жанре изобразительного искусства и попробовать выполнить серию пейзажей в различных техниках рисования.


Цель проекта

Углубить и систематизировать знания о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Задачи

  1. Познакомиться с историей развития пейзажного жанра.

  2. Дать характеристику пейзажному жанру живописи, его разновидностям.

  3. Ознакомиться с творчеством известных художников-пейзажистов.

  4. Выполнить серию пейзажей в различных техниках рисования








  1. Основная часть

1.1 Что такое пейзаж?

Изображение окружающего мира, как натурального, созданного природой, так и искусственного, сделанного человеком, носит название пейзаж.

Французское paysage переводится как местность, но имеет тесную связь с другими словами: ландшафт декор, вид, ситуация, обстановка, состояние, панорама. В мировой художественной культуре пейзаж имеет два значения:

  1. Жанр изобразительного искусства, где основным объектом выступает окружающий мир, природа.

  2. Отдельное художественное произведение с соответствующим изображением.

В большинстве случаев под пейзажем люди понимают изображение именно дикой природы. Но все то, что преображено человеком и находится вокруг нас, также имеет такое же название.

Особое значение в пейзажных картинах отдается пространству и перспективе. Пейзаж, это всегда рисунок вне помещения, поэтому большое внимание уделяется свету и воздушному пространству.

Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии — для сцен жанровых сюжетов  и портретов.

Постепенно, с развитием научных и опытных знаний, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировались в центральный предмет изображения.

В течение длительного периода времени пейзажные мотивы представляли собой обобщённые, сочинённые, идеализированные виды. Значительным рывком в отношении осознания художником значения пейзажа являлось изображение им конкретной местности.

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленэрного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.


1.2 История развития пейзажной живописи

Люди изображали окружающий мир с древних времен. Элементы пейзажного искусства обнаружены даже в наскальной живописи. Схематические рисунки рек, озер, гор, островов дошли до нас на каменных глыбах. Например, работа древнего художника на плато Тассилин-Аджер в Сахаре (датируемая 7 тыс. до н.э.), где был изображен схематичный рисунок природы рядом с фигурками человека.

Пейзажный мотив, как элемент настенной росписи довольно часто встречается в гробницах правителей Древнего Египта. Например, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях.

С реди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями “Куропатки в скалах”.

В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди других росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска “Морской порт”(I в., роспись из Стабий), представляющая собой настоящий морской пейзаж.

В искусстве китайских художников природа стала главным действующим лицом. В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке, в эпоху Тан. В Китае появилось понятие «шань-шуй», что дословно означало «горы-воды». Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ (Ли Чэн.«Буддийский монастырь в горах»).Картины рассказывали о природе, больше опираясь на чувства и эмоции, чем на пространственную логику. Небо плавно перетекает в горы, водоемы могут находиться в любом месте картины. При этом все изображения сочетаются и перемежаются со стихами и философскими надписями. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей. И ключевой фигурой в истории западного искусства стал Джотто ди Бондоне. Он преодолел иконописную традицию, став подлинным основателем итальянской школы живописи, а также разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург- создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.

Для живописи эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой. Но всё же художники этой эпохи, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы и, в том числе, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, передать характер изображённого человека, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, которая была наполнена условностями в изображении.

Ярким примером этому может служить известный во всём мире «Портрет госпожи Лизы Джокондо» великого деятеля эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи. За спиной молодой женщины открываются безграничные просторы: горные вершины, леса, реки и моря. Этот величественный ландшафт подтверждает, что человеческая личность так же многогранна и сложна, как мир природы. Но постичь все тайны окружающего люди не в силах, и это словно подтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды (презентация).

Но именно как самостоятельный жанр пейзаж вышел в свет в европейском искусстве XVII века. Родоначальником можно считать голландских художников, изображающих картины природы. Изначально эти работы писались на маленьких полотнах, за что живописцы получили название «малые голландцы». Эти картины были пронизаны нежностью и светом, впервые создавались воздушные перспективы.

Для пейзажей того времени выделялось два направления. Идиллическое, с милыми и светлыми рисунками, написанными в стиле романтизма. И героическое, чаще всего связанное с документальными событиями, произошедшими в реальности.

