Месяц | Тема недели | Тема занятия | Программное содержание | Список литературы |
Сентябрь | «Дорожная азбука (ПДД)» | «Подготовишки» II часть Обучение грамоте | Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.19 Занятие 1 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Здравствуй, Осень!» | «Летние истории» II часть Обучение грамоте | Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.20 Занятие 2 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Осенние изменения в природе» | «Лексико-грамматические упражнения» II часть Обучение грамоте | Активизировать разнообразный словарь детей, помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение. Буква [У] звук [У] Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Знакомство с гласной буквой У (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.22 Занятие 3 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Лес. Правила поведения в природе» | Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» II часть Обучение грамоте | Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. Буква [А] звук [А] Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Знакомство с гласной буквой А (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.24 Занятие 4 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
Октябрь | «Я вырасту здоровым!» (Витамины фрукты, овощи) | Работа с сюжетной картиной II часть Обучение грамоте | Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. Буква [И] звук [И] Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Знакомство с гласной буквой И (заглавной и строчной), правилами их написания после согласных. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.25 Занятие 5 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Я вырасту здоровым!» (Витамины фрукты, овощи) | Лексико-грамматические упражнения II часть Обучение грамоте | Активизировать речь детей Буква [П] звуки [П], [Пь] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой П. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 26 Занятие 6 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Птицы в природе» | Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос» Дидактическая игра «Я- вам, вы- мне» II часть Обучение грамоте | Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения, совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. Буква [Т] звуки [Т], [Ть] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Т. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.32 Занятие 7 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Домашние птицы» | «Вот такая история!» II часть Обучение грамоте | Цель: продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта Буква [К] звуки [К], [Кь] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой К. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 31 Занятие 8 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
Ноябрь | «Дикие и домашние животные» | «Сегодня так светло кругом!» II часть Обучение грамоте | Цель: Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. Буква [М] звуки [М], [Мь] Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составлением его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Знакомство с буквой М (заглавной и строчной). Освоение способа слогового чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.35 Занятие 9 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Мои город. Моя Семья» | Осенние мотивы II часть Обучение грамоте | Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация. Буква [О] звук [О] Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной (звукобуквенной) модели. Знакомство с гласной буквой О (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности называть слова с заданным звуком | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.39 Занятие 10 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Будь осторожен!» (ОБЖ) | «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» II часть Обучение грамоте | Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа Буква [Ы] звук [Ы] Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Знакомство с гласной буквой Ы (заглавной и строчной), правилами их написания после согласных. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.39 Занятие 11 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«День матери» | Лексические игры и упражнения II часть Обучение грамоте | Активизировать речь детей. Совершенствовать фонематическое восприятие речи Буква [С] звуки [С], [Сь] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой С. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.40 Занятие 12 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
Декабрь | «День инвалидов» | «Подводный мир» II часть Обучение грамоте | Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему Буква [Н] звуки [Н], [Нь] Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Знакомство с буквой Н. Освоение способа слогового чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.41 Занятие 13 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Зима. Сезонные изменения в природе» | Лексические игры II часть Обучение грамоте | Обогащать и активизировать речь детей Буква [Э] звук [Э] Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Знакомство с гласной буквой Э (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.44 Занятие 14 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Зимняя дорога (ПДД)» | Работа с иллюстрированными изданиями сказок II часть Обучение грамоте | Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей. Буква [Х] звуки [Х], [Хь] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой X. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.45 Занятие 15 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Новогодние праздники» | Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок» II часть Обучение грамоте | Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок» Буква [Й] звуки [Й] Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Знакомство с буквой Й. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.47 Занятие 16 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
Январь | «Зимние забавы» | «Новогодние встречи» II часть Обучение грамоте | Совершенствовать умения детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников Буква [Я] звуки [Й] [А] Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки, ставить ударение. Знакомство с гласной буквам Я (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Обучение умению строить звукобуквенную модель. Развитие способности подбирать слова к трех-, четырех, пятизвуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр. 56 Занятие 17 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Зимние забавы» | Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» II часть Обучение грамоте | Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь» Буква [З] звуки [З], [Зь] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой 3. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.49 Занятие 18 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Опыты и эксперименты» | Лексические игры и упражнения II часть Обучение грамоте | Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Буква [Б] звуки [Б], [Бь] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Б. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.49 Занятие 19 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Труд взрослых. Профессии» | Творческие рассказы детей. II часть Обучение грамоте | Активизировать фантазию и речь детей Буква [В] звуки [В], [Вь] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой В. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.57 Занятие 20 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
