СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Перпендикулярные прямые"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Перпендикулярные прямые"»

Тяжело в учении – легко в бою. А.В.Суворов Перпендикулярные прямые. Преподаватель математики Лёзина Е.В.

Тяжело в учении – легко в бою.

А.В.Суворов

Перпендикулярные прямые.

Преподаватель математики

Лёзина Е.В.

Цели урока: Ввести понятие и обозначение перпендикулярных прямых, перпендикулярных отрезков и лучей. Показать способы построения перпендикулярных прямых. Отрабатывать умение строить перпендикулярные прямые. Воспитывать аккуратность.

Цели урока:

  • Ввести понятие и обозначение перпендикулярных прямых, перпендикулярных отрезков и лучей.
  • Показать способы построения перпендикулярных прямых.
  • Отрабатывать умение строить перпендикулярные прямые.
  • Воспитывать аккуратность.
В геометрии нет царских дорог. Прокл I. Из истории геометрии. Презентация суворовца Опевалова Александра

В геометрии нет царских дорог.

Прокл

I. Из истории геометрии.

Презентация суворовца

Опевалова Александра

Где возникла градусная мера углов? А какие единицы измерения углов вы знаете?

Где возникла

градусная мера углов?

А какие единицы измерения углов вы знаете?

Когда и кем были введены единицы измерения углов?

Когда и кем были введены единицы измерения углов?

Как Птолемей их обозначал?
  • Как Птолемей их обозначал?
Гений состоит из 1 % вдохновения и 99 % ПОТЕНИЯ . Эдисон  II. Устно: 1. Как называется прибор для измерения углов? 2. С помощью каких инструментов можно построить или измерить углы? 3. Сколько градусов составляет: а)50 %;  б) 25 %; в) 2/3 от развёрнутого угла? 4. Какие виды углов вы знаете? 5. Сформулируйте определение прямого угла. 6. Найдите: а) три в квадрате;  б) четыре в квадрате; в) угол в квадрате?

Гений состоит из 1 % вдохновения и 99 % ПОТЕНИЯ .

Эдисон

II. Устно:

1. Как называется прибор для измерения углов?

2. С помощью каких инструментов можно построить или измерить углы?

3. Сколько градусов составляет: а)50 %;

б) 25 %; в) 2/3 от развёрнутого угла?

4. Какие виды углов вы знаете?

5. Сформулируйте определение прямого угла.

6. Найдите: а) три в квадрате;

б) четыре в квадрате; в) угол в квадрате?

Нет ничего дороже для человека, чтобы мыслить . Л.Н.Толстой III. Изучение нового материала. Практическая работа: часть I Построить две пересекающиеся прямые. Обозначить эти прямые. Записать, сколько углов получилось при пересечении этих прямых. Записать, что у них общего?

Нет ничего дороже для человека, чтобы мыслить .

Л.Н.Толстой

III. Изучение нового материала.

Практическая работа:

часть I

  • Построить две пересекающиеся прямые.
  • Обозначить эти прямые.
  • Записать, сколько углов получилось при пересечении этих прямых.
  • Записать, что у них общего?
Возможно: Возможно: С b В 3 а 2 O О 4 1 А D Угол АОС, угол СОВ, угол ВОD, угол АОD и развёрнутые углы Угол 1, угол 2, угол 3 угол 4 и развёрнутые углы

Возможно:

Возможно:

С

b

В

3

а

2

O

О

4

1

А

D

Угол АОС, угол СОВ,

угол ВОD, угол АОD

и развёрнутые углы

Угол 1, угол 2,

угол 3 угол 4

и развёрнутые углы

 Определение: Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называются перпендикулярными . “ perpendikularis” – (лат.) отвесный  Обозначение: a ⊥ b  Если a ⊥ b, то b ⊥ a. b О а

Определение:

Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называются перпендикулярными .