В сороковых-пятидесятых годах достигает полного расцвета творчество Гойена, ведущего художника раннего голландского пейзажа (презентация). В 1660-х годах зарождается гений Якоба ванн Рейсдаля (презентация).Произведениями Гойена завершается один этап развития голландского пейзажа, появление картин Рейсдаля знаменует собой начало другого.

Голландия дала многих прекрасных художников, сделавших изображение природы своей специальностью. Нигде в XVII в. пейзажная живопись не получила такого развития, как в этой маленькой стране.

Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы. Положенные на холст с помощью тонких, ювелирно точных мазков, эти цвета убедительно и реалистично передают вещественность окружающего мира.

В XVII веке в Голландии получила широкое распространение одна из разновидностей пейзажного жанра -марина. В стране мореплавателей и рыбаков морской пейзаж пользовался огромным успехом. В числе лучших художников-маринистов -Я. Порселлис, Я. ванРейсдал.(презентация)

Творчество художников Испании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи. В творчестве Диего Веласкеса (презентация)есть пейзажи, отразившие тонкую наблюдательность великого испанского мастера. Его картины свидетельствуют о зарождении пленэрной живописи: оставив мастерские, художники отправились работать на открытый воздух, чтобы лучше изучить натуру.

В XVII веке в искусстве классицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицисты трактовали природу как мир, подчиненный законам разума.

Так же в XVII веке появилось множество национальных школ, сформировались новые жанры и их разновидности. Это время было весьма удачным для дальнейшего развития пейзажного жанра.

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость жизни, вселяя в зрителей чувство оптимизма (презентация).

В XVIII веке широкое распространение получила ведута- разновидность пейзажного жанра, сформировавшегося в венецианской живописи. Свое начало она ведет от городского, или архитектурного, пейзажа, элементы которого появились еще в искусстве Средневековья. Замечательными мастерами ведуты были Франческо Гварди, Антонио Каналетто, Бернардо Беллотто.(презентация).

В XVIII веке дальнейшее развитие пейзажная живопись получила и в искусстве Франции. Антуан Ватто, которого называли “живописцем галантных праздников”, писал волшебные сцены на фоне чудесных парков. Его пейзажи, выполненные нежными и трепетными красками, очень эмоциональны, они передают разнообразные оттенки настроения (презентация).

Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условности рокайльного искусства. Художники стремились показать зрителю естественную природу, возводимую в идеал. Многие живописцы, работавшие в этот период, обращались к античности, видя в ней прообраз свободы личности. Величественные руины Древнего Рима воссоздают картины ЮбераРобера. Как и другие пейзажисты своего времени, Робер соединял в своих композициях реальность и вымысел (презентация).

Основанные на натурных наблюдениях морские бури и порты Клода Жозефа Верне с их яркими эффектами освещения вызывали восторг современников (презентация). Живопись Верне оказала воздействие на представителей романтического направления, появившегося в европейском и американском искусстве в первой половине XIX века.

Ярчайшими представителями романтического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд, Уильям Тёрнери Джон Констебл, в Германии - Каспар Давид Фридрих.

Красоту простой сельской природы открыли для зрителя французские пейзажисты - такие как Теодор Руссо, Жюль Дюпре. Близка искусству барбизонцев живопись КамиляКоро, стремившегося передать трепетную воздушную среду с помощью оттенков. Его считали своим предшественником французские импрессионисты.

Пленэрные пейзажи Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея (презентация) отражают глубокий интерес художников к изменчивой световоздушной среде. И, тем не менее, произведения импрессионистов показывают как сельскую природу, так и живой, динамичный мир современного города. Видоизмененные традиции импрессионистов использовали в своей живописи художники-постимпрессионисты.

С позиций монументального искусства представляет величественную красоту и мощь природы Поль Сезанн (презентация).

Полны мрачного, трагического чувства пейзажи Винсента ван Гога (презентация).

