Перелетные птицы. Грач. Скворец. 3 класс
Цель: учить дифференцировать представителей различных групп птиц
Задачи: закрепить обобщающие понятия «перелётные» - «зимующие»;
уточнить знания учащихся о многообразии птиц и их значении для
природы; учить находить сходства и различия различных групп птиц;
развивать навыки применения изученных правил на практике.
развивать внимание, память, логическое мышление, на всех этапах урока;
развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания,
воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к
птицам.
Планируемый результат УУД:
Личностные:
Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.
Освоение личностного смысла и желания учится.
Оценка жизненных поступков при заботе о птицах.
Регулятивные:
Уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Уметь определять цель урока с помощью учителя и самостоятельно.
Уметь самостоятельно работать на уроке, планировать работу по алгоритму, оценивать себя.
Познавательные:
Ориентироваться в индивидуальных заданиях при работе с алгоритмом.
Сравнивать, анализировать, группировать факты и явления по изучаемой теме.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать изучаемую информацию.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, задавать самому вопросы.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя.
Слушать и понимать речь других.
Выполнять и участвовать в работе пары, распределять работу и договариваться друг с другом.
Тип урока: изучение нового.
Форма: путешествие.
Литература:
Худенко Е. Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.- М.: АРКТИ, 2006 г.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателя, гувернеров и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
Программно- методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» по курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 1-4 классах спец.(коррекцион.)образоват. учреждений VIII вида: пособие для учителя/ С. В. Кудрина. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2013.
http://florofauna.ru/birds/scvorec.php
http://festival.1september.ru/articles/625855/
http://nsportal.ru/ap/drugoe/pereletnye-pticy
Ход. Урока.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, красиво. Начинаем наш урок. Кто скажет мне какой сейчас урок? А какой по счету урок? Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов на сегодняшнем уроке. На уроке мы с вами отправимся в путешествие и будем заниматься орнитологией.
Повторение.
- Что такое орнитология? (Наука, изучающая птиц) называется орнитология.)(слайд1)
- Как называются птицы, остающиеся с нами зимой? (зимующие птицы)
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Какая птица прилетает к нам из северных лесов зимой? (снегирь прилетает к нас из северных лесов)
-Что можете рассказать о снегире?
- Какая птица прилетает из лесов и садов по ближе к человеку? Расскажите о ней? (слайд 2.)
- Как люди заботятся о зимующих птицах? (слайд 3)
Посмотрите, на доску.
Найди «Лишнюю птицу» (слайд 4)
- Назовите птиц, которых вы видите?
- Какие птицы будут лишние и почему?
- Что это за птицы?
Кто может назвать тему нашего урока? ( Мы будем изучать перелётные птицы)
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке поговорим о перелётных птицах, проведем сравнение птиц, изучим среду обитания птиц и какую пользу они приносят для человека. (слайд 5)
Актуализация знаний.
Сейчас мы с вами отправимся в научное путешествие, будем исследователями орнитологами, настраиваемся на работу.
Каких перелётных птиц вы знаете?
Ка вы думаете, почему они так называются? (слайд 5)
О каких перелётных птицах мы будем сегодня говорить я предлагаю отгадать загадку.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскач,
А зовётся птица...
(Грач). (слайд7)
- Что вам помогло отгадать загадку?
-Как ученые орнитологи мы сейчас с вами совместно изучим эту птицу.
Посмотрите на план, который нам поможет: (слайд7)
Кто это?
Внешний вид?
Как называется дом?
Как называются птенцы?
Чем питается?
Как эта птица подает голос?
Какую пользу она приносит?
У вас ест карточки, где записан этот план. Можете ориентироваться по ним во время исследования.
Грач. Крупная птица с черным оперением, с острым клювом. Питается насекомыми. Строит гнезда, птенцы называются грачата. Кричит «крак». Он враг вредителям обитающих на полях, в лесах, в садах
Это научное исследование вы запишите и оформите дома.
- Кто может повторить, наш полученный результат?
Я хочу добавить. Грачи это первые перелетные птицы, которые прилетают, их еще называют вестники весны. На полях они собирают земельных червей, личинок майского жука. Свои гнёзда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушку рощи. (слайд6) Прослушивание голоса грача.
- Что вы скажите о голосе, песне грача!
Продолжаем наше путешествия, но прежде чем продолжить работу, мы с вами отдохнем.
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Машут руками.)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)
И несколько не устали! (Дети садятся на свои места.)
Работа над темой урока.
Настроились, уважаемые орнитологи на работу и слушаем следующее задание.
Отгадайте, с какой птицей мы познакомимся сейчас.
Кто прилетает за грачами?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом.
А верней сказать – дворец
Прилетай скорей...
(Скворец). (слайд 8)
- Что помогло отгадать вам?
Об этой птице нам расскажет орнитолог – Максим.
Скворец- некрупная, красивая птица с блестящими чёрным оперением. У него прямой длинный клюв. Клюв помогает из земли доставать червяков. Гнезда скворцы устраивают в закрытых местах — дуплах, трещинах скал. Питаются они главным образом насекомыми и их личинками, дождевыми червями. (Слайд. Прослушивание пения птицы.)
- Что вы услышали в песне скворца?
От себя добавлю. Многие виды скворцов — неплохие певцы, обладающие громким, немного скрипучим голосом; некоторые из них — превосходные пересмешники, Человек для скворцов строит домики, которые называют скворечники. И приколачивают рядом с садом, чтоб скворцы уничтожали вредных насекомых.
Физкультминутка.
Упражнение для глаз.
Игра с мячом. (дети встают в круг)
“У кого кто?”
- У грача – грачонок - грачата.
- У утки – утёнок - утята
- У лебедя – лебедёнок - лебедята
- У соловья – соловьёнок - соловьята
- У журавля – журавленок - журавлята
- У чижа – чижонок - чижата.
- У аиста – аистёнок - аистята
- У скворца – скворчонок - скворчата.
VII. Закрепление.
Вот мы с вами изучили уважаемые орнитологи, две перелетные птицы.
Сейчас мы поработаем над закрепление ваших знаний. У вас карточки. Вы разделены будете на две группы, где должны будете выполнить совместно свою работу.
Карточка.
Расположи картинки в правильной последовательности. Опиши жизнь скворца. (Максим, Саша)
Карточка.
Будь внимателен: найди и исправь ошибки в рассказе.
Здравствуйте, ребята! Вчера на улице я встретил грача. Это крупная зимующая птица. Строит гнёзда на земле. Поет она «чик-чирик», а птенцов вскармливает молоком.(Маша, Лиза)
Индивидуальная карточка: собрать пазл птицу. Назвать, что за птица.(Свирской У.)
О каких птицах мы говорили на уроке?
Итог.
- Что это за птицы?
- Что нового узнали для себя?
-Как называется наука изучающая птиц?
-Когда прилетают перелётные птицы?
-Какое время года сейчас?
-Когда будем ждать перелетных птиц в гости?
- Что вы будете делать дома, повторите задание?
Продолжите высказывание:
Продолжите фразы:
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я хотел(а) бы еще узнать ….
У меня возникли затруднения….
Спасибо за урок!