Приложение №1
Занятие по ознакомлению с окружающим «Я – человек» во II младшей группе.
Цель: Формирование представления детей о строении тела.
Задачи:
1. Уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, о различных его функциях.
2. Закреплять навык общения детей друг с другом и со взрослыми.
3. Активизировать словарь детей.
4. Воспитывать бережное отношение к себе, своему организму, формировать культурно – гигиенические навыки.
Материал:
Рисунок куклы, простой карандаш, нарисованная улитка на ватмане, баночки с запахами по количеству детей с закрытыми крышками, цветы, аудиозапись с голосами животных, тарелка с яблоками.
Ход занятия
В.Доброе утро! Вы проснулись?
Д. Да.
В. Вы друг другу улыбнулись?
Д. Да (улыбаются друг другу).
В. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы им тоже улыбнёмся и познакомимся с ними. Вставайте в круг вместе с гостями. Каждый, кому я брошу мяч, должен назвать своё имя.
(играют). Ну вот, мы и познакомились. ( взрослые садятся, дети в кругу). И взрослые, и дети похожи тем, что у каждого из нас есть имя, и у всех оно своё – это и отличает нас друг от друга. А чем мы ещё не похожи?
Д. Разный возраст, пол, одеты по – разному и т.д.
В. Молодцы, вы очень внимательны. Скажите, а чем же мы похожи?
Д. У нас у всех есть ручки, ножки и т д.
В. Правильно. Давайте поиграем. Я буду называть часть тела, а вы показывать.
Головушка – соловушка (гладят себя по голове).
Лобик – бобик.
Носик – курносик (с закрытыми глазами трогают кончик носа).
Щёчки – комочки (трут кулачками).
Глазки – краски (моргают).
Ушки – непослушки.
Ручки – хватучки.
Пальчики – мальчики.
Животик – обормотик.
Спинка - тростинка.
Ножки – топотожки.
(дети садятся).
В. Интересный вот вопрос,
Для чего нам нужен нос?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз.
(достаёт рисунок куклы с не нарисованными глазами).
Ребята, сегодня мне в руки попал рисунок, но что-то в нём не так, а вы догадались, чего не хватает?
Д. Не нарисованы глаза.
В. Правда, ребята, молодцы. Что же нам помогло найти ошибку в рисунке?
Д. Мы посмотрели и увидели, нам глазки помогли.
В. Верно. Глаза позволяют нам увидеть много нового и интересного: картинки в книжках, мультфильмы, новые игры. Давайте я дорисую этот рисунок (или ребёнок). Как вы думаете, нужно ли глазки беречь? Как?
Д. Нужно. Долго не смотреть телевизор, во время прогулки не бросаться песком, долго не сидеть за компьютером, аккуратно пользоваться острыми предметами, грязными руками не лезть в глаза и т.д.
В. Правильно, а ещё я хочу познакомить вам с игрой. Представляете, сейчас наши глазки будут рисовать улитку. Крепко зажмурьте глазки и откройте. Следите за моим пальчиком глазками (воспитатель водит пальцем по улитке, затем упражнение повторяется без показа воспитателя).
В. Посмотрите, на нашем столе стоят баночки. Интересно узнать, что в них было? Давайте посмотрим (подходят к столу). Смогли вы узнать, что лежало в баночках?
Д. Нет.
В. Давайте, я открою крышки. (открывает крышки, предлагает детям взять в руки). Теперь вы догадались, что было в баночках? Что было в баночке у …, у… Что нам помогло это узнать?
Д. Носик, мы понюхали и узнали и т. д.
В. Молодцы. А теперь давайте прогуляемся по лесной полянке. Смотрите, сколько тут цветов, а какой воздух свежий! Вдохните носиком глубоко. Послушайте, кажется кто- то кричит…(аудиозапись со звуками домашних животных). Да тут недалеко пастбище! Кто же там пасётся?
Д. (дети называют животных, которых угадали).
В. Молодцы, ребята, а как вы догадались?
Д. Мы услышали, нам ушки помогли.
В. Правильно, уши – это тоже наши большие помощники. Нужно ли их беречь и как?
Д. В холодное время нужно носить тёплую шапку, ушки нужно мыть, чтобы хорошо слышали, нельзя толкать туда различные предметы.
В. Умницы. Всё вы знаете, вы весёлые и дружные ребята, а хотите поиграть?