Солнечные блики на поверхности воды, трепетность морского воздуха и свежесть зелени передают полотна Жоржа Сёра и Поля Синьяка, выполненные в дивизионистской технике (техника живописи, в которой при нанесении на холст красок использовался только чистый цвет) (презентация).

XX в. объединил и предыдущие направления, и все новые реалии. Здесь и пейзажные, и тематические мотивы, эмоциональные нежные картины, гротескные вымысли, городские строгости.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений.

Яркие, напряженно звучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке (презентация).

Пейзажный жанр интересовал художников-сюрреалистов (Сальвадор Дали) и абстракционистов (Василий Кандинский, Хелен Франкенталер), писавших декоративные композиции, в которых главное - впечатление непосредственной импровизации в передаче образов природы.

Признанными мастерами пейзажной живописи в XX веке оставались и представители реалистических направлений Рокуэлл Кент, Джордж Уэсли Беллоуз, Ренато Гуттузо (презентация).

Пейзажная живопись очень изменилась, пройдя путь почти в 9 тыс. лет. Она трансформировалась из простого наскального рисунка в полотна великих мастеров, которые ничуть не уступают действительности.


1.3 История развития жанра пейзажа в России

Но все-таки рассматривая жанр живописи, нельзя обойти и нашу с вами великую страну, которая даровала миру столько великих художников.

В истории развития российской пейзажной живописи можно найти много параллелей с европейским пейзажем. Именно в отечественном искусстве пейзаж всегда занимал особое место. Русские художники именно через пейзаж пытались передать образ родины (А. Васнецов «Родина»).

Первые пейзажные мотивы в отечественной живописи можно увидеть на древнерусских иконах. Практически всегда фигуры святых, Богородицы и Христа изображались на фоне пейзажа. Но полноценным пейзажем назвать это трудно - невысокие холмы здесь обозначали скалистую местность, редкие «беспородные» деревца символизировали лес, а плоские здания представляли собой палаты и храмы.

Появление первых полноценных пейзажей в России датировано 18 веком. Эти работы представляли собой топографические виды петербургских дворцов и парков. В период правления Елизаветы Петровны был выпущен атлас с видами Петербурга и окрестностей, гравюры были выполнены М. И. Махаевым.


В середине 19 века в российской пейзажной живописи уже сформировались собственные принципы восприятия природы и способы ее передачи. От школы М.Н. Воробьева происходят романтические традиции отечественного пейзажа. Эти идеи были развиты его учениками М. И. Лебедевым, Л. Ф. Лагорио и мастером морского пейзажа И. К. Айвазовским.


1.4 Русские художники – пейзажисты

Важное место в русской пейзажной живописи занимает творчество Саврасова Алексея Кондратьевича (презентация). Именно он стал родоначальником национального лирического пейзажа (картина «Грачи прилетели» и другие). Саврасов оказал влияние на ряд пейзажистов, в первую очередь на Л. Л. Каменева и И.И. Левитана.

Алексей Саврасов увлекался живописью с детства. Уже в 19-летнем возрасте он был художником, которого знали в кругах петербургской интеллигенции и даже называли «надеждой русского искусства». Художник создал особый жанр русского пейзажа: он писал обыденные для средней полосы России виды, наполняя их особой тонкой лирикой. Позже Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния и воспитал целое поколение именитых отечественных художников.

Вторую половину 19 века иногда называют золотым веком российского пейзажа. В это время творили такие мастера пейзажной живописи как: Шишкин Иван Иванович (презентация)- один из знаменитых пейзажистов. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустарников, трав. Изображал ли он дубы или березы, они принимали правдивые формы во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, неровности почвы, травы, сухие листья, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. («Рожь», «На севере диком», «Среди долины ровныя»).

Куинджи Архип Иванович(презентация)- известный русский пейзажист, учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени.

Первые его картины: "Татарская деревня при лунном освещении", "Виды Валаама и Ладожского озера", "Исаакиевский собор при лунном освещении" еще неясно указывали на его направление.

Затем явились "Оставленная деревня", "Лунная ночь на Украине" (Третьяковская галерея в Москве), которые дали ему большую известность в публике.

