Тема Перестановка и группировка множителей
Цель: способствовать развитию умений переставлять и группировать множители, решать задачи на встречное движение, выполнять геометрические построения, развивать вычислительные навыки, воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
I. Оргмомент. Сегодня на урок к нам пришла Белоснежка со своими друзьями гномами. Вы, конечно, все знаете о том, что с ней случилось. Мы сегодня должны ей помочь.
2. Задачи на смекалку от Белоснежки.
• Тройка лошадей, на которой Белоснежка и Принц отправились во дворец готовиться к свадьбе, пробежала 15 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (15 км.)
• В корзине у злой королевы лежало 10 яблок. Два из них она разрезала пополам. Сколько яблок в корзине? (10.)
II. Входной контроль. Устная работа.
– На прошлом уроке вы решали задачи на движение, давайте проверим, как вы умеете это делать.
– Послушайте стихотворение-подсказку и используйте его при решении задач на нахождение расстояния, времени и скорости.
Хочешь узнать расстояние, путь,
Скорость на время умножь, не забудь!
Если же скорость захочешь найти,
Путь ты на время скорей раздели!
Чтобы время найти-
Путь на скорость ты дели.
• Белоснежка бежала среди темных деревьев целых три часа и, наконец, остановилась у домика семи гномов, который находился за семью холмами на расстоянии 12 км. С какой скоростью бежала Белоснежка?
– Составьте задачи, обратные данной (дифференцированное задание).
На «5» – самостоятельно составить задачу на нахождение времени.
Все остальные ученики составляют задачу на нахождение расстояния.
• Белоснежка бежала со скоростью 4 км/ч среди темных деревьев очень долго. И, наконец, остановилась у домика семи гномов, который находился за семью холмами на расстоянии 12 км. Сколько времени бежала Белоснежка?
• Белоснежка бежала со скоростью 4 км/ч среди темных деревьев целых три часа. И, наконец, остановилась у домика семи гномов, который находился за семью холмами. Сколько километров пришлось пробежать Белоснежке, прежде чем она добралась до домика семи гномов?
– Зачем вам нужно уметь решать такие задачи? В жизни вам это пригодится?
Вывод: отправляясь в путешествие, мы должны учитывать расстояние до конечного пункта, время, чтобы выбрать нужную скорость передвижения.
– Каждый день гномы уходили на работу в шахту, добывать золото и драгоценные камни. А вы тоже каждый день в свою «кладовочку» складываете драгоценные знания. Вот и сегодня она должна пополниться. Но сначала давайте немножко отдохнем. Физминутка
III. Актуализация опорных знаний.
Создание проблемной ситуации.
7 · 2 · 50 =
– Посмотрите внимательно на числовое выражение. Вызовет ли затруднение вычисление в заданном порядке? Есть ли у вас предположения, как удобнее выполнить вычисление? В каком порядке нужно перемножить эти числа, чтобы быстрее вычислить ответ? (2 · 50 · 7)
– Какой закон умножения вы использовали? (Сочетательный.)
– Итак, мы использовали перестановку множителей. А если множителей много? В каком порядке вы выполните действия в данном числовом выражении? Объясните.
25 · 3 · 4 · 9 =
– Да, если множителей много, то можно использовать группировку.
– Итак, сформулируйте тему урока. (Перестановка и группировка множителей.)
– Пригодится ли этот способ умножения чисел на уроках математики в дальнейшем?
– А сейчас наша задача – отработать навык перестановки и группировки множителей.
– Вспомните и назовите свойства умножения (с. 120).
• От перестановки множителей произведение не изменяется.
2 · 4 · 5 = 2 · 5 · 4
• Два соседних множителя можно заменять их произведением.
(6 · 2) · 5 = 6 · (2 · 5)
8 · 5 · 25 · 4 = (8 · 5) · (25 · 4)
IV. Первичное закрепление.
1. № 65.
– Используя эти свойства, объясните, как вычислили произведения.
2. Устная работа.
1) № 66.
Самостоятельно одновременно два ученика решают у доски.
– Самые смелые должны доказать, что хорошо усвоили новый материал, и помочь своим одноклассникам его закрепить. А гномики приготовили свои памятные призы (камешки).
1-й (8 · 6 · 5 · 20 – 2300) : 500 =
2-й (15 · 3 · 40 · 2 + 400) : 800 =
– Чему вы научились, выполнив предыдущее задание?
Вывод: – Мы научились группировать множители, вспомнили порядок действий при решении примеров на все действия.
2) Решение задачи.
Семь гномов, собираясь на свадьбу Принца и Белоснежки, решили составить по 8 букетов, чтобы весь дворец благоухал цветочным ароматом. Для каждого букета они срезали по 5 роз. Сколько нужно гномам роз для букетов? Составьте устно числовое выражение и решите задачу удобным способом. (7 · 3 · 5 = 105 роз.)
– Когда злая королева прибыла во дворец и узнала в будущей принцессе свою падчерицу, то онемела от страха… А гномы в качестве наказания заставили ее плясать на горячих углях. А Белоснежка с Принцем жили долго и счастливо, и было у них много-много детей.
V. Повторение изученного материала.
1. Решение задачи. № 67. Предложить решить эту задачу двумя способами.
I способ:
1) 60 · 4 = 240 (км) – прошел первый поезд.
2) 520 – 240 = 280 (км) – прошел второй поезд.
3) 280 : 4 = 70 (км/ч).
II способ:
1) 520 : 4 = 130 (км/ч) – скорость сближения.
2) 130 – 60 = 70 (км/ч).
Ответ: скорость второго поезда 70 км/ч.
3) № 72.
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Какое открытие вы сделали на уроке? (Как удобнее решить пример с несколькими множителями: переставлять и группировать множители.)
– Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?
– А сейчас оцените свое настроение в конце урока и покажите карандаш нужного цвета:
1. Отличное – красный карандаш.
2. Хорошее – зеленый карандаш.
3. Не очень – желтый карандаш.
Домашнее задание: с. 17, № 68, 71.