Аблаев Л.С 6 класс биология дата 17.11.22
Урок № 10
Тема: Передвижение веществ в организме животного.
Задачи урока:
познакомить учащихся с особенностями процесса передвижения веществ у животных;
научить учащихся определять значение передвижения веществ в жизни животных;
формировать у учащихся познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями процесса передвижения веществ у животных; учатся определять значение передвижения веществ в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного в осуществлении связи между его органами.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью животных, учатся работать с разными источниками информации.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению
жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру.
Основные понятия урока: гемолимфа, кровь, сердце, кровеносные сосуды.
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении темы.
Ход урока
1.Организационный момент:
Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, решения проблем, подготовка к выполнению проекта. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?
( внимательными, активными, смелыми, организованными)
2.Актуализация знаний.
- Итак, ребята, для начала давайте вспомним, то, что вы уже знаете и ответим на несколько вопросов по прошлой теме:
Письменный опрос
Задание. (взаимопроверка)
Вставьте в текст термины из предложенного списка.
Для передвижения питательных веществ у растений есть _________________________ система. У водорослей ________________ отсутствуют и вещества передвигаются из одной клетки в другую. У высших растений для передвижения воды, минеральных и органических веществ есть ________________________ ткани. Мёртвые клетки для перемещения воды и минеральных веществ из корня называются _________________ . Живые вытянутые клетки, по которым из листьев к корню передвигаются органические вещества, называются ____________________________________ .
Термины: сосуды, транспортная, ситовидные трубки, ткани, проводящие, кора, древесина.
Фронтальный опрос
-
Какие вещества образуются в листьях?
-
Какой ещё орган занимается транспортом?
-
Как поступают вода и минеральные вещества в растение?
-
По чему и куда передвигаются органические вещества в растении?
Учитель демонстрирует модель сердца и задаёт вопросы
1)Что я держу в руках ? (Сердце)
2)Какую функцию выполняет сердце в организме? (Обеспечивает транспорт веществ в организме)
3)Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Назовите тему урока.
4)Учитель помогает сформулировать тему урока «Передвижение веществ у животных» и цель урока: нам предстоит ответить на вопрос: в чем сходство и отличие передвижения веществ у растений и животных
Тема урока «Передвижение веществ в организме животного» - запись в тетрадь. СЛАЙД 3
-Сегодня на уроке нам предстоит составить темы проектов, поставить цели, определить объекты исследования, наметить пути выполнения работы.
3.Определение тем проектов.
Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы. СЛАЙД 4
-
Какие вещества и как перемещаются в организме животных?
-
Какая система органов занимается перемещением этих веществ?
-
Есть ли различия в строении этой системы органов у разных животных?
-Для одноклеточных и многоклеточных организмов характерно движение. Движение осуществляет не только организм, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это перемещение веществ. Таким образом, перенос веществ в организме – это важный процесс жизнедеятельности. СЛАЙД 4
Тема проекта 1. Перемещение веществ у одноклеточных организмов - запись в тетрадь. СЛАЙД 5
- Вспомните представителей одноклеточных животных.
-Может ли быть кровеносная система у простейших?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить, как перемещаются вещества в их клетке?- запись в тетрадь. СЛАЙД 5
Тема проекта 2. Перенос веществ у беспозвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 6
-В ходе эволюции появилась особая система органов – кровеносная система. Дождевой червь имеет развитую кровеносную систему, которая состоит из сосудов. По ним циркулирует кровь. Кровь разносит питательные вещества и кислород. Движение крови по сосудам обеспечивается у червя сокращением «сердец». Кольцевые сосуды соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую кровеносную систему. У моллюсков и насекомых по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, которая выполняет функции крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Потом она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть циркуляцию жидкости у беспозвоночных животных,отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой- запись в тетрадь. СЛАЙД 6
Тема проекта 3. Строение кровеносной системы позвоночных- запись в тетрадь. СЛАЙД 7
-Прежде чем начать рассматривать роль кровеносной системы позвоночных животных в переносе веществ, попробуйте найти черты сходства в строении кольчатых червей и позвоночных. СЛАЙД 8
( И у тех, и у других кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов)
-В чем произошло усложнение кровеносной системы? ( Появилось хорошо развитое сердце)
- У всех позвоночных животных кровеносная система устроена по единому плану. СЛАЙД 9
-
Сердце состоит из предсердий и желудочков.
-
Предсердия собирают кровь из вен, проталкивают ёё в желудочки.
-
Желудочки принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ёё в артерии.
-
Артерии несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.
-
Вены несут кровь к сердцу, имеют клапаны.
-
Капилляры мельчайшие сосуды, пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть особенности строения и работы кровеносной у позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 9
Тема проекта 4 Состав крови позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 10
- Сейчас поговорим о составе крови позвоночных животных. Для этого поработайте с текстом учебника и заполните схему: «Состав крови». СЛАЙД 10
-
Плазма крови – это межклеточное вещество, принимает участие в транспорте веществ и свертывании крови.
-
Эритроциты красные клетки крови. Содержат пигмент гемоглобин, соединяясь с кислородом, разносит его по всему организму. Имеют форму двояковогнутого диска.
-
Лейкоциты бесцветны, имеют непостоянную форму. Они активны, могут самостоятельно передвигаться, защищают организм от микробов.
-
В крови есть кровяные пластинки, их функции связаны с процессом свертывания крови.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить связь состава крови с выполняемой функцией- запись в тетрадь.СЛАЙД 10
4.Домашнее задание.
Выполнить проект на одну из тем, которую определит тест. СЛАЙД 11
1.У одноклеточных организмов вещества перемещаются по
А) сосудам Б) цитоплазме В) кровеносной системе
2. У дождевого червя кровеносная система
А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая
3.Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков, называется
А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген
4.Красные клетки в крови
А) свёртывают крови Б) разносят кислород В) убивают микробов
Проверка теста. СЛАЙД 11
Номер вопроса соответствует номеру темы: неправильный первый ответ-тема вашего проекта, все правильные ответы - тема на выбор
Вспомним:
-Как мы можем оформить проект? (презентация, сообщение, макет).
- Обязательные пункты проекта (тема, цель, обоснование моего выбора,выполнение работы, вывод, используемые источники)
5.Рефлексия Если вы отвечаете да – то поднимаете правую руку, если нет то левую:
Используемая литература.
1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.