СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Перенос слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Перенос слова"»



Урок

русского языка

2 класс

Тема урока:

«Перенос слов»





Составила учитель начальных классов: Рябова Н. М.





2016 год.



Урок русского языка. 2класс

Тема урока. Перенос слов. Учитель: Рябова Н.М.

Цели урока: познакомить с правилами переноса слов; развивать умения анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения; развивать у детей словесно-логическое мышление, наблюдательность, память; воспитывать интерес к изучаемой теме, чувство взаимопомощи;

Задачи урока: открыть совместно с учащимися правила переноса слов; включить каждого ребенка в активную деятельность, дать возможность ощутить радость успеха, оценить свои достижения; учить работать в паре.

Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Тип урока: урок-открытия новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, карточки для работы в паре, презентация к уроку, тест.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Организация деятельности учащихся на уроке: - самостоятельно определять тему урока; ---------ставить цели своей работы на уроке; - высказывать свое мнение по проблеме урока; - отвечать на поставленные вопросы; - оценивать свою деятельность.

Прогнозируемый результат ( формируемые компетентности):

Учебно- познавательная компетентность: умение определять тему урока и ставить цель, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы деятельности в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль, делать выводы.

Коммуникативная компетенция: умение сотрудничать друг с другом в группе, обсуждать проблему, обосновывать свое решение, обмениваться информацией, корректно вести учебный диалог.

Компетенция личностного самосовершенствования (здоровьесберегающая компетенция): умение заботиться о собственном здоровье.



Ход урока

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде:на занятиях, в игре

Смело, четко говорим и тихохонько сидим

Ну-ка, проверь, дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Самоопределение к деятельности. (загадка)

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится

Грусть – тоска ее боится. (улыбка)

- Подарим друг-другу улыбку и отправимся в путь за знаниями.

Девиз нашего урока: «Наблюдаю- замечаю- размышляю- делаю вывод»(на доске).

3.Введение в тему. Актуализация знаний.

Слайд. П Е Н С О Е Р

- Что записано на доске?

- На какие 2 группы можно разделить буквы?

- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки (согласные)?

Чистописание: 1в.- записывает гласные, 2в. – согласные.

Какое слово можно собрать из этих букв? (перенос)

4.Целеполагание.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

- Приходилось ли вам переносить слова?

- Вспомните основное правило переноса слов.

- А как определить количество слогов в слове?

Слайд. Раздели слово «перенос» на слоги. – Как его можно перенести?

4.1. Словарный диктант. (картинный с самопроверкой)

Слайды. Воробей, заяц, петух, Москва, пенал.

- Что такое ударение?

.-Разделите слова на слоги.

- Как определить сколько в слове слогов?

- Кто переносил слово с одной строки на другую?

- Какое использовали правило?

Давайте составим алгоритм переноса слов.

Слайд. - нахожу гласные

- делю слово на слоги

- делю слова для переноса

5. Работа над темой урока. Открытие нового знания.

5.1.Постановка проблемы.

- Все ли слова можно переносить?

Слайд. – Прочитаем шуточное стихотворение А. Шибаева о переносе.

Мы изучаем перенос

Вот как слова я перенес:

«Едва» я перенес: «е-два».

Как получил за это «два».

«Укол» я перенес «у-кол»

И получил за это «кол».

«Опять» я перенес «о- пять».

Теперь, наверно, будет «пять»?

- Получит ли ученик за свою работу «пять»? Почему?



5.2 Первичное закрепление нового знания.

Слайд. Аня, иней, май, стриж, ясень, клен, вяз, осень

Разбейте слова на 2группы.

Запишите: 1в.- слова, в которых один слог.

2в.- слова, в которых 2слога.

Слайд. (самопроверка) Можно ли перенести слова 1группы, 2 группы? Почему?

Слайд. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.

Слайд. Слова из одного слога не переносятся.

5.3. Исследование проблемы. Открытия.

- Так какое правило мы еще открыли?

- Продолжаем делать открытия по данной теме.

Слайды.(й, ь, ъ)

Отгадайте загадку: Люблю я, подбоченясь,

Забраться на поднос,

То кланяюсь учтиво,

То задираю нос. (чайник)

- Как перенести слово? чай-ник (запишите в тетрадь, деля для переноса)

Вывод: Буква й никогда не переносится на другую строку!

Отгадайте загадку: Если громко плачет мальчик,

Значит он поранил пальчик… ( пальчик)

Как перенести слово? Паль-чик (запишите в тетрадь)

Вывод: Буква ь никогда не отделяется от предыдущей согласной.