Февраль | «Всё о свойствах предметов» | Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»» II часть Обучение грамоте | Вспомнить с детьми русские народные сказки, познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка», помочь определить сказочные эпизоды. Буква [Ф] звуки [Ф], [Фь] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ф. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.60 Занятие 21 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Транспорт» | Лексические игры и упражнения II часть Обучение грамоте | Активизировать словарный запас детей Буква [Д] звуки [Д], [Дь] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Д. Освоение послогового способа чтения. Повторение правил написания сочетаний жи – ши. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.58 Занятие 22 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Защитники отечества» | Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» II часть Обучение грамоте | Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ. Буква [Г] звуки [Г], [Гь] Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись, составление предложения из букв. Знакомство с буквой Г. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.64 Занятие 23 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Народная культура и традиции» | Повторение II часть Обучение грамоте | Повторение пройденного материала Буква [Ш] звук [Ш] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ш и правил ом написания сочетания ши. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.65 Занятие 24 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
Март | «Мамин праздник!» | Работа по сюжетной картине II часть Обучение грамоте | Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей. Буква [Л] звуки [Л], [Ль] Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Знакомство с буквой Л. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.62 Занятие 25 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Моя страна. Моя планета» | Лексические игры и упражнения II часть Обучение грамоте | Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Буква [Е] звуки [Й][Э] Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией гласной буквы Е. Развитие умения называть слова с заданным звуком. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.63 Занятие 26 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Творчество писателей» | Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» II часть Обучение грамоте | Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи Буква [Ж] звуки [Ж] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ж и правилом написания сочетания жи. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.62 Занятие 27 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Театральная неделя» | Чтение сказки В. Даля «Старик -годовик» II часть Обучение грамоте | Совершенствовать диалогическую речь детей Буква [Ё] звуки [Й][О] Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания букв А, Я, О, Ё после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ё. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.67 Занятие 28 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
Апрель | «Неделя здоровья» | Чтение сказки «Снегурочка». II часть Обучение грамоте | Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки. Буква [Р] звуки [Р], [Рь] Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Знакомство с буквой Р. Освоение способов слогового чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.73 Занятие 29 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«День космонавтики» | Сочиняем сказку про Золушку. II часть Обучение грамоте | Помогать детям составлять творческие рассказы Буква [Ч] звук [Чь] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ч. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Знакомство с правописанием сочетаний ча и чу. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.75 Занятие 30 (Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Весна. Сезонные изменения в природе» | Рассказы по картинкам II часть Обучение грамоте | Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием Буква [Ю] звуки [Й][У] Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ю. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.76 Занятие 31 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Вместе защитим наших детей» | Пересказ сказки «Лиса и козел» II часть Обучение грамоте | Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах» Буква [Ц] звуки [Ц] Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ц. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.77 Занятие 32 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
Май | «День победы!» | Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» II часть Обучение грамоте | Помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить произведение. Буква [Щ] звук [Щь] Знакомство с буквой Щ и правописанием сочетаний ща – щу, ча – ща, чу – щу. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.79 Занятие 33 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Безопасная дорога! (ПДД)» | Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май» II часть Обучение грамоте | Формировать умение воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации; с помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая- последнего месяца весны. Твердый знак Знакомство с буквой Ъ и его разделительной функцией. Повторение правил написания сочетаний жи – ши, ча - ща, чу – щу. Овладение послоговым и слитным способами чтения. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр.82 Занятие 34 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Экологическая неделя» | Лексико-грамматические упражнения II часть Обучение грамоте | Активизировать речь детей Мягкий знак Совершенствование умения анализировать предложение. Знакомство с буквой Ь и его смягчающей функцией. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели. | В.В.Гербова «Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», стр Занятие 35 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |
«Здравствуй лето!» | Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» II часть Обучение грамоте | Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения. Повторение Програмное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение пройденных грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. | В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр.81 Занятие 36 (Н. С.Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет) |