СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пейзажный жанр. Морской пейзаж

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок в 5 классе Пейзажный жанр. Морской пейзаж

Просмотр содержимого документа
«Пейзажный жанр. Морской пейзаж»


5-Й КЛАСС

УРОК-МАСТЕРСКАЯ


Мастерская ценностных

ориентИРОВ и творческой

деятельности

Тема: Композиция в живописи: пейзажный жанр (марина),
изменчивая форма и цвет


После этого урока

ученики смогут: - познакомиться с творчеством художника-мариниста

Ивана Константиновича Айвазовского.

- научиться воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.

-расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету, форме и настроению картины.

-научиться устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета.


ТИП УРОКА: урок-мастерская

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: живопись

Художественные материалы:

листы белой бумаги (формат А3, А4);

акварель, гуашь;

кисти плоские, круглые (“белка”, “щетина”, № 3, 5, 10, 14);

палитры, салфетки, подставки под кисти, вода.

Зрительный ряд:

портрет И. К. Айвазовского.

Основные даты биографии художника.

Его живописные произведения:

“Девятый вал”,

“Чёрное море”,

“Закат на море”,

Карточки, определяющие настроение морской стихии.

Картины марин с различной смысловой нагрузкой.

Музыкальный ряд:

Диски, аудиокассеты с шумом моря. (Ванесса Мэй “Шторм”; Фридерик Шопен “Ноктюрн №1, си-бемоль мажор”, “Прелюдия №7, ля-мажор”; Вангелис “Морская малышка”; Юрий Антонов “Море, море - мир бездонный”).




Знакомство


Ход урока

  1. ИНДУКТОР


(психологическая минутка).

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке рисования?

- У вас на столе лежат 2 смайлика - весёлый и грустный. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.


Звучит музыка (шум моря)


- я предлагаю всем закрыть глаза и немного помечтать под шум моря, крик чаек…

- с чем ассоциируется эта музыка (дети отвечают)


Под ту же музыку начинается показ репродукций картин на морскую тематику.




  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА МАСТЕРСКОЙ


Диалог, подводящий к теме урока:

-Помогла ли вам музыка прочувствовать эти картины?

-В какой из картин вы мысленно побывали?

-К какому жанру живописи вы отнесли бы все эти картины?


На доске размещается тема урока.

Композиция в живописи: пейзажный жанр (марина),
изменчивая форма и цвет


- исходя из темы урока, ребята, давайте определим жанр урока-мастерской:

(работаем, фантазируем, творим… )

- правильно, сегодня мы проведем мастерскую в жанре творческой деятельности .

- а какие результаты вы ожидаете получить от урока?


-во время урока будем учиться воспринимать, понимать произведения искусства и отражать свои впечатления на листе бумаги - живописно.

-научимся воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.

-расширим палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету, форме и настроению картины.

-будем упражняться в умении устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета.

-познакомимся с творчеством известного русского художника-мариниста…


  1. СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Начинается презентация биографии

- этот художник родился в 1817 г. Крым. Феодосия. Чёрное море.

-Годы учёбы (1827-1840) Симферопольская гимназия. Петербургская Академия Художеств.

-1846 г. - 120 персональных выставок!

-Работоспособность мастера (6 тысяч картин!), никогда не писал с натуры, не пользовался набросками - свои “мелодрамы моря” сочинял сам; даже стены его мастерской были пусты, чтобы не мешать игре воображения. Лучшие произведения он создавал “по памяти”, доверяясь силе творческой фантазии.


-Кто ОН? Этот известный русский художник?

- АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ


-в каком жанре он работал? (морской пейзаж-марина)


-давайте мы с вами определим что такое МАРИНА? Через функционально

системный анализ.





  1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ


-Даём определение понятию «марина»

-Всё вокруг входит определённую систему. Итак, морской пейзаж – это система…

- что является надсистемой? (изобразительное искусство)

-какая ОФ (марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря)

-какие ОП (показано море, побережье, подводный мир, водное пространство)

- что является подсистемой (порыв ветра, всплеск волны, живой мир воды, лучи теплого солнца, т.д.)

Всё вывешивается на доску, либо проецируется на экран.


- итак, мы с вами определили, что такое «марина», морской пейзаж.


  1. СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА


-сейчас я предлагаю вам посетить картинную галерею.

