Период новорожденности
От 0 до 1 года
Кризис новорожденности
Кризис новорождённости - кризис, связанный с переходом от перинатального к постнатальному развитию.
Впервые был выделен и описан Л. С. Выготским.
Причины кризиса рождения:
• Физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);
• Психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Врожденные рефлексы новорожденного
Выделяют:
- Функциональные рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма, в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);
- Защитные рефлексы (зрачковый рефлекс; мигательный рефлекс, выделение слезных желез; чихание, кашель, глотание);
- Ориентировочные рефлексы (зрительный и слуховой);
- Атавистические рефлексы (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона,; рефлекс спонтанного ползания, или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).
Безусловные рефлексы, помогают малышу приспособится к новым условиям жизни.
Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
Рефлекс
Описание
Рефлекс Моро
Когда ребенка резко поднимают или опускают, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, пальцы вновь сжимаются в кулачки.
Рефлекс шагания
Время угасания
Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни в твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу
Хватательный рефлекс кисти
После 4 месяца
Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче
После 2-3 месяца
Рефлекс Бабкина
После 5 месяца
При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза
После 4 месяца
Рефлекс
Описание
Рефлекс "поиска груди"
Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот как будто ищет сосок
Сосательный рефлекс
Время угасания
Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его, совершая ритмичные сосательные движения
Плавательный рефлекс
После 3-4 месяца
Ребенок пытается совершать координированные плавательные движения, если его поместить в воду животом вниз
Не исчезает
Рефлекс Бабинского
После 6 месяца
Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев
После 6 месяца
Комплекс оживления
Комплекс оживления – сложный поведенческий комплекс, свидетельствующий о возрастании радости ребенка при виде взрослого и выражающийся в эмоциональных и двигательных реакциях, предречевой вокализации.
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
Двигательное оживление
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ
Улыбка
Вокализация
Социальная сфера развития
Критерии, говорящие о потребности ребенка в общении со взрослым:
- Внимание и интерес ребенка к взрослому – внимательно наблюдает за взрослым, появляется на 3 неделе жизни;
- Эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого – улыбается в ответ на улыбку, появляется на 4 неделе жизни;
- Инициативные действия ребенка, направленные на привлечение внимания взрослого - ребенок улыбается по своей инициативе, и стремится повторить те действия, которые понравились взрослому;
- Чувствительность ребенка к отношению взрослого, т.е. к интенсивности его внимания - доброжелательно реагирует на любого взрослого, различает его отношение к себе.
Формирование речи
Период от рождения до одного года - доречевой, подготовительный этап развития речи.
Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание.
Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов:
- КРИК,
- ГУКАНИЕ,
- ГУЛЕНИЕ,
- ЛЕПЕТ.
Этапы речевого развития
КРИК
Крик - основная голосовая реакция новорожденного как выражение отрицательных эмоций. Начиная с 8 недели, происходит дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван - голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения.
ГУКАНИЕ
Гукание - короткие звуки, носящие характер спокойного повествования. В возрасте от 1,5 до 4 месяцев ребенок начинает прислушиваться, когда взрослый с ним заговаривает.
ГУЛЕНИЕ
Гуление - протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа», «лааа» и др.) От 4 до 6 месяцев ребенок прислушивается к собственным звукам, подражает им. Ребенок начинает выразительно подражать ритму произносимых звуков.
ЛЕПЕТ
Лепет - повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе, появляется 6-7 годам.
Кризис первого года жизни
Ю. Мещерякова разделила проявления кризиса на 5 подгрупп:
- Трудновоспитуемость – ребенок упрямится, не желает подчиняться требованиям взрослых, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;
- У ребенка появляется множество форм общения , ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;
- Ребенок очень раним и может выказывать сильные эмоциональные реакции на осуждение и наказания взрослых;
- Ребенок, сталкиваясь со сложностями, может противоречить сам себе . Если что-то не получается, ребенок призывает взрослого помочь ему, но тут же отказывается от предлагаемой ему помощи;
- Ребенок может быть очень капризным . Ребенок стремится быть независимым и самостоятельным , он хочет все сделать сам, несмотря на то, что у него не хватает умений. В отношении со взрослыми ребенок становится более требовательным, он может проявлять агрессию по отношению к близким. Посторонние люди вызывают у него недоверие, ребенок становится избирательным в общении и может отказаться от контакта с незнакомым человеком .
Итоги
Первая стадия развития ребенка основана на новообразовании младенчества - сознание "мы", заключающееся в:
- Становлении потребности в общении;
- Эмоционального отношения к людям;
- Формировании привязанности;
- Акт хватания как основа человеческих действий с предметами;
- Преднамеренные действия;
- Мотивирующие представления;
- Ходьба и появление автономной речи.
Спасибо за внимание