Дети и воспитатель идут по кругу со словами:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так…
( выполняют танцевальные движения руками и ногами) Ну, вот, наши ручки – хватучки и ножки – топотожки тоже нам помогли. А ещё я знаю, что вы умеете рассказывать стихи руками, давайте, покажем нашим гостям (один ребёнок показывает, а остальные повторяют).
В. Чтобы расти крепкими и здоровыми, нужно каждый день делать зарядку, чисто умываться, кушать только полезные продукты и витамины. А вы знаете, в каких продуктах больше всего витаминов?
Д. Во фруктах и овощах.
В. Правильно и сегодня я хочу вас угостить яблоками, в них много витаминов и полезных веществ. Но сначала я хочу вам всем пожелать крепкого здоровья, а вы пожелайте здоровья нашим гостями попрощайтесь с ними.
Приложение №2
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе «Мы в мире дружбы будем жить»
Тема: «Мы в мире дружбы будем жить»
Цель: познакомить детей с явлениями общественной жизни.
Задачи: дать сведения о Празднике единства и дружбы народов России.
Развивать память, речь, наблюдательность.
Воспитывать дружеские отношения друг с другом и окружающими.
Материал: изображение голубя мира, воздушные шары, разрезная картинка с изображением «Хоровода дружбы», иллюстрации на тему: «Дружба народов».
Словарная работа: дружба
Ход занятия:
Круг приветствия «Когда живется дружно»:
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!
Воспитатель: Хорошо жить дружно, когда никто не ссорится, не обижает друг друга. В нашей группе все дети хоть и разные, но всегда помогают друг другу, живут очень дружно. Но дружба бывает разная. Дружба между девочками, дружба между мальчиками, дружба между девочками и мальчиками, дружба в семье и т. д.
А еще бывает дружба народов.
- Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем? (Мы живем в Россие).
- В России живут люди разных национальностей: казахи, русские, татары, украинцы и люди других национальностей.
- А вы знаете о том, что приближается Праздник дружбы народов России?
Физкультурная минутка:
Мы на праздник все пойдем,
В руки шарики возьмем.
Разные, разные, голубые, красные,
Желтые, зеленые воздушные шары.
Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенную группу. Дыхательная гимнастика с движениями «Надуваем большой и маленький шарик»
(Дети имитируют надувание шаров разной величины)
Воспитатель: На центральных площадях городов и сел нашей страны собираются люди разных национальностей на праздничный концерт, исполняют стихи и песни о мире.
Игра – сюрприз:
«Голубь Мира» приносит в группу разрезную картинку.
Воспитатель предлагает детям собрать картинку.
Дети собирают разрезную картинку. Получается «Хоровод дружбы»
- Давайте и мы попробуем встать также.
(Дети стают в круг)
-Ребята, закройте глазки, почувствуйте тепло рук своих друзей. Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой.
- Дружба, как нежный весенний цветок, как маленький беззащитный птенчик, ее надо беречь.
Игра «Птенчики»:
- Ребята, представьте себе, что у вас в руках птенчик.
- Давайте отогреем птенчика своим дыханием.
Прижмите его к своей груди и согрейте его, пусть он услышит, как бьется наше сердце.
- Вот уже птенчик отогрелся, распустил свои крылья и полетел. Пусть птенчик дружбы живет у нас в группе (Дети отпускают вверх воображаемого птенчика)
Обобщение:
- Мы узнали сегодня, что все жители нашей страны с радостью готовятся к Празднику Дружбы.
Дружбу надо ценить и беречь.
Круг расставания «Дружба»:
(Дети становятся в круг)
Мы дружные ребята,
Не ссоримся совсем,
Мы дружные ребята,
Скажите это всем!
Приложение №3
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе детского сада.
«Знакомство с народными игрушками»
Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи:
Воспитательные:
Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;
Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Обучающие:
Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей.
Развивающие:
Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Ход занятия:
Ведущая. Ребята, вы любите игрушки? (Да) А что вы с ними делаете? (Играем) А я слышала, что вы стихи знаете об игрушках. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы почитаете стихи.
Показ иллюстраций к книге А.Барто «Игрушки». Дети читают стихи:
1. Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу-
Потому что он хороший!
2. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
3. Зайку бросила хозяйка.