“ perpendikularis” – (лат.) отвесный

Обозначение: a ⊥ b

Если a ⊥ b, то b ⊥ a.

b

О

а

Практическая работа: часть II Построить две перпендикулярные прямые a и c . Обозначить взаимное расположение этих прямых. Отметить по две точки на каждой прямой. Записать, какие геометрические фигуры получились. Что о них можно сказать?

Практическая работа:

часть II

  • Построить две перпендикулярные прямые a и c .
  • Обозначить взаимное расположение этих прямых.
  • Отметить по две точки на каждой прямой.
  • Записать, какие геометрические фигуры получились.
  • Что о них можно сказать?
a ⊥ b Возможно: M b C О а B A N D K

a ⊥ b

Возможно:

M

b

C

О

а

B

A

N

D

K

a ⊥ b Возможно: Возможно: M b b b C C C A О A B а О B а О а A B N D D D K

a ⊥ b

Возможно:

Возможно:

M

b

b

b

C

C

C

A

О

A

B

а

О

B

а

О

а

A

B

N

D

D

D

K

a ⊥ b Возможно: Возможно: Возможно: M b b b b C C C C D а а B A О О B О B A а а A A B О N D D D K

a ⊥ b

Возможно:

Возможно:

Возможно:

M

b

b

b

b

C

C

C

C

D

а

а

B

A

О

О

B

О

B

A

а

а

A

A

B

О

N

D

D

D

K

 Практическая работа:  часть II (продолжение) 6. Обозначить взаимное расположение отрезков. 7. Дайте определение перпендикулярных отрезков. 8. Дайте определение перпендикулярных лучей.

Практическая работа:

часть II (продолжение)

6. Обозначить взаимное расположение отрезков.

7. Дайте определение перпендикулярных отрезков.

8. Дайте определение перпендикулярных лучей.

Математика – дверь и ключ к науке. Р.Бэкон IV. Работа с книгой. Прочитать определение перпендикулярных прямых. Обозначение (возможные случаи). Определение перпендикулярных лучей. Определение перпендикулярных отрезков.

Математика – дверь и ключ к науке.

Р.Бэкон

IV. Работа с книгой.

  • Прочитать определение перпендикулярных прямых.
  • Обозначение (возможные случаи).
  • Определение перпендикулярных лучей.
  • Определение перпендикулярных отрезков.
Геометрия есть искусство правильно рассуждать на неправильных чертежах. V. Решение задач. Задача 1. Луч ОМ разделил развёрнутый угол АОВ на два угла АОМ и МОВ. Угол АОМ в 3 раза больше угла МОВ. Чему равны углы АОМ и ВОМ? Построить эти углы.

Геометрия есть искусство правильно рассуждать

на неправильных чертежах.

V. Решение задач.

Задача 1.

Луч ОМ разделил развёрнутый угол АОВ на два угла АОМ и МОВ. Угол АОМ в 3 раза больше угла МОВ. Чему равны углы АОМ и ВОМ? Построить эти углы.

M 135° 45° O B A Решение: х – градусная мера меньшего угла МОВ 3х – градусная мера большего угла МОА  Тогда 4х=180°  х=45° 3) ВОМ=45°; МОА=135°

M

135°

45°

O

B

A

Решение:

  • х – градусная мера меньшего угла МОВ
  • 3х – градусная мера большего угла МОА

Тогда 4х=180°

х=45°

3) ВОМ=45°; МОА=135°

Задача 2: Постройте угол, равный 140°. Отметьте внутри этого угла точку и проведите через неё прямые, перпендикулярные сторонам этого угла.

Задача 2:

Постройте угол, равный 140°. Отметьте внутри этого угла точку и проведите через неё прямые, перпендикулярные сторонам этого угла.

A С N B М O Решение: угол АОВ равен 140° (с помощью транспортира) Точка С внутри угла 3) СМ  ⊥ ОВ; CN ⊥ AO (с помощью угольника)

A

С

N

B

М

O

Решение:

  • угол АОВ равен 140° (с помощью транспортира)
  • Точка С внутри угла

3) СМ ⊥ ОВ; CN ⊥ AO (с помощью угольника)

Задача 3: Постройте треугольник АВС, в котором стороны АВ ⊥ ВС. Внутри треугольника выберите точку М и проведите через неё прямые, перпендикулярные к сторонам прямого угла. Определите вид получившегося четырёхугольника. Где должна быть точка M, чтобы этот четырёхугольник стал квадратом?

