СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Передвижение веществ в организме животного

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Передвижение веществ в организме животного»

Аблаев Л.С 6 класс биология дата 17.11.22

Урок № 10

Тема: Передвижение веществ в ор­ганизме животного.

Задачи урока:

познакомить учащихся с особенностями процесса передвижения веществ у животных;

научить учащихся определять значение передвиже­ния веществ в жизни животных;

формировать у учащихся познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных.


Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностя­ми процесса передвижения веществ у животных; учат­ся определять значение передвижения веществ в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолим­фы и крови в транспорте веществ в организме животного в осуществлении связи между его органами.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью животных, учатся работать с раз­ными источниками информации.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению

жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру.


Основные понятия урока: гемолимфа, кровь, серд­це, кровеносные сосуды.


Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении темы.


Ход урока

1.Организационный момент:

Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, решения проблем, подготовка к выполнению проекта. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

( внимательными, активными, смелыми, организованными)


2.Актуализация знаний.

- Итак, ребята, для начала давайте вспомним, то, что вы уже знаете и ответим на несколько вопросов по прошлой теме:

Письменный опрос

Задание. (взаимопроверка)

Вставьте в текст термины из предложенного списка.

Для передвижения питательных веществ у растений есть _________________________ система. У водорослей ________________ отсутствуют и вещества передвигаются из одной клетки в другую. У высших растений для передвижения воды, минеральных и органических веществ есть ________________________ ткани. Мёртвые клетки для перемещения воды и минеральных веществ из корня называются _________________ . Живые вытянутые клетки, по которым из листьев к корню передвигаются органические вещества, называются ____________________________________ .

Термины: сосуды, транспортная, ситовидные трубки, ткани, проводящие, кора, древесина.


Фронтальный опрос

  • Какие вещества необходимы для жизни растений?

  • Откуда растения получают воду и минеральные соли?

  • Какие вещества образуются в листьях?

  • Какой ещё орган занимается транспортом?

  • Как поступают вода и минеральные вещества в растение?

  • По чему и куда передвигаются органические вещества в растении?


Учитель демонстрирует модель сердца и задаёт вопросы

1)Что я держу в руках ? (Сердце)

2)Какую функцию выполняет сердце в организме? (Обеспечивает транспорт веществ в организме)

3)Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Назовите тему урока.

4)Учитель помогает сформулировать тему урока «Передвижение веществ у животных» и цель урока: нам предстоит ответить на вопрос: в чем сходство и отличие передвижения веществ у растений и животных

Тема урока «Передвижение веществ в ор­ганизме животного» - запись в тетрадь. СЛАЙД 3

-Сегодня на уроке нам предстоит составить темы проектов, поставить цели, определить объекты исследования, наметить пути выполнения работы.


3.Определение тем проектов.

Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы. СЛАЙД 4

  • Какие вещества и как перемещаются в организме животных?

  • Какая система органов занимается перемещением этих веществ?

  • Есть ли различия в строении этой системы органов у разных животных?

-Для одноклеточных и многоклеточных организмов характерно движение. Движение осуществляет не только организм, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это перемещение веществ. Таким образом, перенос веществ в организме – это важный процесс жизнедеятельности. СЛАЙД 4


Тема проекта 1. Перемещение веществ у одноклеточных организмов - запись в тетрадь. СЛАЙД 5

- Вспомните представителей одноклеточных животных.

-Может ли быть кровеносная система у простейших?

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить, как перемещаются вещества в их клетке?- запись в тетрадь. СЛАЙД 5


Тема проекта 2. Перенос веществ у беспозвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 6

-В ходе эволюции появилась особая система органов – кровеносная система. Дождевой червь имеет развитую кровеносную систему, которая состоит из сосудов. По ним циркулирует кровь. Кровь разносит питательные вещества и кислород. Движение крови по сосудам обеспечивается у червя сокращением «сердец». Кольцевые сосуды соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую кровеносную систему. У моллюсков и насекомых по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, которая выполняет функции крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Потом она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть циркуляцию жидкости у беспозвоночных животных,отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой- запись в тетрадь. СЛАЙД 6


Тема проекта 3. Строение кровеносной системы позвоночных- запись в тетрадь. СЛАЙД 7

-Прежде чем начать рассматривать роль кровеносной системы позвоночных животных в переносе веществ, попробуйте найти черты сходства в строении кольчатых червей и позвоночных. СЛАЙД 8

( И у тех, и у других кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов)

-В чем произошло усложнение кровеносной системы? ( Появилось хорошо развитое сердце)

- У всех позвоночных животных кровеносная система устроена по единому плану. СЛАЙД 9

  • Сердце состоит из предсердий и желудочков.

  • Предсердия собирают кровь из вен, проталкивают ёё в желудочки.

  • Желудочки принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ёё в артерии.

  • Артерии несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.

  • Вены несут кровь к сердцу, имеют клапаны.

  • Капилляры мельчайшие сосуды, пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть особенности строения и работы кровеносной у позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 9


Тема проекта 4 Состав крови позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 10

- Сейчас поговорим о составе крови позвоночных животных. Для этого поработайте с текстом учебника и заполните схему: «Состав крови». СЛАЙД 10

  • Плазма крови – это межклеточное вещество, принимает участие в транспорте веществ и свертывании крови.

  • Эритроциты красные клетки крови. Содержат пигмент гемоглобин, соединяясь с кислородом, разносит его по всему организму. Имеют форму двояковогнутого диска.

  • Лейкоциты бесцветны, имеют непостоянную форму. Они активны, могут самостоятельно передвигаться, защищают организм от микробов.

  • В крови есть кровяные пластинки, их функции связаны с процессом свертывания крови.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить связь состава крови с выполняемой функцией- запись в тетрадь.СЛАЙД 10


4.Домашнее задание.

Выполнить проект на одну из тем, которую определит тест. СЛАЙД 11

1.У одноклеточных организмов вещества перемещаются по

А) сосудам Б) цитоплазме В) кровеносной системе

2. У дождевого червя кровеносная система

А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая

3.Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков, называется

А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген


4.Красные клетки в крови

А) свёртывают крови Б) разносят кислород В) убивают микробов


Проверка теста. СЛАЙД 11

Номер вопроса соответствует номеру темы: неправильный первый ответ-тема вашего проекта, все правильные ответы - тема на выбор

Вспомним:

-Как мы можем оформить проект? (презентация, сообщение, макет).

- Обязательные пункты проекта (тема, цель, обоснование моего выбора,выполнение работы, вывод, используемые источники)


5.Рефлексия Если вы отвечаете да – то поднимаете правую руку, если нет то левую:

  • Вам понравился урок

  • Было трудно

  • Довольны ли вы темой проекта.



Используемая литература.

1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!