За этим следовали: "Поле и река перед грозой", "Ночь на Днепре", "Березы на поляне", "Березовая роща", "Утро на Днепре" (Третьяковская галерея), "Закат солнца в лесу" и другие.

Левитан Исаак Ильич(презентация)пейзажист, который не получил законченного художественного образования, однако его картины пополняли коллекцию Павла Третьякова, появлялись в экспозициях передвижников и на Всемирной выставке в Париже. В 38 лет живописец получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое когда-то не окончил сам. («Март», «Владимирка», «Березовая роща», «Золотая осень», «Над вечным покоем»).

Левитаноские традиции лирического пейзажа были развиты на рубеже 19 и 20 веков художниками И. С. Остроуховым, С. И. Светославским и Н. Н. Дубовским.

Пейзажная живопись начала 20 века связана, в первую очередь, с творчеством И. Э. Грабаря, К. Ф. Юона и А. А. Рылова. В стилистике символизма создавали пейзажи П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. П. Крымова и В. Э. Борисов-Мусатова. После Октябрьской революции интенсивно развивался индустриальный пейзаж, наиболее яркие представители М. С. Сарьян и К. Ф. Богаевский. Среди отечественных пейзажистов 20 века стоит также отметить Г. Г. Нисского, С. В. Герасимова и Н. М. Ромадина.

Прогрессивный XIX век внес новые изменения в манеру написания полотен и раскрыл талантливых художников, которые и сейчас считаются классиками жанра. Русские пейзажи XIX века покорили мир необычностью исполнения и явили новые имена художников – пейзажистов.


1.5 Дальневосточные художники – пейзажисты

На Дальнем Востоке очень много прекрасных художников пейзажистов, которые любят свой край и эту любовь воплощают в замечательных произведениях искусства.

Федотов Алексей Матвеевич (1919-1985)дальневосточный художник, пейзажист.

В 1958 г. переехал в г. Хабаровск. С 1950 г. участвовал во всех республиканских, с 1956 г. – во всех всесоюзных художественных выставках. Награждался дипломами Министерства культуры РСФСР. В 1962 г. был принят в члены Союза художников РСФСР.

А. М. Федотов начинал, как все художники, с работы в разных жанрах: был оформителем в театре, графиком, писал портреты и композиции, по чужим эскизам исполнял декорации. Но, избрав пейзажную живопись, оставался верным своему призванию до конца. 

Картины А. М. Федотова «Хамардабан», «В горах Саянских», «Витим», «Новое месторождение», «Весна в Забайкалье», «Прибайкалье» и др., экспонировавшиеся на всероссийских, зональных и краевых выставках, быстро оседали в российских музеях: Волгоградском, Ульяновском, Иркутском, Читинском и др. Пейзажи Охотского побережья, Сахалина, Камчатки, Забайкалья участвовали на выставках в Японии, Монголии, ГДР, были постоянным подарочным фондом картин, которыми одаривали почётных гостей города и края.

В пейзажной живописи Хабаровского края многочисленные пейзажи А. М. Федотова занимают особое место и отличаются высоким профессиональным мастерством, подкрепленным прекрасным знанием своего края.

В 1993 году с согласия художников и общественности края на основе Выставочного зала художников была организована Картинная галерея имени А. М. Федотова. 

Савченко Леонид Николаевич - художник-живописец. Родился 17 апреля 1970 года, в г. Вяземский Хабаровского края.

В 1985 году окончил детскую художественную школу в г. Вяземский.

В 1993 г. окончил Хабаровский государственный педагогический институт (ныне - ТОГУ), художественно-графический факультет.

С 1993 года - свободный художник, занимается масляной живописью в стиле реализм. За последние 25 лет создано большое количество произведений, которые находятся в частных коллекциях России, Китая, Японии, США, Германии, Франции и других стран.

Член Хабаровской краевой общественной организации Творческого союза художников России. В 2016 году награжден бронзовой медалью ТСХР за вклад в отечественное изобразительное искусство. В 2017 году награжден серебряной медалью ТСХР.

Персональные выставки художника ежегодно проходят в Хабаровском краевом благотворительном общественном фонде культуры, картины участвуют в групповых выставках: городских, краевых и международных.


1.6 Виды и особенности пейзажной живописи

Природа многолика, и искусство отображает всё её многообразие. На полотнах предстают водопады, леса и реки, горы и озёра, моря и небо, луга и океаны, поля и города. В XX столетии живописцы-пейзажисты обратились даже к космической тематике, отражающей и реалистическое, и фантастическое представление о глубинах Вселенной. Разнообразие тем привело к выделению пейзажных поджанров:

Природный пейзаж. В центре внимания художников — местности, нетронутые цивилизацией, смена времён года, а также всевозможные естественные явления — от летнего дождика до извержения вулкана.

Парковый (или усадебный) — отображение облагороженного ландшафта, которого коснулась рука человека. Образы, как правило, носили идиллический характер. Морской (марина). Разновидность природного, даже получившая собственное название.

Авторов, вдохновлённых морем, называют маринистами. Сначала марины писали со стаффажем (кораблями), но в XIX веке живописцы-маринисты сосредоточились на красоте волн.

Сельский. Этот поджанр возник в рамках пасторалей, приверженцы которых воспевали гармоничную жизнь на лоне природы без горестей и забот. Но постепенно и в сельские образы вторгается реализм.

Городской (урбанистический). Предметом внимания художника-пейзажиста являются архитектура, урбанистика. В работах предстают силуэты городов, руин, а с конца XIX века — и индустриальные сооружения.

Архитектурный. Изображает всевозможные строения. Авторы стараются подмечать самые незаметные детали сооружений.

Индустриальный. Зародился сравнительно недавно, достиг своего пика во времена Советского Союза. Авторы черпали вдохновение на заводах и фабриках, стройках и электростанциях. Некоторые западные художники творили в индустриальном стиле.

Космический. Сравнительно недавно выделившийся подвид. К нему относятся и вполне реалистичные изображения, основанные на знаниях, полученных в результате развития космонавтики, и фантастические, и даже астрально-эзотерические (они превратились в визитную карточку целого направления — русских космистов).

2.Практическая часть

О красоте нашей природы написано немало стихов и книг, спето песен, снято фильмов. Также нарисовано огромное количество картин. Благодаря произведениям искусства выдающихся художников, я смогла понять, как красива и удивительна природа нашей Родины.

Я родилась и живу в Хабаровском крае, с большой любовью отношусь к его уникальному природному миру. Мне очень нравится любоваться родной природой, фотографировать её, рисовать. Уверена, что только здесь, на моей малой Родине, можно увидеть и передать удивительное сочетание ярких и разнообразных оттенков.

Мне не безразлична красота родной природы, поэтому я решила запечатлеть ее на своих работах. Создавая свои картины, старалась передать красоту и свежесть незабываемых дальневосточных пейзажей.

Для работы над своими картинами использовала разнообразные техники: гуашь, акварель, восковые карандашами.

Представляя вам мои работы, я надеюсь, что они доставят вам удовольствие.























3. Заключение

В процессе работы над проектом я приобрела опыт в написании проектной работы, научилась анализировать и отбирать информацию, изучила историю возникновения и развития пейзажного жанра, более подробно познакомилась с творчеством известных художников-пейзажистов, в том числе и дальневосточных.

Выполнила серию пейзажей в различных техниках рисования (акварель, гуашь, восковыми мелками, в смешанной технике).

Я считаю, что цель и задачи, поставленные в начале работы над проектом, достигнуты. Проект найдет свое применение на уроках изобразительного искусства для знакомства учащихся с жанром пейзажа.








































Информационные ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пейзаж

https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/pejzazh-v-zhivopisi-ego-raznovidnosti-evolyuciya-zhanra

https://8-poster.ru/onenews/

https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/peyzazhnaya-zhivopis-istoriya-osnovnye-vidy-i-stili/

https://slide-share.ru/istoriya-razvitiya-pejzazha-kak-zhanra-izobrazitelnogo-iskusstva-russkom-540041

https://www.kmslib.ru/fedotov-m-dalnevostochnyy-hudozhnik-biografiya

https://amf-gallery.ru/content/section_1552611700/

https://dvart.ru/persona-leonid-savchenko