Открытый урок в инклюзивном классе подготовила: учитель начальных классов Боева Е. М.
2 класс
Тема: Переместительный закон умножения
Задачи: познакомить учащихся с переместительным законом умножения; развивать вычислительные навыки; продолжать формировать умение учеников решать задачи умножением; развивать внимание, наблюдательность, мыслительные операции сравнения, наблюдения.
Личностные планируемые результаты
Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым.
Принятие социальной роли школьника
Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней
Доброжелательность в отношении к одноклассникам.
Метапредметные планируемые результаты
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение учитывать установленные правила в планировании способа решения;
умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия;
способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
умение оценивать правильность выполнения действия;
умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели;
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Предметные результаты
выполнять устно сложение, вычитание, чисел в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание в пределах 100) с использованием таблиц сложения и алгоритмов письменных арифметических действий;
понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
использование речи для регуляции своего действия;
умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
владеть рядом общих приемов решения задач;
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
Коррекционно-развивающие цели:
-развитие мелкой моторики и пальцев рук;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-развитие наглядно-образного мышления.
При планировании урока я учитывала:
необходимость смены деятельности;
чередование активной работы с отдыхом;
обязательное использование наглядных средств.
Учитывая слабое внимание и истощаемость детей с ОВЗ
сложные задания использовать только в середине урока:
чередовать задания, связанные с обучением и задания, имеющие только коррекционную направленность.
При проведении урока я использовала следующие приёмы:
предоставление дополнительного времени для выполнения задания;
близость к учащимся во время выполнения заданий;
максимальная опора на чувственный опыт ребёнка;
максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
опора на более развитые способности ребёнка.
Главным инструментом в обучении предмета математики выбираю здоровьесберегающие технологии. Организую на уроке различные виды учебной деятельности: такие как
групповой метод решения задач,
работа в парах,
различные формы работы с книгой,
самостоятельная работа с использованием аналогии и сравнений,
использование на уроках таких элементов, как викторина, задачи на смекалку, игровые задания,
использование проблемных ситуаций и изложение материала блоками.
На различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения, для развития у учащихся аналитических способностей: способности рассуждать, анализировать, приводить умозаключения.
Устный счет и практические задачи являются неотъемлемой частью в структуре урока математики. При изучении нового материала использую приём перевода математических правил на язык образов.
Закрепление материала провожу с выполнением индивидуальных заданий, связанных с новой темой. В ходе проверочных работ использую мини тесты, математические диктанты, задания с самопроверкой или взаимопроверкой по образцу.
Обязательно провожу коррекционные занятия по устранению пробелов в знаниях учащихся, рефлексию деятельности ученика и всего класса. Соблюдаю режим учебной нагрузки и обязательное наличие физминуток, помогающих восстановить концентрацию внимания на другой вид деятельности.
I Организационный момент.
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать
II Устный счет. (Дети с ОВЗ работают по карточкам)
-На сколько 54 больше, чем 8? Чем 19? Чем 36? Чем 42?
1.На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке - себе,
Поменьше немного - жене.
С пряжками - сыну,
С застёжками - дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили сапожек? 4х4=16
2.Кот с утра сидит у речки.
У него большой улов:
Два щуренка, два ерша,
Два сома и два леща.
Сколько рыбок у кота? 2х4=8
3. Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
4. Помоги старушке сосчитать ватрушки. 2х3=6
Дарит бабушка - лисица
Трем внучатам рукавицы.
Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки
Берегите не теряйте ,
Сколько всех пересчитайте 3 х 2=6(рукавиц)
5. Раз зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед
На пенек зайчата сели,
И по 5 морковок съели,
Кто считать ребята ловок ,
Сколько съедено морковок . 2 х 5=10(морковок)
6. У меня три подружки
У каждой по 3 кружки
Сколько всего кружек
У моих подружек? 3 х3=9(кружек)
На доске
Вычислите значение выражений и найдите лишний пример в каждом столбике:
30 + 6 = 40 + 28 =
6 + 30 = 28 + 40 =
36 – 6 = 68 – 40 =
Какие примеры оставим? (На сложение) Какое свойство сложения можно применить при решении этих примеров? (Переместительное). Как оно звучит? (От перестановки слагаемых значение суммы не меняется)
а + в = в + а
III Изучение новой темы
Подготовка к работе в тетради (Весь класс)
Пальчиковая гимнастика
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят
Каллиграфическая минутка. Пропишите аккуратно число 27 через клеточку до конца сторки. Отступите 2 клеточки вниз, 1 клеточку слева. Поставьте точку.
(Презентация по новой теме для всего класса).
Работа над задачами (устно)
На слайде числовые выражения: 6 + 3 6 · 3 6 - 3 (6 – 3) + 3
Послушайте задачи, подберите к ним числовые выражения:
Миша купил булочку за 6 рублей и чай за 3 рубля, сколько денег он потратил? (1 выражение)
Миша купил 3 булочки по 6 рублей, сколько денег он потратил? (2 выражение)
Булочка стоит 6 рублей, а стакан чая на 3 рубля дешевле. Сколько стоит чай? (3 выражение)
Булочка стоит 6 рублей, а стакан чая на 3 рубля дешевле. Сколько стоит булочка и чай вместе? (4 выражение)
Переместительное свойство умножения
Отряд царской стражи отправился в дозор. Сначала стражники шли тремя рядами (шеренгами) по 4 человека в каждом ряду. Затем они развернулись направо и пошли четырьмя шеренгами по 3 человека в каждой.
– Сколько стражников вышло в дозор?
– Как сначала шли стражники?
– Сколько человек было в каждом ряду?
– Сделайте рисунок.
– Запишите решение.
4 · 3 = 12
– Как потом пошли стражники?
– Сколько стражников было в каждой шеренге?
– Сделайте рисунок.
– Запишите решение.
3 · 4 = 12
– Сравните произведения.
– Что заметили?
– Какой вывод можно сделать? а · в = в · а
Далее учащиеся работают с рисунками в учебнике (с. 56) и произведениями, записанными под ними.
– Сравните произведения.
– Что хотите сказать?
– Какой вывод из этого следует?
- От перестановки множителей значение произведения не меняется
– Прочитайте правило в учебнике. Сравните его с выводом, к которому пришли вы.
– Вы были правы?
– Используя переместительный закон умножения, выполним устно задание 1 (с. 56 учебника).
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Работа над задачами по учебнику.
(Дети с ОВЗ работают с использованием карточек-схем)
Учащиеся читают текст задачи 2 (с. 56 учебника).
– Что в задаче известно?
– О чём спрашивается?
– Нарисуйте к задаче рисунок.
– Как запишете решение задачи?
– Можно ли решить эту задачу по-другому?
– Решите задачу, выполнив действие умножения. (Один ученик работает у доски.)
Работа с геометрическим материалом. (Задача 3 с. 56)
(Дети с ОВЗ работают с использованием карточек-схем)
– Начертите квадрат со сторонами 25 мм.
– Найдите его периметр.
– Проверьте работу друг друга.
IV Развитие навыков счёта учащихся (Рефлексия)
(Для всех, учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся с ОВЗ).
Вариант 1
Найдите значение выражения а – 7 при а = 23, 60, 57, 92
Найдите значения выражений: 65 + 13 65 – 13 58 + 19 58 – 19
В ставьте: 4 х 3 = 3 х 5 х 6 = х 5
6 х 7= х 6 9 х 2 = 2 х
Вариант 2
Найдите значение выражения а + 8 при а = 23, 60, 57, 92
Найдите значения выражений: 35 + 15 35 – 15 64 + 17 64 – 17
В ставьте: 3 х 8 =8 х 10 х 3 = х 3
7 х 9 = х 7 3 х 9 = 9 х
V Итог урока.
– Что нового узнали?
– Почему это важно?
– Всё ли вам было понятно?
– Какая работа вам понравилась больше всего?