Открытый урок по математике
Учителя начальных классов
Синицыной
Галины Викторовны
1 класс «Перестановка слагаемых»
МОУ «Сынтульская СОШ» филиал Алёшинская ООШ 2020 год
Предмет: Математика.
УМК: «Школа России».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема: Перестановка слагаемых.
Методы:
1.по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение.
2.по способам организации и осуществлении познавательной деятельности: словесный, наглядный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, карточки, ИКТ, иллюстрации.
Дидактическая цель:
Создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации «перестановка слагаемых» и способствовать усвоению государственного образовательного стандарта всеми учащимися.
Цель урока: посредством наблюдения и практических действий вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Планируемые результаты:
учащиеся научаться выполнять вычисления вида + 1,2,3,4;
решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи одним недостающим данным;
в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи;
делать умозаключения по результатам исследования.
Личностные УУД:
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
оценивание действий героев урока с точки зрения общечеловеческих норм; смыслообразование.
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
организация рабочего места;
определение цели выполнения задания на уроке; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка.
Познавательные УУД:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
умение ориентироваться в системе своих знаний, в учебнике;
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя иллюстрации, памятки.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
учиться работать в паре, группе.
1. Организационный этап.
Мы будем учиться сегодня решать, исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.
А зачем нам открывать секреты математики?
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
- Сегодня на уроке мы отправляемся в мир сказки.
Итак, предлагаю вам отправиться в мир сказки. А какой, вы догадаетесь, услышав небольшой отрывок.
(
Читаю отрывок из сказки «Доктор Айболит»)
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
- Кто написал эту сказку?
- Кому знакома эта сказка?
Мы одна команда.
Доктору Айболиту и его друзьям необходима наша помощь. Какими качествами должен обладать каждый из нас, чтобы путешествие наше закончилось хорошо, и мы преодолели все препятствия?
Ребята, что-то грустный сегодня Доктор Айболит. А в чем дело?
Оказывается, ему пришла телеграмма из Африки: Заболели звери! А злой Бармолей украл у него сумку с лекарствами и спрятал его на самой вершине высокой горы. А гора это непростая, а математическая. Так давайте – же быстрее взберемся на эту гору и поможем Айболиту достать его сумку с лекарствами.
6
+ 4
5 + 4 4 + 5
4+ 3 3 + 2
3
+ 2 2 + 3
Работа в группах, карточка гора. (Дети решают примеры и раскрашивают полученный участок.)
Покажите, по какой горе вы взбирались за сумкой Доктора Айболита.
(Обучающиеся показывают получившиеся горы)
Проверка:
- Что общего во всех этих примерах.
(Все примеры на сложение! Учащиеся вспоминают название чисел при сложении.)
Ч
тобы доктору Айболиту спуститься с горы, необходимо выполнить задание.
Откройте тетради.
5 7 3 9 1
1 вариант расположите эти числа в порядке возрастания, а 2 вариант, расположите числа в порядке убывания.
Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Оцените работу своего товарища по парте.
-
Мы помогли Айболиту достать его ценную сумочку. Теперь в путь.
В
месте с ним отправляются в путь его друзья. Кто они? Ответы детей (попугай Карудо, собака Авва, сова Бумба).
Но вот перед ним море –
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.
Чтобы волны стихли необходима наша помощь. Решите задачи:
Д
евять бегемотиков схватились за животики, у них у бегемотиков животики болят. И лишь на трое меньше болеет акулят. Сколько акулят?
Слон, слониха, два слонёнка шли толпой на водопой. А навстречу 3 тигрёнка с водопоя шли домой. Сосчитайте поскорей, сколько встретилось зверей?
Но тут выплывает кит:
Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!
Но кит повезёт Айболита, если мы выполним следующее задание.
3. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Кто может составить задачу по рисунку, чтобы задача решалась вычитанием
Ждут Айболита 2 бегемотика, 3 страусёнка.
Кого больше и на сколько?
Покажите ответ на числовом веере.
И
змените, вопрос так, чтобы задача решалась сложением.
(Сколько всего животных ждут Айболита?)
Давайте составим условие к задаче.
Запишите решение задачи в тетради.
- Все согласны? У кого другое решение?(2+3)
Постановка учебной проблемы.
- Вот и звери устроили спор.
Карудо утверждает, что верное решение 3+2, а Бумба что: 2+3. Кто же прав? Прочитаем оба решения. Как можно ещё прочитать решения? (слагаемые, сумма).
- Покажите на веере значение суммы 3+2, Покажите на веере значение суммы 2+3.
- Подумайте, что произошло? (слагаемые поменялись местами)
- А можно ли так поступать в математике? Проверим!
- Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые.
Открытие нового знания.
- Можем продемонстрировать решения с помощью фигур?
Выложите на своём индивидуальном полотне вместо 3 бегемотиков – 3
синих кружочка, а вместо 2-х страусят – 2 красных треугольника.
-
Сколько всего фигур перед вами? (5)Поменяйте фигуры местами.
- Изменилось количество фигур? (нет)
- Какой вывод можем сделать?
( От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
- Эту особенность ученые заметили давно.
Они назвали ее математическим законом.
- Давайте откроем учебник и прочитаем правило на стр. 14.
- Совпадает наше открытие с правилом в учебнике? (да)
- Кто же прав? Удалось и этот спор нам уладить.
4. Физкультминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
М
ы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
5
. Первичное закрепление.
- Бармалей приказал Крокодилу проглотить солнце.
Чтобы солнышко освещало нам дальше путь, необходимо решить задания с использованием нового правила.
Посмотрим, как можно использовать новое правило.
Выполним задание, которое поможет его запомнить.
Решаем примеры с комментированием №1 стр.14
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Практическая работа на новое знание.
Задание на карточках с проверкой. ( Работа в парах)
- Каким правилом вы пользовались?
(От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
Работа в тетради на печатной основе №2 стр.8
1. Прочитайте задачу про себя.
2.По тексту задачи представьте описанную ситуацию.
3. Разбиение текста задачи на смысловые части.
4. Выберите схему к задаче.
5.Запишите решение, ответ
7
. Рефлексия деятельности (итог урока).
Наконец-то доктор добрался до Африки
«Да здравствует милая Африка!»
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»
Все благодарят вас за помощь.
- А какие задания мы выполняли во время путешествия?
- Как вы считаете, мы справились с заданиями?
- Что для вас было трудным на уроке?
- Доктор Айболит хочется вам сказать спасибо за помощь и пожелать, чтобы вы были здоровыми и никогда не болели. А что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Какой математический закон мы сегодня открыли?
- Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?
- Что расскажете родителям дома? О других приключениях доктора Айболита вы сможете узнать из книги (показ книги), которую можно взять в библиотеке.
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
9