Идет показ репродукций картин

-пройдём мимо картины Айвазовского «Черное море»…

-постоим у его работы «Закат на море»

- проходим дальше (пустой со знаком вопроса кадр)

- и наш взгляд остановился у этой чудесной картины


Рассматривание картины “Девятый вал”

- “Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?


-Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.


-Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!

Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.




-С помощью, каких средств выразительности Художнику удалось вызвать у нас такие чувства?


-Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:

контрасты освещения и колорита;

деление пространства на планы;

изображение горстки людей, судорожно держащихся за обломки мачты.


-Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.

Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?

А как нам об этом говорит Художник?


-Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И.К.Айвазовского.



  1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Упражнение из методики критического мышления «Определи морское настроение»


Учащиеся, слушая стихотворение, размещают картины морских пейзажей, характеризующих форму и цвет моря.

Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным
и непокорным,
Поднимающимся
и горбатым.

(учащиеся по очереди крепят на доску картины с соответствующим колоритом моря)

-Айвазовский, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии. И поэтому нам несложно было увидеть всю цветовую гамму моря…




  1. СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Интерактивное упражнение по типу пазл «Морские волны»,

работа в группах.


- у вас на столах лежат карточки, определяющие характер водной стихии. Я предлагаю вам объединиться в группы по характеру стихии.

  • грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная, хмурая, беспокойная

  • печальная, тоскливая, спокойная, засыпающая, таинственная, нежная, ласковая

  • шаловливая, задиристая, радостная, ликующая, игривая, скачущая, неповторимая


- в группе прошу выбрать спикера (лидера)

- прошу соберите пазлы и расположите их в порядке возрастающей яркости –

от тёмного к светлому.

Показ готового варианта


  1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ


-вот один из вариантов работы. Здесь показан переход от тёмного к светлому. Цветовая гамма нижнего тёмного ряда соответствует характеру какой морской стихии (ключевые слова групп-злая), а среднего более светлого (печальная) и, наконец, верхний – самый светлый ряд показывает стихию … (спокойного моря)


  1. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ


-ребята, давайте немного отвлечемся и вспомним, где мы уже успели побывать (галерея)

-а какие чув-ва возникали у вас при выполнении предыдущих заданий?


-Всё это поможет вам при создании следующего вашего коллетивного творческого продукта.




  1. СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Работа в группах по созданию морского пейзажа.

- я предлагаю вам выбрать для своей группы любую из этих кисточек и получить к ней соответствующее задание.

- на выполнение работы у вас есть 15 мин., желаю удачи!


ГРУППА 1 Композиция «Подводный мир»

Техника выполнения: живопись Материал : акварель

Сочини сказку (5-6 предложений) о жизни в подводном царстве



ГРУППА 2 Композиция «Шторм

Техника выполнения: живопись Материал: гуашь

Составь акростихотворение, показывающее характер шторма

Ш-шумящее

Т-_________

О-_________

Р-_________

М-________



ГРУППА 3 Композиция «Летний морской закат»

Техника выполнения: живопись Материал: пастель

Составь кеннинг

  1. Тепло моря

  2. __________

  3. __________



Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.



  1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Презентация продукта деятельности в виде творческой работы.


Все детские работы вывешиваются на доску.


- Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Какое многообразие композиционных, колористиче­ских решений мы находим в ваших пейзажах. В лучших картинах вы сумели решить многие вопросы сегодняшнего урока. И поэтому результаты вашей работы получились впечатляю­щими и заслуживают положительной оценки.


- Хорошо вы все справились со всеми заданиями. А сейчас я предлагаю вспомнить всю деятельность на уроке и, предавая из рук в руки клубок, каждый должен сказать о своих чувствах и эмоциях, настроении на уроке-мастерской.

Идет игра «Клубочек»




-Итак, круг замкнулся, а я прошу вас ещё раз посмотреть на смайликов и поднять ту картинку, которая теперь показывает ваше настроение. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет Композиции в живописи: а именно, морской пейзаж (марина). А потому пусть эти смайлы останутся вам и будут помогать в достижении целей и хорошей работоспособности и на других уроках.

- и конечно я хочу спросить, а может быть в нашей мастерской ещё не все задания выполнены или остались ещё какие-то вопросы (внимание на пустой квадратик)


- сегодня, ребята, вы очень хорошо поработали и именно единение душ, целей, вашего творчеста позволило создать новые шедевры и мы можем поместить их в нашу галерею картин – это ваши работы.


Уроки бывают разные: весёлые, грустные, скучные, интересные. У нас получился урок таким, каким мы его с вами создали!


- Спасибо всем. Урок закончен.


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!