Тяжело в учении – легко в бою.
А.В.Суворов
Перпендикулярные прямые.
Преподаватель математики
Лёзина Е.В.
Цели урока:
- Ввести понятие и обозначение перпендикулярных прямых, перпендикулярных отрезков и лучей.
- Показать способы построения перпендикулярных прямых.
- Отрабатывать умение строить перпендикулярные прямые.
- Воспитывать аккуратность.
В геометрии нет царских дорог.
Прокл
I. Из истории геометрии.
Презентация суворовца
Опевалова Александра
Где возникла
градусная мера углов?
А какие единицы измерения углов вы знаете?
Когда и кем были введены единицы измерения углов?
- Как Птолемей их обозначал?
Гений состоит из 1 % вдохновения и 99 % ПОТЕНИЯ .
Эдисон
II. Устно:
1. Как называется прибор для измерения углов?
2. С помощью каких инструментов можно построить или измерить углы?
3. Сколько градусов составляет: а)50 %;
б) 25 %; в) 2/3 от развёрнутого угла?
4. Какие виды углов вы знаете?
5. Сформулируйте определение прямого угла.
6. Найдите: а) три в квадрате;
б) четыре в квадрате; в) угол в квадрате?
Нет ничего дороже для человека, чтобы мыслить .
Л.Н.Толстой
III. Изучение нового материала.
Практическая работа:
часть I
- Построить две пересекающиеся прямые.
- Обозначить эти прямые.
- Записать, сколько углов получилось при пересечении этих прямых.
- Записать, что у них общего?
Возможно:
Возможно:
С
b
В
3
а
2
O
О
4
1
А
D
Угол АОС, угол СОВ,
угол ВОD, угол АОD
и развёрнутые углы
Угол 1, угол 2,
угол 3 угол 4
и развёрнутые углы
Определение:
Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называются перпендикулярными .
“ perpendikularis” – (лат.) отвесный
Обозначение: a ⊥ b
Если a ⊥ b, то b ⊥ a.
b
О
а
Практическая работа:
часть II
- Построить две перпендикулярные прямые a и c .
- Обозначить взаимное расположение этих прямых.
- Отметить по две точки на каждой прямой.
- Записать, какие геометрические фигуры получились.
- Что о них можно сказать?
a ⊥ b
Возможно:
M
b
C
О
а
B
A
N
D
K
a ⊥ b
Возможно:
Возможно:
M
b
b
b
C
C
C
A
О
A
B
а
О
B
а
О
а
A
B
N
D
D
D
K
a ⊥ b
Возможно:
Возможно:
Возможно:
M
b
b
b
b
C
C
C
C
D
а
а
B
A
О
О
B
О
B
A
а
а
A
A
B
О
N
D
D
D
K
Практическая работа:
часть II (продолжение)
6. Обозначить взаимное расположение отрезков.
7. Дайте определение перпендикулярных отрезков.
8. Дайте определение перпендикулярных лучей.
Математика – дверь и ключ к науке.
Р.Бэкон
IV. Работа с книгой.
- Прочитать определение перпендикулярных прямых.
- Обозначение (возможные случаи).
- Определение перпендикулярных лучей.
- Определение перпендикулярных отрезков.
Геометрия есть искусство правильно рассуждать
на неправильных чертежах.
V. Решение задач.
Задача 1.
Луч ОМ разделил развёрнутый угол АОВ на два угла АОМ и МОВ. Угол АОМ в 3 раза больше угла МОВ. Чему равны углы АОМ и ВОМ? Построить эти углы.
M
135°
45°
O
B
A
Решение:
- х – градусная мера меньшего угла МОВ
- 3х – градусная мера большего угла МОА
Тогда 4х=180°
х=45°
3) ВОМ=45°; МОА=135°
Задача 2:
Постройте угол, равный 140°. Отметьте внутри этого угла точку и проведите через неё прямые, перпендикулярные сторонам этого угла.
A
С
N
B
М
O
Решение:
- угол АОВ равен 140° (с помощью транспортира)
- Точка С внутри угла
3) СМ ⊥ ОВ; CN ⊥ AO (с помощью угольника)
Задача 3:
Постройте треугольник АВС, в котором стороны АВ ⊥ ВС. Внутри треугольника выберите точку М и проведите через неё прямые, перпендикулярные к сторонам прямого угла. Определите вид получившегося четырёхугольника.
Где должна быть точка M, чтобы этот четырёхугольник стал квадратом?
A
M
N
B
C
K
Решение:
МК ⊥ ВС (с помощью угольника)
MN ⊥ AB (с помощью угольника)
A
A
N
M
N
M
B
C
B
C
K
K
Решение:
Решение:
МК ⊥ ВС;
МК ⊥ ВС;
MN ⊥ AB
MN ⊥ AB
A
A
A
N
M
N
M
N
M
B
B
C
C
C
B
K
K
K
Решение:
Решение:
Решение:
МК ⊥ ВС;
МК ⊥ ВС;
МК ⊥ ВС;
MN ⊥ AB
MN ⊥ AB
MN ⊥ AB
Задача 4:
На рисунке АВ ⊥ СО; угол AOD=110°.
Найти: угол COD и угол DOB.
С
D
В
О
А
С
D
В
О
А
Решение:
- COD = 110°-90° = 20°
- DOB = 90°-20° = 70°
Задача 5:
Начертите угол ВАС, равный 60°. Отметьте на стороне АС точку М. Проведите через эту точку прямые, перпендикулярные сторонам угла ВАС.
B
K
N
M
А
C
Решение:
- ВАС = 60° (с помощью транспортира)
- КМ ⊥ АС (с помощью угольника)
- MN ⊥ AB (с помощью угольника)
Задача 6:
Начертите две пересекающиеся прямые. Через точку их пересечения проведите две прямые, перпендикулярные двум данным прямым.
n
а
О
b
m
Решение:
- Прямые a и b – произвольные
- Через О проводим m ⊥ a;
n ⊥ b (с помощью угольника)
Человек, не знающий математики ,
не способен ни к каким другим наукам.
Р.Бэкон
Задание на самоподготовку:
№ 1352, 1355,
1357 (цветные карандаши),
1361 (задача на проценты).
СПАСИБО !