Как перенести слово? Объ-ехать (запишите в тетрадь)

Вывод: Буква Ъ никогда не отрывается от предшествующего согласного!

Все эти 3 правила можно объединить в одно:

Вывод: Буквы й, ь, ъ при переносе не отрываются от предшествующих букв и остаются на строке.Слайд

5.4.Проблема: как же переносить слова с удвоенной согласной?

(запишите в тетрадь, деля для переноса)

Слайд. сумма тонна

хоккей бассейн

Эти буквы близнецы

Удалые молодцы.

Ты одной закончи строчку,

А с другой ее начни.

Слайд. Самопроверка.

Вывод: При переносе слов с двойными согласными в середине одну согласную оставляют на строке, а другую переносят.

Динамическая пауза: Если слово можно перенести-хлопаем в ладоши,

а если –нет, то топаем ногами.

Мяч, сумка, парта, Оля, урок, книга, игра, змея.

5.5. Работа в парах:

(на карточках): стриж, чайка, урок, пальто, Юлия, друг, подъезд, кино, енот, Россия

.-выпишут слова, которые нельзя перенести и разделят их на слоги;

.- выпишут слова, которые можно перенести и разделят их для переноса;

Проверка: проговаривание в громкой речи.

Беседа о нашей Родине и ее символах, о любви к Родине:

- Лексическое значение слова Россия. – Столица нашей Родины.

Слайд. Символы нашей Родины.

- Как называется наша малая родина?

Слайд.- Объясните смысл пословицы : Человек без родины, что соловей без песни.

Стих. О Родине: Люблю тебя, моя Россия!

Люблю за рай осенний твой!

Люблю озер твоих глаза,

Где неба синь и бирюза.



5.6.Постановка проблемы. Открытия.

- Сколько вариантов переноса слова может быть?

- Отчего это зависит? Пример :Родина разделить на слоги и для переноса.

.Вывод: Способы переноса зависят от количества слогов в слове и от правил переноса

Слайд. Рассмотреть: Ра/и/са, е/лоч/ка, пи/о/ны, те/ле/фон, о/ле/ни, кор/муш/ка, змей/ка, ли/ней/ка, зай/ка, у/ро/ки, и/вол/га.

- Какие слова можно перенести 2 способами?

- Выпишите их и разделите для переноса 2 способами.

Слайд. Самопроверка.

5.7. Музыкальная физкультминутка для глаз. Слайд.

.6. Повторение. Включение нового знания в систему знаний.

6.1. Обобщение. Повторение всех правил переноса. Слайд.

6.2. Самостоятельная работа. Работа с текстом.

- Где нам в жизни будут нужны добытые сегодня знания? ( при записи текстов…)

- Что такое текст?

- Прочитайте и озаглавьте текст: ( Чудесная пора осени)

Настала чудесная пора осени. Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки.

- Какое слово употреблено в переносном значении?(золотые)

- Подберите синоним к слову «золотые». (Желтые)

- Спишите текст. Подчеркните слова, в которых 4 слога.(чудесная-2сп.пер., осенние-1сп.пер., золотые-2сп.пер).

- Выпишите одно любое слово и разделите для переноса.

7. Подведение итогов. Услышим скоро мы звонок

Пора заканчивать урок

Давайте подведем итог.

- Какие правила надо знать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

(слайд) – Вывод- схема.



8. Рефлексия.(самооценка своей работы на уроке)

–Кто может сказать, что я отлично усвоил правила переноса слов?

- Кто еще может ошибиться при переносе слов с одной строки на другую?

Продолжи фразы из рефлексивного экрана:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

-Я выполнил задания…

- Я понял, что…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

- Я попробую..

-Урок дал мне для жизни...

-Я смог…

Слайд. Учитель:

Урок полезен, все понятно.

Лишь, кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

9.Дифференцированное домашнее задание. Слайд.

С. 71, правила переноса выучить,

№ 108, Объединить слова в группы по изученным правилам.

По желанию можно придумать и записать в каждую группу по 2 слова.









10.Анкетирование. Слайд.

Анкета- рефлексия.

(Нужное подчеркнуть.)

1. На уроке я работал-------------------------активно / неактивно

2.Своей работой на уроке я ----------------доволен / недоволен

3. Урок для меня показался ---------------коротким / длинным

4. За урок --------------------------------------устал / не устал

5. Мое настроение стало -------------------лучше / хуже

6. Материал урока мне был ----------------понятен / не понятен

7. Домашнее задание мне кажется ------легким / трудным



11.Слайд. Спасибо! Молодцы!



12.Запасной методический ход. Слайд. Записать слова и разделить их для переноса.






















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя