СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Период новорожденности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об особенностях развития ноорожденного, кризис новорожденности, врожденные рефлексы, социальная сфера

Просмотр содержимого документа
«Период новорожденности»

Период новорожденности От 0 до 1 года

Период новорожденности

От 0 до 1 года

Кризис новорожденности Кризис новорождённости - кризис, связанный с переходом от перинатального к постнатальному развитию. Впервые был выделен и описан Л. С. Выготским.  Причины кризиса рождения: •  Физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания); •  Психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Кризис новорожденности

Кризис новорождённости - кризис, связанный с переходом от перинатального к постнатальному развитию.

Впервые был выделен и описан Л. С. Выготским.

Причины кризиса рождения:

Физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

• Психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Врожденные рефлексы новорожденного Выделяют: Функциональные рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма, в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений); Защитные рефлексы (зрачковый рефлекс; мигательный рефлекс, выделение слезных желез; чихание, кашель, глотание); Ориентировочные рефлексы (зрительный и слуховой); Атавистические рефлексы (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона,; рефлекс спонтанного ползания, или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.). Безусловные рефлексы, помогают малышу приспособится к новым условиям жизни. Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.

Врожденные рефлексы новорожденного

Выделяют:

  • Функциональные рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма, в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);
  • Защитные рефлексы (зрачковый рефлекс; мигательный рефлекс, выделение слезных желез; чихание, кашель, глотание);
  • Ориентировочные рефлексы (зрительный и слуховой);
  • Атавистические рефлексы (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона,; рефлекс спонтанного ползания, или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Безусловные рефлексы, помогают малышу приспособится к новым условиям жизни.

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.

Рефлекс Описание Рефлекс Моро Когда ребенка резко поднимают или опускают, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, пальцы вновь сжимаются в кулачки. Рефлекс шагания Время угасания Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни в твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу Хватательный рефлекс кисти После 4 месяца Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче После 2-3 месяца Рефлекс Бабкина После 5 месяца При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза После 4 месяца

Рефлекс

Описание

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко поднимают или опускают, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, пальцы вновь сжимаются в кулачки.

Рефлекс шагания

Время угасания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни в твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу

Хватательный рефлекс кисти

После 4 месяца

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче

После 2-3 месяца

Рефлекс Бабкина

После 5 месяца

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза

После 4 месяца

Рефлекс Описание Рефлекс

Рефлекс

Описание

Рефлекс "поиска груди"

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот как будто ищет сосок

Сосательный рефлекс

Время угасания

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его, совершая ритмичные сосательные движения

Плавательный рефлекс

После 3-4 месяца

Ребенок пытается совершать координированные плавательные движения, если его поместить в воду животом вниз

Не исчезает

Рефлекс Бабинского

После 6 месяца

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев

После 6 месяца

Комплекс оживления Комплекс оживления – сложный поведенческий комплекс, свидетельствующий о возрастании радости ребенка при виде взрослого и выражающийся в эмоциональных и двигательных реакциях, предречевой вокализации. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ Двигательное оживление КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ Улыбка Вокализация

Комплекс оживления

Комплекс оживления – сложный поведенческий комплекс, свидетельствующий о возрастании радости ребенка при виде взрослого и выражающийся в эмоциональных и двигательных реакциях, предречевой вокализации.

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

Двигательное оживление

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ

Улыбка

Вокализация

Социальная сфера развития Критерии, говорящие о потребности ребенка в общении со взрослым: Внимание и интерес ребенка к взрослому – внимательно наблюдает за взрослым, появляется на 3 неделе жизни; Эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого – улыбается в ответ на улыбку, появляется на 4 неделе жизни; Инициативные действия ребенка, направленные на привлечение внимания взрослого - ребенок улыбается по своей инициативе, и стремится повторить те действия, которые понравились взрослому; Чувствительность ребенка к отношению взрослого, т.е. к интенсивности его внимания - доброжелательно реагирует на любого взрослого, различает его отношение к себе.

Социальная сфера развития

Критерии, говорящие о потребности ребенка в общении со взрослым:

  • Внимание и интерес ребенка к взрослому – внимательно наблюдает за взрослым, появляется на 3 неделе жизни;
  • Эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого – улыбается в ответ на улыбку, появляется на 4 неделе жизни;
  • Инициативные действия ребенка, направленные на привлечение внимания взрослого - ребенок улыбается по своей инициативе, и стремится повторить те действия, которые понравились взрослому;
  • Чувствительность ребенка к отношению взрослого, т.е. к интенсивности его внимания - доброжелательно реагирует на любого взрослого, различает его отношение к себе.
Формирование речи Период от рождения до одного года - доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание.  Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: КРИК, ГУКАНИЕ, ГУЛЕНИЕ,  ЛЕПЕТ.

Формирование речи

Период от рождения до одного года - доречевой, подготовительный этап развития речи.

Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание.

Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов:

  • КРИК,
  • ГУКАНИЕ,
  • ГУЛЕНИЕ,
  • ЛЕПЕТ.
Этапы речевого развития КРИК Крик - основная голосовая реакция новорожденного как выражение отрицательных эмоций. Начиная с 8 недели, происходит дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван - голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения. ГУКАНИЕ Гукание - короткие звуки, носящие характер спокойного повествования. В возрасте от 1,5 до 4 месяцев ребенок начинает прислушиваться, когда взрослый с ним заговаривает. ГУЛЕНИЕ Гуление - протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа», «лааа» и др.) От 4 до 6 месяцев ребенок прислушивается к собственным звукам, подражает им. Ребенок начинает выразительно подражать ритму произносимых звуков. ЛЕПЕТ Лепет - повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе, появляется 6-7 годам.

Этапы речевого развития

КРИК

Крик - основная голосовая реакция новорожденного как выражение отрицательных эмоций. Начиная с 8 недели, происходит дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван - голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения.

ГУКАНИЕ

Гукание - короткие звуки, носящие характер спокойного повествования. В возрасте от 1,5 до 4 месяцев ребенок начинает прислушиваться, когда взрослый с ним заговаривает.

ГУЛЕНИЕ

Гуление - протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа», «лааа» и др.) От 4 до 6 месяцев ребенок прислушивается к собственным звукам, подражает им. Ребенок начинает выразительно подражать ритму произносимых звуков.

ЛЕПЕТ

Лепет - повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе, появляется 6-7 годам.

Кризис первого года жизни

Ю. Мещерякова разделила проявления кризиса на 5 подгрупп:

  • Трудновоспитуемость – ребенок упрямится, не желает подчиняться требованиям взрослых, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;
  • У ребенка появляется множество форм общения , ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;
  • Ребенок очень раним и может выказывать сильные эмоциональные реакции на осуждение и наказания взрослых;
  • Ребенок, сталкиваясь со сложностями, может противоречить сам себе . Если что-то не получается, ребенок призывает взрослого помочь ему, но тут же отказывается от предлагаемой ему помощи;
  • Ребенок может быть очень капризным . Ребенок стремится быть независимым и самостоятельным , он хочет все сделать сам, несмотря на то, что у него не хватает умений. В отношении со взрослыми ребенок становится более требовательным, он может проявлять агрессию по отношению к близким. Посторонние люди вызывают у него недоверие, ребенок становится избирательным в общении и может отказаться от контакта с незнакомым человеком .
Итоги Первая стадия развития ребенка основана на новообразовании младенчества - сознание

Итоги

Первая стадия развития ребенка основана на новообразовании младенчества - сознание "мы", заключающееся в:

  • Становлении потребности в общении;
  • Эмоционального отношения к людям;
  • Формировании привязанности;
  • Акт хватания как основа человеческих действий с предметами;
  • Преднамеренные действия;
  • Мотивирующие представления;
  • Ходьба и появление автономной речи.
Спасибо  за  внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!