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
4. Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Ведущая. Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы, которые считаются одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
(Рассказ воспитатель сопровождает показом игрушек или слайды презентации)
Ведущая. Вот какие интересные куклы из тряпочек. Стоит чуть поколдовать (надевает игрушку – Петрушку на руку), и вот игрушка ожила.
Петрушка. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я весёлая игрушка, а зовут меня … (дети отвечают «Петрушка»)
Петрушка. Смотрите, какие у меня красивые штанишки. А какого они цвета? А это моя любимая рубашка. Вы знаете, какого она цвета? А на голове красный колпачок, по нему меня все сразу узнают. Я на ваш праздник принес еще игрушки – звонкие погремушки. Хотите с ними поиграть? (Да). Тогда становитесь врассыпную, я с вами поиграю.
Игра с Петрушкой
- У меня пропали ручки.
(Спрятать за спину)
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(Показать. То же с глазками, ушками, носиком - закрывать их ладонями.)
Ведущая. А теперь послушайте загадку:
Целый день стоят как свечки
Эти чудо - человечки.
Не желают куклы спать,
Не уложишь на кровать.
Покачаются немножко
И опять встают на ножки.
Подскажи - ка мне дружок:
Как название игрушки?
Отгадать совсем не сложно:
Это кукла неваляшка
Ведущая: К нам пришла неваляшка яркая рубашка. Какая она? (яркая, красивая).
Знакомство с матрешкой:
- Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!
- Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (матрешка)
- А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
-Из чего сделана матрешка? (из дерева)
-Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинке.
Эту куклу открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.
-В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:
Куколке - матрешке строим дом хороший:
Вот такой высокий, вот такой широкий!
В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.
Весело так пляшет, вам платочком машет.
Ведущая. Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились.
Рефлексия.
Приложение №4
Конспект НОД по окружающему миру во второй младшей группе «Посуда»
Задачи:
1. Образовательные:
Формировать знания детей о посуде, о её назначении.
Учить детей называть части посуды.
Учить называть обобщающее слово.
2. Развивающие:
Развивать у детей речь, моторику рук и тела, память, мышление.
3. Воспитывающие:
Воспитывать у детей бережное отношение к окружающим предметам.
Оборудование и материалы: фрагмент видео записи мультфильма «Федорено горе», кухонная посуда, разрезные картинки (формата - А4) с изображением посуды, костюм «Федоры».
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Вы все сегодня такие красивые, пришли в детский сад с хорошим настроением, а чтобы ваше настроение сохранилось до конца дня, давайте с вами немного позанимаемся.
2. Ход занятия:
Воспитатель переодевается в костюм «Федоры».
Федора: Ребята вы меня узнали? Кто я? (ответы детей).
Федора: Знаете, дети у меня случилось большое горе. А вы хотите узнать какое? (Да).
Давайте мы с вами посмотрим, что же произошло?
Дети вместе с Федорой просматривают фрагмент мультфильма «Федорино горе» (фрагмент, где посуда уходит из дома).
Федора: Скажите ребята, что у меня произошло? (ответы детей).
Федора: Правильно от меня убежала вся посуда.
А почему убежала посуда? (ответы детей)
Федора: Правильно ребята, потому что я ее не мыла.
Ребята а вы поможете мне вернуть мою посуду? (Да).
Федора: Я совсем забыла какая посуда убежала. Давайте вместе свами вспомним.
Федора: открывает накрытую посуду на столе.
На столе стоят предметы кухонной посуды. (кастрюля, чайник, чашка, тарелка, ложка, половник, сковорода)
Федора: показывает кастрюлю. Дети для чего нам нужна кастрюля? (ответы детей)
Из каких частей состоит кастрюля? (ответы детей)
Федора: показывает чайник. Для чего нам нужен чайник? (ответы детей)
Что есть у чайника? (ответы детей)
Федора: Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны чашка и тарелка? (ответы детей)
Федора: Скажите пожалуйста как используют поварешку? (ответы детей).
Федора: А кто мне скажет, для чего нужна сковорода? (ответы детей)
Федора: Молодцы ребята, а теперь мы с вами превратимся в посуду.
3. Физминутка «Чайник» (Н. Нищева).
Вот большой стеклянный чайник, (надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца: (кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянулись, сомкнули руки над головой).
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (легли, вытянулись.)
Он посуду нам принес.