Задача 3:

Постройте треугольник АВС, в котором стороны АВ ⊥ ВС. Внутри треугольника выберите точку М и проведите через неё прямые, перпендикулярные к сторонам прямого угла. Определите вид получившегося четырёхугольника.

Где должна быть точка M, чтобы этот четырёхугольник стал квадратом?

A M N B C K Решение: МК ⊥ ВС (с помощью угольника) MN ⊥ AB (с помощью угольника)

A

M

N

B

C

K

Решение:

МК ⊥ ВС (с помощью угольника)

MN ⊥ AB (с помощью угольника)

A A N M N M B C B C K K Решение: Решение: МК ⊥ ВС; МК ⊥ ВС; MN ⊥ AB MN ⊥ AB

A

A

N

M

N

M

B

C

B

C

K

K

Решение:

Решение:

МК ⊥ ВС;

МК ⊥ ВС;

MN ⊥ AB

MN ⊥ AB

A A A N M N M N M B B C C C B K K K Решение: Решение: Решение: МК ⊥ ВС; МК ⊥ ВС; МК ⊥ ВС; MN ⊥ AB MN ⊥ AB MN ⊥ AB

A

A

A

N

M

N

M

N

M

B

B

C

C

C

B

K

K

K

Решение:

Решение:

Решение:

МК ⊥ ВС;

МК ⊥ ВС;

МК ⊥ ВС;

MN ⊥ AB

MN ⊥ AB

MN ⊥ AB

Задача 4: На рисунке АВ ⊥ СО; угол AOD=110°. Найти: угол COD и угол DOB. С D В О А

Задача 4:

На рисунке АВ ⊥ СО; угол AOD=110°.

Найти: угол COD и угол DOB.

С

D

В

О

А

С D В О А Решение:  COD = 110°-90° = 20°  DOB = 90°-20° = 70°

С

D

В

О

А

Решение:

  • COD = 110°-90° = 20°
  • DOB = 90°-20° = 70°
Задача 5: Начертите угол ВАС, равный 60°. Отметьте на стороне АС точку М. Проведите через эту точку прямые, перпендикулярные сторонам угла ВАС.

Задача 5:

Начертите угол ВАС, равный 60°. Отметьте на стороне АС точку М. Проведите через эту точку прямые, перпендикулярные сторонам угла ВАС.

B K N M А C Решение:  ВАС = 60° (с помощью транспортира) КМ ⊥ АС (с помощью угольника) MN ⊥ AB (с помощью угольника)

B

K

N

M

А

C

Решение:

  • ВАС = 60° (с помощью транспортира)
  • КМ ⊥ АС (с помощью угольника)
  • MN ⊥ AB (с помощью угольника)
Задача 6: Начертите две пересекающиеся прямые. Через точку их пересечения проведите две прямые, перпендикулярные двум данным прямым.

Задача 6:

Начертите две пересекающиеся прямые. Через точку их пересечения проведите две прямые, перпендикулярные двум данным прямым.

n а О b m Решение: Прямые a и b – произвольные Через О проводим m ⊥ a;  n ⊥ b (с помощью угольника)

n

а

О

b

m

Решение:

  • Прямые a и b – произвольные
  • Через О проводим m ⊥ a;

n ⊥ b (с помощью угольника)

Человек, не знающий математики , не способен ни к каким другим наукам. Р.Бэкон Задание на самоподготовку: № 1352, 1355, 1357 (цветные карандаши), 1361 (задача на проценты).

Человек, не знающий математики ,

не способен ни к каким другим наукам.

Р.Бэкон

Задание на самоподготовку:

№ 1352, 1355,

1357 (цветные карандаши),

1361 (задача на проценты).

СПАСИБО !

СПАСИБО !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!