Федора: ребята расскажите мне, как нужно ухаживать за посудой? (ответы детей).
Федора: правильно, посуду надо мыть с моющими средствами, чистить порошком.
Федора: Спасибо вам дети, что научили меня ухаживать за посудой.
Дети посмотрите ко мне вернулась посуда.
Давайте поглядим, какая посуда вернулась.
4. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Дети работаю в парах, собирая разрезные картинки.
Федора: Скажите ребята, какая посуда ко мне вернулась? (дети называют посуду на разрезных картинках).
Федора: До свидания ребята мне пора уходить. Спасибо что помогли мне вернуть посуду. Теперь я буду хорошо за ней ухаживать.
5. Рефлексия.
Кто приходил к нам в гости?
В какие игры мы играли?
Дети что вам больше всего понравилось на занятии?
Что было трудно выполнить?
Приложение №5
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе
Тема: «Поможем Мишутке быть здоровым!»
Цель: формировать бережное отношение к здоровью посредством знаний о здоровом образе жизни.
Задачи:
- расширять представления о здоровом образе жизни;
- закрепить способы оздоровления организма в холодное время года;
- упражнять детей в умении выполнять точечный массаж;
- воспитывать сострадание и сочувствие, желание помочь в беде.
Оборудование: мягкая игрушка Мишутка, шарфик, карточки с признаками, карточки на тему «Как быть здоровым», музыка для релаксации, мешочек «Здоровья».
Ход занятия:
1. В группу входит воспитатель и держит медвежонка.
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Ко мне пришёл Мишутка, но что он говорит, не могу понять. Может, вы догадаетесь в чём дело и сможете ему помочь?
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, какой он грустный, молчаливый и шарфик почему-то завязал. А почему?
Дети:
- Наверное, он заболел. У Мишутки болит горлышко. Он простудился.
Воспитатель:
- Ребята, Мишутка что-то хочет сказать – он просит научить его, что делать, чтобы быть здоровым. Поможем медвежонку? (Да!)
Давайте расскажем, что делать, чтобы не болеть. Помогут нам карточки. Выберете любую и расскажите как укрепить здоровье.
Дети:- Чтобы не болеть, нужно делать зарядку; есть витамины, фрукты и овощи, правильно питаться; чистить зубы; полоскать рот отваром из трав; гулять на свежем воздухе; тепло одеваться; заниматься спортом; мыть руки с мылом; посещать бассейн; делать массаж; соблюдать режим; посещать соляную пещеру.
Воспитатель:
- Правильно! Молодцы!
Воспитатель:
- Для здоровья ещё полезно хорошее настроение, давайте с Мишуткой поиграем.
3. Физминутка
(Автор игры: Нина Пикулева.)
КАК ЖИВЁШЬ? ВОТ ТАК!
Как живёшь?
Вот так!
Как плывёшь?
Вот так!
Как бежишь?
Вот так!
Вдаль глядишь?
Вот так!
Машешь вслед?
Вот так!
Ждёшь обед
Вот так!
Утром спишь?
Вот так!
А шалишь?
Вот так!
Воспитатель: - Мишутка, ребята хотят тебя научить выполнять точечный массаж – это очень хорошо помогает укрепить иммунитет и помогает здоровью. Приглашаю всех расположиться на ковре и повторять за мной.
(Звучит музыка приятная музыка.)
Точку первую найдём и слегка её нажмём.
Посильнее надави – сосчитай до 10.
Вправо – влево мы покрутим
И здоровенькими будем!
А теперь возьмём мы ушки и потянем за верхушки,
Сверху вниз их разомнём и назад их заведём,
Вниз за мочки потяни…
Если хочешь – повтори!
Мы найдём другие точки – выполнять всё будем точно:
Точки эти надави, сосчитай до 10,
Вправо – влево покрути и ещё раз повтори.
Выполняй массаж полезный и забудешь про болезни!!!
5. Итог
Воспитатель:
-Хотите сделать Мишутке подарок? (Да.)
Вот «Мешочек здоровья» - он волшебный:
Всё, что произносится – в мешочке носится,
Когда он открывается – всё это вспоминается.
Провожать Мишутку пойдёт тот,
кто рецепт здоровья принесёт.
(Дети говорят в мешочек, что полезно для здоровья.)
- А теперь проводим нашего гостя в соляную пещеру.